Конспект группового логопедического занятия по теме "Дифференциация Т-Д"
методическая разработка по теме

Коробова Дарья Александровна

Материал содержит конспект группового логопидического занятия с учащимися первых классов по теме "Дифференциация Т-Д" и презентацию к данному занятию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_d-t_.docx23.95 КБ
Файл t-d.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г.Москвы

Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждениег.Москвы

Центр образования №1080 «Экополис»

Конспект

занятия  с учащимися 1 класса с ОНР

на тему:

                 «Дифференциации согласных Д-Т в слогах и словах ».

Подготовила и провела учитель-логопед Коробова Д.А.

Директор центра образования________________/ЦымбалР.М./

Цели: совершенствование навыков дифференциации согласных Д-Т в устной и письменной речи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить артикуляцию звуков. Д, Д’, Т, Т ‘
  2. Совершенствовать фонематический анализ
  3. Совершенствовать слоговой анализ.

Развивающие:

  1. Развивать фонематическое восприятие.
  2. Развивать внимание.
  3. Развивать мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру общения.
  2. Воспитывать мотивацию к обучению.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Подготовительная работа: подготовить  презентацию картинок на экран проектора, раздаточный материал, карточки, мяч.

  1.   1. Организационный момент.

Логопед: - Здравствуйте. Вы любите мультфильмы? Назовите свой любимый и займите своё место.

  1. 1. Определение темы занятия.

На экране появляется изображение  героев из мультфильма «Том и Джерри».

Логопед: - А этот мультфильм узнаете?

Дети: - Да, это «Том и Джерри».

Логопед: - Расскажите мне, про кого этот мультфильм?

Дети: - Про мышку Джерри и кота Тома.

Логопед: - Скажите, а на какие буквы начинаются имена наших героев? Какие буквы являются их любимыми? Какие слова они будут выбирать для себя?

Дети:- Имя Джерри начинается на «Д», а имя кота – на «Т».  Том любит букву «Т» и будет собирать слова , которые начинаются с буквы «Т», а Джерри любит букву «Д» и слова выбирает те, в которых есть буква «Д».

Логопед: - Верно. Сегодня на занятии мы будем правильно читать, писать, составлять и отгадывать слова, в которых  есть любимые буквы наших героев.

                    2. Характеристика звуков занятия.

Логопед:- Давайте дадим  характеристику нашим звукам

Произнесите звуки т и д. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков?

Дети: - Да, одинаковое.

Логопед:- Как произносим эти звуки? Какие это звуки гласные или согласные?

Дети: - Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух разрушает эту преграду. Звуки согласные.

Логопед:- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука Д? Д´?С голосом или без голоса произносятся эти звуки?  Какие это звуки?

Дети: - Да, горлышко дрожит, произносится с голосом. Значит, Д, Д´- звонкие. Д- твердый звук , Д´ -мягкий.

Логопед:-  А теперь произнесите звуки  Т и Т´ и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этих звуков? Используем ли голосок при их произношении?  Какой вы можете сделать вывод, какие эти звуки?

Дети: - Звук Т – твердый, а Т´ -мягкий. Эти звуки  произносятся без голоса, они глухие.

   3. Игра «Эхо»

Логопед: - Я вам назову слоги, а вы их повторите. Внимательно смотрите на экран, если Том и Джерри на картинках улыбаются, то и слоги вы повторяйте с улыбкой, весело, а если грустят, то тихо, без улыбка, если испугались наши друзья, то и произносите, словно испугались вы.

- Да, то, да, да.

- Ти, та, ди, да.

- Да, до, ди, тя.

- Де, ту, ты, то, ди.

- Та, тя, тя, дю,дэ.

- Ат, од, ит, ды, уд.

 

Дети повторяют слоговой ряд в соответствии с мимикой героев на экране.

 4. Развитие фонематического восприятия

Логопед: - Посмотрите на экран, перед нами новый друг Тома и Джерри.  Кто это?

Дети:- Уточка

(Появляется следующая картинка).

Логопед: - А куда залез Том, прячась от собаки? То, на чем он сидит, называется…

Дети: - Удочка.

Логопед: - Скажите, пожалуйста, сколько букв в слове «УДОЧКА»? Какая буква первая? Сколько в слове слогов? Сколько согласных? Сколько гласных? Какая буква стоит в конце слова?

Дети: - В слове «УДОЧКА» 6 букв

            -  первая буква – У

            - 3и слога

            - 3 согласные

            - 3 гласные

            - слово заканчивается на букву «А»

Логопед: - Всё верно. Скажите, а сколько букв в слове «УТОЧКА»? Какая буква первая? Сколько в слове слогов? Сколько согласных? Сколько гласных? Какая буква стоит в конце слова?

Дети: - В слове «УТОЧКА» 6 букв

            -  первая буква – У

            - 3и слога

            - 3 согласные

            - 3 гласные

            - слово заканчивается на букву «А»

Логопед: - Да, УТОЧКА и УДОЧКА-  очень похожие друг на друга по написанию и звучанию слова. Но чем же они отличаются?

Дети: - Эти слова разные по смыслу , а ещё в слове уточка второй звук Т, а в слове удочка второй звук Д.

5.Игра «Превращение слогов»

Логопед: - Я буду называть слог и кидать вам волшебный мяч. Тот, кто мяч поймает, в противоположный слог превращает. Если я называю слог с Т, вы превращаете его в слог с Д, и наоборот.

