Конспект открытого группового занятия по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" со 2 классом на тему: "Восприятие тяжести. Сравнение предметов по массе: тяжелее, легче, такой же массы"
план-конспект на тему

Макридина Вера Александровна

Задачи:

  1. Совершенствование умения сравнивать предметы по массе.
  2. Развитие тактильной чувствительности, тонкой кинестетической дифференциации, мелкой моторики, зрительной координации.
  3. Воспитание волевых качеств (настойчивости, терпения, решительности). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuda2.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 «Основная общеобразовательная школа №7,

осуществляющая деятельность

 по адаптированным основным образовательным программам»

г.Сергиев Посад

Конспект открытого урока по предмету

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Тема: «Восприятие тяжести. Сравнение предметов по массе: тяжелее, легче, такой же массы»

Учитель психомоторики:

Макридина В.А.

2015

Конспект занятия по программе

 «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Тема: «Восприятие тяжести. Сравнение предметов по массе: тяжелее, легче, такой же (одинаковой, равной) массы».

Задачи:

  1. Совершенствование умения сравнивать предметы по массе.
  2. Развитие тактильной чувствительности, тонкой кинестетической дифференциации, мелкой моторики, зрительной координации.
  3. Воспитание волевых качеств (настойчивости, терпения, решительности).

Оборудование:

  • плакат для зрительной гимнастики, картинки-символы для комплекса пальчиковой гимнастики;
  • 4 больших емкости под воду, 4 маленьких, монеты, плакат «Зарисуй самого легкого»;
  • шаблоны животных, изображенных на плакате, пластиковые и деревянные предметы больших размеров, тяжелые металлические предметы небольших размеров (гирьки, ключ, шайба, ножницы, подшипник), платок, весы;
  • карточки «Сравни по массе», «Определи массу», слова «тяжелее», «легче», «равный», лист бумаги и простой карандаш на каждого, цветные карандаши.

Ход занятия

I. Вводно-мотивационная часть.

1. Настоящее занятие будет посвящено сравнению предметов по массе: тяжелее, легче, такой же (одинаковой, равной) массы.

Цели урока: 

  • Наша встреча продолжит знакомство с массой предметов: будем определять массу разных предметов и рисовать их.
  • На уроках математики вы узнали, что одни предметы тяжелее, другие легче. Иногда об этом можно догадаться, а иногда мы пользуемся приспособлениями для измерения массы – какое устройство для этого вы знаете? Весы. С помощью них можно в наше время измерить массу чего угодно – от пылинки до слона.
  • Вы заметили, какими словами я обозначала массу предметов (легче, тяжелее) – на доске у нас все эти слова есть, и вы ими можете пользоваться.

2. Пальчиковая разминка.

А сейчас, как обычно, вспоминаем о наших незаменимых помощниках – пальцах. Приготовили руки:

У девочек и мальчиков на руке 5 пальчиков:
Палец большой – парень с душой,
Палец указательный, господин влиятельный,
Палец средний – тоже не последний,
Палец безымянный, с колечком ходит, чванный,
Пятый – мизинец – принес нам гостинец.

II. Основная часть.

1. Упражнение «Определи массу предметов».

Цель: актуализировать знания детей о том, почему предметы могут иметь разную массу.

На столе около 5 предметов – пластмассовый и деревянный куб, пластиковый и резиновый шар, железная гайка. Рядом – весы.

– Подойдите ко мне и познакомьтесь на ощупь со всеми предметами, которые лежат на столе.

– Назовите одинаковые по размеру и форме предметы?

– Будет ли у них масса одинакова? А почему? Наверное, потому, что использованы разные материалы при их изготовлении – дерево и пластмасса, резина и пластик, железо и дерево.

– Разложите их по порядку – от тяжелого к легкому. Подумайте, гайка у нас на столе самая маленькая – будет ли она самая легкая? Сравним их массу на весах.

– Молодцы. Теперь вы вспомнили, что одни предметы могут быть тяжелее и легче других и это может зависеть от их размера и материала, из которого они изготовлены. Поэтому одинаковые по форме предметы могут быть разными по массе.

2. Упражнение «Определите массу предметов на картинке».

