Адаптированная основная рабочая программа по коррекционной работе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1-4 классов)
рабочая программа

Савенкова Ирина Валериевна

Цель программы заключается в развитии и коррекции высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.  Применение данной разработки также предполагает:

- ликвидацию пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся,

- развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_23-24.docx129.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Ефремовский областной центр образования»

Рассмотрено

на заседании ШМО Специалистов

_______ Е.А.Хруслова

Протокол №1 от 29.08.2023

Согласовано

зам. директора по УВР

_______Н.А. Романова

от 30.08.2023

Утверждено

директор ГОУ ТО «Ефремовский областной центр образования»

_______Е.Н.Нефёдова

Пр. №132-осн от 31.08.2023г

Адаптированная основная  

рабочая программа по коррекционной работе для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)  

(1-4 классов) 

 

                                                                                                           Составил: Савенкова И.В.

                                                                     Срок реализации программы 1 год.

Ефремов, 2023г

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………

3

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ……………………..……………...……

6

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………………….

10

IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………………………....

20

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО, утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

АООП УО предполагает работу с обучающимся 1-4 классов с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Рабочая программа является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом Рабочая программа в 1-4 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Федеральная адаптированная общеобразовательная рабочая программа по коррекционной работе определяет цель и основные направления работы.

Цель программы заключается в развитии и коррекции высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.  Применение данной разработки также предполагает:                

- ликвидацию пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся,

- развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

         Задачи программы:

1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:

  • климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
  • развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать      наиболее близкие его способностям и задаткам;

2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:

  • опора на личный опыт ученика;
  • обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
  • индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях;
  • использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
  • организация взаимодействия со сверстниками.

3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:

  • стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;

использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка. 

         Дефектологическая программа составлена для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–70, F–71. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

       Задания, составляющие основу программы индивидуально-подгрупповых занятий по дефектологии, классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

      При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидируют пробелы в знаниях и стимулируют познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.

       Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяет решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

        Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с обучающимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для обучающихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у обучающихся коррекционной школы.

        Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы из набора “Монтессори”, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. 

Форма проведения коррекционно – развивающих занятий:

-индивидуальная (длительность занятий не превышает 20 мин.);

  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Коррекционно-развивающая деятельность реализуется на протяжении всего периода начального общего образования и позволяет стимулировать сенсорно-перцептивные, интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей, формировать сферу жизненной компетенции обучающегося с ОВЗ.

Материал программы представлен так, что позволяет осуществлять преемственность в работе учителя-дефектолога и учителей.

Данная программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с умственной отсталостью, а также и оказание помощи учащимся этой категории в освоении АООП

Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, система Multimind, интерактивный стол «Стандарт 50», робототехнические наборы «Matatalab pro set», «MTNY», пособие Numicon, набор игр для детей с аутизмом.     Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.

Программа разработана на основе общедидактических и

олигофренопедагогических принципов:

Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе

повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьников. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.

Принцип доступности предполагает построение обучения школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

Содержание учебных тем коррекционно-развивающей программы

Развитие психофизических функций

  • Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
  • Ориентация в пространстве и времени.
  • Развитие анализаторов: зрительно-пространственных, слуховых, кожно-осязательных, кожно-мышечных.
  • Развитие координации движений и крупной моторики.
  • Развитие мелкой моторики кисти рук и пальцев рук, навыков каллиграфии.
  • Развитие артикуляционной моторики.

Развитие произвольной сферы

  • Формирование волевых качеств, умений сдерживать свое поведение, проявлять настойчивость в преодолении трудностей.
  • Развитие волевой саморегуляции, потребности в деятельности и самосовершенствовании.

Развитие познавательных процессов

  • Развитие внимания (объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость) и наблюдательности при восприятии (цвета, формы, времени, пространственное, фонематическое) различного материала.
  • Развитие памяти (зрительной, слуховой, эмоциональной, долговременной).
  • Развитие воображения.
  • Развитие мышления: совершенствовать наглядно-действенное мышление, формировать наглядно-образное мышление; учить анализировать, делать выводы;

Расширение представлений об окружающей действительности

  • Обогащение кругозора детей.
  • Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
  • Формирование морально-нравственных качеств.

Развитие речи, обогащение словаря

            Работа на фонематическом уровне:

  • Развитие звукового анализа слов.
  • Развитие фонематического восприятия.

            Работа на  лексическом уровне:

  • Количественный рост словаря за счет усвоения новых слов и их значений.
  • Качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов.

            Работа на синтаксическом уровне:

  • Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений
  • Обогащение фразовой речи

Развитие эмоционально-личностной сферы

  • Раскрытие индивидуальных способностей эмоционального восприятия мира.
  • Формирование коммуникабельности.
  • Развитие выразительности движений.
  • Развитие культуры эмоций.

Развитие коммуникативных навыков

  • Развитие навыков общения с взрослыми, ровесниками;
  • Формирование умений устанавливать отношения взаимопонимания, партнерства, взаимоответственности, чувства товарищества.

Коррекция индивидуальных пробелов в развитии и знаниях.

  • Ликвидация пробелов в изучении учебного материала.
  • Коррекция отклонений в развитии (учета темпа деятельности, готовности к усвоению нового материала), принимая во внимание соматическое и психоневрологическое состояние здоровья ребенка
  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
    I вариант

1 класс

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

ориентироваться в пространстве;

         -выделять части суток, знать и называть времена года и их    

          последовательность.

- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету,  

форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);

- полно отвечать на поставленные вопросы;

- составлять простые нераспространенные предложения;

         - составлять предмет из 2—3 частей.

2 класс

К концу учебного года учащиеся должны уметь:        

ориентироваться в пространстве;

         -выделять части суток, знать и называть времена года и их    

  последовательность;

вычленять в предмете разные качества;

- сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным  

  признакам.

           3 класс

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

ориентироваться в пространстве;

- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету,

форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);

- полно отвечать на поставленные вопросы;

         - составлять простые нераспространенные предложения;   

      -ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
     - выделять части суток, знать времена года их признаки и последовательность.

         

 4 класс 

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

ориентироваться в пространстве;

-анализировать простые закономерности;

- полно отвечать на поставленные вопросы;

- сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным

  признакам

- составлять простые нераспространенные предложения;

         -выделять части суток; знать времена года их последовательность и

          основные признаки, определять порядок дней недели.

