Методическая разработка индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Путешествие в сосновый лес»
план-конспект
Тема: Звуки С-Ш.
Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов при дифференциация звуков [С] – [Ш] .
Задачи:
1. Образовательные:
- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
- коррекция фонематического слуха на звуки [С], [Ш] ;
- развивать речевое дыхание;
- коррекция мелкой моторики рук;
- дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.
- коррекция умения согласовывать числительные с существительным.
3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование:
- Су-Джок
- сюжетные картинки.
- шишки для счета
- куклы Миша и Соня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp.dif_.s-sh_1.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]
«Путешествие в сосновый лес»
Тема: Звуки С-Ш.
Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов при дифференциация звуков [С] – [Ш] .
Задачи:
1. Образовательные:
- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
- коррекция фонематического слуха на звуки [С], [Ш] ;
- развивать речевое дыхание;
- коррекция мелкой моторики рук;
- дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.
- коррекция умения согласовывать числительные с существительным.
3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование:
- Су-Джок
- сюжетные картинки.
- шишки для счета
- куклы Миша и Соня
Ход занятия
1. Оргмомент. (музыка релакса)
Денис, сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю тебя побывать в деревне у дедушки и погулять в сосновом лесу. Хочешь? Тогда закрой глазки и представь, что мы сейчас в лесу. Открывай глазки. Покажите, какие там большие деревья.
Ученик поднимает руки.
Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Ученик быстро-быстро шевелит пальчиками.
Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.
Ученик покачивается и машет руками.
Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Ученик расслабляется.
Снова подул ветер.
Ученик вновь напрягается, покачивает и машет руками, затем опять расслабляется.
2. Сообщение темы занятия
Давай вспомним: как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с) Сегодня мы будем повторять звуки С, Ш. (Слайд №1)
Как называются эти буквы? Какое правило мы знаем? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы говорим и слышим).
Давайте вспомним характеристику звуков.
3. Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия)
Анализ артикуляции звуков.
- Но, чтобы правильно произносить и слышать звуки, нужно провести анализ артикуляции этих звуков.
- Андрей, посмотри на меня и скажи какое положение, занимают губы, когда я произношу [С]?
- Губы занимают положение «улыбочки».
- Когда я произношу [Ш], что происходит с губами?
- Губы вытянуты вперед, занимают положение «хоботка».
- Андрей, скажи, какое положение занимает язычок при произношении [С]?
- Язычок за нижними зубами, занимает положение «горочки».
- Что происходит с язычком, когда мы произносим [Ш]?
- Язычок находится вверху, в виде «чашечки».
- Давай проверим характер воздушной струи.
- Воздушная струя теплая.
- Проверяем работу голосовых связок.
- Голосовые связки не работают. (Ученик осуществляет кинестетический контроль).
- Чем отличаются артикуляции этих звуков*
- Положением губ, языка…
4. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Посмотри, кто к нам пришел? Правильно, это наши знакомые – Соня и Миша. Они поедут с нами в деревню к дедушке. Смотрим в зеркало и сделаем упражнения.
Артикуляционная гимнастика.
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
Пальчиковая гимнастика.
Молодец, Андрей. Теперь можно идти в лес. Но для прогулки в лесу нам понадобятся не только сильные ножки, но и ручки.
Сделаем гимнастику для рук:
-Су-Джок терапия.
Массаж пальцев эластичным кольцом. /Ученик поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.
Денис, давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным.)
Вот и нам звуки, если мы будем с ними дружить, помогут пройти по кочкам.
Произнести (прочитать) слоговые ряды (тихо – громко, грустно – весело, вопросительно – утвердительно)(Слайд №3)
са – ша са – са – ша
со – ша са – ша – ша
су – шу са – ша – са
сы- ши ша – ша – са
ша – са ша – са – са
шо – со ша – са – ша
шу – су
ши – си
6.Работа с загадками.
Ребята предлагают отгадать загадки и красиво, произнести отгадки, определить позицию звука в слове.(Слайд №4)
Гимнастика для глаз.
7. Дифференциация [С], [Ш] в словах.
Логопед: «Ой! Что же здесь случилось? Соня и Миша придумали для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давай поможем Соне и Мише вернуть звуки на место и разделить слова на слоги»
Игра «Отгадай слово»
. ишка . уба мы . ь
. ова . орока
. камья . анки
. арф . апоги
8. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках.
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь чтобы нам придти на лесную опушку надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки.
Шашки на столе, шишки на сосне.
Шапкой Сашка шишки сшиб.
Пошел Паша пешком –
Понес мешок с песком.
9. Развитие звукового анализа.(Слайд №5)
-Рассмотрите картинки, из первых звуков составь слово.
Сыр, ведро, ежевика, червяк, ананас. (Свеча)
Шапка, апельсин, шлем, кот, абрикос. (Шашка)
Физминутка.
10. Дидактическая игра «4-й лишний» (Слайд №6, 7)
-Какая картинка лишняя?
11. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.
Учитель: «По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!» (Предлагается картина с изображением соснового леса).
-Прочитай текст, кратко перескажи и назови слова, которые часто употребляются в тексте.
Текст:
Соня и Миша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.
Саша и Маша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.
12. Игра «Посчитайка» (Умение согласовывать числительное с существительным)
13. Итог занятия
Учитель: «Ну вот , мы с тобой и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего?
Оценка речевой деятельности
Ты прекрасно сегодня работал и правильно произносил звуки. С собой возьми сосновую шишку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного занятия по английскому языку урока-спектакля «Путешествие по волшебной стране английских звуков».
В концепции модернизации Российского образования воспитание определено как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений. Сказка является прекрасным материалом для решения развивающ...
Методическая разработка индивидуального занятия в 5 классе. Тема: Дифференциация звуков С_З. Диалогическая речь.Текст" Весна"
Цель:1 Автоматизация звука «Ш», «Ж» в чтение и самостоятельной речи, различение в произношении, развитие самоконтроля....
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков С-Ш
Занятия учителя-логопеда...
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г...
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [з]-[ж] в словах с включением пособия по формированию слухо-зрительно-двигательных координаций.
Концепция использования интернет-ресурса: Возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В ...
Методическая разработка индивидуального занятия: «Уроки мудрой совы. Постановка звука С».
Методическая разработка индивидуального занятия: «Уроки мудрой совы. Постановка звука С»....
План-конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков Р - Л.
Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи. В картине недоразвития на первый план выступает несформированнос...