Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями ФГОС
статья на тему
Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование базовых учебных действий
у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями ФГОС
Дмитриева О.Л., Кировское областное
государственное общеобразовательное
бюджетное учреждение «Школа для
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья № 13 г. Кирова»
Содержание учебного предмета «Рисование» призвано реализовать современный подход к обучению детей, имеющих проблемы развития, с учетом требований, определенных Федеральным государственным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в целом и в соответствующей образовательной области в частности, и направлено на формирование жизненных компетенций у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а именно на практическое усвоение приемов работы с разными художественными материалами и в разных видах изобразительной деятельности, на воспитание эстетического отношения к окружающей действительности с актуализацией жизненного опыта ребенка, на развитие его коммуникативных навыков и др.
Согласно требованиям Стандарта, содержательный раздел адаптированной основной общеобразовательной программы включает программу формирования базовых учебных действий (БУД), которые обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной. Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, в том числе и на уроках рисования. При обучении изобразительной деятельности базовые учебные действия формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося (в том числе при использовании обучающимися разноуровневой помощи со стороны педагога, взаимодействии с одноклассниками под руководством учителя).
Формирование личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должно обеспечить готовность к принятию ребенком новой для него роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций на уроке рисования (зритель, художник, скульптор, мастер, ценитель и критик искусства, экскурсовод) и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. Работа по этому направлению должна способствовать осознанию ребенком таких социальных ролей, как ученик, член семьи, одноклассник, друг; осмыслению социального окружения, своего места в нем; принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительному отношению к окружающей действительности, готовности взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
В процессе изучения изобразительной деятельности помочь обучающимся лучше осмыслить социальные роли и социальное окружение возможно с помощью заданий, близких к жизненному опыту детей и объединенных в разные тематические блоки «Лето. Осень. Зима. Весна», «Человек», «Деревня. Город», «Животные», «Птицы в реальности и в сказочном изображении» и др. Работа над подобными заданиями повышает интерес обучающихся к изучению изобразительной деятельности, способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников, формированию начальных представлений о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в природе и обществе. Задания подбираются в соответствии с планируемыми личностными результатами обучения и способствуют формированию у обучающихся жизненных компетенций.
С целью формирования положительного отношения к окружающей действительности, готовности к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию обучающиеся на уроках рисования рассматривают, сравнивают и эмоционально оценивают картины художников, работы скульпторов, произведения декоративно-прикладного искусства.
На уроках рисования проводится систематическая работа по формированию таких личностных учебных действий, как самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений. Степень самостоятельности выполнения работ по изодеятельности постепенно увеличивается с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Сначала детям для самостоятельного выполнения даются отдельные простые действия в рамках предлагаемого задания, затем самостоятельно выполняются задания с поэтапной демонстрацией приемов изобразительного действия, потом планируется работа, которую обучающиеся должны выполнить самостоятельно после предварительного разъяснения учителем требования задания и совместного планирования деятельности. Через некоторое время в учебном процессе предлагаются задания, выполнение которых будет осуществляться наиболее подготовленными обучающимся полностью самостоятельно. Чтобы учебный материал на уроках рисования был доступен детям различного уровня развития используются разные по сложности варианты заданий по темам уроков. С этой же целью используются разнообразные способы предъявления учебного материала (например, в условиях сравнения и др.). Но многие обучающиеся с интеллектуальными нарушениями постоянно будут нуждаться в разноуровневой помощи, например, зрительные опоры в виде точек, дорисовывание начатых изображений, выполнение работы совместно с учителем, поэтапно демонстрирующем приемы изобразительного действия и др., а также взаимодействие обучающихся с одноклассниками, более успешными в своих возможностях в изобразительной деятельности.
Для формирования у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности на уроках рисования широко используются игровые ситуации, а также положительная стимуляция (похвала, одобрение, поощрение). Заинтересовать ребенка объектом, рассказав о нем и разъяснив, в чем проявляется его красота, подвести обучающегося к любованию этим объектом и поставить перед ним цель последующего изображения – задачи каждого урока. Привитию положительного отношения и интереса к рисованию и учению как деятельности в целом будет способствовать использование на уроках наглядности: ярких, красочных фотографий, рисунков предметов и явлений окружающей действительности, репродукций картин известных художников, произведений декоративно-прикладного искусства, мультимедийных презентаций. Большой интерес и положительные, эмоциональные, эстетические переживания у детей вызывают темы уроков, связанные с их опытом наблюдений: образы человека, животных, деревьев, постройки, красочные явления природы (солнечный или дождливый день, листопад, снегопад и др.). Внимание к этим образам у обучающихся будет усиливаться, если им с помощью учителя удастся изобразить задуманное. Для побуждения детей выразить свои наблюдения посредством лепки, рисунка, аппликации, кроме показа способов изображения, предлагаются разные художественные материалы. Это помогает вызывать и надолго удерживать интерес школьников к изобразительной деятельности. Этот интерес нужно учитывать при внеурочной ориентации обучающихся, отличающихся некоторыми способностями к изобразительной деятельности.
Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечивает способность детей вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения. Работу по формированию коммуникативных учебных действий следует начинать с развития умения вслушиваться в слова учителя и одноклассников, повторять их, отвечать на вопросы, рассказывать о выполненном учителем, другими обучающимися или самим школьником действии и о том, что планируется сделать, и т.п. На уроках рисования нужно формировать у детей знание правил общения с учителем и сверстниками, умение вступать в контакт, отвечать на вопросы учителя; использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. Важное значение для формирования у обучающихся коммуникативных учебных действий имеет умение согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Регулятивные учебные действия, формируемые у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках рисования, включают следующие умения: соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец), принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. К концу обучения в первом классе большинство обучающихся знают правила поведения на уроке рисования (школьные ритуалы) и следуют им при организации изобразительной деятельности. Для формирования регулятивных учебных действий на уроках рисования предусматривается систематическое выполнение заданий репродуктивного характера, в которых требуется выполнить работу по образцу, рассказать с помощью учителя о ее пошаговом выполнении (отчет о выполненной работе) и сравнить свою работу с оригиналом (образцом). Выполнение данного вида работы способствует развитию у обучающихся целевого, мотивационного, операционного и оценочного компонентов учебной деятельности.
Для формирования познавательных учебных действий на уроках рисования следует развивать следующие умения у обучающихся с легкой умственной отсталостью: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов (форму, величину, конструкцию, цвет, положение в пространстве); устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать устное высказывание, иллюстрацию, элементарное схематическое изображение, предъявленных на бумажных и электронных носителях).
С целью формирования познавательных учебных действий важно создать на уроке рисования такие условия, чтобы обучающиеся в процессе изобразительной деятельности могли воспринимать, с интересом рассматривать (анализировать) объекты, сравнивать их, выделяя общее и частное; повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел; работать творчески, экспериментируя в процессе работы средствами художественной выразительности; выражать в работе свои эмоции и впечатления.
В процессе обучения изобразительной деятельности, обучающиеся овладевают специальной тематической и терминологической лексикой, используемой в рисовании, лепке, аппликации, при обсуждении предметов искусства и народного творчества. Ребенок, используя художественные термины в речевом высказывании, оперирует обобщенными понятиями, что способствует формированию логического мышления школьников. Лексический материал вводится небольшими объемами, в соответствии с принципами научности и доступности. После знакомства с новым термином достаточно, если ребенок будет понимать использование этого понятия в речи учителя. Требование использовать изученные художественные термины в собственной речи должно предъявляться к обучающимся дифференцированно, с учетом их индивидуальных возможностей.
Работа с учебником по изобразительному искусству ведется с первых уроков рисования. К окончанию первого класса обучающиеся овладевают начальными навыками работы с учебником: могут находить на странице учебника тему урока, задание, указанное учителем; рассматривать и сравнивать репродукции картин разных жанров, содержащиеся в учебнике, использовать иллюстрации учебника в качестве образца для организации практической деятельности; пользоваться условными обозначениями. Например, на страницах учебника первого класса установки «Любуйся», «Радуйся» даются в виде изображений одного или двух детей с соответствующей мимикой. Обучающиеся контролируют по этим символическим картинкам свое состояние во время наблюдения за объектом, а также мимику друг у друга.
Таким образом, на уроках рисования рекомендуется:
- для формирования личностных учебных действий использовать задания, близкие к жизненному опыту детей; игровые приемы и ситуации; положительную стимуляцию (похвала, одобрение, поощрение, оформление выставки лучших работ);
- для формирования регулятивных учебных действий вырабатывать произвольность учебной деятельности через принятие цели задания обучающимися, следование предложенному учителем плану, постоянное обращение к общим алгоритмам действий в ориентировке, исполнении, контроле и оценивании в ходе выполнения каждого практического задания;
- для формирования коммуникативных учебных действий развивать умение слушать и понимать инструкцию учителя к учебному заданию, вырабатывать навыки позитивного социального группового и индивидуального взаимодействия с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, создания коллективной творческой работы;
- для развития познавательных учебных действий формировать образы предметов и явлений окружающей действительности в процессе их познания, при их изображении применять изобразительные техники и приёмы с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работу в нетрадиционных техниках; работать с несложной по содержанию и структуре информацией, в том числе и с учебником; использовать в речи специальную тематическую и терминологическую лексику; при выполнении творческих заданий применять вариативные, а не шаблонные способы действия.
Список использованных источников
- Приказ Минобрнауки от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - 2015.
2. Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство. Учебники 1 и 2 классов для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - М.: Просвещение. - 2016-2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура" для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура"...
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса...
ПРОГРАММА формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьн...
Рабочая программа по профильному обучению (слесарное дело) ФГОС ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по профессионально трудовому обучению (слесарное дело) предназначена для обучающихся 5-9 классов с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...
"Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа для оценки БУД...
АННОТАЦИЯ К КУРСУ «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП НОО (Вариант 2.3)
Индивидуальные занятия «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» являются одной из важных организационных форм обучения слабослышащих детей. На этих занятиях проводится...