II вариант

1 класс

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

    - правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать    

      несложные изображения;

    - узнавать и показывать геометрические фигуры;

    - анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков:      

      форма, величина, цвет;
    - составлять предмет из 2—3 частей.
    - зрительно определять и показывать отличительные и общие признаки двух  

       предметов.
   -выделять части суток.

          2 класс

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

     -  выполнять действия по инструкции педагога.
    - правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать  

       несложные изображения.
    - анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков:

      форма, величина, цвет.
    - самостоятельно показывать основные цвета, выделять оттенки.

    - узнавать и показывать геометрические фигуры.
    - составлять предмет из 2—3 частей.
    - зрительно определять и показывать отличительные и общие признаки двух

      предметов.
    - классифицировать предметы и делать простейшие обобщения.

    -ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
   -выделять части суток, знать времена года и их признаки.

     -воспринимать и моделировать позы, движения тела.

           3 класс

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

   - целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
    - правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать    

      несложные изображения.
    - анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков:

      форма, величина, цвет.
    - самостоятельно показывать основные цвета, выделять оттенки, раскладывать

      от светлого к темному.
    - узнавать и показывать геометрические фигуры.
    - составлять предмет из 4—6 частей.

    -ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
   - выделять части суток, знать времена года и их признаки.

          4 класс

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

    - целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
    - правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать

       несложные изображения.
    - анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков:

      форма, величина, цвет.
    - самостоятельно показывать основные цвета, выделять оттенки, раскладывать

      от светлого к темному.
    - узнавать и показывать геометрические фигуры.
    - составлять предмет из 2—3 частей.
    - зрительно определять и показывать отличительные и общие признаки двух  

       предметов.

    -ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
   -выделять части суток и определять порядок дней недели, знать времена года и  

     их признаки.

Личностные результаты

          У обучающихся будут сформированы:

       внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

      широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

      учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

     ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

     способность к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

       учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

       планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

       учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

       осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

       оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

       адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

       различать способ и результат действия;

       вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

       проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приемов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты

Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций:

совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;

улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции (графический диктант);

способность ориентироваться в схеме тела, пространстве и на листе бумаги, используя графический план, понимать словесные обозначения пространства;

способность ориентироваться в схемах, соотнося собственную деятельность со временем, понимать словесные пространственно-временные обозначения;

возможность        осуществлять        перцептивную        классификацию        объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами;

возможность концентрации и произвольного удержания внимания;

способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;

способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта, их сравнение на зрительной основе;

способность        к        установлению        сходства        и        различий,        простых закономерностей на наглядно представленном материале;

возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;

способность к вербализации своих действий;

способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;

овладение формулами речевого этикета;

повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.

Формирование и развитие произвольной регуляции деятельности:

  1. формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;
  2. формирование дифференцированной самооценки (постарался-не постарался, справился – не справился);
  3. формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);
  4. формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
  5. формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
  6. способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
  7. способность давать словесный отчет о проделанной работе с помощью взрослого или по представленной взрослым схеме, по заданной последовательности;
  8. формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.

Виды диагностик, используемых для оценки знаний и умений обучающихся

        На коррекционных занятиях используются:

- первичная диагностика;

- промежуточная диагностика;

- итоговая диагностика.

Первичная диагностика, как знаний, так и умений проводится в начале учебного года или перед изучением новой темы. Она служит выявлению исходного уровня учащихся, на который можно опереться при изучении нового материала, а также для выявления того учебного материала, который слабо усвоен и требует повторения.

Промежуточная диагностика показывает, могут ли учащиеся выполнять задания, связанные с    изучаемой темой, самостоятельно и какие трудности они при этом испытывают. Текущий контроль осуществляется в процессе рассказа (изложения) учащимися хода (т.е. алгоритма) выполнения ими задания, учета ответов учащихся в процессе закрепления и повторения изученного материала, анализа результатов их практической деятельности и т.п. По итогам текущей проверки педагог может сделать вывод о возможности продолжения изучения темы или о необходимости дополнительных разъяснений.

Итоговая диагностика позволяет проверить знания и умения, учащихся после изучения раздела или разделов в конце учебной четверти или учебного года. Итоговый контроль включают задания и вопросы из разных разделов курса

Условия реализации рабочей программы

Рабочая программа реализуется на основе использования дефектологом специальных методов и приемов:

- частая смена деятельности;

-включение в работу больше анализаторов;

-использование ориентировочной основы действий (опорные сигналы,  

образцы или планы выполнения заданий, алгоритмы, схемы, таблицы);

-повторяемость программного материала с усложнением;

-дифференциация заданий;

-дозированность подачи материала;

-воздействие через эмоциональную сферу;

-создание ситуации успеха;

-рефлексия.

Использование данных методов и приемов позволяет удовлетворить специальные образовательные потребности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и максимально индивидуализировать коррекционный процесс.

Коррекционно-развивающая работа составляется с учетом принципа «от простого к сложному», с опорой на сохранные психические функции. Все задания умеренной сложности и предусматривают индивидуальные особенности детей.

В дальнейшем задания усложняются согласно возможностям и образовательным потребностям учащихся.

          Проведение коррекционно-развивающей работы реализуется на основе применения традиционных и инновационных технологий. Они создают благоприятные условия для сохранения физического и психического здоровья каждого учащегося, повышают эффективность коррекционного воздействия, помогают создать психологически комфортную атмосферу, вносят разнообразие в образовательную деятельность, повышают интерес к занятиям.

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1а класс

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1

Диагностическое обследование

2

2

Игра «Разомнем кулачки».

Объединение фигур в группы по форме.

Научиться различать предметы и находить одинаковые. Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие

Коррекция мелкой моторики.

1

3

«Этот пальчик…»

Осень и её приметы.

Формирование знаний о сезонных явлениях, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления

1

4

«Найди лишнее»

Пространственные представления: вверху – внизу, слева – справа.

Формировать пространственные представления.

1

5

«Третий лишний». Растения осенью

Формировать знания о сезонных изменениях в природе.

1

6

«Подбери пару»

Фрукты.

Формировать знания о фруктах. Обогащение словаря.

1

7

«Исключи лишнее»

Овощи

Формировать знания об овощах. Обогащение словаря.

1

8

«Что перепутал художник?» Овощи и фрукты разные продукты.

Закрепить знания о фруктах и овощах.

Обогащение словаря.

1

9

Рисование предметов круглой формы.

