Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [з]-[ж] в словах с включением пособия по формированию слухо-зрительно-двигательных координаций.
план-конспект
Концепция использования интернет-ресурса:
Возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В улучшении организации коррекционно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь оказывают созданные мною различные презентационные материалы, при помощи которых решаю определённые специфические задачи в коррекционно-образовательном процессе.
Работая логопедом на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи и анализируя, в дальнейшем, процесс адаптации своих воспитанников к школьному обучению, я пришла к выводу, что наиболее частой причиной школьной дезадаптации являются трудности в усвоении тех или иных школьных предметов. Среди них на первом месте стоят нарушения чтения и письма. Поиск решения этой проблемы привёл меня к изучению монографии Корнева А.Н. [3]. Для ранней диагностики дислексий у детей я применяю методику А.Н. Корнева[4]. Она позволяет выявить задержку формирования функций межанализаторных связей у детей дошкольного возраста что, в свою очередь, снижает возможности усвоения звуко-буквенных соответствий при чтении и письме.
Для своевременного формирования и коррекции функций межанализаторных связей мною разработан ряд игр, представленных в формате презентаций Microsoft Offise PowerPoint 97-2003, направленных именно на формирование слухо-зрительно-двигательных координаций, где наглядным материалом служат ритмические структуры. Именно в таких электронных играх максимально эффективно отображается взаимная однозначность ритмической структуры в звуковом, графическом и двигательном вариантах: одному точечному графическому изображению соответствует один звук и одно движение по отстукиванию. Данные игры включаются в индивидуальные логопедические занятия, а также могут быть использованы родителями дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 27.24 КБ |
prezentatsiya_1.pptx | 2.18 МБ |
prilozhenie_1.pdf | 245.31 КБ |
prilozhenie_2.pdf | 356.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное занятие по дифференциации звуков [з]-[ж] в словах. Включение пособия по формированию слухо-зрительно-двигательных координаций.
Автор:
Жукова Юлия Александровна (lukochkka1976@mail.ru)
Место работы:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №2 г. Сосновоборск» (МАДОУ ДСКН №2)
Предмет: Индивидуальная коррекционная работа логопеда.
Тема: Дифференциация звуков [з]-[ж] в словах. Формирование слухо-зрительно-двигательных координаций средствами игры.
Продолжительность: 15 минут
Возраст ребёнка: 6-7 лет.
Технологии:
Презентация Microsoft Offise PowerPoint 97-2003.
Интернет-ресурсы (яндекс-картинки):
Текст работы:
Конспект
индивидуального занятия по дифференциации звуков [з]-[ж] в словах с включением пособия по формированию слухо-зрительно-двигательных координаций.
Задачи:
Образовательные:
закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков [з]-[ж], с опорой на различные виды контроля;
формировать самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;
закреплять знания о речевых звуках;
закреплять умение дифференцировать на слух и в произношении звуки [з]-[ж];
учить чётко, разграничивать звуки [з] и [ж] в любых ситуациях речи;
учить выделять данные звуки в словах;
развивать фонематический слух;
Воспитательные:
воспитывать коммуникативные качества; интерес к правильному восприятию речевых звуков.
Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, память, воображение, связную речь, развивать межполушарное взаимодействие (мозолистое тело), произвольность и самоконтроль.
Оборудование:
Зеркало.
Кукла Незнайка.
Предметные картинки (демонстрационные): жук, комар, пижама, роза, коза, пружина, флажок, глаза, моржи, звезда.
Картинки-схемы для уточнения и сравнения артикуляционных укладов звуков [з]-[ж].
Авторская разработка: игра-презентация «Сколько деток?»
Ход занятия:
- Организационный момент (перед зеркалом).
Логопед: Сегодня мы продолжим играть с комариком и жуком (предметные картинки с изображением комара и жука), которые помогают нам учиться различать звуки [з]-[ж].
- Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Упражнение «Нос-ухо».[2, с. 115]
Логопед: Длинный нос у комара: возьмись левой рукой за кончик носа.
Слышим ухом мы жука: возьмись правой рукой за противоположное ухо.
И комар и жук летали, мы в ладоши их поймали: одновременно отпусти руки, хлопни в ладоши, поменяй положение рук «с точностью до наоборот».
Молодец! Сегодня у тебя руки двигались быстрее, чем вчера.
- Уточнение артикуляционных укладов звуков [з]-[ж], их сравнение с использованием картинок-схем (опора на зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы). (Приложение 1)
Логопед: Давай сравним наши звуки, где прячется наш язычок когда произносит звук [з]?
Давай «позвеним», как комарик: з-з-з-з-з-з.
Что делают наши губки? (улыбаются)
А где находится язычок, когда мы произносим звук [з]? (за нижними зубами).
Давай потрогаем ветерок, какой он? (холодный).
