«Формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в учебной и внеурочной деятельности»
учебно-методический материал
Реализация программы формирования базовых учебных действий,направлена на достижение личностных и предметных результатов.Формирование БУД у школьника с умственной отсталостью направлено на становление его как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formirovanie_bud.docx | 46.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение
Иркутской области «Cпециальная (коррекционная) школа р. п. Усть-Уда»
Выступление на школьном методическом объединении
по теме:
«Формированию базовых учебных действий
у обучающихся с умственной отсталостью
в учебной и внеурочной деятельности»
Учитель Безносова Г. Д.
2019
Введение с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (далее – Стандарты или ФГОС ОВЗ) обусловливает определенные
изменения в организации и содержании специального образования. Эти
изменения во многом связаны с провозглашением в качестве основной
методологической составляющей Стандартов деятельностного подхода, в
соответствии с которым развитие личности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (в том числе обучающихся с умственной отсталостью)
зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую
очередь, учебной. При этом основные структурные компоненты деятельности
(личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) рассматриваются как предмет целенаправленного формирования и представляются в Стандартах как образовательные результаты.
В соответствии с деятельностным подходом требованиями Стандартов
предусмотрено включение в содержательный раздел адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) программы формирования базовых учебных действий.
Реализация программы формирования базовых учебных действий,
направлена на достижение личностных и предметных результатов.
Под базовыми учебными действиями (далее – БУД) в примерных АООП
понимаются элементарные и необходимые единицы учебной деятельности,
формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования
обучающимися с умственной отсталостью. В отличие от универсальных
учебных действий БУД не обладают той степенью обобщенности, которая
обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в
изменяющихся учебных и внеучебных условиях. Кроме того, они формируются
и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
Формирование БУД у школьника с умственной отсталостью направлено
на становление его как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает
одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и
овладения доступными видами профильного труда.
К функциям базовых учебных действий относится:
1) обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой
предметной области;
2) реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
3) формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
4) обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом этих функций базовые учебные действия могут
рассматриваться как условие и как предпосылка формирования различных жизненных компетенций, конкретных способов поведения, обеспечивающих социальную (в т. ч. социально-бытовую) ориентировку и социальную адаптацию . Следовательно, от степени их сформированности у выпускника коррекционной школы зависит успешность овладения в дальнейшем новыми видами деятельности и необходимыми для социальной адаптации компетенциями.
Структура базовых учебных действий включает:
- мотивационный компонент учебной деятельности;
- операционный компонент учебной деятельности, состоящий из комплекса БУД, обеспечивающих реализацию различных видов учебной деятельности;
- регулятивный компонент учебной деятельности, включающий умения
принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую
деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на
организационную помощь педагога.
Программа формирования БУД включает четыре их группы:
1) личностные БУД;
2) коммуникативные БУД;
3) регулятивные БУД;
4) познавательные БУД.
Представленный в примерной АООП перечень видов БУД может быть
пронумерован для дальнейшего сокращенного (в виде шифра) представления в
рабочих программах и календарно-тематическом планировании (например, вид
личностного БУД «осознание себя как ученика, заинтересованного посещением
школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга» может
быть обозначен: Л.1.).
Умение использовать все группы действий в различных образовательных
ситуациях является показателем их сформированности. В процессе обучения
предполагается осуществление мониторинга всех групп базовых учебных
действий, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся
и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении
работы. Учет сформированности базовых учебных действий является
важнейшим показателем для промежуточной аттестации обучающихся.
2. Система работы по формированию БУД у обучающихся с ОВЗ
в образовательной организации
Согласно Стандартам на протяжении всего периода обучения должна
проводиться целенаправленная работа по формированию учебной
деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции
мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они
во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения
школьника. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников,
обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу
формирования в старших классах более сложных действий, которые
содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной
активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Стандартами предусмотрено формирование у обучающихся БУД в
разных видах учебной и внеурочной деятельности, включая различные
специальные коррекционные занятия, реализуемые в групповой и индивидуальной формах.
Вместе с тем, важнейшим условием эффективности программы является обеспечение взаимосвязи между всеми направлениями работы по формированию БУД на основе общих принципов, методов и алгоритмов, а также единых критериев и показателей оценки их сформированности. Кроме того, следует учитывать структуру и уровневое строение БУД, а также особенности нарушений психических функций у детей для осуществления коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, организация работы по формированию БУД должна
выстраиваться на основе системного подхода.
