Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)
рабочая программа
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uo_2_variant_cherepenina_a.v.docx | 41.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат Павлово-Посадского муниципального района Московской области
"Утверждаю"
Директор МКОУ школы-интерната
_____________Гришина М.Б.
«__03__»_апреля_2017 г.
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями)
1класс (2 вариант обучения)
Программу разработала:
Черепенина А. В.
учитель-дефектолог
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 21 декабря 2012 г.;
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г.,
- Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (корр.) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря 2015 г. № 4/15;
- СанПин ОВЗ 2.4.2.3286 – 15 от 15.07.2015;
- Учебного плана МКОУ школы-интерната.
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена для 1класса (2 вариант обучения). Программа имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
Задания, составляющие основу программы, имеют индивидуальный, подгрупповой и групповой характер занятий. Продолжительность дефектологических занятий не превышает 15-20 минут (индивидуальная и подгрупповая форма) и 40 минут (групповая форма).
В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (для младших школьников повторяется один или несколько раз). Ученик должен сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Психолого-педагогическая характеристика
обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(2 вариант обучения)
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, что требует для большей части обучающихся использование разнообразных средств невербальной коммуникации, а также логопедической коррекции. Внимание у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий, однако, при продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений. У других – повышенная возбудимость сочетается с хаотичной не целенаправленной деятельностью.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.
Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. непродуктивными оказываются подходы, требующие формирования абстрактно-логического мышления и речемыслительных процессов. В этой связи возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей. Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы, каждая из которых включает детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеет тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи.
Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колебаться от умеренной до глубокой. Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет им овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.
Особенности развития другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или он возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У детей названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов. У третьей группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется преимущественно в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций препятствуют выполнению действия как целого.
Описанные индивидуально-типологические особенности детей учитывают также клинические аспекты онтогенеза, но не отражают общепринятую диагностику ОВЗ в части умственной отсталости (см. МКБ-10). Учет типологических особенностей с позиции специальной психологии и педагогики позволяет решать задачи организации условий обучения и воспитания детей в образовательной организации, имея в виду достаточное количество персонала и специалистов для удовлетворения потребностей в физическом сопровождении детей, выбор необходимых технических средств индивидуальной помощи и обучения, планирование форм организации учебного процесса.
Описание групп обучающихся строится на анализе психолого-педагогических данных, но не предполагает разделение детей в образовательной организации на группы/классы по представленным выше характеристикам. Состав обучающихся в классе должен быть смешанным. включающим представителей разных типологических групп. Смешанное комплектование обучающихся создает условия, где дети учатся подражать и помогать друг другу, при этом важно рациональное распределение учебных, воспитательных, сопровождающих функций персонала. Под особыми образовательными потребностями детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.
Цель и задачи программы
Целью рабочей программы является:
- коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;
- формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.;
- реализация индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий;
- дополнительная помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;
- развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Задачи:
- создание развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;
- индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
- использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
- стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
- использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.
Программа коррекционно-развивающих занятий включает следующие основные направления
1. Ознакомление с окружающим миром.
2. Формирование элементарных математических представлений.
3. Формирование высших психических функций (мышление, память, внимание и т.д.).
4. Сенсорное развитие.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся, по основным направлениям коррекционно-развивающих занятий
1. «Ознакомление с окружающим миром»
Дети должны научиться:
- называть свое имя, отвечать на вопрос «Ты мальчик или девочка?»;
- показывать и называть части тела лица; выделять на фотографии себя и членов своей семьи;
- показывать и называть отдельные предметы одежды, посуды, игрушек, мебели и т.д.
- узнавать реальные и изображенные на картинках знакомых животных и птиц;
- знать, что делает человек определенной профессии;
- выделять по обобщающему слову продукты, игрушки, предметы посуды и одежды.
2. «Формирование элементарных математических представлений».
Дети должны научиться:
- выделять 1,2 и много предметов из группы;
- находить 1,2 и много однородных предметов в окружающей обстановке;
- составлять равные по количеству группы предметов;
- понимать выражение «большой - маленький»;
- осуществлять группировку предметов по количественному признаку;
- выполнять операции объединения и разъединения в пределах двух;
- уметь показывать количество предметов на картинках;
3. «Формирование высших психических функций».
Дети должны научиться:
- использовать вспомогательные средства;
- воспринимать целостные сюжеты (ситуацию), изображенные на картинках, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.
4. «Сенсорное развитие».
Дети должны научиться:
- воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
- различать свойства и качества предметов: большой - маленький, высокий – низкий;
- сличать основные цвета «Покажи, где такой кубик»;
- складывать разрезную картинку из 2-х, 3-х частей;
-доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу;
- выполнять группировку предметов по заданному признаку;
- показать знакомые свойства и качества предметов.
