Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) посредством предмета «Чтение и развитие речи» и во внеурочной деятельности
статья (5 класс) на тему
Одно из ключевых положений ФГОС УО - формирование базовых учебных действий - направлено на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности - умения учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития обучающихся. В данной статье представлен опыт работы с обучающимися 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) по формированию коммуникативных базовых учебных действий посредством предмета «Чтение и развитие речи» и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) посредством предмета «Чтение и развитие речи» и во внеурочной деятельности»
П.И. Омарова, учитель КОУ «Нефтеюганская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Одно из ключевых положений ФГОС УО - формирование базовых учебных действий - направлено на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности - умения учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития обучающихся. Базовые учебные действия (БУД) представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативное развитие - это формирование компетентности в общении, включая:
- сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности,
- умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения,
- участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений,
- строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов;
- принятие решения и его реализация;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Развитие коммуникативных учебных действий осуществляются через следующие формы работы:
- уроки
- внеурочная деятельность (внеклассные мероприятия: экскурсии, диспуты, викторины, конкурсы, праздничные мероприятия, линейки, проектная деятельность и др.)
Предмет «Чтение и развитие речи», как один из предметов специального коррекционного образования, помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование базовых учебных умений. В соответствии с содержанием и способами организации учебной деятельности обучающихся предмет «Чтение и развитие речи» раскрывает определенные возможности для формирования коммуникативных учебных действий:
- использование средств языка и речи для получения и передачи информации;
- участие в продуктивном диалоге;
- самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Содержание и структура программы «Чтение и развитие речи», направленные на освоение основной образовательной программы, способствуют формированию у обучающихся коммуникативных учебных действий. В курсе учебного предмета «Чтение и развитие речи» (5 класс) разделы: «Устное народное творчество», «Сказки», «О друзьях-товарищах», «Басни», «Спешите делать добро», «О животных», «Из прошлого нашего народа» и др. На материале учебника происходит развитие коммуникативных умений посредством
- приобретения опыта коллективного взаимодействия,
- формирования умения участвовать в учебном диалоге,
- развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося.
Внеклассные мероприятия позволяют детям выполнять различные роли (лидера, исполнителя, активного зрителя), учат договариваться с одноклассниками, работать в парах и малых группах, способствуют формированию коммуникативных умений и навыков.
Внеклассные мероприятия, в которых участвовали обучающиеся 5 класса школы-интерната:
- «Осень золотая»:
- участие в общешкольном конкурсе чтецов «Славлю, осень, тебя – золотая пора!»;
- коллаж «Осенний ковёр» (подборка стихов об осени, загадок, народных примет, рисунки по теме);
- конкурс фотогазет «Осень в нашем городе»;
- Инсценировки русских народных сказок:
знакомимся с текстом, выбираем роли, мастерим маски, готовимся к выступлению.
- «День учителя»:
- выступление на общешкольной линейке «День учителя», участие в организации оформления зала к проведению мероприятия.
- изготовление стенгазеты «С праздником, дорогие учителя!»
- изготовление и оформление поздравительных открыток к Дню учителя
- участие в акции «Поздравляем учителей!».
- Экскурсии в библиотеку, музеи, выставки:
- тематическая экскурсия в Центральную библиотеку г. Нефтеюганска «Моя малая Родина»;
- экскурсия в г. Ханты-Мансийск «Знакомство со столицей нашего округа»;
- экскурсия в Галерею-мастерскую художника Г.С. Райшева;
- экскурсия в Музей Природы и Человека;
- посещение Государственного театра обско-угорских народов (спектакль «Дети неба»);
- Организация проектной деятельности
Проект «Край, в котором мы живем»:
Задачи проекта:
- воспитание у обучающихся, воспитанников интереса к истории и культуре родного края, приобщение их к духовным ценностям народа;
- формирование коммуникативных учебных действий:
- речевой деятельности;
- навыков сотрудничества;
- Знакомство с пословицами и поговорками, загадками народов ханты и манси.
- Литературное чтение «Северный край».
- Конкурс рисунков «Ханты-Мансийск – столица Югры».
- Участие во Всероссийских и международных интернет-конкурсах, викторинах, олимпиадах.
- Академия Развития Творчества «АРТ-талант».
- Образовательный портал «Продленка».
- Международные дистанционные олимпиады и конкурсы «Мега-талант» и др.
В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают:
- социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности,
- умение слушать и вступать в диалог,
- участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В материале представлены примерные виды заданий и упражнений. направленные на коррекцию и развитие высших психических функций. А также на формирование универсальных учебных действий...
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В материале представлены некоторые виды заданий и упражнений, направленные на развитие высших психических функций и формирование УУД...
Программа формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством предмета "Профессиональная подготовка"
Материал, представленный в программе, направлен на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ применительно к предмету «Профессиональная подготовка» по профилю «Рабо...
Проект по теме:«Использование современных образовательных технологий на уроках математики как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Формирование учебных универсальных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...
Рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
Нарушения речи в у детей с нарушениями интеллекта встречаются гораздо чаще, чем у нормально развивающихся детей и характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у д...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ОВЗ
Формирование коммуникативных универсальных учебных действийу обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в специальной (коррекционной) школе с нарушениями речи (из опыта работы)....