статья " Стратегии обучения правильному и грамотному письму с целью развития критического мышления"
статья по русскому языку
в статье рассказывается о разных методах обучения грамотному и правильному письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегия обучения правильному и грамотному письму с целью развития
критического мышления.
Навык красивого и грамотного письма можно смело причислить к показателям развития личности и индивидуальной культуры человека. К сожалению, любой человек от рождения не обладает способностью красиво выводить буквы, соблюдать правила их написания и не делать ошибок. Лишь упорный, совместный труд родителей, учителя и ребенка позволяет развить умение красиво и грамотно писать и сохранять это умение на протяжении жизненного пути.
В дошкольный период и в младших классах дети допускают на письме множество ошибок (в правильности написания букв, в орфографическом оформлении слов), причем даже в тех случаях, когда переписывают текст с доски, с учебника или же воспринимают его на слух.
Человек, мыслящий критически, а значит обладающий навыками критического мышления (именно навыками – так как он делает это уже как само собой разумеющееся), не только использует в своей обычной жизни гораздо больше стратегий для разрешения проблем, но и имеет привычку осознавать, почему «я действую именно так именно в этой ситуации».
Процесс обучения детей письму основывается на общедидактических принципах. К таким принципам следует отнести: принцип наглядности, принцип сознательности, принцип повторяемости, принцип нарастания сложности, принцип учета индивидуальных возможностей, принцип параллельного обучения письму и чтению, принцип поэлементного изучения букв, принцип одновариантности написания букв, принцип заучивания правильного написания слов. Опираясь на данные принципы, многие учителя и родители используют различные методы обучения детей красивому и правильному письму. Рассмотрим некоторые из них, ведь на разных этапах развития общества эти методы претерпевали изменения.
Самый известный метод обучения письму – копировальный метод, известный с конца 18 века. Суть его сводится к тому, что буква в тетради пишется точками или карандашом, учащиеся обводят карандаш или соединяют точки, привыкая к начертанию букв. Современный учитель и родитель прекрасно знает пример применения этого метода - прописи. Метод можно использовать и при обучении дошкольников письму, и при исправлении неправильного почерка в средних классах. Этот метод помогает и ученику с хорошей зрительной памятью запомнить слова, которые часто используют составители прописей.
Линейный метод появился уже в 19 веке, именно тогда появились тетради в линейку. Введение этого метода способствовало более быстрому усвоению правильного написания букв, их высоты, ширины, наклона.
Генетический и ритмический методы применяются уже тогда, когда ребенок уже полностью усвоил правила написания букв. Они удобны для работы со всем классом.
Метод Карстера - применение специальных упражнений для развития свободных, быстрых и уверенных движений руки. Они заключались в прописывании специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. По мнению многих учителей, система упражнений Карстера больше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправления почерка, так как многие «росчерки» сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей. Следует помнить, что в практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве эффективного, самостоятельного инструмента себя не оправдал. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих методов на определенных этапах обучения письму с включением технологий критического мышления.
Грамотное использование элементов данных методов позволяет достичь высокой эффективности образовательного процесса. Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу, ориентированы на использование методик активного обучения, при котором все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими, и учитель на своих уроках стремится использовать различные стратегии и технологии. Так при обучении написания букв можно использовать стратегии анализа формы буквы, конструирование букв применяются при вычленении зрительных элементов в букве. Эти стратегии можно осуществлять в игровой деятельности. Очень эффективной для закрепления написания буквы является стратегия анализа ошибочного написания. В данной стратегии можно использовать различные приёмы: можно попросить учащихся узнать и дописать букву, найти ошибки в написании элементов букв, дописать недостающий элемент буквы, восстановить слово по частично имеющимся элементам.
Для развития критического мышления учащихся будет интересен такой методический прием, как стратегия смыслового анализа слов и предложений. Творческие упражнения тоже решают задачи развития критического мышления. Даже на начальном этапе обучения письму в этом может помочь известная стратегия Фишбон («рыбная кость»). При ее использовании учащиеся привыкают к аргументации, понимают, что любая проблема может иметь одновременно несколько причин, взаимовлияющих друг на друга.
При обучении детей правильному написанию букв, слов, не стоит забывать и об их грамотном написании. Некоторые учащиеся с детства обладают врожденной грамотностью, и для них не составляет труда в начальной школе написать словарный диктант, да и сам диктант, не сделав ни единой ошибки. У таких учащихся хорошая зрительная память. И учитель в своей работе , опираясь на данные способности учащихся может использовать очень простой и эффективный способ научить ребенка писать грамотно. Задача учителя – помочь ребенку в освоении этого способа, уделив достаточное количество времени. Следует помнить: чем раньше педагог, родитель начнет заниматься с детьми, тем скорее увидит результат.
За основу этого способа берется теория известного в 19 веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова. Тихомиров говорил: «Если вы хотите, чтобы ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем». Так как же воспользоваться этой теорией? Оказывается, очень просто, и многие учителя активно пользуются ею на своих уроках. Учителю нужно научить ребенка орфографическому чтению. Суть орфографического чтения заключается в следующем. Все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок научится хорошо и бегло читать , о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги. Учитель предлагает ребенку прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. Читая предложение, ребенок должен разбить каждое слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро (окая, акая). В этом случае одновременно работают зрительная, слуховая и моторная память. И когда ребенок сталкивается впоследствии с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а, следовательно, и правильно пишет. Сначала это «занятие» будет для ребенка тяжелой, но чтобы для ребенка оно не стало повинностью, учитель должен постараться, чтобы ребенок воспринял его как новую игру. Ведь дети любознательны и любят все новое, необычное. Можно ожидать, что это «слоговое правильное, грамотное чтение» покажется ребенку интересным. Учитель должен выстроить свою работу на уроке так, чтобы учащиеся начальных классов читали не более 5-10 минут (выборочно 5-6 учеников), ученики 5-6 классов (на уроках литературы) читали в пределах 15 минут. Также нужно читать (на уроке русского языка) словарные диктанты из 15-20 слов, подобранных в орфографическом словаре (словарные слова), слова-исключения из орфографических правил: громко, четко и не один раз. Такая работа на уроке будет способствовать формированию у учащихся чувства природной грамотности. Через несколько месяцев, а некоторые и раньше, дети начинают безошибочно писать любые слова, даже самые сложные, и соответственно, качество знаний учеников по предмету «русский язык» непременно возрастет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы обучения, используемые на уроках, построенных по технологии развития критического мышления.
В статье представлены некоторые приемы, которые применяются на уроках, постороенных по Технологии развития критического мышления. Описанные приемы можно применять и при проведении традиционных уроков ...
Реализация основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка
Статья, отражающая описанние, реализацию основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка, результаты применения....
Конспект урока "Необычный спорт в Великобритании". Технология: чтение и письмо для развития критического мышления. Стратегия «Зигзаг». Английский язык. 6 класс.
Конспект урока английского языка в 6 классе "Необычный спорт в Великобритании". Для ознакомления учеников с традициями страны изучаемого языка при помощи двух аутентичных текстов была выбрана технолог...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
Стратегия обучения письму с целью развития критического мышления ( из опыта работы учителя русского языка и литературы)
В данной статье подробно описывается такой прием работы над материалом как конспектирование: рассматривается роль данного способа при усвоении учебного материала, типичные ошибки при составлении консп...
Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления». Поэтому, в основе моей методической работы заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческа...