Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков С-Ш
план-конспект
Занятия учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_zanyatiya_po_differentsiatsii_s-sh.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Вид занятия: занятие-путешествие
Темы:
Лексическая тема: Весна
Логопедическая: Дифференциация звуков С-Ш
Грамматическая: Правописание ЖИ-ШИ
Цель: дифференциация звуков [С-Ш] и закрепление связи звука и буквы.
Коррекционно-развивающие задачи:
- уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [С-Ш];
- установить различия по звонкости- глухости с опорой на осознанный контроль органов артикуляции;
-совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);
- актуализировать словарный запас обучающихся, обогащать и активизировать их лексикон по теме «Весна;
- совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи);
- развивать слуховую память и внимание, мелкую моторику, мышление;
- формировать навыки контроля в учебно-практической деятельности.
Коррекционно-образовательные:
- развивать орфографическую зоркость;
- закрепить правописание гласных после шипящих;
- повторить правила написания предложения.
Коррекционно-воспитательные:
-формировать положительную учебную мотивацию;
-воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.
Оборудование: тетради, карандаши, мультимедийный проектор, компьютерная программа «Учимся говорить правильно», звуковые линейки, презентация к занятию.
Ход занятия
I.Организационный момент.
-Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.
1. Сообщение темы, постановка перед обучающимися задач.
- Сегодня мы с вами отправляемся вместе с «Паровозиком из Ромашково» в увлекательное путешествие по стране звуков и букв. Вы согласны отправиться вместе со мной?
-Сядьте прямо, спинки ровные, руки на парте, наше путешествие начинается.
-Чтобы узнать тему нашего занятия-путешествия, вам необходимо отгадать загадки.
Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр,
На прогулку мы наденем
Этот головной убор.
(Шапка)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Работяга - …
(Самолёт)
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это-…
(Снегири)
Дорожка сшита - связана,
Постирана, разглажена.
Антошу охраняет,
Холод отгоняет.
(Шарф)
В этом доме этажи
Называют полками,
Тут бельё моё лежит,
Кофточки с футболками.
(Шкаф)
Ты весь мир обогреваешь,
А усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все- … (Солнце)
2. Дифференциация звуков (артикуляционные профили звуков)
-Молодцы. Выделите пожалуйста первые звуки в названиях этих предметов, какие чаще всего вы назвали? (звуки С-Ш).
-С какими звуками мы сегодня будем работать? (со звуками С-Ш). Мы будем учиться их различать.
-Что происходит со словом при замене одного звука на другой? (меняется смысл, значение слова).
-А для чего нам необходимо уметь различать звуки? (чтобы правильно писать слова).
-Дайте пожалуйста характеристику звука С (согласный, твёрдый, глухой)
-Дайте пожалуйста характеристику звука Ш (согласный, твёрдый, глухой)
-Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. А чем же они отличаются? На этот вопрос нам поможет артикуляционный профиль. Внимательно посмотрите на экран.
-Назовите, как располагаются органы артикуляции при произнесении звука С
-Назовите, как располагаются органы артикуляции при произнесении звука Ш
-Скажите пожалуйста, чем же они отличаются? (положением языка, подъемом языка)
При произнесении звука С язык опускается вниз к нижним зубам. А при произнесении звука Ш язык поднимается вверх к верхним зубам. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.
-Молодцы. Двигаемся дальше.
3. Первая станция «Игровая»
-А сейчас мы прибыли с вами на станцию «Игровая».
-Давайте немного поиграем. В роли язычка будут выступать наши ладошки. Когда я буду произносить звук С, язычок опускается вниз, когда я произнесу звук Ш, кончик язычка поднимается вверх.
Ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша.
Са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Ша-ша-ша, уши, шея и душа.
4. Связь звука и буквы.
-Звук С на письме записывается буквой эС, а буква эС очень похожа на кусочек сыра.
-Звук Ш на письме записывается буквой Ша, а буква Ша очень похожа на шкаф.
-На что похожа буква эС?
