Формирование базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью посредством участия во внеклассных мероприятиях.
статья на тему
Требования Федерального государственного образовательного стандарта предполагают формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями базовых учебных действий (далее БУД), функциями которых являются: обеспечение успешности изучения любой предметной области; формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности; обеспечение целостности развития личности обучающегося. В статье предстан опыт организации внеклассной деятельности обучающихся в различных направлениях, определенных в Адаптированной основной общеобразовательной программе школы-интерната.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Омарова Патимат Исмаиловна (Pata670902@yandex.ru)
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»)
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ ВО ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта предполагают формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями базовых учебных действий (далее БУД), функциями которых являются: обеспечение успешности изучения любой предметной области; формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности; обеспечение целостности развития личности обучающегося. Базовые учебные действия представляют собой целостную систему, включающую в себя взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий: коммуникативные, познавательные, личностные, регулятивные. В данной статье представлен педагогический опыт классного руководителя по формированию и развитию базовых учебных действий у обучающихся 8 класса школы-интерната посредством участия во внеклассных мероприятиях.
Задача классного руководителя - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, реализация которой осуществляется на основе развития у обучающихся БУД. Организация внеклассной деятельности обучающихся проводится в различных направлениях, определенных в Адаптированной основной общеобразовательной программе школы-интерната. В условиях внедрения ФГОС классный руководитель выступает в роли информатора-эксперта, организатора, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию, консультанта, собеседника. Создание условий для формирования БУД у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью посредством внеклассных мероприятий представлены в таблице:
Внеклассные мероприятия | Деятельность классного руководителя | Формируемые БУД, деятельность ученика |
линейки, спортивно-оздоровительные мероприятия, общественно-полезные акции, экскурсии, предметные недели, коллективно-творческие дела.
фестивали (творческие, спортивные), конкурсы рисунков
IX Региональные Образовательные Рождественские чтения «1917-2017: уроки столетия»; чемпионат ХМАО - Югры «Абилимпикс-2017»; Первый региональный конкурс для детей «Моя Югра»: олимпиада «Безопасность каждый день».
конкурсы, олимпиады, викторины на образовательных порталах «Продленка», «Знанио», «Арт-талант» и др. |
| Регулятивные:
Личностные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
В ходе проводимой внеклассной работы обучающиеся учатся ставить цели, определять задачи, планировать свои действия, осуществлять самостоятельно и коллективно поиск нужной информации, работать в команде, совершенствовали навыки самоконтроля и взаимоконтроля, умения оценивать свои результаты и строить цели на будущее. Формирование базовых учебных действий посредством участия во внеклассных мероприятиях способствует достижению ожидаемых результатов адаптированной основной общеобразовательной программы.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599) // КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»: [электронный ресурс] URL http://specschool8.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizacii/obrazovanie (дата обращения: 16.02.2018).
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» // КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»: [электронный ресурс] URL http://specschool8.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizacii/obrazovanie (дата обращения: 16.02.2018).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями ФГОС
Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями Федерального государственного обра...
Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) посредством предмета «Чтение и развитие речи» и во внеурочной деятельности
Одно из ключевых положений ФГОС УО - формирование базовых учебных действий - направлено на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности - умения учиться, создание благоприятных услови...
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля
В выступлении освещается вопрос организации деятельностного подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...
Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".
Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...
Доклад "Формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в НОО и ООО"
Доклад на педагогический совет. По теме "Формирорвание базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталость в НОО и ООО"...
ПРОГРАММА формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьн...
Методическая разработка "Формирование личностных базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках обучающего чтения".
Выступление на МО учителей основной школы "Формирование личностных базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках обучающего чтения"....