Стратегия обучения детей с РАС и другими нарушениями развития
презентация к уроку
Презентация темы самообразования педагога 2015-2018 гг.
В презентации использованы материалы Фонда "Выход", а также фотографии, сделанные в ФРЦ "Аутизм"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структурированное обучение — это стратегия обучения, разработанная Отделением ТЕАССН ( Лечение и Образование Детей с Аутизмом и другими Расстройствами сферы Коммуникации ) Университета Северной Каролины. (T) reatment and (E) ducation of (A) utistic and related (C) ommunication handicapped (CH) ildren
Обоснование: обработка зрительной информации дается легче , чем обработка вербальной информации на слух.
Структурированное обучение — это система организации среды обучения для детей с нарушениями коммуникации, и развития необходимых навыков и помощи в понимании требований учителя.
зрительные опорные сигналы помогают детям сосредоточиться на актуальной информации, учитывая то, что для них бывает сложно отделить важную информацию от несущественной
конструктивный подход к сложностям поведения и создание такой среды обучения, которая минимизировала бы стресс , тревогу и фрустрацию, характерные для этих детей
Визуальные подсказки помогут детям лучше ориентироваться в пространстве и меньше полагаться на помощь взрослых.
Основные компоненты структурированного обучения Структурированное пространство I Визуальное расписание II Компоненты процесса обучения III
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структурированное пространство состоит из ряда частей: Местоположение c труктурированное пространство необходимо во всех помещениях , в которых ученик проводит время, включая классы, игровые площадки, мастерские, спальни, коридоры, раздевалки/комнаты хранения, столовую, туалеты и т.д.
Четкие визуальные и материальные границы. Для визуального обозначения границ можно использовать разные по цвету напольные покрытия или цветную клейкую ленту для пола. Если расставить мебель так, чтобы обозначить четкие границы разных по назначению зон, это снизит для ребенка возможность хаотично передвигаться по помещению.
Степень структурирования пространства зависит от уровня самоконтроля ребенка, но не от уровня развития его когнитивных навыков . По мере того, как учащиеся становятся более самостоятельными , уровень структурирования пространства постепенно понижается
Организация рабочего места в группе Визуальная подсказка на парте Ортопедическая подушка на стуле
Расстановка парт в классе со сложной структурой
Рабочее место учителя в отсутствие детей
Родительский уголок Доска поощрений
Организация хранения материалов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важно, чтобы различные учебные материалы и вспомогательные средства обучения хранились вне зоны видимости учащихся , но в то же время так, чтобы учитель во время урока легко мог извлечь и применить требующийся ему материал.
Зона индивидуальной работы с тьютором ( за отдельным столом с боковой ширмой)
Перегородки и минимизация материалов на столе уменьшает визуальные отвлекающие факторы.
Круг в «легком» классе Уголок разгрузки
У чащихся важно приучать к порядку на рабочем месте , используя картинки, цветовые обозначения, цифры, знаки и т.д . Пример: В игровой зоне на полках можно поместить изображения игрушек, которые должны стоять на данной полке, чтобы помочь учащимся расставить игрушки по местам.
Организация деятельности детей на перемене
Спортивный зал (упражнение с канатом)
Минимизация визуальных и аудиальных отвлекающих факторов Визуальные отвлекающие факторы можно минимизировать следующим образом : — покрасить все помещение (стены, потолки, доски и т.д.) приглушенным цветом (например, кремовым); — минимизировать визуальный «шум» в виде развешенных на стенах работ учащихся, сезонных украшений, и разложенных учебных материалов; — использовать покрывала/занавески, чтобы накрыть или отгородить полки с ненужными в данный момент материалами и другие отвлекающие объекты (компьютер, копировальная машина, телевизор/видеопроектор и т.д.) ;
— хранение оборудования и материалов в другой зоне. Пример: В игровой зоне ограничьте число игрушек, которые могут использовать дети, а затем еженедельно обновляйте состав: выкладывайте «новые» и убирайте «старые»; — используйте естественное освещение, сокращая время работы отвлекающих флуоресцентных ламп. Используйте шторы и жалюзи, если солнечный свет слишком ярок, создавая при этом теплую и спокойную среду; — использование отсеков для индивидуальной работы учащихся, помещенных в угловой части класса или отгороженных от столов для групповой работы также сократит визуальные отвлекающие факторы; — тщательный выбор мест для каждого ребенка в классе.