- Та

Дети: - Да…

6.Игра «Подарки для Тома и Джерри»

Логопед: - Давайте выберем подарки, которые мы можем подарить Тому, и подарки, которые  понравится Джерри.  Для этого напомните, какие звуки  любят наши герои?

Дети: -Том любит звуки Т и Т´, а Джерри – Д и Д´.

Логопед: - Смотрите на экран, называйте изображение и говорите, кому мы можем подарить этот подарок и почему.

(На экране появляются картинки)

-Диван   Телефон  Одеяло Сковорода Кровать Холодильник Телевизор

Стол   Утюг Ведро

Дети: - Это диван, его мы подарим Джерри, потому что в этом слове есть буква Д…

7. Работа с карточками.

Логопед: - Вставьте в слова пропущенные буквы и слоги.

- Поменяйтесь карточками, проверьте друг друга.

Слова в карточках:

а) Вставьте в слова пропущенную букву Д или Т.

Ра __уга        капус__а,  , ___октор,  ___уча, с__рела, во___а, кален___арь,  ва___а,  авгус___,  с__а__о, __ру___но , пар__а, ___ож__ик, __е___ра__ь,

 с___ол,  с___арик,  бесе___а, с__ул, трак__ор, боро__а, воро__а, гра__усник, , ве__ка, ве__ро, пого__а, желу___и, моло__ок, о___еяло, ве__ер.

б)Закончить слова, добавив слог та или да:

    коф…            лопа…       звез…          бесе…

     во…              ребя…       гуся…          боро…

8. Игра «Превращение слов»

Логопед:- А теперь пришла очередь превращать и слова.  Ловите мячик и изменяйте слова, заменяя Т на Д, а Д на Т.

Дачка – тачка,    Дон — тон,  дом — том, доля — Толя, донна — тонна,

дол — тол,  док — ток ,  долг — толк,  дочка — точка, тушь — душ,

задор — затор, Даня — Таня,    дам – там,  тоска – тоска,

допить — топить, глодать — глотать, удалять — утолять,

видать — витать,  модальный — мотальный, душка — тушка,

задаривать — затаривать, удалить — утолить, колдун — колтун,

удочка — уточка, душить — тушить, кадушка — катушка,

задушить — затушить, дуб – туп.

-Давайте обсудим значения слов, которые вам незнакомы или вызывают сомнения.

9. Запись слов с дифференцируемыми буквами в тетрадь

Логопед:- Откройте тетради. Будем записывать слова, где встречаются обе буквы нашего занятия. Будьте внимательны!

ДЕТИ, ДАТА, ТУДА, ДЯТЕЛ, ДЕЛАТЬ, ДЕЛИТЬ,ВОДИТЕЛЬ, РАДИСТ, КОНДИТЕР, ДОКТОР,ТРУДНО, ТЕТРАДИ, ПРОДУКТЫ

10. Игра «Смотри не ошибись!» (работа с доской)

Логопед: - Вставьте слова, подходящие по смыслу:

Назовем мы книгу_____________         (том, дом)

 Для жилья построим___________         (том, дом)

 По реке плывут_______________         (плоды, плоты)

 На ветвях висят_______________         (плоды, плоты)

 Под Москвой есть город_______         (дверь, Тверь)

 В доме открываем_____________         (дверь, Тверь)

 Соловей выводит_____________         (трель, дрель)

 Слесарь в сеть включает_______         (трель, дрель)

  1. Итог.

Логопед:- Итак, наши друзья Том и Джерри  прощаются с нами, они очень надеются, что вы никогда не будете путать их любимые буквы. Напомните мне эти буквы и звуки, которые они обозначают.

Дети:-  Любимая буква Джерри – Д, а обозначает она звуки Д и Д´

          -Буква Тома – Т, а обозначает она звуки Т и Т´.

Логопед:- Верно, молодцы. Придумайте мне слово с глухим согласным звуком нашего занятия, который стоит в середине слова.

Дети:- Каток, …

Логопед:- Придумайте мне слово со звонким согласным звуком, который стоит в начале слова.

Дети:- Дом,…

Логопед:- Придумайте мне слово со звонким согласным звуком, который стоит в середине слова.

Дети:- Ведро,…

Логопед:- Назовите мне слово с глухим согласным звуком, который стоит в начале слова.

Дети:- Точка,…

Логопед:- Вы все сегодня молодцы, старались и  были внимательны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТОМ и ДЖЕРРИ

Слайд 2

Повтори слоги

Слайд 9

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

конспект группового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной) школы по теме: Зима. Автоматизация звука Л.

Конспект логопедического  занятия во 2 классе  специальной (коррекционной) школы "Автоматизация звука Л. Лексика: Зима."...

Конспект группового логопедического занятия

Тема"Дифференциация А-Я"  2 класс...

Конспект группового логопедического занятия по развитию речи с воспитанниками старшей группы с ЗПР

Занятие направлено на развитие импрессивного и экспрессивного словаря по лексической теме "Дом"...

Конспект группового логопедического занятия для детей легкой степени СНР. Тема: Весна. « Уж тает снег, бегут ручьи и лес оденется листвою!».

Конспект логопедического занятия для детей с системным недоразвитием речи легкой степени....

Конспект группового логопедического занятия для первоклассников с ФФН. Тема: "Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах и предложениях"

Цели занятия:Научить различать звуки и буквы Ч-Щ с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и фонематического восприятия.Научить применя...