Доклад "Формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в НОО и ООО"
статья
Доклад на педагогический совет. По теме "Формирорвание базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталость в НОО и ООО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ped_sovet_noyabr_shipilova.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формированию базовых учебных действий
у обучающихся с умственной отсталостью
в НОО и ООО.
Формирование БУД у школьника с умственной отсталостью направлено
на становление его как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает
одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и
овладения доступными видами профильного труда.
К функциям базовых учебных действий относится:
1) обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой
предметной области;
2) реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
3) формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
4) обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Следовательно, от степени их сформированности у выпускника
коррекционной школы зависит успешность овладения в дальнейшем новыми
видами деятельности и необходимыми для социальной адаптации.
Структура базовых учебных действий включает:
- мотивационный компонент учебной деятельности;
- операционный компонент учебной деятельности, состоящий из
комплекса БУД, обеспечивающих реализацию различных видов учебной
деятельности;
- регулятивный компонент учебной деятельности, включающий умения
принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую
деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на
организационную помощь педагога.
Следовательно, учитывая потенциал возможностей детей с умственной
отсталостью, на протяжении всего обучения должна проводиться
целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом
определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Таким образом, программа БУД позволяет реализовывать коррекционно-
развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Как и в цензовых вариантах АООП НОО, предусматривающих
формирование универсальных учебных действий, программа формирования
БУД включает четыре их группы:
1) личностные БУД; (обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.)
2) коммуникативные БУД; (обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.)
3) регулятивные БУД; (обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций).
4) познавательные БУД (представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников).
Согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ уровень
сформированности базовых учебных действий определяется на момент
завершения обучения в начальной школе, а в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью – на момент
завершения обучения школе.
Учет сформированности базовых учебных действий является
важнейшим показателем для промежуточной аттестации обучающихся.
С учетом возрастных особенностей обучающихся (воспитанников) с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.
Характеристика базовых учебных действий.
1. Личностные учебные действия, формируемые в 1-4 классах
Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Личностные БУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей. Они позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Для формирования личностных базовых учебных использую следующие виды заданий:
– участие в проектах, исследованиях;
– мысленное воспроизведение картины, ситуации, творческие задания;
– подведение итогов урока; самооценка события, происшествия
2. Коммуникативные учебные действия, формируемые в 1- 4 классах
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий предлагаю следующие виды заданий:
– составь задание партнеру;
– представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
– составь рассказ от имени героя;
– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.).
Например, игра в слова. Дети работают в паре.
Задание 1.Используя буквы с, а, м, ш, у, а составь разные слова из 3 букв; 4 букв.
Задание 2. Обучающие пишут словарные слова, потом обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга.
Дети учатся планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться. Коммуникативные учебные действия включают в себя умение оценивать себя и друг друга.
3. Регулятивные учебные действия, формируемые в 1- 4 классах
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Предлагаю задания, которые формируют регулятивные БУД.
Задание 1. На доске заглавные буквы: С Н А М Х
- Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы. (Обучающиеся письменно выполняют работу в тетрадях.)
- Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что не получилось?
(Дети рассматривают буквы, проверяют написание букв на доске, рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя. (Осуществление учебных действий, коррекция, самоконтроль)
Задание 2. Подчеркни гласные буквы красным карандашом, согласные - синим. Проверь свою работу с образцом на доске.
Ма-ма, са-ма, ма-шу, Са-ша, о-са. (Умение контролировать результат работы с эталоном на доске)
4. Познавательные учебные действия, формируемые в 1- 4 классах
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Задания, которые формируют познавательные БУД,
включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания.
Для формирования познавательных БУД целесообразны следующие виды заданий:
– сравни; – найди отличия (можно задать их количество);
– на что похоже?;
– поиск лишнего;
– лабиринты;
– работа с разными вида таблицами;
– работа со словарями;
- различный дидактический материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями ФГОС
Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями Федерального государственного обра...
Развитие базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уроке
В материале предоставлено выступление на Педагогическом совете "Современные требования к системе условий реализаций, адаптированной основной общеобразовательной программы "Развитие базовых у...
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля
В выступлении освещается вопрос организации деятельностного подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...
Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе групповой работы
Развитие коммуникативных умений и овладение коммуникативными навыками у обучающихся с ОВЗ является важнейшей составляющей в процессе обучения. От того насколько развиты коммуникативные умения ...
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
Презентация "Развитие внимания, зрительной памяти, познавательных учебных действия у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
В презентации представлены разнообразные коррекционно-развивающие задания, связанные с темой "Инструменты". Возможности использования данного материала широки, его могут использовать с...
Формирование личностных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках.
Формирование личностных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках....