Конспект группового логопедического занятия по теме "Дифференциация Т-Д"
методическая разработка по теме
Материал содержит конспект группового логопидического занятия с учащимися первых классов по теме "Дифференциация Т-Д" и презентацию к данному занятию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_d-t_.docx | 23.95 КБ |
t-d.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г.Москвы
Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждениег.Москвы
Центр образования №1080 «Экополис»
Конспект
занятия с учащимися 1 класса с ОНР
на тему:
«Дифференциации согласных Д-Т в слогах и словах ».
Подготовила и провела учитель-логопед Коробова Д.А.
Директор центра образования________________/ЦымбалР.М./
Цели: совершенствование навыков дифференциации согласных Д-Т в устной и письменной речи.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить артикуляцию звуков. Д, Д’, Т, Т ‘
- Совершенствовать фонематический анализ
- Совершенствовать слоговой анализ.
Развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать внимание.
- Развивать мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения.
- Воспитывать мотивацию к обучению.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Подготовительная работа: подготовить презентацию картинок на экран проектора, раздаточный материал, карточки, мяч.
- 1. Организационный момент.
Логопед: - Здравствуйте. Вы любите мультфильмы? Назовите свой любимый и займите своё место.
- 1. Определение темы занятия.
На экране появляется изображение героев из мультфильма «Том и Джерри».
Логопед: - А этот мультфильм узнаете?
Дети: - Да, это «Том и Джерри».
Логопед: - Расскажите мне, про кого этот мультфильм?
Дети: - Про мышку Джерри и кота Тома.
Логопед: - Скажите, а на какие буквы начинаются имена наших героев? Какие буквы являются их любимыми? Какие слова они будут выбирать для себя?
Дети:- Имя Джерри начинается на «Д», а имя кота – на «Т». Том любит букву «Т» и будет собирать слова , которые начинаются с буквы «Т», а Джерри любит букву «Д» и слова выбирает те, в которых есть буква «Д».
Логопед: - Верно. Сегодня на занятии мы будем правильно читать, писать, составлять и отгадывать слова, в которых есть любимые буквы наших героев.
2. Характеристика звуков занятия.
Логопед:- Давайте дадим характеристику нашим звукам
Произнесите звуки т и д. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков?
Дети: - Да, одинаковое.
Логопед:- Как произносим эти звуки? Какие это звуки гласные или согласные?
Дети: - Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух разрушает эту преграду. Звуки согласные.
Логопед:- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука Д? Д´?С голосом или без голоса произносятся эти звуки? Какие это звуки?
Дети: - Да, горлышко дрожит, произносится с голосом. Значит, Д, Д´- звонкие. Д- твердый звук , Д´ -мягкий.
Логопед:- А теперь произнесите звуки Т и Т´ и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этих звуков? Используем ли голосок при их произношении? Какой вы можете сделать вывод, какие эти звуки?
Дети: - Звук Т – твердый, а Т´ -мягкий. Эти звуки произносятся без голоса, они глухие.
3. Игра «Эхо»
Логопед: - Я вам назову слоги, а вы их повторите. Внимательно смотрите на экран, если Том и Джерри на картинках улыбаются, то и слоги вы повторяйте с улыбкой, весело, а если грустят, то тихо, без улыбка, если испугались наши друзья, то и произносите, словно испугались вы.
- Да, то, да, да.
- Ти, та, ди, да.
- Да, до, ди, тя.
- Де, ту, ты, то, ди.
- Та, тя, тя, дю,дэ.
- Ат, од, ит, ды, уд.
Дети повторяют слоговой ряд в соответствии с мимикой героев на экране.
4. Развитие фонематического восприятия
Логопед: - Посмотрите на экран, перед нами новый друг Тома и Джерри. Кто это?
Дети:- Уточка
(Появляется следующая картинка).
Логопед: - А куда залез Том, прячась от собаки? То, на чем он сидит, называется…
Дети: - Удочка.
Логопед: - Скажите, пожалуйста, сколько букв в слове «УДОЧКА»? Какая буква первая? Сколько в слове слогов? Сколько согласных? Сколько гласных? Какая буква стоит в конце слова?
Дети: - В слове «УДОЧКА» 6 букв
- первая буква – У
- 3и слога
- 3 согласные
- 3 гласные
- слово заканчивается на букву «А»
Логопед: - Всё верно. Скажите, а сколько букв в слове «УТОЧКА»? Какая буква первая? Сколько в слове слогов? Сколько согласных? Сколько гласных? Какая буква стоит в конце слова?
Дети: - В слове «УТОЧКА» 6 букв
- первая буква – У
- 3и слога
- 3 согласные
- 3 гласные
- слово заканчивается на букву «А»
Логопед: - Да, УТОЧКА и УДОЧКА- очень похожие друг на друга по написанию и звучанию слова. Но чем же они отличаются?
Дети: - Эти слова разные по смыслу , а ещё в слове уточка второй звук Т, а в слове удочка второй звук Д.
5.Игра «Превращение слогов»
Логопед: - Я буду называть слог и кидать вам волшебный мяч. Тот, кто мяч поймает, в противоположный слог превращает. Если я называю слог с Т, вы превращаете его в слог с Д, и наоборот.