-На что похожа буква Ша?
5. Компьютерная игра «Учимся говорить правильно»
-Перейдите пожалуйста к компьютерам. Вам необходимо разложить предметы в по корзинам обозначенными звуками С и Ш.
-Двигаемся дальше. Мы прибыли на станцию «Запоминайкино».
6. Следующая станция «Запомоминайкино»
-Сейчас я хочу проверить вашу память. Я назову ряд слов, а вы должны постараться запомнить их и повторить. Определить к какому времени года они относятся.
Мороз, сугробы, вьюга- какому времени года относятся эти слова? (к зиме)
Листопад, дожди, туман ( к осени)
Жара, солнце, радуга ( к лету)
Сосульки, проталины, подснежник, ручейки (к весне).
7. Физминутка для глаз «Весенняя зарисовка»
-А сейчас я вам предлагаю посмотреть весеннюю зарисовку.
-Ваши глаза отдохнули и готовы к дальнейшей работе.
-Посмотрите внимательно на картину. Какая весна изображена на ней ранняя или поздняя? (ранняя)
-Какое любимое занятие у детей ранней весной? (пускать кораблики).
-Мы с вами тоже запустим кораблик, только в тетради.
-Мы отправляемся на станцию «Графическая»
8. Станцию «Графическая»
-Сейчас мы с вами выполним графический диктант.
-Какой предмет у вас получился? (парусник)
-Назовите, какой из изучаемых звуков сегодня есть в этом слове? (звук С)
-Назовите соседей звука С (звук У, звук Н’)
-Следующая станция «Ребусная»
9.Станция «Ребусная»
-А сейчас я вам предлагаю разгадать ребус. Отгадайте название цветка, который появляется с приходом весны. Вам необходимо выделить звук под номером, который написан рядом с предметом и записать его букву. Для выполнения этого задания вы можете воспользоваться звуковыми линейками.
Л-лук (1)
А-аист (1)
Н-слон (4)
Д-подушка (3)
Ы-сыр (2)
И-слива (3)
ЛАНДЫШИ
-Посмотрите на это слово и назовите «опасное» место в этом слове, а почему оно опасное ? (в слове сочетание ШИ, слышится звук Ы, а писать необходимо букву И)
10. Работа с деформированным предложением.
-Перед вами на экране слова, составьте из них устно предложение.
В ландыши выросли лесу душистые
-Какое предложение наиболее интересное, наиболее удачное?
-Начертите в тетради схему предложения.
-Обозначьте пожалуйста на схеме буквами, в каких словах находится звук [С], а в каких звук [Ш].
С С ШС Ш
.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга, сверьтесь с экраном.
11. Итог
-Наше путешествие подошло к концу, скажите пожалуйста, чему вы научились за время нашего путешествия? (различать звуки [С] и [Ш])
-Какое самое интересное задание было для вас?
-Пароль на выход. Придумай слово в котором имеется звук С или Ш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия Тема: Дифференциация звуков [c] [з ]
конспект занятия...
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г...
Методическая разработка индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Путешествие в сосновый лес»
Тема: Звуки С-Ш. Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов при дифференциация звуков [С] – [Ш] . Задачи: 1. Образовательные: - уточнить представление ребенка о зву...
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [з]-[ж] в словах с включением пособия по формированию слухо-зрительно-двигательных координаций.
Концепция использования интернет-ресурса: Возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В ...
Конспект фронтального занятия по дифференциации звуков [В]-[Ф].
Участие в методической неделе педагогического сообщества учителей-логопедов и учителей-дефектологов города Сосновоборска с представленным опытом работы:Фронтальное занятие в подготовительной группе ко...
Конспект логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков и букв Г-К.
Цели:Обучающие:- учить выделять звуки из слогов, слов;- учить дифференцировать звуки, обозначать их буквами в слогах, словах, предложениях; - формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного...
План-конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков Р - Л.
Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи. В картине недоразвития на первый план выступает несформированнос...