Развитие мелкой моторики

1

10

Лес. Жизнь диких животных осенью.

Развитие понимания речи, расширение активного словаря.

1

11

«Что ты видишь?»

Объединение фигур в группы по величине

Формировать умение объединять в группы предметы по величине

1

12

«Порядок картинок».

Штриховка в одном направлении.

Формирование математических представленийразвитие мыслительных операций, графомоторных навыков.

1

13

 Право - лево, выполнение упражнений по заданию учителя

Формировать умение ориентироваться в пространстве класса и на плоскости стола.

1

14

«Угадай, какого цвета?»

«Слева и справа»

Закреплять знание основных цветов.

1

15

Что это?»

 «Большой-маленький.»

Формирование умения сортировать предметы по величине.

1

16

«Что изменилось?»

 Круг и квадрат.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций.

1

17

Раскрашивание изображений фигур. Работа с трафаретами

Закрепить знание геометрических фигур.

1

18

Я и мое тело

Развивать представление о себе; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.

1

19

Одежда. Виды одежды.

Формировать знания о видах одежды и ее назначении.

1

20

«Что изменилось?»

Времена года: осень, зима.

Закрепить знание времен года.

1

21

«Порядок картинок»

Перелетные птицы.

Формировать знания о жизни птиц.

1

22

Посуда

Знакомство с названиями посуды, и ее назначения. Развитие слухового внимания

1

23

Соотнесение цвета реального предмета с эталоном.

Формирование сенсорных эталонов цвета

1

24

Соотношение предметов по цвету. Дидакт. игра «Подбери кукле однотонную одежду»

Формирование сенсорных эталонов цвета

1

25

Выбор и группировка предметов на скорость.

Формирование сенсорных эталонов формы, величины.

1

26

Число и цифра 1

Формирование математических представленийразвитие мыслительных операций

1

27

Зима и ее признаки.

Формировать знания о сезонных изменениях в природе.

1

28

Соотнесение предмета с цифрой.

Формирование математических представленийразвитие мыслительных операций

1

29

«Что сначала, что потом?» Жизнь зверей зимой.

Формировать знания о жизни диких животных

1

30

«Составь геометрическую фигуру» (из ее частей).

Конструирование предметов

1

31

«Исключи лишнее».

Зимующие птицы.

Формировать знания о зимующих птицах

1

32

Деревья зимой.

Формировать знания о хвойных и лиственных деревьях.

1

33

Число и цифра 2. Соотнесение предмета с цифрой.

Формирование математических представленийразвитие мыслительных операций

1

34

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом.

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины

1

35

«Сходство и различие».

Состав числа 2. Счет в пределах 2.

Формирование математических представленийразвитие мыслительных операций

1

36

Что больше (меньше)?»

Число и цифра 2. Соотнесение предмета с цифрой.

Формирование математических представленийразвитие мыслительных операций

1

37

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины

1

48

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.).

Формирование сенсорных эталонов формы, величины

1

39

Сравнительный анализ предметов по двум параметрам.

«Составь геометрическую фигуру» (из ее частей).

Конструирование предметов

1

40

Составление рядов по величине из 4-5 предметов.

Развитие сенсорных эталонов величины

1

41

Лепка «Снеговик»

Развитие мелкой моторики

1

42

Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

1

43

Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине).

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

1

44

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей.

Конструирование предметов

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

1

45

Настольный «Лего»

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Конструирование предметов

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

1

46

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

Развитие крупной моторики

1

47

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

1

48

Обводка контуров предметных изображений.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

1

49

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

Развитие мелкой моторики

1

50

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; «Угадай, кто я?» (по пантомиме). Игровые упражнения

Развитие крупной и мелкой моторики

1

51

Рисование бордюров по образцу.  Дидакт. игра «Расставь значки в фигурах».

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

1

52

Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

1

53

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий). Игровые упражнения.

Кинестетическое и кинетическое развитие

1

54

Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы).  Дидактическая

Развитие тактильно-двигательного восприятия

1

55

Игра «Волшебный мешочек».

Развитие тактильно-двигательного восприятия

1

56

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

Развитие тактильно-двигательного восприятия

1

57

Дидактическая игра «Что бывает………(пушистое)».

Развитие тактильно-двигательного восприятия

1

58

Игры с сюжетной мозаикой. Игровые упражнения.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

1

59

Развитие чувства ритма. Дидакт. игра «Мы барабанщики»

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

1

60

Учить ориентироваться на листе бумаги («Рисунок по инструкции»,

Развитие восприятия пространства

1

61

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

Развитие восприятия пространства

1

62

Дидактическая игра «Лабиринт».

Развитие восприятия пространства

1

63

Построение комбинаций из геометрических фигур, конструктора по словесной инструкции.

Развитие восприятия пространства

1

64

Дидактическая игра «Расположи по порядку» (времена года, части суток).

Развитие восприятия времени

1

65

Части суток. Дидактическая игра «Четвертый – лишний».

Развитие восприятия времени

1

66

Диагностическое обследование

2

Итого:

68

2 а класс

 Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

 1

Диагностическое обследование

2

2

Сравнение предметов по величине, длине, ширине

Научиться различать предметы и находить одинаковые

1

3

Времена года. Осень. Обведение листьев по трафарету.

Знакомство с характерными признаками, осенними месяцами, погодой данного времени года

1

4

Зарисовки на листе.

Ориентировка: правая, левая, верх, низ.

Формирование навыков пространственной ориентировки

1

5

Классная комната

Слово.

Знакомство с классом. Развитие навыков каллиграфии.

1

6

«Сказка про язычок».

Моя семья

Формирование знаний и представлений о членах семьи

1

7

Временные представления

«Найди лишнее»

Знакомство с частями суток, с их последовательностью

1

8

Труд людей осенью.

Формирование знаний о том, чем занимаются люди осенью

1

9

Части суток. «Когда это бывает.»

Закрепление  знаний о частях суток, с их последовательности.

1

10

Числовой ряд от 1 до 15.

«Зрительный диктант»

Определение порядка при счете, количества предметов.

1

11

Словарь. Овощи

«Исключи лишнее».

Формирование знаний об овощах

1

12

«Зверь по клетке» Написание элементов букв.

Развитие графомоторных навыков.

1

13

Словарь. Фрукты

«Зрительный диктант».

Формирование знаний о фруктах

1

14

Рисование прямых

линий. «Что это?»

Вертикальные и горизонтальные прямые линии

1

15

Овощи и фрукты - разные продукты

«Найди отличия».