Полученный инновационный опыт использования системного подхода к
реализации программы формирования БУД у обучающихся с умственной
отсталостью позволяет выделить следующие взаимосвязанные элементы этой
работы:
1. Определение направлений формирования БУД и связи видов БУД с
определенными учебными предметами и курсами.
2. Определение методов и приемов, обеспечивающих формирование БУД
у обучающихся с легкой умственной отсталостью в учебной и внеурочной
деятельности.
3. Проектирование учебных и коррекционных занятий с учетом решения
задач, связанных с формированием БУД.
4. Разработку технологической карты урока с определением учебных
ситуаций, обеспечивающих формирование БУД.
5. Разработка программы формирования БУД и рабочих программ
учебных предметов, курсов, предусматривающих деятельность по
формированию БУД.
6. Разработку показателей и уровней сформированности БУД.
7. Отбор методов педагогической и психологической диагностики, а
также разработку формы мониторинга сформированности БУД.
8. Организацию взаимодействия педагогов и специалистов по
формированию БУД у учащихся.
Большинство видов БУД, составляющих ядро любой учебной
деятельности, актуализируются и формируются на каждом учебном занятии.
Вместе с тем, для целенаправленной работы по их формированию должны
создаваться специальные условия.
Направления формирования разных видов БУД определяются исходя из
специфики образовательных областей, коррекционной работы и внеурочной
деятельности. Так, формированию познавательного БУД «делать простейшие
обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале» в большей
степени способствует содержание таких образовательных областей, как
«Естествознание» и «Язык и речевая практика», а другому познавательному
БУД, связанному с выполнением арифметических операций, т. е. имеющему
более предметный характер, определенно соответствует образовательная
область «Математика».
В коррекционной работе выбор направленности формирования тех или
иных БУД, должен определяться на основе дифференцированного подхода с
учетом типологических особенностей обучающихся с умственной отсталостью
(например, в рамках выделенных В.В. Воронковой уровней обучаемости), а в
условиях индивидуальной работы – на основе анализа структуры дефекта
конкретного обучающегося.
Таким образом, связь видов БУД с определенными учебными предметами
и курсами определяется с учетом:
1) содержания учебного предмета, коррекционного курса или внеурочной
деятельности обучающихся;
2) используемых образовательных технологий, методов и приемов
обучения, воспитания, коррекционной работы;
3) организационных форм, используемых в образовательном процессе.
Установленные связи различных видов БУД с определенными учебными
предметами и курсами представляются в виде таблицы в программе
формирования БУД, включающейся в содержательный раздел АООП.
В каждом учебном предмете или коррекционном курсе педагог может
использовать широкий арсенал методов и приемов для формирования БУД у
обучающихся. При этом, на начальных этапах обучения особое внимание
должно уделяться формированию базовых регулятивных действий. К таким
регулятивным БУД относятся умения адекватно соблюдать ритуалы школьного
поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.), а также
принимать цели, произвольно включаться в деятельность и следовать
предложенному плану. По единым алгоритмам учеников младших классов
ежедневно следует приучать подготавливать к уроку свое рабочее место,
ориентироваться в тетради и учебнике, правильно выбирать способы
выполнения задания, планировать свои действия и многое другое.
Учитывая, что для большинства обучающихся с умственной отсталостью
характерен низкий уровень сформированности произвольной регуляции, а
также недостаточное осознание требований ситуации школьного обучения, для
формирования школьного поведения на первых этапах обучения возможно
использование поведенческих методов. Применение этих методов позволит за
счет различных внешних стимуляций (например, модификаций жетонного
метода) создать условия для соблюдения обучающимися норм школьного
поведения с последующей интериоризацией этих регулятивных действий. Эти
методы оказываются особенно эффективными при работе с детьми с грубыми
нарушениями целенаправленного поведения.
Для дальнейшего развития регулятивных умений, например, действовать
по плану, можно начать с обучения детей составлению плана уже
выполненной работы. Это прием позволяет учащимся осознать, что задание
следует всегда выполнять в определенной последовательности, и
подготавливает основу для перехода к последующему этапу обучения –
составлению плана предстоящей работы. После овладения школьниками
умением составлять план выполненной работы можно рекомендовать обучать
их умению работать по предложенному педагогом плану. В этом случае план
вначале дается к знакомым, а затем и к новым заданиям. Педагог же должен
сопровождать обучение объяснениями и демонстрациями рисунков, наглядно
представляющих последовательность совершаемых действий.
Специальная коррекционно-воспитательная работа нужна для развития
приемов и способов самоконтроля. Формирование самоконтроля зависит от
уровня осмысленности совершаемых действий и способности сопоставить их
результат с образцом. Таким образом, к условиям формирования самоконтроля
у обучающегося относится понимание им цели совершаемого действия, а также
сформированность у него следующих познавательных БУД: выделять
некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов; сравнивать и классифицировать на наглядном материале;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности и др. Формированию этих умений могут
способствовать выполняемые совместно с учителем упражнения по развитию
различных видов зрительного гнозиса. При этом учитель с помощью вопросов
организует восприятие ребенка с целью привлечения внимания к
дифференцирующим объект признакам.
Разнообразные методы и приемы формирования регулятивных и
познавательных БУД (например, таких как сравнение предметов, сериация, а
также более предметных БУД – умений читать, писать, выполнять
арифметические действия) на таких учебных предметах, как «Русский язык»,
«Чтение», «Математика» можно найти в соответствующих учебных пособиях
для учителей по методикам преподавания этих предметов.
В качестве общих принципов формирования БУД у обучающихся в
учебной деятельности можно выделить принципы, сформулированные еще 60-е
годы прошлого века Б.И. Пинским, по мнению которого для развития
общеучебных умений необходима:
1) помощь и направляющее воздействие учителя, подготавливающие
учащихся к предстоящим действиям;
2) систематическая тренировка школьников в выполнении умственных
действий, их постепенное превращение в приемы деятельности;
3) является включение в учебный процесс упражнений в применении
усвоенных знаний.
На этих же принципах может выстраиваться работа по формированию БУД
у обучающихся и во внеурочной деятельности, где педагог имеет большие
возможности выбора, как содержания деятельности, так и методов и приемов
работы с детьми.
В коррекционной работе психолога по формированию БУД могут быть
использованы материалы методики комплексной сенсомоторной коррекции,
разработанной А.В. Семенович. В этой методике большое внимание уделяется
развитию произвольной регуляции деятельности, формированию у детей
функций гнозиса, праксиса, пространственного анализа и синтеза, т. е.
функций, обеспечивающих формирование различных регулятивных,
познавательных и коммуникативных БУД [3].
Важнейшим элементом рассматриваемой здесь системы работы является
подготовка и проведение учебных и коррекционных занятий с учетом решения
задач, связанных с формированием БУД. При проектировании каждого урока
учителем должны определяться конкретные БУД, формирующиеся на разных
этапах учебного занятия. Учителем должны продумываться учебные ситуации,
включающие учебный материал, методы и приемы организации деятельности
учащихся, обеспечивающие формирование этих БУД.
Общий алгоритм проектирования учебного занятия может быть
следующим:
1. Формулируются планируемые цель и задачи урока, связанные с
формированием определенных БУД.
2. Отбираются задания на основе программы и тематического плана, а
также определяется примерное время, необходимое детям для выполнения
заданий (с учетом тех или иных видов работы);
3. Определяются основные учебные ситуации на уроке, обеспечивающих
формирование БУД. Здесь должно быть продумано, что будут делать дети в
каждой из этих учебных ситуаций (слушать, отвечать на вопросы, выполнять
задание в рабочей тетради и т. д.), как часто будут меняться виды деятельности,
какие формы работы будут использоваться (фронтальная работа, работа в
группе, работа в паре, самостоятельная работа).
4. Планируется, в какие моменты нужно организовать проверку, само- и
взаимопроверку; наметить моменты оценки: когда, что, кого, кто, по каким
критериям должны оценивать и пр.
5. Предусматриваются рефлексивные моменты на уроке: подведение
итогов работы, оценка настроения, постановка целей будущей работы,
планирование хода выполнения задания и пр.
Проектирование уроков с направленностью на формирование БУД
предполагает создание условий для постепенного перехода учеников к
саморегуляции своей деятельности и самоконтролю, в том числе за счет
развернутой алгоритмизации обучения, повторения общих алгоритмов
действий в ориентировке, исполнении, контроле и оценивании в каждом
учебном задании. В едином алгоритме на каждом занятии учителем должны
организовываться работа учащихся с учебным материалом с четким
определением операций: нахождение в учебнике ответа на заданный учителем
вопрос; совместное с учителем составление простого плана по прочитанному
рассказу.
