Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 2 класс. Тема урока: «Восприятие тяжести".
план-конспект урока

Куделина Ольга Ивановна

Тема урока: «Восприятие тяжести. Сравнение предметов по массе: тяжелее, легче, такой же (одинаковой, равной) массы».

Цель урока: формирование умения у обучающихся сравнивать предметы по массе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 класс

УРОК РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

Тема урока: «Восприятие тяжести. Сравнение предметов по массе: тяжелее, легче, такой же (одинаковой, равной) массы».

Цель урока: формирование умения у обучающихся сравнивать предметы по      массе.

Задачи:

  1. Совершенствование умения сравнивать предметы по массе.
  2. Развитие тактильной чувствительности, тонкой кинестетической дифференциации, мелкой моторики, зрительной координации.
  3. Воспитание волевых качеств (настойчивости, терпения, решительности).

Оборудование:

  • Плакат «Зарисуй самого легкого»;
  • Шаблоны животных;
  • Пластиковые и деревянные предметы больших размеров;
  • Тяжелые металлические предметы небольших размеров;
  • Весы;
  • Карточки со словами «тяжелее», «легче», «равный»;
  • Лист бумаги и простой карандаш на каждого;
  • Цветные полоски.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Психологический настрой «Солнечный зайчик».

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза.  Закрой их.  Он побежал дальше по лицу, нежно погладить его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щеках, на подбородке.  Поглаживай его аккуратно,  чтобы не спугнуть.  Погладь голову, шею, руки, ноги.  Он забрался на животик, погладь его там.  Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

Учитель:    Ребята, отгадайте загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В улей пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Какое у нас сейчас время года?  

Какие весенние месяцы вы знаете?

 А сейчас давайте посмотрим презентацию и полюбуемся весенней природой.

  1. Презентация: «Весна»

  1. Пальчиковая разминка.  

А сейчас, как обычно, вспомним о наших незаменимых помощниках -  пальцах.

Приготовили руки:  

У девочек и мальчиков на руке пять пальчиков:  

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный, господин влиятельный,

Палец средний -  тоже не последний,

Палец безымянный, с колечком ходит, чванный,

Пятый – мизинец - принес нам в гостинец.

Пальчиковая гимнастика:

  1. «Цепочка».

«Пальчики перебираем и цепочку получаем»

Большой и указательный пальцы руки в кольце. Постепенно перебираем пальчики: большой - указательный, большой - средний и т.д.

  1.  «Кошки»

«А у кошки – ушки на макушке, чтобы лучше слышать мышь в её норушке».

Средний и безымянный пальцы- упираются в большой,  указательный и мизинец - подняты вверх.

  1.  «Мышка»

«Серенький комок сидит и бумажкой все шуршит».

Средний и безымянный пальцы - упираются в большой,  указательный и мизинец  -  согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

  1. Игра:  «Узнайкакого цвета»

Детям предлагаются полоски разного цвета.  Затем показываются контуры предметов (овощей, фруктов, животных и т.д.).  Дети должны показать полоску соответствующего цвета.

Игра: «Слушай и выполняй»

Педагог дает задание - ученики действуют по словесной инструкции. Одновременно закрепляется представления о форме, цвете,  величине.

  • Тому, у кого лежит на столе треугольник, закрыть его правой рукой.
  • Тому у кого на столе лежит желтый квадрат, взять его в левую руку и приложить к правому уху.
  • Возьмите в левую руку кубик, который меньше.
  • Закройте правой рукой самый высокий домик, а левой самый маленький.

  1. Основная часть.

Наше занятие будет посвящено сравнению предметов по массе:  тяжелее, легче, такой же (одинаковой, равной) массы.  На уроках математики вы узнали, что одни предметы тяжелее, другие легче.  Иногда об этом можно догадаться, а иногда мы используем приспособление для измерения массы.

 Какое устройство для этого вы знаете? Весы.  

С помощью весов в наше время можно узнать массу чего угодно - от пылинки до слона.  

Вы заметили какими словами я обозначала массу предметов (легче, тяжелее, равные).

На доске у нас эти слова есть, и вы ими можете пользоваться.

