ПРОГРАММА формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
методическая разработка
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_otsenki_bud_variant1.docx | 63.83 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное казённое общеобразовательное учреждение
Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Принято: Утверждаю:
На педагогическом совете учреждения Директор ___________ Л.Г. Землянская
Протокол №__ от «__»____20__г. Приказ №__ от «___»____20___г.
ПРОГРАММА
формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
- Общее положение
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школы.
Программа формирования базовых учебных действий содержит:
1. Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
базовых учебных действий.
3. Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с
программой и учебным планом и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных базовых учебных действий;
4. Планируемые результаты сформированности БУД.
2. Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции базовых учебных действий:
-обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
-реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
-формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
-обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения. I (I1)-IV , V-IX, X-IX классы.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
- Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
- Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
- Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
- Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
I (I1)-IV классы
Личностные учебные действия | Коммуникативные учебные действия | Регулятивные учебные действия | Познавательные учебные действия |
Личностные учебные действия включают следующие умения: *осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; *способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли; * положительно относиться к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; *воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей; *самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности; *понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; *готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе. | Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
учителем;
принимать помощь; * слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; * сотрудничать со взрослыми и све- рстниками в разных социальных ситуациях;
людьми;
| Регулятивные учебные действия включают следующие умения: *адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); *принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; *активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; *соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. *принимать оценку деятельности. *оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
| К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: * выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; *устанавливать видородовые отношения предметов; *делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; *пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями; * читать; писать; выполнять арифметические действия; *наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. *работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных носителях). |
Характеристика базовых учебных действий
V-IX классы
Личностные учебные действия | Коммуникативные учебные действия | Регулятивные учебные действия | Познавательные учебные действия |
Личностные учебные действия включают следующие умения:
| Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
| Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
| К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
|
Характеристика базовых учебных действий
X-XI классы
Личностные учебные действия | Коммуникативные учебные действия | Регулятивные учебные действия | Познавательные учебные действия |
Личностные учебные действия включают следующие умения:
| Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
| Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
| К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
|
Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
I (I1)-IV классы.
Перечень учебных действий | Предметная область | Учебный предмет | |||
Личностные учебные действия | |||||
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение Речевая практика | |||
Математика | Математика | ||||
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение Речевая практика | |||
Технология | Трудовое обучение | ||||
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение Речевая практика | |||
Искусство | Музыка, Изобразительное искусство | ||||
Физическая культура | Физическая культура | ||||
Технология | Трудовое обучение | ||||
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение Речевая практика | |||
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение Речевая практика | |||
Математика | Математика | ||||
Технология | Трудовое обучение | ||||
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение Речевая практика | |||
Физическая культура | Физическая культура | ||||
Технологии | Трудовое обучение | ||||
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение Речевая практика | |||
Коммуникативные учебные действия | |||||
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс) | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение Речевая практика | |||
Математика | Математика | ||||
Физическая культура | Физическая культура | ||||
Технология | Трудовое обучение | ||||
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение Речевая практика | |||
Математика | Математика | ||||
Искусство | Музыка, пение. Изобразительное искусство | ||||
Физическая культура | Физическая культура | ||||
обращаться за помощью и принимать помощь | Технология | Трудовое обучение | |||
Искусство | Музыка, пение. Изобразительное искусство | ||||
Математика | Математика | ||||
слушать и понимать инструкцию к учебному зада- нию в разных видах деятельности и быту | Математика | Математика | |||
Физическая культура | Физическая культура | ||||
Технология | Трудовое обучение | ||||
Искусство | Музыка, пение. Изобразительное искусство | ||||
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми | Физическая культура | Физическая культура | |||
Технология | Трудовое обучение | ||||
Искусство | Музыка, пение. Изобразительное искусство | ||||
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение Речевая практика | |||
Физическая культура | Физическая культура | ||||
Регулятивные учебные действия | |||||
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) | Язык и речевая практика Математика Искусство Технология Физическая культура Естествознание | Русский язык. Чтение Речевая практика Математика Музыка Изобразительное искусство Трудовое обучение Физическая культура Мир природы и человека | |||
принимать цели и произвольно включаться в деятельность | |||||
следовать предложенному плану и работать в общем темпе | |||||
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников | |||||
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами | |||||
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев | |||||
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов | |||||
Познавательные учебные действия | |||||
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред- метов | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение Речевая практика | |||
Математика | Математика | ||||
Искусство | Изобразительное искусство | ||||
устанавливать видородовые отношения предметов | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение Речевая практика | |||
Математика | Математика | ||||
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение Речевая практика | |||
Математика | Математика | ||||
Искусство | Изобразительное искусство | ||||
пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение Речевая практика | |||
Математика | Математика | ||||
Искусство | Музыка, пение. Изобразительное искусство | ||||
читать | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение Речевая практика | |||
писать | Язык и речевая практика | Русский язык | |||
выполнять арифметические действия | Математика | Математика | |||
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности | Язык и речевая практика Математика Искусство | Русский язык. Чтение Речевая практика Математика Изобразительное искусство | |||
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях) |
Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
V - XI классы
Перечень учебных действий | Образовательная область | Учебный предмет |
Личностные учебные действия | ||
Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами | Обществознание | Обществоведение |
Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей | Язык и речевая практика | Русский язык. |
Обществознание | Обществоведение | |
Физичесая культура | Физическая культура | |
Технология | Профессионально-трудовое и производственное обучение | |
Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение и развитие речи. |
Искусство | Музыка, пение. Изобразительное искусство | |
Обществознание | Обществоведение | |
Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение и развитие речи. |
Технология | Профессионально-трудовое и производственное обучение | |
Активно включаться в общеполезную социальную деятельность | Технология | Профессионально-трудовое и производственное обучение |
Естествознание | Природоведение. Биология | |
Осознанно относиться к выбору профессии | Обществознание | Обществоведение |
Технология | Профессионально-трудовое и производственное обучение | |
Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе | Обществознание | Обществоведение. География |
Естествознание | Природоведение. Биология | |
Коммуникативные учебные действия | ||
Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение и развитие речи. |
Человек и Общество | Обществоведение. Этика и психология семейной жизни | |
Технология | Профессионально-трудовое и производственное обучение | |
Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение и развитие речи. |
Человек и Общество | Обществоведение. Этика и психология семейной жизни | |
Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый- незнакомый и т.п.) | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение и развитие речи. |
Человек и Общество | Обществоведение. Этика и психология семейной жизни | |
Использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение и развитие речи. |
Человек и Общество | Обществоведение. Этика и психология семейной жизни | |
Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение и развитие речи. |
Математика | Математика | |
Регулятивные учебные действия | ||
Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления | Язык и речевая практика Естествознание Математика Обществознание Искусство Технология Физическая культура | Русский язык. Чтение и развитие речи. Родной язык и литература Математика Обществоведение История География Этика и психология семейной жизни Музыка и пение Изобразительное искусство Профессионально-трудовое и производственное обучение Физическая культура |
Познавательные учебные действия | ||
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение и развитие речи. |
Математика | Математика | |
Естествознание | Природоведение. Биология. История. Обществоведение | |
География | ||
Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач | Искусство | Изобразительное искусство. Музыка и пение |
Физическая культура | Физическая культура | |
Технология | Профессионально-трудовое и производственное обучение |
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:
- баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
- балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
- балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
- балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
- баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
В комплексном исследовании развития детей с умственной отсталостью в могут использоваться общеизвестные педагогические и психологические диагностические методы:
наблюдение, беседа, различные виды психолого-педагогического эксперимента, анализ продуктов деятельности учащихся, анкетирование родителей.
Для психологической диагностики БУД рекомендуется использовать нейропсихологические и патопсихологические методики, позволяющие выявить уровень сформированности произвольной регуляции деятельности, наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического мышления, чтения, письма, счетных операций, а также функций, являющихся важнейшими предпосылками формирования БУД: различных видов гнозиса, праксиса, мнестических функций, показателей нейродинамики. Для оценки сформированности отдельных БУД могут использоваться выполненные задания в учебных тетрадях.
Оценка сформированности БУД посредством метода наблюдения может осуществляться разными учителями в начале и конце учебного года. Сам процесс наблюдения за учащимися класса для оценки сформированности БУД на начало или конец года рекомендуется осуществлять в течение нескольких дней. Данные наблюдения по каждому обучающемуся заносятся в таблицу 1. Подобная система оценки сформированности БУД может осуществляться и учителем-логопедом.
Рекомендуется использовать единую бальную систему оценивания для определения уровня сформированности БУД.
Таблица 1
Оценка сформированности БУД
I-IVклассы
Ф.И. обучающегося_______________________________________год обучения_____________
№ п/п | Группа БУД | Перечень учебных действий | Оценка сформированности | |
начало уч. года | конец уч. года | |||
1 | Личностные | *осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; | ||
*способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли; | ||||
* положительно относиться к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; | ||||
*воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей; | ||||
*самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности; | ||||
*понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; | ||||
*готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе. | ||||
Максимум 35 баллов | ||||
2 | Регулятивные | *адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); | ||
*принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; | ||||
*активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; | ||||
*соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | ||||
*принимать оценку деятельности. | ||||
*оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. | ||||
Максимум 30 баллов | ||||
3 | Познавательные | выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства | ||
устанавливать видо-родовые отношения предметов; | ||||
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на | ||||
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; | ||||
читать; писать; выполнять арифметические действия; | ||||
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями | ||||
работать с несложной по содержанию и структуре информацией | ||||
Максимум 35 баллов | ||||
4 | Коммуникативные | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); | ||
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; | ||||
обращаться за помощью и принимать помощь; | ||||
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах | ||||
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных | ||||
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно | ||||
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с взаимодействия с окружающими. | ||||
Максимум 35 баллов | ||||
Итого баллов |
- Лист мониторинга оценки сформированности базовых учебных действий заполняется экспертной группой
- Результаты оценки сформированности базовых учебных действий заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося.