Для удобства подготовки урока с реализацией задач, связанных с
формированием БУД, может использоваться технологическая карта урока,
которая представляет собой способ графического проектирования урока,
таблицу, позволяющую структурировать урок по выбранным учителем
параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели,
содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной
деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность
обучающихся и т.д.
Форма записи урока в виде технологической карты позволяет детально
продумать его еще на стадии подготовки, оценить разумность и потенциальную
эффективность выбранных методических приемов, средств и подходов к
организации деятельности обучающихся на каждом этапе урока. Это дает
возможность учителю оценить рациональность отбора содержания учебного
материала, соответствие применяемых форм и методов работы поставленным
целям. Пример технологической карты урока с учетом решения задач по
формированию БУД представлен в приложении 2.
В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ система работы по
формированию БУД должна быть отражена как соответствующем разделе
АООП (программе формирования базовых учебных действий), так и в каждой
рабочей программе учебного предмета, курса. Требования к структуре
программы формирования БУД и рабочей программы представлены в
Стандартах.
Можно рекомендовать следующий алгоритм включения видов БУД в
содержание программ учебных предметов:
1. Проанализировать содержание разделов и тем программы на предмет
его использования для формирования определенных видов БУД, которые
указаны в таблице для данного предмета.
2. Разработать рабочую программу учебного предмета на основе
примерной, указав в пояснительной записке, а также в разделах программы
формируемые БУД.
3. Выбрать методы и средства формирования БУД для каждого раздела.
4. Разработать систему типовых заданий для формирования БУД в рамках
учебного предмета.
5. Разработать диагностический материал для оценки сформированности
БУД.
Порядок включения БУД в содержание программ внеурочной
деятельности может быть следующим:
1. Проанализировать разделы и темы программы (факультатива или
коррекционного курса) на предмет использования их содержания для
формирования определенных видов БУД.
2. Разработать рабочую программу (факультатива, кружка,
коррекционного курса), указав в пояснительной записке, а также в разделах
программы и календарно-тематическом планировании формируемые БУД.
3. Выбрать методы и средства формирования БУД для каждого раздела
(темы) программы.
4. Разработать показатели сформированности БУД для данного вида
деятельности.
Учитывая, что для отдельных обучающихся могут разрабатываться и
индивидуальные учебные планы, в этих планах могут отражаться и
особенности работы по формированию БУД.
3 Комплексная диагностика сформированности БУД у обучающихся
Обеспечение эффективности работы по формированию БУД у
обучающихся предусматривает постоянный мониторинг ее результатов. С
целью его проведения должна быть разработана система оценивания,
предусматривающая определение показателей и уровней сформированности
БУД.
В соответствии с примерной АООП при определении подходов к
осуществлению оценки результатов рекомендуется опираться на следующие
принципы:
1) дифференцированный подход к оценке достижений с учетом
типологических и индивидуальных особенностей развития и особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью;
2) изучение всего комплекса изменений психического и социального
развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки
достижений в освоении содержания образовательной программы, что сможет
обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.
Реализация этих принципов предполагает создание методического
обеспечения (определение показателей и уровней сформированности БУД,
описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора,
формализации, обработки) процесса осуществления оценки достижений
обучающихся.
В работах, посвященных проблеме изучения динамики развития детей с
умственной отсталостью, в качестве наиболее информативных и
репрезентативных его показателей относят: сознательность познавательной
деятельности учащихся, уровень развития у них обобщения и абстрагирования,
темп познавательных действий; динамичность познавательных процессов,
уровень самостоятельности, обученность, обучаемость, учебная
работоспособность.
Так, показатель сознательности деятельности дает возможность
определить уровень понимания обучающимся цели ее осуществления,
ориентировки в ситуации, задании и др., что выявляется посредством беседы
или наблюдения. Главным критерием здесь выступает соотношение между
прямым отражением действительности в виде ее копирования и аналитическим
восприятием с проникновением в суть предметов и явлений.
