Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [з]-[ж] в словах с включением пособия по формированию слухо-зрительно-двигательных координаций.
план-конспект

Жукова Юлия Александровна

Концепция использования интернет-ресурса:

 

Возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В улучшении организации коррекционно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь оказывают созданные мною различные презентационные материалы, при помощи которых решаю определённые специфические задачи в коррекционно-образовательном процессе.

Работая логопедом на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи и анализируя, в дальнейшем, процесс адаптации своих воспитанников к школьному обучению, я пришла к выводу, что наиболее частой причиной школьной дезадаптации являются трудности в усвоении тех или иных школьных предметов. Среди них на первом месте стоят нарушения чтения и письма.  Поиск решения этой проблемы привёл меня к изучению монографии Корнева А.Н. [3]. Для ранней диагностики дислексий у детей я применяю методику А.Н. Корнева[4]. Она позволяет выявить задержку формирования функций межанализаторных связей у детей дошкольного возраста что, в свою очередь, снижает возможности усвоения звуко-буквенных соответствий при чтении и письме.

Для своевременного формирования и коррекции функций межанализаторных связей мною разработан ряд игр, представленных в формате презентаций Microsoft Offise PowerPoint 97-2003, направленных именно на формирование слухо-зрительно-двигательных координаций, где наглядным материалом служат ритмические структуры. Именно в таких электронных играх максимально эффективно отображается взаимная однозначность ритмической структуры в звуковом, графическом и двигательном вариантах: одному точечному графическому изображению соответствует один звук и одно движение по отстукиванию.  Данные игры включаются в индивидуальные логопедические занятия, а также могут быть использованы родителями дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.24 КБ
Файл prezentatsiya_1.pptx2.18 МБ
PDF icon prilozhenie_1.pdf245.31 КБ
PDF icon prilozhenie_2.pdf356.75 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков [з]-[ж] в словах. Включение пособия по формированию слухо-зрительно-двигательных координаций.

Автор:

Жукова Юлия Александровна (lukochkka1976@mail.ru)

Место работы:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №2 г. Сосновоборск»  (МАДОУ ДСКН №2)

Предмет: Индивидуальная коррекционная работа логопеда.

Тема: Дифференциация звуков [з]-[ж] в словах. Формирование слухо-зрительно-двигательных координаций средствами игры.

Продолжительность: 15 минут

Возраст ребёнка: 6-7 лет.

Технологии:

Презентация Microsoft Offise PowerPoint 97-2003.

Интернет-ресурсы (яндекс-картинки):

Текст работы:

Конспект

индивидуального занятия по дифференциации звуков [з]-[ж] в словах с включением пособия по формированию слухо-зрительно-двигательных координаций.

Задачи:

Образовательные:

закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков [з]-[ж], с опорой на различные виды контроля;

формировать самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;

закреплять знания о речевых звуках;

закреплять умение дифференцировать на слух и в произношении звуки [з]-[ж];

учить чётко, разграничивать звуки [з] и [ж]  в любых ситуациях речи;

учить выделять данные звуки в словах;

развивать фонематический слух;

Воспитательные:

воспитывать коммуникативные качества; интерес к правильному восприятию речевых звуков.

Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, память, воображение, связную речь, развивать межполушарное взаимодействие (мозолистое тело), произвольность и самоконтроль.

Оборудование:  

Зеркало.

Кукла Незнайка.

Предметные картинки (демонстрационные): жук, комар, пижама, роза, коза, пружина, флажок, глаза, моржи, звезда.

Картинки-схемы для уточнения и сравнения артикуляционных укладов звуков [з]-[ж].

Авторская разработка: игра-презентация «Сколько деток?»

Ход занятия:

  1. Организационный момент (перед зеркалом).

Логопед: Сегодня мы продолжим играть с комариком и жуком (предметные картинки с изображением комара и жука), которые помогают нам учиться различать звуки [з]-[ж].

  1. Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Упражнение «Нос-ухо».[2, с. 115]

Логопед: Длинный нос у комара: возьмись левой рукой за кончик носа.

Слышим ухом мы жука: возьмись правой рукой за противоположное ухо.

И комар и жук летали, мы в ладоши их поймали: одновременно отпусти руки, хлопни в ладоши, поменяй положение рук «с точностью до наоборот».

 

Молодец! Сегодня у тебя руки двигались быстрее, чем вчера.

  1. Уточнение артикуляционных укладов звуков [з]-[ж], их сравнение с использованием картинок-схем (опора на зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы). (Приложение 1)

Логопед: Давай сравним наши звуки, где прячется наш язычок когда произносит звук [з]?