Ребятам раздаются картинки, на которых изображены нелепые ситуации и просто сюжеты, связанные со сравнением массы (Приложение 1). Необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Почему чаши весов расположены так?
  • Почему с медведем случилась такая история?
  • Почему человек с чемоданом и сумкой идут по-разному?
  • Что тяжелее: арбуз или помидор?
  • Кто легче: бегемот или черепаха?
  • Кто тяжелее: медведь или заяц?

4. Зрительная гимнастика.

– Теперь нашего внимания ждут только глазки – другие наши незаменимые помощники. Пусть они станут нашими лучшими помощниками:

А) моргание (20 сек.);
Б) зажмуривание (10 сек.). Моргание (5 сек.);
В) стрельба глазами: влево-вправо, вниз-вверх (по 30 сек.);
Г) рисование глазами

Д) массаж вокруг глаз круговыми движениями пальцев (1 мин.);
Е) упражнение «Взгляд вдаль – на кончик носа» (20 сек.);
Ж) моргание (10 сек.).

3. Упражнение «Зарисуй самое легкое животное».

Перед вами плакат, на котором изображены животные. Масса их неодинакова: одни тяжелее, другие легче (Приложение 2).

Ваша задача зарисовать по шаблонам, которые лежат на столе, животных в порядке возрастания массы: сначала самое легкое животное (поставить номер один), затем по убыванию: самый легкий из оставшихся и так далее. Не забывайте нумеровать последовательность животных: самое легкое – 1, самое легкое из оставшихся – 2, снова самое легкое из оставшихся – 3.

Постарайтесь не допустить ошибок. Я буду оценивать качество вашей работы: задание должно быть выполнено правильно и аккуратно.

Для тех, кто выполнит все быстрее остальных – более сложное задание: он может раскрасить картинку – это будет очень хорошо.

III. Заключительная часть.

А теперь подведем итоги – передайте ваши работы на выставку.
В центре ковра – чудесный мешочек. Задание: возьмите каждый по одному предмету и становитесь в круг. Поочередно обменяйтесь предметами со своими соседями справа. Определите, чей предмет тяжелее: у вас или у вашего соседа справа.

Задание на дом: определить, что тяжелее – ручка или карандаш.

Приложение 1

Определи массу предметов на картинке

Почему чаши весов расположены так?

Почему с медведем случилась такая история?

Почему человек с чемоданом и сумкой                     Что тяжелее: арбуз или помидор?

идут по-разному?

Кто легче: бегемот или черепаха?

Кто тяжелее: медведь или заяц?

Приложение 2

Плакат «Зарисуй самого легкого»


(силуэты необходимо вырезать из картона в качестве раздаточного материала на каждого ребенка)

Слон

Бегемот

Утка

Заяц

Мышь

Бабочка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников 3 класс.

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников3 класс.Тема: «Времена года – весна» Задачи:1.     Продолжат...

План-конспект занятия по РС и ФП в 4 классе по теме: восприятие диалога.

План-конспект занятия по развитию слуха и формированию произношения по теме: Автоматизация звука Ш. Дифференциация звуков И-Ы. Восприятие диалога "Разговор на перемене" (по тексту"Товарищи") 4 класс....

Конспект психологического занятия по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для младших школьников с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность)

Конспект занятия по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для младших школьников с ОВЗ по теме "Восприятие цвета"...

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Восприятие формы, цвета и размера предметов окружающей действительности.

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов проведено в рамках семинара для педагогов, работающих в коррекциооных школах и классах с детьми с интеллектуальными нарушениями....

Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов во 2-ом классе на тему: «Сравнение и различение предметов по форме и цвету»

Цели:Формирование   набора    сенсорных    эталонов    плоскостных геометрических фигур.Закрепление знаний об основных геометрических фигур...

Конспект открытого группового занятия учителя-дефектолога с младшими школьниками с ЗПР

Конспект группового занятия учителя-дефектолога, направленного на коррекцию познавательной сферы младших шкльников с задержкой психического развития...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «Дружба. Мои друзья в классе»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ДРУЖБА. МОИ ДРУЗЬЯ В КЛАССЕ» Цель: формирование у учащихся ценности дружеских отношений и положительного психологического кли...