Формирование базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью посредством участия во внеклассных мероприятиях.
статья на тему

Омарова Патимат Исмаиловна

Требования Федерального государственного образовательного стандарта предполагают формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями  базовых учебных действий (далее БУД), функциями которых являются: обеспечение успешности изучения любой предметной области; формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности; обеспечение целостности развития личности обучающегося. В статье предстан опыт организации внеклассной деятельности обучающихся  в различных направлениях, определенных в Адаптированной основной общеобразовательной программе школы-интерната.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Омарова Патимат Исмаиловна (Pata670902@yandex.ru)

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»)

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ ВО ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта предполагают формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями  базовых учебных действий (далее БУД), функциями которых являются: обеспечение успешности изучения любой предметной области; формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности; обеспечение целостности развития личности обучающегося. Базовые  учебные действия представляют собой целостную систему, включающую в себя  взаимосвязанные и взаимообуславливающие  виды действий: коммуникативные, познавательные, личностные, регулятивные. В данной статье представлен педагогический опыт классного руководителя по формированию и развитию базовых учебных действий у обучающихся 8 класса школы-интерната посредством участия во внеклассных мероприятиях.

Задача классного руководителя - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, реализация которой осуществляется на основе развития у обучающихся БУД. Организация внеклассной деятельности обучающихся проводится в различных направлениях, определенных в Адаптированной основной общеобразовательной программе школы-интерната. В условиях внедрения ФГОС классный руководитель выступает в роли информатора-эксперта, организатора,  обеспечивающего успешную групповую коммуникацию, консультанта, собеседника. Создание условий для формирования БУД у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью посредством внеклассных мероприятий представлены в  таблице:

Внеклассные мероприятия

Деятельность классного руководителя

Формируемые  БУД,  деятельность ученика

  • Общешкольные мероприятия:

линейки, спортивно-оздоровительные мероприятия, общественно-полезные акции, экскурсии,

предметные недели, коллективно-творческие дела.

  • Муниципальные мероприятия:

фестивали (творческие, спортивные), конкурсы рисунков

  • Региональные мероприятия:

IX Региональные Образовательные Рождественские чтения «1917-2017: уроки столетия»; чемпионат ХМАО - Югры «Абилимпикс-2017»; Первый региональный конкурс для детей «Моя Югра»: олимпиада «Безопасность каждый день».

  • Федеральные мероприятия:

конкурсы, олимпиады, викторины на образовательных порталах «Продленка», «Знанио»,

«Арт-талант» и др.

  • Отбирает посильный для учащихся воспитательный материал и использует наиболее эффективные средства и методы воздействия.
  • Организует совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности.
  • Планирует с коллективом класса рациональную организацию деятельности (степень участия детей зависит от их возраста и психофизических возможностей).
  • Направляет детей к достижению цели (стратегической  и тактической)
  • Стимулирует познавательную деятельность детей и корректирует её.
  • Помогает детям разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее.
  • Отслеживает как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности.
  • Поддерживает тесную связь с семьей, информирует родителей о результатах внеклассной деятельности.

Регулятивные:

  • Совместно с учителем определяют цели и задачи для решения практических заданий;
  • осуществляют коллективный поиск средств решения поставленных задач;
  • осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности;
  • учатся адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Личностные:

  • Участвуют в общеполезных социальных мероприятиях

Познавательные:

  • Сравнивают, анализируют, устанавливают аналогии на наглядном, материале в соответствии с индивидуальными возможностями.

Коммуникативные:

  • Вступают и поддерживают коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия;
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

В ходе проводимой внеклассной работы обучающиеся учатся ставить цели, определять задачи, планировать свои действия, осуществлять самостоятельно и коллективно поиск нужной информации, работать в команде, совершенствовали навыки самоконтроля и взаимоконтроля, умения оценивать свои результаты и строить цели на будущее. Формирование базовых учебных действий посредством участия во внеклассных мероприятиях способствует достижению ожидаемых результатов адаптированной основной общеобразовательной программы.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599) // КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»: [электронный ресурс] URL http://specschool8.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizacii/obrazovanie (дата обращения: 16.02.2018).
  2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» // КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»: [электронный ресурс] URL http://specschool8.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizacii/obrazovanie (дата обращения: 16.02.2018).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями Федерального государственного обра...

Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) посредством предмета «Чтение и развитие речи» и во внеурочной деятельности

Одно из ключевых положений ФГОС УО - формирование базовых учебных действий - направлено на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности  - умения учиться, создание благоприятных услови...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля

В выступлении освещается вопрос организации деятельностного  подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...

Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".

Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...

Доклад "Формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в НОО и ООО"

Доклад на педагогический совет. По теме "Формирорвание базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталость в НОО и ООО"...

ПРОГРАММА формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьн...

Методическая разработка "Формирование личностных базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках обучающего чтения".

Выступление на МО учителей основной школы "Формирование личностных базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках обучающего чтения"....