Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)
рабочая программа

Черепенина Анастасия Викторовна

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

для обучающихся с умственной отсталостью

( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_uo_1_variant_cherepenina_a.v.docx47.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат Павлово-Посадского муниципального района Московской области

"Утверждаю"

                                                                Директор МКОУ школы-интерната

 _____________Гришина  М.Б.

«__03__»_апреля_2017 г.

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

для обучающихся с умственной отсталостью

( интеллектуальными нарушениями)

1 – 4 классы

(1 вариант обучения)

Программу разработала:

Черепенина А. В.

учитель-дефектолог

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая  программа  коррекционно-развивающих   занятий   разработана на основе следующих документов:

- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 21 декабря 2012 г.;

- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г.,  

- Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п  «Об утверждении учебных планов специальных (корр.) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря  2015 г. № 4/15;

- СанПин ОВЗ 2.4.2.3286 – 15 от 15.07.2015;

 - Учебного  плана  МКОУ школы-интерната.

         Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий  для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена для 1- 4 классов. Программа имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

Задания, составляющие основу программы, имеют индивидуальный, подгрупповой и групповой характер занятий.   Продолжительность дефектологических занятий не превышает 15-20 минут (индивидуальная и подгрупповая форма) и 40 минут (групповая форма).

В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (для младших школьников повторяется один или несколько раз). Ученик должен сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия.  Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

Психолого-педагогическая характеристика

обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Умственная отсталость—это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия.

В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ —69-50) , умеренная (IQ —50-35), тяжелая (IQ —34-20), глубокая (IQ<20). Наиболее многочисленную группу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерно три четверти, составляют дети с легкой умственной отсталостью. Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.

При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ―ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.

Меньший потенциал обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т.д.

Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта.

Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скоррегировать недостатки мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и словесно-логического.


Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т.д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала. Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика работы во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают возрастной нормы.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ― представлений об окружающей действительности.

У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи – письменной.

Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.

Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство.

Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми.

Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л.С.Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны его психики и учитывающее зону ближайшего развития.

Цель и задачи программы

Целью рабочей программы является: создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); развитие личностно-мотивационной сферы;  развитие памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций.

Задачи:

- создание развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать   наиболее близкие его способностям и задаткам;

- индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;

- использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);

- стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;

- использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.

Программа коррекционно-развивающих занятий включает

следующие основные направления

- Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

- Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

- Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;

- Формирование учебной мотивации;

- Ликвидацию пробелов знаний;

- Развитие личностной сферы;

- Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Основные направления работы

на коррекционно-развивающих занятиях

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотнесенного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Основные требования к знаниям,
умениям и навыкам

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

1 класс

- ориентироваться в пространстве;

- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам  (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);

- полно отвечать на поставленные вопросы;

- составлять простые нераспространенные предложения.

2 класс

- анализировать простые закономерности;

- выделять в явлении разные особенности;

- вычленять в предмете разные качества;

- сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам.

 

3 класс

- строить простейшие обобщения;

- складывать узоры по образцу и памяти;

- стремиться к размышлению и поиску;

4 класс 

- выделять существенные признаки с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности;

- сравнивать и отличать от несущественных признаков;

- строить простейшие умозаключения.

Перспективное планирование

Направление работы

Цель проводимых мероприятий

Сроки выполнения

1. Диагностика

(учебно-познавательная деятельность)

1.Определение актуального уровня развития ребенка,

2.Определение “зоны ближайшего развития”, индивидуальных путей коррекции.

3.Выявление учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.

3- 20 апреля

2. Коррекционная деятельность

(проведение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий)

1.Коррекция нарушений психического развития.

2.Формирование  у учащихся необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Апрель - Май

3. Педагогическое просвещение

Педагоги

(индивидуальные консультации)

Родители

(индивидуальные консультации)

1.Повышение компетентности педагогов в вопросах коррекционной педагогики и специальной психологии.

2.Составление рекомендаций учителям по применению специальных приемов в работе с учащимися.

1.Пропаганда знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей с нарушениями развития.

2.Рассмотрение частных вопросов, касающихся проблем воспитания и развития ребенка.

Апрель – Май

Апрель - Май

Список учащихся, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия по результатам первичной диагностики

Класс

Индивидуальные

Класс

Подгрупповые

1 «Б»

Свеженцева Маша

2 «Б»

Назарова Полина, Дубровина Анастасия

3 «В»

Клементьева Анастасия

3 «В»

Еремеев Виталий, Беляков Василий

4 «Б»

Ковриг Алекс

Календарно – тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий 1-4 классы

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Участники

Содержание коррекционно-развивающего процесса

3-6.04.17

- Наблюдение за учащимися во время уроков и внеурочное время;

- Беседа с учителями.