- В соответствующие клетки таблицы вносятся результаты оценки каждого параметра.
- В соответствующие графы вписывается количественное оценивание (цифры )от 0 до 5.
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка сформированности БУД
V-IX классы
Ф.И. обучающегося_______________________________________год обучения_____________
№ п/п | Группа БУД | Перечень учебных действий | Оценка сформированности | |
начало уч. года | конец уч. года | |||
1 | Личностные | испытывать чувство гордости за свою страну | ||
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей | ||||
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, | ||||
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; | ||||
активно включаться в общеполезную социальную деятельность | ||||
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. | ||||
Максимум 30 баллов | ||||
2 | Регулятивные | принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; | ||
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; | ||||
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; | ||||
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе | ||||
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность | ||||
Максимум 25 баллов | ||||
3 | Познавательные | Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; | ||
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; | ||||
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. | ||||
Максимум 15 баллов | ||||
4 | Коммуникативные | вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального | ||
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; | ||||
использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. | ||||
Максимум 30 баллов | ||||
Итого баллов |
Оценка сформированности БУД
IX-ХI классы
Ф.И. обучающегося_______________________________________год обучения_____________
№ п/п | Группа БУД | Перечень учебных действий | Оценка сформированности | |
начало уч. года | конец уч. года | |||
1 | Личностные | осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права | ||
соотнесение собственных поступков и поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами; | ||||
определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей; | ||||
ориентировка в социальных ролях; | ||||
осознанное отношение к выбору профессии. | ||||
Максимум 25 баллов | ||||
2 | Регулятивные | постановка задач в различных видах доступной деятельности (учебной, | ||
определение достаточного круга действий и их последовательности для | ||||
осознание необходимости внесения дополнений и коррективов в план и | ||||
осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности; | ||||
Максимум 20 баллов | ||||
3 | Познавательные | Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, | ||
извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных источников для решения различных видов задач; | ||||
использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий; | ||||
использовать готовые алгоритмы деятельности; | ||||
устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости. | ||||
Максимум 25 баллов | ||||
4 | Коммуникативные | признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; | ||
участвовать в коллективном обсуждении проблем; | ||||
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | ||||
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.); | ||||
использовать некоторые доступные информационные средства и способы решения коммуникативных задач; | ||||
выявлять проблемы межличностного взаимодействия и осуществлять поиск возможных и доступных способов разрешения конфликта; | ||||
с определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | ||||
владеть диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. | ||||
Максимум 40 баллов | ||||
Итого баллов |
- Лист мониторинга оценки сформированности базовых учебных действий заполняется экспертной группой
- Результаты оценки сформированности базовых учебных действий заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося.
- В соответствующие клетки таблицы вносятся результаты оценки каждого параметра.
- В соответствующие графы вписывается количественное оценивание (цифры )от 0 до 5.
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Уровень сформированности БУД
№ п/п | Уровень сформированности БУД | Умения | Кол-во баллов |
1 | Первый уровень сформированности БУД | Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в любых ситуациях. | 140-70 |
2 | Второй уровень сформированности БУД | Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя. | 71-30 |
3 | Третий уровень сформированности БУД | Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию учителя. | 31-20 |
4 | Четвертый уровень сформированности БУД | В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной | 19-0 |
Лист сформированности БУД
Ф.И.О. обучающегося__________________________________________________
№ п/п | Группа БУД | Год обучения | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
1 | Личностные | |||||||||||
2 | Регулятивные | |||||||||||
3 | Познавательные | |||||||||||
4 | Коммуникативные | |||||||||||
Общее количество баллов | ||||||||||||
Уровень сформированности БУД |
Уровень сформированности БУД
№ п/п | Уровень сформированности БУД | Умения | Кол-во баллов |
1 | Первый уровень сформированности БУД | Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в любых ситуациях. | 140-70 |
2 | Второй уровень сформированности БУД | Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя. | 71-30 |
3 | Третий уровень сформированности БУД | Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию учителя. | 31-20 |
4 | Четвертый уровень сформированности БУД | В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной | 19-0 |
Журнал итоговых достижений БУД обучающихся________класса____________уч.год
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Группа БУД | ||||||||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |||||||
начало уч. года | конец уч. года | начало уч. года | конец уч. года | начало уч. года | конец уч. года | начало уч. года | конец уч. года | |||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
средний балл |
Для обобщения и сведения информации выводится средний балл по показаниям.
Наглядное представление результатов мониторинга БУД демонстрируется построением диаграмм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа для оценки БУД...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...
Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение»предметная область: «Язык и речевая практика»класс: 6...
Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение (литературное чтение)»предметная область: «Язык и речевая практи...
Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение (литературное чтение)»предметная область: «Язык и речевая практи...