Другой показатель характеризует развития обобщения и абстрагирования,
недостаточность которых являются ядерным нарушением при легкой
умственной отсталости. Вместе с тем, эти умения могут также постепенно
формироваться при специальных условиях обучения у детей с умственной
отсталостью, конечно, в значительно меньшей степени, чем у детей с
сохранным интеллектом. Рассматривается степень сформированности у
учащихся приемов построения обобщающих действий, способность их:
Данные по другому показателю – уровень развития обобщения и
абстрагирования – позволяют определить степень выраженности и
специфические признаки главного симптома умственной отсталости –
недоразвития высших познавательных процессов. Так, в ходе изучения
познавательной деятельности детей с легкой умственной отсталостью
рассматривается степень сформированности у них приемов построения
обобщающих действий, способность их:
а) выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
б) устанавливать видо-родовые отношения предметов;
в) делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
г) объединять предметы в одну группу по общим признакам, и
абстрагироваться от объектов, которые их не имеют;
д) пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
Важнейшим показателем сформированности БУД и психического
развития учащихся в целом является их обучаемость, т. е. то, как они
поддаются обучению. Критерием обучаемости является объем и характер
помощи, необходимых учащемуся для усвоения знаний или способов действий.
Этот критерий указывает как на уровень ориентировки в задании, так и
сформированность самоконтроля.
Соответственно, с учетом объема и характера помощи взрослого,
учитывается и показатель самостоятельности деятельности обучающегося,
которая определяется путем учета количества работы, выполненной учащимся
без помощи извне.
С учетом особенностей психического состояния, структуры дефекта при
детей с умственной отсталостью значимыми являются также показатели
динамики психических процессов. Так, показатель темпа деятельности
позволяет выяснить, с какой скоростью протекает у учащихся учебная
деятельность: восприятие и осознание учебной информации, выполнение
ручных операций и решение умственных задач. Существенным показателем,
характеризующим динамику психических процессов, является также
показатель способности к видоизменению, перестройке усвоенных знаний и
способов действий в соответствии с новыми потребностями и в разных
условиях деятельности. Этот показатель позволяет определить меру проявления
свойственной учащимся с умственной отсталостью инертности психических
процессов.
Перечисленные показатели отражают наиболее существенные стороны
учебной деятельности, которые необходимо учитывать при организации
обучения детей с умственной отсталостью. При этом они также указывают на
те объекты коррекционной работы, которые должны быть в центре внимания
всех специалистов, участвующих в образовательном процессе.
Поведение и деятельность учащихся оцениваются по системе
показателей, характеризующих уровень сформированности видов БУД.
Для определения уровня сформированности БУД рекомендуется
использовать следующую бальную систему оценки:
0 баллов – действие не может быть выполнено, смысл его обучающийся
не понимает и поэтому не включается в процесс выполнения вместе с учителем
(взрослым);
1 балл – обучающийся понимает смысл действия, но связывает его только
с конкретной ситуацией, способен выполнить действие только по прямому
указанию учителя (взрослого) и с его значительной организующей помощью;
Указано «Взрослый», так как в работе по формированию БУД у школьников участвуют не только учителя, но
другие специалисты, а также родители.
2 балла – обучающийся преимущественно выполняет действие под
руководством учителя (взрослого), но объем организующей помощи и контроль
за выполнением действия со стороны учителя (взрослого) становится меньше;
3 балла – обучающийся способен самостоятельно выполнять действие,
нуждаясь в незначительной организующей или активизирующей помощи, но
допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – обучающийся способен самостоятельно применять действие, но
иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя
(например, обращением внимания к ученика в правильности выполнения
действия);
5 баллов – обучающийся знает, где надо применить действие,
самостоятельно применяет его в различных ситуациях, не нуждаясь в контроле
со стороны учителя.
Используя общие показатели и уровни сформированности БУД можно
осуществлять их комплексную оценку, основанную на данных диагностики
проводимой разными специалистами (учителями, логопедом, психологом).
В комплексном исследовании развития детей с умственной отсталостью в
могут использоваться общеизвестные педагогические и психологические
диагностические методы: наблюдение, беседа, различные виды психолого-
педагогического эксперимента, анализ продуктов деятельности учащихся,
анкетирование родителей и педагогов.
Так, педагогическое наблюдение может носить формализованный
характер, т. е. осуществляться по конкретным показателям (перечню групп
БУД) и заданной системой их бальной оценки. Оценка сформированности БУД
посредством метода наблюдения может осуществляться разными учителями в
начале и конце учебного года. Данные наблюдения по каждому обучающемуся
заносятся в таблицу, форма которой представлена в приложении 4. Фамилии
учащихся в таблице могут обозначаться порядковыми номерами в соответствии
со списком классного журнала. Сам процесс наблюдения за учащимися класса
для оценки сформированности БУД на начало или конец года рекомендуется
осуществлять в течение нескольких дней.