Формирование навыков классификации и дифференциации понятий овощи и фрукты

1

16

Различие слов, отвечающих на вопросы кто?  и что?

«Волшебный мешочек»

Формирование навыка тактильно узнавать предметы

1

17

Прямоугольник

«Запомни картинки»

Знакомство с геометрической фигурой круг

1

18

Части и целое

«Запомни цвета»

Формирование навыка узнавать предмет по части и собирать из частей целый предмет

1

19

Числа от1до20 «Запоминание предметов»

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание

1

20

«Шнуровки»

Большая буква в именах и фамилиях людей

Формирование умения шнуровать, завязывать, заплетать. Формирование навыков грамотного письма.

1

21

«Порядок предметов».

Числовой ряд.

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание

1

22

Правописание парных звонких и глухих согласных.

Элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли

1

23

Числовой ряд от 10 до 20 «Порядок картинок».

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание

1

24

Словарь. Одежда, обувь

«Сгруппируй предметы».

Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение, уход за ними

1

25

Правописание  парных согласных. «Лица людей».

Подбор проверочных слов. Анализ открытых и закрытых слогов.

1

26

Различение при письме и произношении Ж – Ш. «Угадай, какого цвета?»

Различать и выделять на письме ж-ш

1

27

Нахождение суммы.

«Что больше(меньше)?»

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание

1

28

Составление рассказа «Зимние забавы».

«Опиши предмет»

Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских играх зимой

1

29

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

«Угадай, какой формы?»

Состав числа, порядок числа, решение примеров.

1

30

Различение парных согласных З-С.

«Определение расположения предмета».

Анализ написания букв. Дифференциация свистящих и шипящих согласных.

1

31

Решение и сравнение задач, содержащих отношения «больше на», «меньше на».

Составные части задачи.

1

32

Правила гигиены

«Исключи лишнее»

Формирование знаний гигиены

1

33

Сказка «Теремок».

Твердые и мягкие согласные

Уметь составлять и записывать слова с гласными

1

34

Чтение слогов.

«Дорисуй девятое».

Формировать умение складывать звуки в слоги

1

35

Времена года. Зима

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний зимних месяцев, их последовательность.

1

36

«Сходство и различие» Словарь:Одежда, обувь.

Формирование функций обобщения. Знакомство с видами одежды, уход за ней.

1

37

Написание слов под диктовку. «Что изменилось?»

Совершенствовать навыки написания под диктовку.

1

38

Переместительное свойство сложения.

«Продолжи числовой ряд»

Сложение удобным способом.

1

39

Зимние забавы

Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских зимних играх

1

40

Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце слов.

Знать, что- ь обозначать мягкость согласного звука на письме

1

41

Жизнь зверей зимой

«Что перепутал художник?»

Формирование знаний о жизни зверей и птиц в зимнее время года, формирование знаний как им помочь

1

42

Нахождение разности. «Сходство и различие».

Уменьшение числа на несколько единиц.

1

43

«Составление рассказа».

Деревья

Формирование знаний о деревьях, их названия, польза, уход

1

44

Названия предметов, отвечающих на вопрос что?

«Исключи лишнее».

Правильная постановка вопроса что?

1

45

Приемы сложения и вычитания. «Зрительный диктант».

Овладение приемами сложения и вычитания.

1

46

Употребление слов, обозначающих названия предметов.

«Найди отличия».

Анализ написания слов.  Слова, обозначающие название предмета

1

47

Увеличение и уменьшение чисел.

«Зрительный диктант».

Приемы увеличения и уменьшения чисел на несколько единиц.

1

48

Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?

Анализ написания слов.  Слова, обозначающие название предмета

1

49

.Решение примеров на сложение и вычитание. «Продолжи числовой ряд»

Состав числа, порядок числа,, сложение и вычитание.

1

 50

Охрана здоровья

«Зашифрованный рисунок».

Формирование знаний о  способах здоровьесбережения

1

51

Действия с числами в пределах 20

«Графический диктант»

Состав числа, порядок числа, действия с числами.

1

52

Строчная буквы ы, й. «Дорисуй девятое».

Анализ написания букв й, ы. Пары слов. Отсутствие заглавной буквы

1

53

Времена года. Весна.

«Сходство и различие».

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий весенних месяцев, их последовательности

1

54

ПДД весной.

«Продолжи логический ряд».

Формирование знаний безопасности на дорогах в зимнее время года

1

55

Решение задач в одно действие.

«Продолжи числовой ряд».

Выделение главной мысли в задаче. Определение вопроса.

1

56

Домашние животные

«Сходства и различия».

Формировать знания о жизни домашних животных.

1

57

Решение примеров.

«Что перепутал художник?»

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание

1

58

Большая буква в именах людей и кличках животных

«Найди отличия».

Подбор имён и кличек животных. Использование правил правописания.

1

59

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание

1

60

Прямой и обратный счет в пределах 20.

«Продолжи логический ряд».

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание

1

61

Птицы

 «Найди отличия».

Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела

1

62

Геометрические фигуры

«Зашифрованный рисунок».

Закрепление знаний о геометрических фигурах

1

63

Вычитание  однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток.

Закрепление навыков выполнения действия вычитания.

1

64

Профессии

«Зрительный диктант».

Формирование знаний о профессиях

1

65

Времена года. Лето

«Что перепутал художник?».

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий летних месяцев, их последовательности

1

66

Диагностическое обследование

2

Итого:

68

2б класс

 Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

 1

Диагностическое обследование

2

2

Сравнение предметов по величине, длине, ширине

Научиться различать предметы и находить одинаковые.

1

3

Времена года. Осень. Обведение листьев по трафарету.

Знакомство с характерными признаками, осенними месяцами, погодой данного времени года.

1

4

Зарисовки на листе.

Ориентировка: правая, левая, верх, низ.

Формирование навыков пространственной ориентировки.

1

5

Классная комната

Слово.

Знакомство с классом. Развитие навыков каллиграфии.

1

6

«Сказка про язычок».

Моя семья

Формирование знаний и представлений о членах семьи.

1

7

Временные представления

«Найди лишнее»

Знакомство с частями суток, с их последовательностью.

1

8

Труд людей осенью.

Формирование знаний о том, чем занимаются люди осенью.

1

9

Части суток. «Когда это бывает.»

Закрепление знаний о частях суток, с их последовательности.