— в любой структурированной среде должны быть зона получения инструкций, зона самостоятельной работы, зона отдыха и досуга. — действие слуховых отвлекающих факто ров может быть снижено с помощью ковровых покрытий, более низких потолков в помещении, акустической плитки, использования наушников или плейера;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
II. Визуальное расписание это один из важнейших составных компонентов структурированной среды обучения, который сообщает учащемуся, какие занятия будут проводиться и в какой последовательности .
— Помогают преодолеть сложности, являющиеся результатом слабой последовательной памяти , и организовать время учащегося. — Помогают детям с языковыми проблемами понять требования учителя . — Снижают уровень тревожности у детей и, следовательно, частоту поведенческих проблем посредством высокого уровня предсказуемости происходящего для учащихся.
— Помогает учащемуся самостоятельно перейти от одного вида деятельности к другому , из одной зоны в другую, сообщая, куда ему необходимо направиться после окончания конкретной работы. Визуализированное расписание может использоваться во всех зонах (класс, спортивный зал, в зоне трудотерапии, логопедических занятий, дома, в воскресной школе и т.д.) — Расписания проясняют, какой вид деятельности происходит в определенный период времени, а также готовит учащихся к возможным изменениям .
— Визуализированное расписание использует стратегию «сначала-потом», т.е. «сначала ты делаешь ¬¬___, затем ты делаешь ¬¬___» (но не «если-тогда»). В каждый конкретный момент времени перед учеником должны быть представлены два пункта расписания, чтобы он постепенно понял, что виды деятельности следуют друг за другом, а не каждый сам по себе.
Учащегося необходимо обучить использованию визуализированного расписания, а затем его нужно использовать постоянно . Его нельзя считать «костылями», от использования которых можно со временем отказаться. К визуальному расписанию нужно относиться, как к своего рода постоянному вспомогательному техническому средству.
Индивидуальное расписание необходимо разработать в дополнение к общему классному расписанию . — Индивидуальное расписание даст ученику важную информацию в визуальной форме, к пониманию которой он подготовлен . — При составлении визуализированного расписания для ребенка необходимо внимательно отнестись к длине расписания (количество включенных видов деятельности).
Сверка с расписанием могут понадобиться опорные сигналы-напоминания о том, что необходимо свериться с расписанием, какой вид деятельности следует за только что закончившимся и куда для этого нужно перейти . Такие визуализированные подсказки могут представлять собой ламинированные разноцветные полоски с написанным на них именем учащегося, палочки или кусочки картона с нарисованной на них галочкой и т.п.
Переходы Некоторые учащиеся нуждаются в том, чтобы взять в руки карточку или объект с обозначением следующего вида деятельности и физически переместить его в место , где будет происходить следующий вид деятельности. Это может быть необходимо в силу того, что у ребенка повышена отвлекаемость во время перехода из одной рабочей зоны в другую. Эта особенность не связана напрямую с когнитивным или вербальным уровнем развития ребенка.
III. Компоненты процесса обучения: Систем а презентации задания Визуальная структура
Система презентации – системная и организованная подача заданий/материалов с целью обучения ребенка самостоятельной работе без помощи взрослого. Системы презентации могут использоваться для заданий любого типа и любых видов деятельности (работе над академическими навыками, повседневными практическими навыками, жизненными компетенциями, в досуговых занятиях и развлечениях).
Каждая система, независимо от вида деятельности, должна включать ответы на следующие вопросы: — Какую работу необходимо выполнить? В чем состоит задание ? (например, рассортировать предметы по цвету, выполнить примеры на сложение и вычитание двузначных чисел, приготовить бутерброд, почистить зубы и т.д.) — Каков объем работы ? Нужно визуально представить ребенку в точности, какой объем работы он должен выполнить.
— Когда я закончу выполнять данный вид работы ? Ученик должен сам понять, когда задание выполнено. Это может быть ясно из самого задания, также можно использовать таймеры либо визуальные сигналы, например, на листе с заданиями поставить красную точку, обозначающую конец заданий на данном занятии. — Что последует за этим? Ученик мотивирован на успешное завершение предложенного задания, если за этим должно последовать подкрепление: непосредственное материальное подкрепление, какой-то любимый вид деятельности, перемена, деятельность по желанию учащегося. В некоторых случаях ученика мотивирует сама перспектива того, что данное занятие будет закончено.