- Та
Дети: - Да…
6.Игра «Подарки для Тома и Джерри»
Логопед: - Давайте выберем подарки, которые мы можем подарить Тому, и подарки, которые понравится Джерри. Для этого напомните, какие звуки любят наши герои?
Дети: -Том любит звуки Т и Т´, а Джерри – Д и Д´.
Логопед: - Смотрите на экран, называйте изображение и говорите, кому мы можем подарить этот подарок и почему.
(На экране появляются картинки)
-Диван Телефон Одеяло Сковорода Кровать Холодильник Телевизор
Стол Утюг Ведро
Дети: - Это диван, его мы подарим Джерри, потому что в этом слове есть буква Д…
7. Работа с карточками.
Логопед: - Вставьте в слова пропущенные буквы и слоги.
- Поменяйтесь карточками, проверьте друг друга.
Слова в карточках:
а) Вставьте в слова пропущенную букву Д или Т.
Ра __уга капус__а, , ___октор, ___уча, с__рела, во___а, кален___арь, ва___а, авгус___, с__а__о, __ру___но , пар__а, ___ож__ик, __е___ра__ь,
с___ол, с___арик, бесе___а, с__ул, трак__ор, боро__а, воро__а, гра__усник, , ве__ка, ве__ро, пого__а, желу___и, моло__ок, о___еяло, ве__ер.
б)Закончить слова, добавив слог та или да:
коф… лопа… звез… бесе…
во… ребя… гуся… боро…
8. Игра «Превращение слов»
Логопед:- А теперь пришла очередь превращать и слова. Ловите мячик и изменяйте слова, заменяя Т на Д, а Д на Т.
Дачка – тачка, Дон — тон, дом — том, доля — Толя, донна — тонна,
дол — тол, док — ток , долг — толк, дочка — точка, тушь — душ,
задор — затор, Даня — Таня, дам – там, тоска – тоска,
допить — топить, глодать — глотать, удалять — утолять,
видать — витать, модальный — мотальный, душка — тушка,
задаривать — затаривать, удалить — утолить, колдун — колтун,
удочка — уточка, душить — тушить, кадушка — катушка,
задушить — затушить, дуб – туп.
-Давайте обсудим значения слов, которые вам незнакомы или вызывают сомнения.
9. Запись слов с дифференцируемыми буквами в тетрадь
Логопед:- Откройте тетради. Будем записывать слова, где встречаются обе буквы нашего занятия. Будьте внимательны!
ДЕТИ, ДАТА, ТУДА, ДЯТЕЛ, ДЕЛАТЬ, ДЕЛИТЬ,ВОДИТЕЛЬ, РАДИСТ, КОНДИТЕР, ДОКТОР,ТРУДНО, ТЕТРАДИ, ПРОДУКТЫ
10. Игра «Смотри не ошибись!» (работа с доской)
Логопед: - Вставьте слова, подходящие по смыслу:
Назовем мы книгу_____________ (том, дом)
Для жилья построим___________ (том, дом)
По реке плывут_______________ (плоды, плоты)
На ветвях висят_______________ (плоды, плоты)
Под Москвой есть город_______ (дверь, Тверь)
В доме открываем_____________ (дверь, Тверь)
Соловей выводит_____________ (трель, дрель)
Слесарь в сеть включает_______ (трель, дрель)
- Итог.
Логопед:- Итак, наши друзья Том и Джерри прощаются с нами, они очень надеются, что вы никогда не будете путать их любимые буквы. Напомните мне эти буквы и звуки, которые они обозначают.
Дети:- Любимая буква Джерри – Д, а обозначает она звуки Д и Д´
-Буква Тома – Т, а обозначает она звуки Т и Т´.
Логопед:- Верно, молодцы. Придумайте мне слово с глухим согласным звуком нашего занятия, который стоит в середине слова.
Дети:- Каток, …
Логопед:- Придумайте мне слово со звонким согласным звуком, который стоит в начале слова.
Дети:- Дом,…
Логопед:- Придумайте мне слово со звонким согласным звуком, который стоит в середине слова.
Дети:- Ведро,…
Логопед:- Назовите мне слово с глухим согласным звуком, который стоит в начале слова.
Дети:- Точка,…
Логопед:- Вы все сегодня молодцы, старались и были внимательны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повтори слоги
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида
В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...
конспект группового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной) школы по теме: Зима. Автоматизация звука Л.
Конспект логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной) школы "Автоматизация звука Л. Лексика: Зима."...
Конспект группового логопедического занятия
Тема"Дифференциация А-Я" 2 класс...
Конспект группового логопедического занятия по развитию речи с воспитанниками старшей группы с ЗПР
Занятие направлено на развитие импрессивного и экспрессивного словаря по лексической теме "Дом"...
Конспект группового логопедического занятия в 7 классе (VIII вид). Тема: «Изменение глаголов по числам».
Конспект группового логопедического занятия в 7 классе VII вида....
Конспект группового логопедического занятия для детей легкой степени СНР. Тема: Весна. « Уж тает снег, бегут ручьи и лес оденется листвою!».
Конспект логопедического занятия для детей с системным недоразвитием речи легкой степени....
Конспект группового логопедического занятия для первоклассников с ФФН. Тема: "Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах и предложениях"
Цели занятия:Научить различать звуки и буквы Ч-Щ с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и фонематического восприятия.Научить применя...