1-4 классы, учителя

Выбор учащихся, нуждающихся в помощи учителя - дефектолога

10-20.04.17

- Диагностическое обследование

1-4 классы, учителя

Заполнение индивидуальных дефектологических карт;

Формирование групп (по схожему нарушению);

Разработка перспективного плана работы

1 класс

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Содержание коррекционно-развивающего процесса

25.04.17

«Запутанные дорожки».

Числа и цифры.

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций.

26.04.17

«Фигурный рисунок».

Заглавная и строчная буква Кк,Гг

Анализ написания букв г, к. Составление схемы к словам. Подбор имён

Развитие пространственной ориентировки, развитие зрительно-моторной координации, развитие мелкой моторики, развитие наглядно-образного мышления.

27.04.17

«Продолжи логический ряд».

Прямой и обратный счет в пределах10.

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

2.05.17

«Руки вместе».

Заглавная и строчная буква Пп

Анализ написания буквы п. Гласные и согласные буквы

Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений

3.05.17

«Волшебный мешочек».

Сложение и вычитание в пределах 10.

Состав числа, порядок числа, операции с числами.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

4.05.17

«Исключи лишнее».

Заглавная и строчная буква Тт,Дд

Анализ написания букв т,д. Написание предложений. Подбор слов на букву т

Социально-бытовая ориентировка, расширение знаний об окружающем мире, расширение словарного запаса, развитие памяти, развитие речи

10.05.17

«Зрительный диктант».

Простая арифметическая задача.

Решение задач.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

11.05.17

«Кто как говорит?»

Заглавная и строчная буква Зз

Формирование навыков звукоподражания. Анализ написания буквы з.

Развитие слухового внимания, развитие слухового восприятия

16.05.17

«Качественные признаки предметов».

Устное сложение чисел в пределах 10.

Закрепление навыков выполнения устного сложения.

Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие

17.05.17

«Сходство и различие».

Заглавная и строчная буква Вв и Фф

Дифференциация звуков по произношению.

Расширение знаний, развитие словаря, развитие мыслительных процессов, развитие памяти, развитие речи

18.05.17

«Точки».

Геометрические фигуры

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия,  формирование элементарных математических представлений

23-25.05.17

Повторение пройденного материала

2 класс

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Содержание коррекционно-развивающего процесса

25.04.17

«Запутанные дорожки».

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

26.04.17

«Фигурный рисунок».

Действие и его название.

 Правильная  постановка вопроса что делает?

Развитие пространственной ориентировки, развитие зрительно-ноторной координации, развитие мелкой моторики, развитие наглядно-образного мышления

27.04.17

«Продолжи логический ряд».

Прямой и обратный счет в пределах10.

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

2.05.17

«Руки вместе».

Предлог как отдельное слово

Предлоги – в, на, в, с, из, у

Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений. Формирование навыков грамотного письма.

3.05.17

«Волшебный мешочек».

Разложение двузначного числа на десятки и единицы.

Состав числа, порядок числа, операции с числами.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

4.05.17

«Исключи лишнее».

Слова с непроверяемыми гласными.

Правописание словарных слов

Социально-бытовая ориентировка, расширение знаний об окружающем мире, расширение словарного запаса, развитие памяти, развитие речи

10.05.17

«Зрительный диктант»

Простая арифметическая задача.

Решение задач.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

11.05.17

«Кто как говорит?»

Написание гласных в словах-родственниках

Формирование навыков звукоподражания.

Умение подбирать родственные слова.

Развитие слухового внимания, развитие слухового восприятия

16.05.17

«Качественные признаки предметов».

Вычитание  однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток.

Закрепление навыков выполнения действия вычитания.

Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие

Коррекция мыслительной деятельности.

17.05.17

«Сходство и различие».

Правила записи предложения

Дифференциация предложений, их начало и конец.

Расширение знаний, развитие словаря, развитие мыслительных процессов, развитие памяти, развитие речи

18.05.17

«Точки».

Геометрические фигуры

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия,  формирование элементарных математических представлений

23.05.17

«Продолжи логический ряд».

Геометрические фигуры.

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия,  формирование элементарных математических представлений

24-25.05.17

Повторение пройденного

Повторение понравившихся игр

Коррекция мыслительной деятельности

3 класс

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Содержание коррекционно-развивающего процесса

24.04.17

«Поиск ошибок в тексте».