Для оценки сформированности отдельных БУД могут использоваться
типовые задачи, представленные в специальных учебных тетрадях. Характер
выполнения учащимися этих типовых задач может является предметом
оценивания с помощью бальной шкалы, указанной выше.
Для психологической диагностики БУД рекомендуется использовать
нейропсихологические и патопсихологические методики, позволяющие
выявить уровень сформированности произвольной регуляции деятельности,
наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического
мышления, чтения, письма, счетных операций, а также функций, являющихся
важнейшими предпосылками формирования БУД: различных видов гнозиса,
праксиса, мнестических функций, показателей нейродинамики. Здесь также
рекомендуется использовать единую бальную систему оценивания для
определения уровня сформированности БУД. Подобная система оценки
сформированности БУД может осуществлять и учителем-логопедом.
Данные результатов наблюдения, психологической и логопедической
диагностики заносятся каждым специалистом в индивидуальную карту
развития обучающегося, образец которой представлен в приложении 4.
Важнейшей составляющей комплексной диагностики БУД является
оценивание их сформированности родителями. С ними, как с полноправными
участниками образовательного процесса, заранее согласуются показатели
сформированности БУД и в дальнейшем оценивается (например, посредством
анкетирования) динамика их формирования у детей.
В заключении следует отметить, что главным условием успешности
реализации системного подхода к формированию БУД у обучающихся с
умственной отсталостью является выстроенная работа по взаимодействию
учителей, специалистов и родителей детей. Выстраивание такого
взаимодействия может осуществляться в рамках деятельности школьного
психолого-медико-педагогического консилиума, к функциям которого
относится отслеживание общей динамики развития обучающихся, в т.ч. за счет
оценки сформированности БУД, а также разработка и корректировка
образовательных маршрутов.
Необходимым условием успешного взаимодействия всех участников
образовательного процесса является непрерывное повышение их квалификации
в вопросах реализации деятельностного подхода в коррекционно-
педагогической работе с детьми. В качестве форм повышения квалификации
педагогов внутри организации можно рекомендовать семинары, мастер-классы,
анализы и обсуждения учебных и коррекционных занятий, изучение
специальной литературы.
Список литературы:
1. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика / И.Г. Еременко – КИЕВ,
Головное издательство Издательского объединения «Вища школа», 1985.
2. Инновационные технологии коррекционно-развивающей работы с
учащимися: учебно-методическое __________пособие. – Краснодар: «Просвещение-Юг»,
2012.
3. Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательных школах: учеб. пособие /
Л.П. Кузма, Е.Н. Аллецкая, О.В. Лукашева. – Краснодар: ГБОУ ИРО
Краснодарского края, 2016.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [Асмолов А.Г., Бурменская
Г.В., Володарская И.А. и др.]; под ред. Асмолова А.Г. – 3-е изд. – М. :
«Просвещение», 2011.
4. Клещева Л.А. Организация процесса обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. В кн.
организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в
образовательных учреждениях. Методическое пособие. –
Краснодар:«Просвещение-Юг», 2013.
5. Кузма Л.П., Клещева Л.А. Системный подход к формированию
базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью //
Кубанская школа. Научно-методический журнал. – 2016. – № 3. – С. 39-43.
6. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для
учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой
– М. : «Школа-Пресс», 1994.
7. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно
отсталых школьников. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.
8. Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся
вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977.
9. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Реестр примерных основных общеобразовательных программ
Министерство образования и науки российской федерации / http://fgosreestr.ru/.
10. Специальная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Л.И.Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. / под ред.
Н.М. Назаровой. – 4-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уроке
В материале предоставлено выступление на Педагогическом совете "Современные требования к системе условий реализаций, адаптированной основной общеобразовательной программы "Развитие базовых у...
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля
В выступлении освещается вопрос организации деятельностного подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...
Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе групповой работы
Развитие коммуникативных умений и овладение коммуникативными навыками у обучающихся с ОВЗ является важнейшей составляющей в процессе обучения. От того насколько развиты коммуникативные умения ...
Доклад "Формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в НОО и ООО"
Доклад на педагогический совет. По теме "Формирорвание базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталость в НОО и ООО"...
План внеурочной деятельности на 2017 - 2018 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Приказа Мино...
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
Презентация "Развитие внимания, зрительной памяти, познавательных учебных действия у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
В презентации представлены разнообразные коррекционно-развивающие задания, связанные с темой "Инструменты". Возможности использования данного материала широки, его могут использовать с...