Давай «позвеним», как комарик: з-з-з-з-з-з.

Что делают наши губки? (улыбаются)

А где находится язычок, когда мы произносим звук [з]? (за нижними зубами).

Давай потрогаем ветерок, какой он? (холодный).

А теперь пожужжим, как жук: ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Что делают наши губки? (они похожи на бублик или круг)

А где находится язычок, когда мы произносим звук [ж]? (за верхними зубами).

Давай потрогаем ветерок, какой он сейчас? (горячий).

Молодец! Что помогло тебе справиться с этим заданием?

Вывод ребенка: В образовании этих звуков участвуют зубы, губы, язычок и ветерок (воздушная струя). При помощи них можно понять, что эти звуки разные.

  1. Дифференциация [з] и [ж] – игра «Жук и комар» (Приложение 2).

Логопед: Я предлагаю тебе назвать картинки, которые буду выкладывать на стол. Повторяй название картинок вслед за мной.

 Давай вспомним, как звенит комар (з-з-з-з-з). Как жужжит жук (ж-ж-ж-ж-ж).

Размести комара на тех картинках, в названии которых слышится звук [з].

Размести жука на тех картинках, в названии которых слышится звук [ж]. Для этого каждую картинку проговори отчётливо, выдели голосом звуки [з] или [ж].

Молодец! Ты справился с этим заданием.

  1.  Произношение звуков [з] и [ж] в чистоговорках  - игра «Добавь нужное слово»:

Логопед: Я буду произносить начало чистоговорки, а ты договори её словом, подходящим по смыслу, для этого вспомни картинки, с которыми только что играл.

 

За-за-за – здесь привязана (коза). Жок-жок-жок – в руке красненький (флажок).

Зда-зда-зда – в небе жёлтая (звезда). Жи-жи-жи – тут лежат (моржи).

Жама-жама-жама – мне нужна (пижама). За-за-за – закрывай (глаза).

Жина-жина-жина – железная (пружина). Оза-оза-оза – продаётся (роза).

Логопед: Давай проговорим наши чистоговорки ещё раз (речь отражённая).

Молодец! Ты замечательно проговорил все чистоговорки!

  1. Дифференциация звуков [з] и [ж] с осмыслением значения слова - Игра «Добавь звук [з] или [ж]».

Логопед: я назову слова, в которых не будет первого звука, а ты добавь в эти слова звук [з] или [ж] так, чтобы получилось верное слово и объясни его значение. Для опоры на зрительный анализатор можно использовать буквы З и Ж. [1, с. 284]

…аба (жаба – она живая, зелёная, квакает и прыгает).

…айка (зайка – это так ласково назвали зайца).

…арко (жарко – это на улице летом жарко).

…уравль (журавль – это такая птица).

…убы (зубы – у нас во рту они есть).

…амок (замок – он на двери висит).

Молодец! Вспомни, какие слова у тебя получились.

  1. Закрепление умения слышать и исправлять звуковые ошибки в чужой речи – игра «Исправь ошибки Незнайки».

Логопед: А теперь послушай, правильно ли будет говорить Незнайка, только слушай внимательно и исправляй его возможные ошибки.

берёЖа – (в слове берёза нет звука [ж], там есть звук [з])

Жубы - (в слове зубы нет звука [ж], там есть звук [з])

Зарко - (в слове жарко нет звука [з], там есть звук [ж])

Жайка - (в слове зайка нет звука [ж], там есть звук [з])

Зуравль - (в слове журавль нет звука [з], там есть звук [ж])

Молодец! Ты исправил все ошибки Незнайки.

  1. Формирование слухо-зрительно-двигательных координаций – игра «Сколько деток» (Презентация 1).

Слышится голосовой сигнал: «Принято сообщение».

Логопед: Ой, а что это такое? На компьютер пришло какое-то сообщение, давай посмотрим.

Открывается игра «Сколько деток?», проигрывается в соответствие с голосовыми инструкциями.

Список использованных источников:

  1. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум,1995г.
  2. Сиротюк А.Л. - Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: Сфера, 2003г.
  3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие

- СПб.: МиМ, 1997.