1

10

 «Зрительный диктант»

Числовой ряд от 1 до 5.

Определение порядка при счете, количества предметов.

1

11

Словарь. Овощи

«Исключи лишнее».

Формирование знаний об овощах.

1

12

«Зверь по клетке»

 Написание элементов букв

Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации.

1

13

Словарь. Фрукты

«Зрительный диктант».

Формирование знаний о фруктах.

1

14

Рисование прямых

линий. «Что это?»

Вертикальные и горизонтальные прямые линии.

1

15

Овощи и фрукты - разные продукты

«Найди отличия».

Формирование навыков классификации и дифференциации понятий овощи и фрукты.

1

16

 «Волшебный мешочек»

Формирование навыка тактильно узнавать предметы.

1

17

Прямоугольник

«Запомни картинки»

Знакомство с геометрической фигурой круг.

1

18

Части и целое

«Запомни цвета»

Формирование навыка узнавать предмет по части и собирать из частей целый предмет.

1

19

Числа от 1 до 5 «Запоминание предметов»

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание.

1

20

«Шнуровки»

«Умная цепочка»

Формирование умения шнуровать, завязывать, заплетать. Развитие мелкой моторики.

1

21

«Порядок предметов».

Числовой ряд.

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами.

1

22

«Что изменилось?»

 Написание элементов букв

Элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли.

1

23

Рисование прямых

линий. «Что это?»

Вертикальные и горизонтальные прямые линии.

1

24

Словарь. Одежда, обувь

«Сгруппируй предметы».

Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение, уход за ними.

1

25

«Порядок предметов».

Понятия один, много

Формирование математических представленийразвитие мыслительных операций.

1

26

Составление рассказа по серии  сюжетных картинок «Курочка Ряба».    

Развитие связной речи.

1

27

Числовой ряд от 1 до 5 «Порядок картинок».

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание.

1

28

Различие слов, отвечающих на вопросы кто?  и что?

«Волшебный мешочек»

Формирование навыка тактильно узнавать предметы.

1

29

 «Угадай, какой формы?»

Геометрические фигуры.

 

Закрепить знание геометрических фигур.

1

30

 «Определение расположения предмета».

Упражнение на ориентирование в пространстве.

1

31

Правила гигиены

«Исключи лишнее»

Формирование знаний гигиены.

1

32

Прямоугольник

«Запомни картинки»

Знакомство с геометрической фигурой прямоугольник

1

33

Сказка «Колобок».

Развитие связной речи.

1

34

Времена года. Зима

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний зимних месяцев, их последовательность.

1

35

Части и целое

«Запомни цвета»

Формирование навыка узнавать предмет по части и собирать из частей целый предмет.

1

36

«Что изменилось?»

Упражнения на штриховку

Развитие навыков пространственной ориентировки.

 Развитие мелкой моторики.

1

37

Одежда, обувь.

Знакомство с видами одежды, уход.

1

38

«Зрительный диктант»

Количество предметов.

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений.

1

39

Зимние забавы

Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских зимних играх.

1

40

Составление рассказа «Зимние забавы».

Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских играх зимой.

1

41

Жизнь зверей зимой

«Что перепутал художник?»

Формирование знаний о жизни зверей и птиц в зимнее время года, формирование знаний как им помочь.

1

42

 ПДД зимой

Формирование знаний безопасности на дорогах в зимнее время года.

1

43

«Составление рассказа».

Деревья

Формирование знаний о деревьях, их названия, польза, уход.

1

44

«Исключи лишнее». Названия предметов, отвечающих на вопрос что?

Правильная постановка вопроса что?

1

45

 «Опиши предмет» Упражнение на штриховку

Развитие связной речи.

Развитие мелкой моторики.

1

46

Употребление слов, обозначающих названия предметов.

«Найди отличия».

 Слова, обозначающие название предмета.

1

47

Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?

Слова, обозначающие название предмета.

1

48

Решение примеров на сложение. «Продолжи числовой ряд»

Состав числа, порядок числа,, сложение.

2

49

Дифференциация слов, отвечающих на вопросы  что? и кто?

Слова, обозначающие название предмета.

1

 50

Охрана здоровья

«Зашифрованный рисунок».

Формирование знаний о  способах здоровьесбережения.

1

51

Действия с числами в пределах 5

«Графический диктант»

Состав числа, порядок числа, действия с числами.

1

52

 «Дорисуй девятое». Написание элементов букв

Развитие связной речи.

Развитие мелкой моторики.

1

53

 «Продолжи логический ряд». Времена года. Весна.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий весенних месяцев, их последовательности.

1

54

Домашние животные

«Сходства и различия».

Формирование знаний о домашних животных.

1

55

Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов.

Употребление слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов.

1

60

«Волшебный мешочек».

Кукольный театр

Формирование умения обращаться с ручным кукольным театром.

1

61

«Внимательный художник».

Части тела

Формирование знаний частей тела человека.

1

62

 Зарисовки на листе.

Ориентировка: правая, левая, верх, низ.

Формирование навыков пространственной ориентировки.

1

63

Геометрические фигуры. «Продолжи логический ряд».

Закрепление знаний о геометрических фигурах.

1

64

Прямой и обратный счет в пределах 5

«Продолжи логический ряд».

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание.

1

65

Впереди, сзади, между

«Зашифрованный рисунок».

Формирование навыков пространственной ориентировки.

1

66

Диагностическое обследование.

2

Итого:

68

3б класс

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1

Диагностическое обследование

2

2

Игра «Разомнем кулачки».

Объединение фигур в группы по форме.

Научиться различать предметы и находить одинаковые. Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие

Коррекция мелкой моторики.

1

3

«Этот пальчик…»

Осень и её приметы.

Формирование знаний о сезонных явлениях, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления

1

4

«Найди лишнее»

Пространственные представления: вверху – внизу, слева – справа.

Формировать пространственные представления.

1

5

«Третий лишний». Растения осенью

Формировать знания о сезонных изменениях в природе.

1

6

Фрукты

Формировать знания о фруктах.

1

7

Овощи

Формировать знания об овощах.

1

8

«Что перепутал художник?» Овощи и фрукты разные продукты.

Закрепить знания о фруктах и овощах.

1

9

Рисование предметов круглой формы.

Развитие мелкой моторики

1

10

Лес

Развитие понимания речи, расширение активного словаря.

1

11

«Что ты видишь?»

Объединение фигур в группы по величине, форме, цвету.