  1. Упражнение:  «Определи массу предметов»

Итак у нас на столе 5 предметов: пластмассовый и деревянный куб, пластиковые и резиновые шары, железная гайка. Рядом весы.  Подойдите ко мне и познакомьтесь на ощупь со всеми предметами которые лежат на столе.  

Назовите одинаковые по форме предметы.  

Будет ли различная у них масса? А почему?

Наверное, потому что использованы разные материалы при их изготовлении: дерево и пластмасса, резина и пластик, железо и дерево.  Разложите их по порядку - от тяжелого легкому.  

Подумайте, гайка у нас на столе самая маленькая -  будет ли она самая легкая? Сравним их массу на весах.

- Молодцы. Теперь вы поняли, что одни предметы могут быть тяжелее и легче других, и это может зависеть от их размеров и материалов из которого они изготовлены (2 куба - большой и маленький).  Поэтому одинаковые по форме предметы могут быть различными по массе.

  1. Упражнение: «Определи массу предметов на картинке»

Детям показываются картинки на которых изображены ситуации и сюжеты связанные со сравнением массы (приложение 1) необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Почему чашу весов расположены так?
  • Почему с медведем случилась такая история?
  • Почему человек с чемоданом и сумкой идут по разному?
  • Что тяжелее арбуз или помидор?
  • Что легче бегемот или черепах?
  • Кто тяжелее медведь или заяц ?
  • Батон и пачка сахара  весят больше чем батон и конфеты. Что весит больше сахар или конфеты?

  1.   Задача:
  • Груша тяжелее яблока, яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик?
  •  Медведь и жук поставили на поляне качели и решили на них покачаться. На один конец доски селэмедведь а на другой жук. Смогут ли они  покачаться?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Солнце глянуло в тетрадку                           Ходьба на месте

1, 2, 3, 4, 5

Все мы делаем зарядку.

Надо нам присесть и встать,    Приседание

Руку вытянуть  пошире,

1, 2, 3, 4, 5

Наклониться – три, четыре.      Наклоны

И на месте поскакать.                                                Прыжки

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

  1. Упражнение: «Зарисуй самое легкое животное».  

Перед вами рисунки животных.  Масса их  неодинакова:  одни тяжелее, другие легче   (приложение 2).  Ваша задача зарисовать по шаблонам, которые лежат на столе, животных в порядке возрастания их массы: сначала самое легкое животное (поставить номер 1), затем по возрастанию - самый легкий из оставшихся и так далее. Не забывайте нумеровать последовательность животных: самая легкая 1, самая легкая из оставшихся 2 и т.д.

Постарайтесь не допускать ошибок. Задание должно быть выполнено правильно и аккуратно.

  1. Заключительная часть.  

Игра: " Чудесный мешочек".  

Задание:  возьмите каждый по одному предмету и встаньте в круг.  Поочередно обменяйтесь предметами со своим соседом справа.  Определите чей предмет тяжелее.  У вас или у вашего соседа справа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"

Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....

Конспект открытого группового занятия по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" со 2 классом на тему: "Восприятие тяжести. Сравнение предметов по массе: тяжелее, легче, такой же массы"

Задачи:Совершенствование умения сравнивать предметы по массе.Развитие тактильной чувствительности, тонкой кинестетической дифференциации, мелкой моторики, зрительной координации.Воспитание волевых кач...

Конспект урока развития психомоторики и сенсорных процессов по теме "Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков"

Цели урока: Коррекционно-развивающие: ·        Развивать мелкую и крупную моторику·        Развивать тактильные ощущ...

Открытый урок «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». 4 класс. Тема: Обогащение словаря по теме: «Насекомые».Аппликация «Божья коровка».

Задачи:а) образовательные: расширить словарный запас детей, активизировать лексику детей за счёт употребления существительных по теме «Насекомые» , закреплять навыки словообразования за сч...

Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 4 класс. Тема урока: «Развитие внимания и памяти".

Цель урока:  Развивать у  учащихся внимание, память, наблюдательность, логическое мышление.Задачи:А) образовательные: развивать у учащихся зрительное и слуховое восприятие, логическое мышлен...