  1. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей /методическое пособие, Спб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010г.
  2. Презентация Microsoft Offise PowerPoint 97-2003.
  3. Интернет-ресурсы (яндекс-картинки):

Жук (https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.zin.ru%2Fanimalia%2Fcoleoptera%2FIMAGES%2FVinogradov%2Fca26.jpg&uinfo=sw-1360-sh-768-ww-1343-wh-615-pd-1-wp-16x9_1366x768&_=1429787372511&p=1&viewport=wide&text=%D0%B6%D1%83%D0%BA&pos=55&rpt=simage&pin=1)

Комар (https://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&img_url=http%3A%2F%2Fkrasview.ru%2Fcontent%2Fuser-photo%2F2%2F2975%2F860db4f1212d991_original.jpg&pos=7&uinfo=sw-1360-sh-768-ww-1343-wh-615-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1429787575956&pin=1)

Пижама (https://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=%D0%BF%D0%B8%D0%B6%D0%B0%D0%BC%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&img_url=http%3A%2F%2Fwww.megashop42.ru%2Fnetcat_files%2F1121%2F61%2Fpijama.jpg&pos=1&uinfo=sw-1360-sh-768-ww-1343-wh-615-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1429787767370&pin=1)

Роза (https://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&img_url=http%3A%2F%2Fyoung.rzd.ru%2Fdbmm%2Fimages%2F41%2F4624%2F68780&pos=5&uinfo=sw-1360-sh-768-ww-1343-wh-615-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1429787819810&pin=1)

Коза (https://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&img_url=http%3A%2F%2Fimages.clipartof.com%2Fsmall%2F31458-Clipart-Illustration-Of-A-Cute-Long-Haired-Goat-With-Big-Horns-Wearing-A-Bell-And-Walking-Past-Flowers.jpg&pos=26&uinfo=sw-1360-sh-768-ww-1343-wh-615-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1429787877951&pin=1)

Пружина(https://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=%D0%BF%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fmotorring.ru%2Fuserfiles%2Fimage%2Fbig%2F1360667615.jpg&pos=1&uinfo=sw-1360-sh-768-ww-1343-wh-615-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1429787960922&pin=1)

Флажок (https://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%BE%D0%BA&img_url=http%3A%2F%2Fwww.dotoday.de%2Fpics%2Fdemonstrera-12050111404488_n.jpg&pos=6&uinfo=sw-1360-sh-768-ww-1343-wh-615-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1429788022465&pin=1)

Глаза (https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fcrosti.ru%2Fpatterns%2F00%2F00%2F69%2F40654f6355%2F%25D0%25B2%25D0%25B7%25D0%25B3%25D0%25BB%25D1%258F%25D0%25B4-2.jpg&uinfo=sw-1360-sh-768-ww-1343-wh-615-pd-1-wp-16x9_1366x768&_=1429788145840&p=8&viewport=wide&text=%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B0%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B5&pos=246&rpt=simage&pin=1)

Моржи (https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fizhpark.ru%2FNews_09_2010%2FZoo%2F20124a.jpg&uinfo=sw-1360-sh-768-ww-1343-wh-615-pd-1-wp-16x9_1366x768&_=1429788435802&p=4&viewport=wide&text=%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B6%D0%B8&pos=144&rpt=simage&pin=1)

Звезда (https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.clipartsfree.net%2Fvector%2Flarge%2F18804-emblem-star-vector.png&uinfo=sw-1360-sh-768-ww-1343-wh-615-pd-1-wp-16x9_1366x768&_=1429788602790&p=3&viewport=wide&text=%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%B6%D1%91%D0%BB%D1%82%D0%B0%D1%8F&pos=116&rpt=simage&pin=1)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра-презентация для детей старшего дошкольного возраста. Автор-разработчик: Жукова Юлия Александровна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированной направленности №2 г. Сосновоборск (МАДОУ ДСКН №2)

Слайд 2

СКОЛЬКО ДЕТОК?

Слайд 21

Список используемых источников: 1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие - СПб.: МиМ , 1997. 2. Яндекс-картинки https://yandex.ru/images/?clid=9403&redircnt=1429796229.1&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1281-wh-940-pd-1-wp-5x4_1280x1024


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему:"Дифференциация звуков ч, щ в словах и словосочетаниях"

Логопедическое занятие для обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VIII вида...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в словах, предложениях у старших дошкольников"

Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в словах и предложениях путем совершенствования фонематических процессов, формирования практических обобщений о зв...

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Р" в слогах, словах, предложениях "Путешествие с друзьями"

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Р "в слогах,словах, предложениях "Путешествиес друзьями"....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и предложениях «В гостях у Смешариков»

Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Ш]  в слогах, словах, предложениях...

План-конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков Р - Л.

Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи. В картине недоразвития на первый план выступает несформированнос...