Методическая разработка индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Путешествие в сосновый лес»
план-конспект

Панфилова Наталия Михайловна

Тема: Звуки С-Ш.

 

Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов при дифференциация звуков [С] – [Ш] .

 

Задачи:

 

1. Образовательные:

 - уточнить представление ребенка о звуках  [С], [Ш].

 

2. Коррекционно – развивающие:

 

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

 - уточнить представление  об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;

 - коррекция фонематического слуха на звуки [С], [Ш] ;

 - развивать речевое дыхание;

 - коррекция мелкой моторики рук;

 - дифференциация звуков [С], [Ш]  в слогах, словах, предложениях, тексте.

- коррекция умения согласовывать числительные с существительным.

3. Воспитательные:

 - формировать положительную мотивацию к занятиям;

 - воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

 

Оборудование:

 - Су-Джок

 - сюжетные картинки.

 - шишки для счета

 - куклы Миша и Соня

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp.dif_.s-sh_1.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]

«Путешествие в сосновый лес»

Тема: Звуки С-Ш.

Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов при дифференциация звуков [С] – [Ш] .

Задачи:

1. Образовательные:

 - уточнить представление ребенка о звуках  [С], [Ш].

2. Коррекционно – развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

 - уточнить представление  об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;

 - коррекция фонематического слуха на звуки [С], [Ш] ;

 - развивать речевое дыхание;

 - коррекция мелкой моторики рук;

 - дифференциация звуков [С], [Ш]  в слогах, словах, предложениях, тексте.

- коррекция умения согласовывать числительные с существительным.

3. Воспитательные:

 - формировать положительную мотивацию к занятиям;

 - воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:

 - Су-Джок

 - сюжетные картинки.

 - шишки для счета

 - куклы Миша и Соня

Ход занятия

1.    Оргмомент. (музыка релакса)

Денис, сегодня у нас необычное  занятие. Я приглашаю тебя побывать в деревне у дедушки и погулять в сосновом лесу. Хочешь? Тогда закрой глазки и представь, что мы сейчас в лесу. Открывай глазки.  Покажите, какие там большие деревья.

 Ученик поднимает руки.

 Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

 Ученик быстро-быстро шевелит пальчиками.

 Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.

 Ученик покачивается и машет руками.

 Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

 Ученик расслабляется.

 Снова подул ветер.

 Ученик вновь напрягается, покачивает и машет руками, затем опять расслабляется.

2.    Сообщение темы занятия

Давай вспомним: как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с) Сегодня мы будем повторять звуки С, Ш. (Слайд №1)

Как  называются  эти  буквы? Какое правило мы знаем? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы  говорим и слышим).

 Давайте вспомним характеристику звуков.

3.    Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия)

Анализ артикуляции звуков.

- Но, чтобы правильно произносить и слышать звуки, нужно провести анализ артикуляции этих звуков.

- Андрей, посмотри на меня и скажи какое положение, занимают губы, когда я произношу [С]?

- Губы занимают положение «улыбочки».

- Когда я произношу [Ш], что происходит с губами?

- Губы вытянуты вперед, занимают положение «хоботка».

- Андрей, скажи, какое положение занимает язычок при произношении [С]?

- Язычок за нижними зубами, занимает положение «горочки».

- Что происходит с язычком, когда мы произносим [Ш]?

- Язычок находится вверху, в виде «чашечки».

- Давай проверим характер воздушной струи.

- Воздушная струя теплая.

- Проверяем работу голосовых связок.

- Голосовые связки не работают. (Ученик осуществляет кинестетический контроль).

- Чем отличаются артикуляции этих звуков*

- Положением губ, языка…

4.    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Посмотри, кто к нам пришел?  Правильно, это наши знакомые – Соня и Миша. Они поедут с нами в деревню к дедушке. Смотрим в зеркало и сделаем упражнения.

Артикуляционная гимнастика.

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),

 С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

 Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

 Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).

 Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

 Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

 Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

 С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

 Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),

 И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

 Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

 Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).

 Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

 Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

 Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

 На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

 Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).

 Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Пальчиковая гимнастика.

Молодец, Андрей. Теперь можно идти в лес. Но для  прогулки в лесу нам понадобятся не только сильные ножки, но и ручки.

Сделаем гимнастику для рук:

-Су-Джок терапия.

    Массаж пальцев эластичным кольцом. /Ученик поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

5.    Дифференциация звуков [С], [Ш]  в слогах.

 Денис, давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным.)

 Вот и нам  звуки, если мы будем с ними дружить, помогут пройти  по кочкам.

 Произнести (прочитать) слоговые ряды (тихо – громко, грустно – весело, вопросительно – утвердительно)(Слайд №3)

са – ша    са – са – ша

 со – ша    са – ша – ша

 су – шу    са – ша – са

 сы- ши    ша – ша – са

 ша – са    ша – са – са

 шо – со    ша – са – ша

 шу – су

 ши – си

6.Работа с загадками.

Ребята предлагают отгадать загадки и красиво, произнести отгадки, определить позицию звука в слове.(Слайд №4)

Гимнастика для глаз.

7.    Дифференциация [С], [Ш]  в словах.

Логопед: «Ой! Что же здесь случилось? Соня и Миша придумали для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давай поможем Соне и Мише вернуть звуки на место и разделить слова на слоги»

Игра «Отгадай слово»

. ишка    . уба    мы . ь

 . ова    . орока

 . камья    . анки

 . арф    . апоги

 8.    Дифференциация звуков [С], [Ш]  в чистоговорках.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь чтобы нам придти на лесную опушку надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Пошел Паша пешком –

 Понес мешок с песком.

9. Развитие звукового анализа.(Слайд №5)

-Рассмотрите картинки, из первых звуков составь слово.

Сыр, ведро, ежевика, червяк, ананас. (Свеча)

Шапка, апельсин, шлем, кот, абрикос. (Шашка)

Физминутка.

10. Дидактическая игра «4-й лишний» (Слайд №6, 7)

-Какая картинка лишняя?

11. Дифференциация звуков [С], [Ш]  в тексте.

Учитель: «По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!» (Предлагается картина с изображением соснового леса).

-Прочитай текст, кратко перескажи и назови слова, которые часто употребляются в тексте.

Текст:

 Соня и Миша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.

 Саша и Маша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

12. Игра «Посчитайка» (Умение согласовывать числительное с существительным)

13. Итог занятия

Учитель: «Ну вот , мы с тобой и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего?

Оценка речевой деятельности

Ты прекрасно сегодня работал и правильно произносил звуки. С собой  возьми сосновую шишку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия по английскому языку урока-спектакля «Путешествие по волшебной стране английских звуков».

В концепции модернизации Российского образования воспитание определено как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений. Сказка является прекрасным материалом для решения развивающ...

Методическая разработка индивидуального занятия в 5 классе. Тема: Дифференциация звуков С_З. Диалогическая речь.Текст" Весна"

Цель:1 Автоматизация звука «Ш», «Ж» в чтение и самостоятельной речи, различение в произношении, развитие самоконтроля....

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г...

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [з]-[ж] в словах с включением пособия по формированию слухо-зрительно-двигательных координаций.

Концепция использования интернет-ресурса: Возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В ...

Методическая разработка индивидуального занятия: «Уроки мудрой совы. Постановка звука С».

Методическая разработка индивидуального занятия: «Уроки мудрой совы. Постановка звука С»....

План-конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков Р - Л.

Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи. В картине недоразвития на первый план выступает несформированнос...