Формировать умение объединять в группы предметы по величине

1

12

«Порядок картинок».

Формирование математических представленийразвитие мыслительных операций

1

13

 Право - лево, выполнение упражнений по заданию учителя

Формировать умение ориентироваться в пространстве класса и на плоскости стола.

1

14

«Угадай, какого цвета?»

«Слева и справа»

Закреплять знание основных цветов

1

15

Что это?»

 «Большой-маленький.»

Формирование умения сортировать предметы по величине

1

16

«Что изменилось?» Круг и квадрат.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

1

17

Раскрашивание изображений фигур. Работа с трафаретами

Закрепить знание геометрических фигур

1

18

Я и мое тело

Развивать представление о себе; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.

1

19

Одежда

Формировать знания о видах одежды и ее назначении.

1

20

«Что изменилось?»

Времена года: осень, зима.

Закрепить знание времен года

1

21

Перелетные птицы.

Формировать знания о жизни птиц.

1

22

Посуда

Знакомство с названиями посуды, и ее назначения. Развитие слухового внимания

1

23

Соотнесение цвета реального предмета с эталоном; учить дифференцировать.

Формирование сенсорных эталонов цвета

1

24

Использование цвета для обозначения предметов

Развитие предпосылок символической деятельности мышления

1

25

Соотношение предметов по цвету. Дидакт. игра «Подбери кукле однотонную одежду»

Формирование сенсорных эталонов цвета

1

26

Выбор и группировка предметов на скорость.

Формирование сенсорных эталонов формы, величины.

1

27

Число и цифра 1

Формирование математических представленийразвитие мыслительных операций

1

28

Зима

Формировать знания о сезонных изменениях в природе.

1

29

Соотнесение предмета с цифрой

Формирование математических представленийразвитие мыслительных операций

1

30

Жизнь зверей зимой

Формировать знания о жизни диких животных

1

31

«Составь геометрическую фигуру» (из ее частей).

Конструирование предметов

1

32

«Исключи лишнее».

Зимующие птицы.

Формировать знания о зимующих птицах

1

33

Деревья зимой.

Формировать знания о хвойных и лиственных деревьях.

1

34

Число и цифра 2. Соотнесение предмета с цифрой.

Формирование математических представленийразвитие мыслительных операций

1

35

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом.

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины

1

36

«Сходство и различие».

Состав числа 2. Счет в пределах 2.

Формирование математических представленийразвитие мыслительных операций

1

37

Что больше (меньше)?»

Число и цифра 2. Соотнесение предмета с цифрой.

Формирование математических представленийразвитие мыслительных операций

1

38

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины

1

39

Сравнительный анализ предметов по самостоятельно выделенному признаку.

Формирование сенсорных эталонов формы, величины

1

40

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. Д.).

Формирование сенсорных эталонов формы, величины

1

41

Сравнительный анализ предметов по двум параметрам

«Составь геометрическую фигуру» (из ее частей).

Конструирование предметов

1

42

Составление рядов по величине из 4-5 предметов.

Развитие сенсорных эталонов величины

1

43

Лепка «Снеговик»

Развитие мелкой моторики

1

44

Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

1

45

Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине).

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

1

46

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей

Конструирование предметов

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

1

47

Настольный «Лего»

Конструирование предметов

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

1

48

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

Развитие крупной моторики

1

49

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Развитие мелкой моторики

1

50

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

1

51

Обводка контуров предметных изображений.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

1

52

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

Развитие мелкой моторики

1

53

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; «Угадай, кто я?» (по пантомиме). Игровые упражнения

Развитие крупной и мелкой моторики

1

54

Рисование бордюров по образцу.  Дидакт. игра «Расставь значки в фигурах».

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

1

55

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений – новогодние снежинки. Практич. занятие

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

1

56

Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

1

57

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий). Игровые упражнения

Кинестетическое и кинетическое развитие

1

58

Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы).  Дидактическая

Развитие тактильно-двигательного восприятия

1

59

Игра «Волшебный мешочек».

Развитие тактильно-двигательного восприятия

1

60

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». «Фрукты»

Развитие тактильно-двигательного восприятия

1

61

Дидактическая игра «Что бывает………(пушистое)».

Развитие тактильно-двигательного восприятия

1

62

Игры с сюжетной мозаикой. Игровые упражнения

Развитие тактильно-двигательного восприятия

1

63

Развитие чувства ритма. Дидакт. игра «Мы барабанщики»

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

1

64

Различение мелодий по темпу. Практич. занятие

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

1

65

Учить ориентироваться на листе бумаги («Рисунок по инструкции»,

Развитие восприятия пространства

1

66

Диагностическое обследование

2

Итого:

68

3а класс

   

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1

Диагностическое обследование

2

2

Времена года. Осень

«Найди отличия».

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий осенних месяцев, их последовательности.

1

3

Зарисовки на листе.

Ориентировка: правая, левая, верх, низ.

Формирование навыков пространственной ориентировки.

1

4

Труд людей осенью. Предложение.

Формирование знаний о том, чем занимаются люди осенью.

1

5

Впереди, сзади, между

«Зашифрованный рисунок».

Формирование навыков пространственной ориентировки.

1

6

Чтение по слогам.

«Школа».

Формирование знаний о школе.

1

7

Цифры от 1 до 100 «Исключи лишнее».

Формирование математических навыков, стойких знаний цифр от 1 до 100, написание.

1

8

«Дом» зарисовки.

Геометрические фигуры.

Формирование знаний о городе, улицах, доме, в котором живёшь, домашнем адресе.

1

9

Десяток

«Найди отличия»

Формирование навыков счёта десятками.

1

10

 «Моя семья».

«Угадай слово».

Формирование знаний и представлений о членах семьи.

1

11

Нумерация

 «Сходство и различие».

Формирование знаний порядкового счёта.

1

12

Словарь. Одежда, обувь

«Сгруппируй предметы».

Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение, уход за ними.

1

13

Двузначное число.

Решение примеров на сложение.

Формирование знаний двузначного числа.

1

14

Состав двузначного числа

«Дорисуй девятое».

Формирование знаний состава двузначного числа.

1

15

Словарь. Овощи

«Исключи лишнее».

Формирование знаний об овощах.

1

16

Словарь. Фрукты

«Зрительный диктант».

Формирование знаний о фруктах.

1

17

Единицы измерения

«Запутанные дорожки».

Формирование знаний о различных единицах измерения.

1

18

Овощи и фрукты - разные продукты

«Найди отличия».

