Организация надомного обучения детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии
статья
Организация надомного обучения детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии
К детям с комплексными нарушениями относятся те, кто имеет сочетание нескольких выраженных первичных психофизических нарушений, определяющих трудности социальной адаптации и обучения ребенка. По мнению М. Г. Блюминой, к сложным дефектам «надо относить только такие аномалии развития, при которых имеются два или более первичных дефекта, и каждый существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что чрезвычайно усложняет общую структуру дефекта и затрудняет его компенсацию». Сочетание первичных и вторичных психоречевых, двигательных, личностных и сенсорных нарушений увеличивает сложность структуры комплексного нарушения.
Дети с комплексными нарушениями в развитии требуют значительного объёма комплексной реабилитационной и социально-педагогической помощи. В связи с этим в последние годы такие дети стали прицельным объектом изучения специалистов, тем более что возникла потребность в разработке новых подходов к организации их обучения. Наибольшие проблемы, связанные с поиском специализированного учреждения, где с детьми, имеющими комплексные нарушения в развитии, может быть организована коррекционно-педагогическая работа, возникают в период дошкольного детства.
В современной системе помощи детям дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии существуют следующие формы оказания им коррекционно-педагогической помощи (Головчиц Л. А., 2012):
-дошкольное образовательное учреждение компенсирующего и комбинированного видов, в которых могут открываться группы для детей с комплексными нарушениями в развитии;
-группы кратковременного пребывания при ДОУ компенсирующего и комбинированного видов;
-лекотеки;
-службы ранней помощи;
-консультативно-диагностические и реабилитационные центры.
Некоторые дети с тяжёлыми нарушениями в развитии часто не имеют возможности посещать специализированные образовательные учреждения
(например, дети с ДЦП и интеллектуальными и сенсорными нарушениями, в сочетании с эпилепсией, если при этом нарушение двигательной сферы выражено в большей степени). В связи с этим наиболее перспективной формой организации коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии представляется система надомного обучения, в рамках которой может быть полноценно реализован индивидуальный подход к ребёнку и его семье, а работа специалистов будет проводится в домашних условиях.
Цель надомного обучения- организация помощи семье в обеспечении обучения и воспитании ребёнка с учётом его возможностей. Часто такая форма обучения-единственная возможность для овладения детьми с тяжёлыми комплексными нарушениями доступными для них представлениями об окружающем, умениями и навыками самообслуживания, развития взаимодействия в семье. Особенности организации данной формы обучения раскрыты в законе «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗот 29.12. 2012 г.).
Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в надомном обучении, определён законодательно.
Надомное обучение включает в себя следующие направления работы:
-оказание коррекционно-педагогической помощи детям на основе индивидуальных программ коррекционной работы;
-создание образовательной среды и условий в семье для реализации коррекционной программы;
-оказание методической и психологической помощи семье ребёнка;
-развитие взаимодействия и общения с другими людьми, расширение круга общения за счёт приглашённых специалистов, социализация детей в соответствии с имеющимися у них возможностями.
Организация коррекционно-педагогической работы в форме надомного обучения с детьми дошкольного возраста, имеющими комплексные нарушения в развитии, позволяет создать максимально эффективные условия для достижения положительных результатов. Это возможно благодаря тому, что такие условия являются комфортными для детей и позволяют сделать родителей активными участниками реабилитационного процесса, обеспечить социализацию семьи, открыть для ребёнка новые возможности обучения и развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе сурдопедагога, воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Триединство в работе педагогического коллектива ДОУ в работе с детьми с нарушенями слуха....
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 03.06. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Учебно-методический комплекс по дисциплине СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ (далее УМКД) является частью профессиональ...
Развитие речевого и внеречевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Материал по развитию речевого и внеречевого дыхания у детей...
Дефектологическое сопровождение детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра. С приложением
Система работы с детьми дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра...
Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...
Перспективы обучения детей дошкольного возраста в "Школе раннего развития"
В статье рассмотрены преимущества обучения ребёнка дошкольного возраста в школе раннего развития. Автором подчеркивается необходимость развития ребёнка с ранних лет....
Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре как условие успешного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Подобраны речедвигательные игры для детейс ТНР 5 - 6 лет, в которых можно закрепить какое – либо основное движение и провести работу по накоплению словаря....