А теперь пожужжим, как жук: ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Что делают наши губки? (они похожи на бублик или круг)
А где находится язычок, когда мы произносим звук [ж]? (за верхними зубами).
Давай потрогаем ветерок, какой он сейчас? (горячий).
Молодец! Что помогло тебе справиться с этим заданием?
Вывод ребенка: В образовании этих звуков участвуют зубы, губы, язычок и ветерок (воздушная струя). При помощи них можно понять, что эти звуки разные.
- Дифференциация [з] и [ж] – игра «Жук и комар» (Приложение 2).
Логопед: Я предлагаю тебе назвать картинки, которые буду выкладывать на стол. Повторяй название картинок вслед за мной.
Давай вспомним, как звенит комар (з-з-з-з-з). Как жужжит жук (ж-ж-ж-ж-ж).
Размести комара на тех картинках, в названии которых слышится звук [з].
Размести жука на тех картинках, в названии которых слышится звук [ж]. Для этого каждую картинку проговори отчётливо, выдели голосом звуки [з] или [ж].
Молодец! Ты справился с этим заданием.
- Произношение звуков [з] и [ж] в чистоговорках - игра «Добавь нужное слово»:
Логопед: Я буду произносить начало чистоговорки, а ты договори её словом, подходящим по смыслу, для этого вспомни картинки, с которыми только что играл.
За-за-за – здесь привязана (коза). Жок-жок-жок – в руке красненький (флажок).
Зда-зда-зда – в небе жёлтая (звезда). Жи-жи-жи – тут лежат (моржи).
Жама-жама-жама – мне нужна (пижама). За-за-за – закрывай (глаза).
Жина-жина-жина – железная (пружина). Оза-оза-оза – продаётся (роза).
Логопед: Давай проговорим наши чистоговорки ещё раз (речь отражённая).
Молодец! Ты замечательно проговорил все чистоговорки!
- Дифференциация звуков [з] и [ж] с осмыслением значения слова - Игра «Добавь звук [з] или [ж]».
Логопед: я назову слова, в которых не будет первого звука, а ты добавь в эти слова звук [з] или [ж] так, чтобы получилось верное слово и объясни его значение. Для опоры на зрительный анализатор можно использовать буквы З и Ж. [1, с. 284]
…аба (жаба – она живая, зелёная, квакает и прыгает).
…айка (зайка – это так ласково назвали зайца).
…арко (жарко – это на улице летом жарко).
…уравль (журавль – это такая птица).
…убы (зубы – у нас во рту они есть).
…амок (замок – он на двери висит).
Молодец! Вспомни, какие слова у тебя получились.
- Закрепление умения слышать и исправлять звуковые ошибки в чужой речи – игра «Исправь ошибки Незнайки».
Логопед: А теперь послушай, правильно ли будет говорить Незнайка, только слушай внимательно и исправляй его возможные ошибки.
берёЖа – (в слове берёза нет звука [ж], там есть звук [з])
Жубы - (в слове зубы нет звука [ж], там есть звук [з])
Зарко - (в слове жарко нет звука [з], там есть звук [ж])
Жайка - (в слове зайка нет звука [ж], там есть звук [з])
Зуравль - (в слове журавль нет звука [з], там есть звук [ж])
Молодец! Ты исправил все ошибки Незнайки.
- Формирование слухо-зрительно-двигательных координаций – игра «Сколько деток» (Презентация 1).
Слышится голосовой сигнал: «Принято сообщение».
Логопед: Ой, а что это такое? На компьютер пришло какое-то сообщение, давай посмотрим.
Открывается игра «Сколько деток?», проигрывается в соответствие с голосовыми инструкциями.
Список использованных источников:
- Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум,1995г.
- Сиротюк А.Л. - Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: Сфера, 2003г.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие
- СПб.: МиМ, 1997.
- Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей /методическое пособие, Спб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010г.
- Презентация Microsoft Offise PowerPoint 97-2003.
- Интернет-ресурсы (яндекс-картинки):
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СКОЛЬКО ДЕТОК?
Список используемых источников: 1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие - СПб.: МиМ , 1997. 2. Яндекс-картинки https://yandex.ru/images/?clid=9403&redircnt=1429796229.1&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1281-wh-940-pd-1-wp-5x4_1280x1024
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему:"Дифференциация звуков ч, щ в словах и словосочетаниях"
Логопедическое занятие для обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VIII вида...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в словах, предложениях у старших дошкольников"
Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в словах и предложениях путем совершенствования фонематических процессов, формирования практических обобщений о зв...
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков С-Ш
Занятия учителя-логопеда...
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Р" в слогах, словах, предложениях "Путешествие с друзьями"
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Р "в слогах,словах, предложениях "Путешествиес друзьями"....
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и предложениях «В гостях у Смешариков»
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах, предложениях...
План-конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков Р - Л.
Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи. В картине недоразвития на первый план выступает несформированнос...