Формирование навыков классификации и дифференциации понятий овощи и фрукты.

1

19

Единицы длины. См

«Качественные признаки предметов».

Формирование знаний о единице длины см.

1

20

Времена года. Зима.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний зимних месяцев, их последовательность.

1

21

Зимние забавы.

Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских зимних играх.

1

22

Единицы длины. Дм

«Внимательный художник».

Формирование знаний об единице длины см.

1

23

Второй десяток

«Зрительный диктант».

Формирование знаний состава двузначного числа

1

24

Жизнь зверей зимой

«Что перепутал художник?»

Формирование знаний о жизни зверей и птиц в зимнее время года, формирование знаний как им помочь.

1

25

Шнуровочки

Сложение чисел.

Формирование умения заплетать, завязывать, шнуровать.

1

26

«Составление рассказа».

Деревья

Формирование знаний о деревьях, их названия, польза, уход.

1

27

«Продолжи логический ряд».

Числа

Формирование знаний чисел.

1

28

«Найди отличия».

Комнатные растения

Формирование знаний о комнатных растениях, их названия, польза, уход.

1

29

Числа

«Графический диктант»

Формирование знаний чисел.

1

30

ПДД зимой.

Формирование знаний о безопасности на дорогах зимой.

1

31

Числа

«Продолжи числовой ряд».

Формирование знаний чисел.

1

32

Поиск ошибок в тексте.

ПДД весной.

Формирование знаний безопасности на дорогах в весеннее время года

1

33

Состав чисел в пределах 100

«Исключи лишнее».

Формирование знаний состава двузначного числа в пределах 100

1

34

Графический диктант.

Формирование умения ориентироваться на листе тетради, действовать по указанию учителя.

1

35

Охрана здоровья

«Зашифрованный рисунок».

Формирование знаний о  способах здоровьесбережения

1

36

Углы

«Лабиринты».

Формирование знаний об углах, их виды

1

37

Времена года. Весна и ее признаки.

Формировать знания о сезонных изменениях в природе.

1

38

«Волшебный мешочек».

Кукольный театр

Формирование умения обращаться с ручным кукольным театром

1

39

Домашние животные

«Сходства и различия».

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, жизни совместно с человеком, уходе

1

40

«Мозаика».

Пальчиковый театр

Формирование умения обращаться с пальчиковым теат.ром

1

41

   Инструменты

«Найди отличия».

Формирование знаний об инструментах,  используемых на уроке.

1

42

Правило перестановки слагаемых

Формирование знаний о перестановке слагаемых.

1

43

Дикие животные

«Исключи лишнее».

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании.

1

44

Форма

«Графический диктант».

Формирование навыка дифференцировать предметы по форме.

1

45

Цвет

«Зашифрованный рисунок».

Формирование навыка дифференцировать предметы по цвету.

1

46

Равенства

«Запутанные дорожки».

Формирование знаний о равенствах.

1

47

Знаки препинания.

«Что перепутал художник?».

Закрепление правил написания знаков в конце предложений.

1

48

Величина

«Дорисуй девятое».

Формирование навыка дифференцировать предметы по величине.

1

49

Поиск ошибок в тексте.

Чтение изучаемых произведений.

Чтения текстов из программных произведений целыми словами.

1

50

Зоопарк

Формирование знаний о животных, которые живут в зоопарке, их питание, уход за ними.

1

51

Части тела

«Внимательный художник».

Формирование знаний частей тела человека.

1

52

Неделя

«Продолжи логический ряд».

Формирование знаний названий дней недели, их последовательности.

1

53

Правила гигиены

«Исключи лишнее»

Формирование знаний гигиены.

1

54

Геометрические фигуры

«Зашифрованный рисунок».

Закрепление знаний о геометрических фигурах.

1

55

Птицы

 «Найди отличия».

Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела.

1

56

Многоугольники

«Графический диктант».

Формирование знаний о многоугольниках.

1

57

Насекомые

«Продолжи логический ряд».

Формирование знаний о насекомых, их разнообразии.

1

58

Нумерация чисел в пределах 100

«Зрительный диктант».

Формирование знаний порядкового счёта до 100

1

59

 Решение задач в одно действие.

Выделение главной мысли в задаче. Определение вопроса.

1

60

Решение примеров на сложение и вычитание.

«Графический диктант»

Формирование математических представлений.

1

61

«Предлог как отдельное слово.»

Предлоги –в, на, с, из. Упражнение в написании под диктовку.

1

62

Слова с непроверяемыми гласными.

Правописание словарных слов.

1

63

Моя мечта

«Угадай слово».

Формирование навыка составления рассказа самостоятельно.

1

64

Путешествие по стране

Формирование знаний о природе и достопримечательностях нашей страны.

1

65

Времена года. Лето

«Что перепутал художник?».

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий летних месяцев, их последовательности.

1

66

Диагностическое обследование

2

Итого:

68

4а класс

   

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1

Диагностическое обследование

2

2

Времена года. Осень

«Найди отличия».

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий осенних месяцев, их последовательности.

1

3

Зарисовки на листе.

Ориентировка: правая, левая, верх, низ.

Формирование навыков пространственной ориентировки.

1

4

Труд людей осенью.

Формирование знаний о том, чем занимаются люди осенью.

1

5

Впереди, сзади, между

«Зашифрованный рисунок».

Формирование навыков пространственной ориентировки.

1

6

Чтение по слогам.

«Школа».

Формирование знаний о школе.

1

7

Цифры от 1 до 100 «Исключи лишнее».

Формирование математических навыков, стойких знаний цифр от 1 до 100, написание.

1

8

«Дом» зарисовки.

Геометрические фигуры.

Формирование знаний о городе, улицах, доме, в котором живёшь, домашнем адресе.

1

9

Десяток

«Найди отличия»

Формирование навыков счёта десятками.

1

10

 «Моя семья».

«Угадай слово».

Формирование знаний и представлений о членах семьи.

1

11

Нумерация

 «Сходство и различие».

Формирование знаний порядкового счёта.

1

12

Словарь. Одежда, обувь

«Сгруппируй предметы».

Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение, уход за ними.

1

13

Двузначное число

Графический диктант.

Формирование знаний двузначного числа.

1

14

Состав двузначного числа

«Дорисуй девятое».

Формирование знаний состава двузначного числа.

1

15

Словарь. Овощи

«Исключи лишнее».

Формирование знаний об овощах.