Зоопарк

Формирование знаний о животных, которые живут в зоопарке, их питание, уход за ними

Расширение представлений о жизни животных, развитие речи, пополнение словарного запаса

25.04.17

«Внимательный художник».

Части тела

Формирование знаний частей тела человека

Развитие представлений о себе, строении собственного тела,  развитие навыков ориентироваться на схеме тела человека

26.04.17

«Продолжи логический ряд».

Неделя

Формирование знаний названий дней недели, их последовательности

Расширение кругозора, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка

27.04.17

«Найди отличия».

Овощи и фрукты - разные продукты

Формирование навыков классификации и дифференциации понятий овощи и фрукты

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса

2.05.17

«Исключи лишнее»

Правила гигиены

Формирование знаний гигиены

Социально-бытовая ориентировка, развитие мышления

3.05.17

«Зашифрованный рисунок».

Геометрические фигуры

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Формирование математических навыков, развитие умения обобщать и классифицировать

4.05.17

«Зашифрованный рисунок».

Цвет

Формирование навыка дифференцировать предметы по цвету

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

10.05.17

«Найди отличия».

Птицы

Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса

11.05.17

«Графический диктант».

Форма

Формирование навыка дифференцировать предметы по форме

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

15.05.17

«Графический диктант».

Многоугольники

Формирование знаний о многоугольниках

Расширение математических представлений, пополнение словарного запаса

16.05.17

«И мы…».

Насекомые

Формирование знаний о насекомых, их разнообразии

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса

17.05.17

«Зрительный диктант».

Нумерация чисел в пределах 20

Формирование знаний порядкового счёта до 20

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

18.05.17

«Сходства и различия».

Домашние животные

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, жизни совместно с человеком, уходе

22.05.17

«Исключи лишнее».

Дикие животные

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов

23-25.05.17

Обобщающий урок.

Лето

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий летних месяцев, их последовательности

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря

4 класс

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

25.04.17

«Найди отличия»

Словарные слова. Инструменты

Формирование знаний об инструментах,  используемых на уроке

Развитие словарного запаса, социально-бытовая ориентировка

26.04.17

«Внимательный художник».

Части тела

Формирование знаний частей тела человека

Развитие представлений о себе, строении собственного тела,  развитие навыков ориентироваться на схеме тела человека

27.04.17

«Продолжи логический ряд».

Неделя

Формирование знаний названий дней недели, их последовательности

Расширение кругозора, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка

2.05.17

«Исключи лишнее»

Правила гигиены

Формирование знаний гигиены

Социально-бытовая ориентировка, развитие мышления

3.05.17

«Зашифрованный рисунок».

Геометрические фигуры

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Формирование математических навыков, развитие умения обобщать и классифицировать

4.05.17

«Найди отличия».

Птицы

Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса

10.05.17

«Запутанные дорожки».

Правило перестановки слагаемых

Формирование знаний о перестановке слагаемых

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

11.05.17

«Внимательный художник».

Чтение словами.

Дикие животные.

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов

16.05.17

«Графический диктант» Геометрическая форма

Формирование навыка дифференцировать предметы по форме

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

17.05.17

«Графический диктант».

Величина. Строчные и прописные буквы.

Формирование навыка дифференцировать предметы по величине

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

18.05.17

«Муха».

Цвет

Формирование навыка дифференцировать предметы по цвету

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

23.05.17

«Внимательный художник».

Весна. Отработка навыков чтения.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий весенних месяцев, их последовательности

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря

24-25.05.17

Итоговое занятие.

Повторение и закрепление игр, заданий, упражнений

Коррекция всех мыслительных операций

Литература

1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.

4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога”, Москва 2005 г.

6. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006

7. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ручному труду для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа  разработана по предмету «Ручной труд» для обучающихся  1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)...

Рабочая программа по предмету «История» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

Данный материал представляет собой общеобразовательную программу, адаптированную для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуаль...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку, для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями.

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью. Программа расчитана на 170 часов ( 5 часов в неделю)...

Адаптированная основная рабочая программа по коррекционной работе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (5 – 9 классов)

Рабочая программа составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО, утвержден...

Адаптированная основная рабочая программа по коррекционной работе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1-4 классов)

Цель программы заключается в развитии и коррекции высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоле...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «География» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) Вариант 1 6-9 классы

Рабочая программа по учебному предмету «География» включает:пояснительную записку;общую характеристику учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися;описание места учеб...