Перспективное планирование
Направление работы | Цель проводимых мероприятий | Сроки выполнения |
1. Диагностика (учебно-познавательная деятельность) | 1.Определение актуального уровня развития ребенка, 2.Определение “зоны ближайшего развития”, индивидуальных путей коррекции. 3.Выявление учащихся, нуждающихся в специализированной помощи. | 3- 20 апреля |
2. Коррекционная деятельность (проведение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий) | 1.Коррекция нарушений психического развития. 2.Формирование у учащихся необходимых для усвоения программного материала умений и навыков. | Апрель - Май |
3. Педагогическое просвещение Педагоги (индивидуальные консультации) Родители (индивидуальные консультации) | 1.Повышение компетентности педагогов в вопросах коррекционной педагогики и специальной психологии. 2.Составление рекомендаций учителям по применению специальных приемов в работе с учащимися. 1.Пропаганда знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей с нарушениями развития. 2.Рассмотрение частных вопросов, касающихся проблем воспитания и развития ребенка. | Апрель – Май Апрель - Май |
Список учащихся, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия по результатам первичной диагностики
На коррекционно-развивающие занятия зачислен 1 «В» класс в составе 4 человек: Тюменев Артем, Коптелова Христина, Суворова Ксения, Рожкова Александра.
С данными учениками работа осуществляется как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.
Календарно – тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий 1 класса
Дата | Тема занятия | Содержание работы | Участники | Содержание коррекционно-развивающего процесса |
3-6.04.17 | - Наблюдение за учащимися во время уроков и внеурочное время; - Беседа с учителями. | 1класс, учителя | Выбор учащихся, нуждающихся в помощи учителя - дефектолога | |
10-20.04.17 | - Диагностическое обследование | 1класс, учителя | Заполнение индивидуальных дефектологических карт; Формирование групп (по схожему нарушению); Разработка перспективного плана работы |
Дата | Тема и вид занятия | Содержание работы |
24.04.17 | Групповое: «Закрашивание картинок»; Индивидуальное: Игра «Обезьянки» | Учить закрашивать простые предметы; Ориентировка в схеме собственного тела. |
25.04.17 | Индивидуальное: Игра «Обезьянки» | Ориентировка в схеме собственного тела. |
26.04.17 | Индивидуальное: Игра «Обезьянки»; Групповое: «Закрашивание картинок» занятие №2 | Ориентировка в схеме собственного тела; Продолжать учить закрашивать картинки. |
27.04.17 | Групповое: «Геометрический куб» | Закреплять умение различать геометрические фигуры. |
2.05.17 | Индивидуальное: «Что изменилось» | Развитие зрительной памяти, наблюдательности, удержание словесного текста. |
3.05.17 | Индивидуальное: «Что изменилось»; Групповое: «Аппликация». | Развитие зрительной памяти, наблюдательности, удержание словесного текста; Учить работать с бумагой. |
4.05.17 | Групповое: «Аппликация» - занятие №2. | Продолжать учить работать с бумагой. |
10.05.17 | Индивидуальное: «Что изменилось»; Групповое: «Цвета». | Развитие зрительной памяти, наблюдательности, удержание словесного текста; Учить узнавать цвета. |
11.05.17 | Групповое: «Цвета» - занятие №2. | Учить узнавать цвета. |
15.05.17 | Групповое: «Сравнение предметов по высоте»; Индивидуальное: «Где, чей домик». | Упражнять детей в сравнении предметов по высоте; Развитие устойчивости внимания. |
16.05.17 | Индивидуальное: «Где, чей домик». | Развитие устойчивости внимания. |
17.05.17 | Индивидуальное: «Где, чей домик»; Групповое: «Сравнение предметов по высоте» - занятие №2. | Развитие устойчивости внимания; Продолжать упражнять детей в сравнении предметов по высоте. |
18.05.17 | Групповое: «Пространственные и временные понятия». | Учить понимать понятия «слева», «справа». |
22.05.17 | Индивидуальное: «Что под ладошкой»; Групповое: «Пространственные и временные понятия» - занятия №2. | Автоматизация понятий справа - слева; Продолжать учить понимать понятия «слева», «справа». |
23.05.17 | Индивидуальное: «Что под ладошкой». | Автоматизация понятий справа – слева. |
24.05.17 | Индивидуальное: «Что под ладошкой»; Групповое: «Цвет предмета». | Автоматизация понятий справа – слева; Закреплять понятие цвета, учить показывать цвет. |
Литература
1. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
2. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
3. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
4. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
5. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
6. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
7. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ручному труду для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа разработана по предмету «Ручной труд» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)
Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)...
Рабочая программа по предмету «История» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Данный материал представляет собой общеобразовательную программу, адаптированную для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуаль...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями.
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью. Программа расчитана на 170 часов ( 5 часов в неделю)...
Адаптированная основная рабочая программа по коррекционной работе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (5 – 9 классов)
Рабочая программа составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО, утвержден...
Адаптированная основная рабочая программа по коррекционной работе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1-4 классов)
Цель программы заключается в развитии и коррекции высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоле...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «География» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) Вариант 1 6-9 классы
Рабочая программа по учебному предмету «География» включает:пояснительную записку;общую характеристику учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися;описание места учеб...