1

16

Состав двузначного числа

«Что перепутал художник».

Формирование знаний состава двузначного числа.

1

17

Словарь. Фрукты

«Зрительный диктант».

Формирование знаний о фруктах.

1

18

Единицы измерения

«Запутанные дорожки».

Формирование знаний о различных единицах измерения.

1

19

Овощи и фрукты - разные продукты

«Найди отличия».

Формирование навыков классификации и дифференциации понятий овощи и фрукты.

1

20

Единицы длины. См

«Качественные признаки предметов».

Формирование знаний о единице длины см.

1

21

Времена года. Зима.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний зимних месяцев, их последовательность.

1

22

Зимние забавы

Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских зимних играх.

1

23

Единицы длины. Дм

«Внимательный художник».

Формирование знаний об единице длины см.

1

24

Второй десяток

«Зрительный диктант».

Формирование знаний состава двузначного числа.

1

25

Жизнь зверей зимой

«Что перепутал художник?»

Формирование знаний о жизни зверей и птиц в зимнее время года, формирование знаний как им помочь.

1

26

ПДД зимой. «Продолжи логический ряд»

Формирование знаний о поведении на дорогах в зимнее время.

1

27

Шнуровочки.

Сложение чисел.

Формирование умения заплетать, завязывать, шнуровать.

1

28

«Составление рассказа».

Деревья

Формирование знаний о деревьях, их названия, польза, уход.

1

29

«Продолжи логический ряд».

Числа

Формирование знаний чисел.

1

30

«Найди отличия».

Комнатные растения

Формирование знаний о комнатных растениях, их названия, польза, уход.

1

31

Числа

«Продолжи логический ряд».

Формирование знаний чисел.

1

32

 Решение задач в одно действие.

Формировать умение решать простые задачи.

1

33

Числа

«Продолжи числовой ряд».

Формирование знаний чисел.

1

34

Чтение русских народных сказок.

Совершенствовать навыки чтения.

1

35

Состав чисел в пределах 100

«Исключи лишнее».

Формирование знаний состава двузначного числа в пределах 100

1

36

Охрана здоровья

«Зашифрованный рисунок».

Формирование знаний о способах здоровьесбережения.

1

37

Углы

«Лабиринты».

Формирование знаний об углах, их виды.

1

38

«Волшебный мешочек».

Кукольный театр

Формирование умения обращаться с ручным кукольным театром.

1

39

Домашние животные

«Сходства и различия».

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, жизни совместно с человеком, уходе.

1

40

«Мозаика».

Пальчиковый театр

Формирование умения обращаться с пальчиковым театром.

1

41

   Инструменты

«Найди отличия».

Формирование знаний об инструментах,  используемых на уроке.

1

42

Правило перестановки слагаемых

Формирование знаний о перестановке слагаемых.

1

43

Времена года. Весна.

«Сходство и различие».

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий весенних месяцев, их последовательности.

1

44

Дикие животные

«Исключи лишнее».

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании.

1

45

Форма

«Графический диктант».

Формирование навыка дифференцировать предметы по форме.

1

46

Цвет

«Зашифрованный рисунок».

Формирование навыка дифференцировать предметы по цвету.

1

47

Равенства

«Запутанные дорожки».

Формирование знаний о равенствах.

1

48

Знаки препинания.

«Что перепутал художник?».

Закрепление правил написания знаков в конце предложений.

1

49

Величина

«Дорисуй девятое».

Формирование навыка дифференцировать предметы по величине.

1

50

Поиск ошибок в тексте.

Чтение изучаемых произведений.

Чтения текстов из программных произведений целыми словами.

1

51

Зоопарк

«Поиск ошибок в тексте».

Формирование знаний о животных, которые живут в зоопарке, их питание, уход за ними.

1

52

Части тела

«Внимательный художник».

Формирование знаний частей тела человека.

1

53

Неделя

«Продолжи логический ряд».

Формирование знаний названий дней недели, их последовательности.

1

54

Правила гигиены

«Исключи лишнее»

Формирование знаний гигиены.

1

55

Геометрические фигуры

«Зашифрованный рисунок».

Закрепление знаний о геометрических фигурах.

1

56

Птицы

 «Найди отличия».

Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела.

1

57

Многоугольники

«Графический диктант».

Формирование знаний о многоугольниках.

1

58

Насекомые

«Продолжи логический ряд».

Формирование знаний о насекомых, их разнообразии.

1

59

Нумерация чисел в пределах 100

«Зрительный диктант».

Формирование знаний порядкового счёта до 100.

1

60

Моя мечта

«Угадай слово».

Формирование навыка составления рассказа самостоятельно.

1

61

Путешествие по стране

Формирование знаний о природе и достопримечательностях нашей страны.

1

62

Времена года. Лето

«Что перепутал художник?».

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий летних месяцев, их последовательности.

1

63

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

Формировать умение решать примсеры.

1

64

Профессии.

«Исключи лишнее»

Формировать знания о профессиях.

1

65

Решение простых задач в одно действие.

«Графический диктант»

Формировать умение решать задачи.

1

66

Диагностическое обследование

1

Итого:

68

Список литературы.

1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

2. Н.В.Ротарь, Т.В.Карцева «Занятия для детей с задержкой психического развития» Издательство «Учитель» Волгоград

3. Н.В.Бабкина «Саморегуляция в познавательной деятельности» Издательство «Владос» Москва 2018г.

4. Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр». Издательство «Владос» Москва 2018г.

5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

7. Марина Решетко «100 игр для запуска речи» Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону 2021г.

8. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» Под ред. И.М. Бгажноковой  Москва. Просвещение 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ручному труду для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа  разработана по предмету «Ручной труд» для обучающихся  1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Адаптированная основная общеобразовательная программа по физической культуре для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерн...

Рабочая программа по трудовому обучению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа  разработана по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся  3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Адаптированная рабочая программа по русскому языку, для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями.

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью. Программа расчитана на 170 часов ( 5 часов в неделю)...

Применение пословиц и поговорок на уроках русского языка и чтения в коррекционной работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Представлен практический материал для работы с пословицами и поговорками, который может использовать учитель русского языка и чтения на своих уроках....

Адаптированная основная рабочая программа по коррекционной работе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (5 – 9 классов)

Рабочая программа составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО, утвержден...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «География» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) Вариант 1 6-9 классы

Рабочая программа по учебному предмету «География» включает:пояснительную записку;общую характеристику учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися;описание места учеб...