Примеры различных систем презентации, от самой простой к самой сложной: Последовательность слева направо, коробка/папка для выполненной работы— в правом углу . Это самое конкретное воплощение системы презентации, когда задания располагаются слева от рабочего места (на полке, в папке, корзинке и т.д.). Ученику объясняют, что ему нужно взять предмет с заданием слева, выполнить задание и положить справа в ящик (папку, коробку и т.п. ) Обозначения при помощи символов (цветом, формой, буквами, цифрами). Такая система презентации требует овладения более сложным навыком, так как учащийся должен выполнить рабочие задания в последовательности, обозначенной символически. Надписи . Такая система требует более продвинутого навыка самоорганизации и представляет собой список заданий в порядке выполнения.
Визуальная инструкция . Ученику нужно презентовать задание так, чтобы он смог выполнить его последовательно, опираясь на визуальную инструкцию. Визуальная инструкция помогает ученику провести серию последовательных шагов для достижения поставленной цели. Визуальные инструкции могут иметь разные формы : — Сами материалы задания определяют необходимые действия (например, собрать пирамидку: кольца лежат в коробке слева, стержень стоит справа, т.е. опять соблюдается последовательность слева направо). — Графическое изображение (например, нарисованы контуры тарелок и приборов для еды, на которые учащийся должен поставить реальные предметы). — Рисунки предметов (например, картинки игрушек или одежды на тех местах, куда ребенок должен их положить при обучении ребенка навыку содержать в порядке свои вещи). — Письменная инструкция (пошаговое описание выполнения задания или последовательных действий, например, утреннего режима или правильного написания слова). — Образец завершенного задания (например, картинка, выполненная другим учеником). Визуальная структура
Визуальная организация — это презентация учебных материалов и организация пространства таким образом, чтобы минимизировать влияние посторонних сенсорных стимулов. М ожет включать в себя использование емкостей для организации материалов (например, материалы для каждого вида деятельности кладутся в отдельную коробку, буквы алфавита не сваливаются в коробку, а прикрепляются к специальному лотку и т.п.), визуальные границы зоны , включенной в какое-либо задание (например, использование клейкой ленты для ограничения площади пола, которую ученик должен пропылесосить , метки для определения места предмета) .
Визуальная четкость Цель: выделение важной информации, главных понятий, частей инструкции и ключевых материалов. Задание должно быть построено так, чтобы в самом построении содержалась подсказка ученику , на каких деталях следует сосредоточить внимание. Такие детали выделяются цветом, картинками, цифрами или буквами. Визуальная четкость способствует самостоятельной работе ученика без направляющей роли взрослого. Пример: ограничение объектов на рабочем месте ученика лишь теми материалами, которые необходимы ему при выполнении конкретного задания) . Другие примеры визуальной четкости: использование цветового кода (у каждого ребенка свой цветовой индентификатор и по цвету он находит свое рабочее место, стул во время групповых мероприятий, место для хранения рабочих материалов, место за столом во время еды и т.д.); использование этикеток (при сортировке предметов).
Стратегия структурированного обучения позволит учащемуся научиться концентрировать внимание на визуальных опорных сигналах в различных средах и ситуациях и таким образом повысит уровень самостоятельности в различных видах деятельности. Важно отметить, что различные системы обучения и терапии: сенсорная интеграция, система коммуникации с помощью обмена картинками, игровая терапия Гринспэна , АВА — успешно совмещаются со стратегией структурированного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИР
Перспективный план по лексическим темам старшая логопедическая группа ОНР....
Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению- условие доступности образования детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению – условие доступности образования детей с выраженной с тяжелыми и множественными нарушениями развития ПЛАН1.Актуаль...
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННЫМИ И ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Обучение детей категории «глубоко умственно отсталые дети»....
Организация надомного обучения детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии
Организация надомного обучения детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитииК детям с комплексными нарушениями относятся те, кто имеет сочетание нескольких выраженных первичных псих...
статья " Стратегии обучения правильному и грамотному письму с целью развития критического мышления"
в статье рассказывается о разных методах обучения грамотному и правильному письму....
«Прикладной анализ поведения (АВА) для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития».
Материал рекомендутся для учителей-дефектологов, логопедов, психологов, педагогов коррекционных групп ДОУ...
Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии математике. Мотивация к обучению и способы ее повышения. Из опыта работы.
Программы коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они (программы) содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобр...