Тема " Звук ч. Автоматизация. Текст" Профессии моей семьи""
план-конспект на тему
Урок составлен для учащихся 3 (специального) класса школ слабослышащих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ch._avtomatizatsiya._professii_moey_semi.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Темы занятия: ФП. Звук «Ч». Автоматизация. Работа над произношением звонких согласных на конце слов.
РСВ. Текст «Профессии моей семьи». Восприятие фраз текста по порядку; слов, словосочетаний и вопросов к тексту.
Цели: ФП. Автоматизировать произношение звука «ч» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте; закрепить произношение звонких согласных на конце слов.
РСВ. Развивать слуховое восприятие на материале фраз, слов и словосочетаний текста «Профессии моей семьи», а также вопросов к тексту со слуховыми аппаратами и без них.
Коррекционно-образовательные задачи:
ФП. - закрепить произношение звука «ч» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте;
- закрепить правило произношения звонких согласных на конце слов;
РСВ. - вырабатывать умение различать фразы, слова и словосочетания;
- вырабатывать умение воспринимать вопросы к тексту «Профессии моей семьи» со слуховыми аппаратами и без слуховых аппаратов (левое ухо);
- закреплять умение давать полные и краткие ответы на вопросы к тексту.
Коррекционно-развивающие задачи:
ФП. - закрепить самостоятельное произношение звука «ч»;
- расширять активный предметный и глагольный словарь по теме «Профессии»;
- расширять словарь синонимов по теме «Профессии»;
- развивать навыки словоизменения и словообразования;
- развивать познавательную активность;
- развивать вербально- логическое мышление путём составления обобщений и классификаций по теме « Профессии»;
- развивать мыслительную деятельность путём применения упражнения «Четвёртый лишний»;
- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;
РСВ. - Совершенствовать слуховое восприятие;
- вырабатывать привычку слухового контроля;
- увеличивать объём слуховых представлений;
- развивать слуховое внимание и слухоречевую память.
Коррекционно- воспитывающие задачи:
- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;
- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;
- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;
- профессионально ориентировать школьницу для успешной социализации в обществе;
- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;
- воспитывать положительные качества личности: целеустремлённость, дисциплинированность, уважение к людям разных профессий;
Оборудование:
- презентация с заданиями по теме «Профессии»;
- карточки с речевым материалом по объявлению темы и целей занятия;
- карточки с речевым материалом по теме «Профессии»;
План занятия:
I Организационный момент.
1. Объявление темы занятия. (Карточка № 1.)
2. Постановка целей. (Карточка № 2.)
3. Формулировка критериев оценки.
II Работа над формированием произношения.
1) компьютерный слайд № 1. Повторение слогов со звуком «ч»;
2) компьютерный слайд № 2. Работа с изображениями людей разных профессий. (Назови людей, которые трудятся);
3) компьютерный слайд № 3. Работа с изображениями. Развитие навыков словоизменения и словообразования.( Назови.);
4) компьютерный слайд № 4. Работа с изображениями. Работа по подбору синонимов. (Как можно назвать по-другому?); карточка № 3. (Прочитай.);
5) компьютерный слайд № 5. Работа с речевым материалом. (Подбери к действию название профессии. Прочитай.);
6) компьютерный слайд № 6. Работа с изображениями. (Прочитай. Соблюдай правило орфоэпии); карточка № 4. (Прочитай.);
7) компьютерный слайд № 7. Работа с изображениями. Игра «Четвёртый лишний» (Что лишнее?);
8) компьютерный слайд № 8. Работа с изображениями. Игра «Четвёртый лишний» (Что лишнее?);
9) компьютерный слайд № 9. Работа с изображениями. Игра «Четвёртый лишний» (Что лишнее?);
III Работа над развитием слухового восприятия.
1) Восприятие фраз текста по порядку на рабочем расстоянии . (Слушай и повторяй.)
2) Восприятие слов и словосочетаний на рабочем расстоянии. (Слушай и повторяй на рабочем расстоянии.);
3) Восприятие слов и словосочетаний на резервном расстоянии. (Слушай и повторяй на резервном расстоянии.);
4) Восприятие слов и словосочетаний без аппаратов (левое ухо). (Будем слушать без аппаратов. Сними аппараты.)
5) Восприятие вопросов на рабочем расстоянии. (Слушай на рабочем расстоянии.);
6) Восприятие вопросов на резервном расстоянии. (Слушай на резервном расстоянии.);
7) компьютерный слайд № 10. Работа с изображениями. (Прочитай. )
IV Итог занятия.
1) карточка № 5. (Что ты делала на занятии?)
2) самооценка;
3) оценка учителем.
Ход занятия:
I Организационный момент.
Школьник (ш.): Здравствуйте.
(У.): Садись. Как ты слышишь?
(Ш.): Я слышу хорошо, аппараты работают.
1. Объявление темы занятия.
(У.): Послушай слова, повтори их: врач; ткач.
(Ш.): Повторяет.
Какой звук ты слышишь в конце каждого слова?
(Ш.): Я слышу звук «ч».
(У.): Верно. Мы будем сегодня работать над автоматизацией звука «ч» в слогах, словах, предложениях, тексте. А к какой теме относятся эти слова? Врач, ткач - это…
(Ш.): Профессии.
(У.): Правильно, мы будем говорить о профессиях. А зачем нам знать названия профессий?
(Ш.): Не знаю.
(У.): Все люди трудятся. Каждый человек имеет профессию. В жизни мы обращаемся к людям разных профессий: в магазине – к продавцу, на почте – к почтальону, в больнице – к врачу и ко многим людям разных профессий. Как ты думаешь, всё-таки важно знать названия профессий?
(Ш.): Да.
(У.): Мы видим, как работают разные люди и выбираем будущую профессию для себя. А какова тема прошлого занятия?
(Ш.): Семья. Члены моей семьи.
(У.): На этом занятии будем говорить о семейных профессиях. Прочитай тему занятия.
(Ш.) Читает тему занятия.
Карточка № 1:
Тема занятия: Звук "Ч". Автоматизация. Произношение звонких согласных на конце слов. Текст "Профессии моей семьи".
2. Постановка целей.
(У.): Сегодня на занятии ты будешь правильно говорить звук "Ч" в слогах, словах и предложениях, тексте; правильно произносить звонкие согласные на конце слов; слушать текст по предложениям; слушать словосочетания и слова; Отвечать на вопросы к тексту.
(У.): Что ты будешь делать на занятии?
(Ш.): Повторяет:
Карточка №2:
Я буду правильно говорить звук "Ч" в слогах, словах, предложениях, тексте; Я буду правильно произносить звонкие согласные на конце слов; Я буду слушать текст, словосочетания и слова; Я буду отвечать на вопросы к тексту.
3. Формулировка критериев оценки.
Если ты будешь хорошо работать над звуком "ч", над произношением звонких согласных на конце слов; будешь хорошо слушать текст, словосочетания и слова, будешь хорошо отвечать на вопросы к тексту, то получишь наклейку за каждый вид работы. Получишь 4 наклейки - значит, работала отлично. Старайся.
II Работа над формированием произношения.
1. Закрепление звука в слогах, словах, предложениях.
(У.): Повтори слоги.
(Ш.): Повторяет:
Компьютерный слайд № 1:
ча - ача – ач - ачка
чо - ачо – оч – очка
чу –ачу – уч - учка
чи - ачи – ич - ичка
Учитель оценивает выполненную учеником работу: "Молодец!"
(У.): Что ты делала?
(Ш.): Я повторяла слоги.
(У.): Назови людей, которые трудятся.
Компьютерный слайд № 2:
На слайде - изображения людей разных профессий: учителя, почтальона, ткача, лётчика, врача, пограничника, чабана, рабочего.
(Ш.): Называет: Это учитель. Это почтальон. Это ткач. Это лётчик. Это врач. Это пограничник. Это чабан. Это рабочий.
(У.) : Верно. Как назвать одним словом?
(Ш.): Это профессии.
(У.): Какие ещё профессии ты знаешь?
(Ш.): Называет.
(У.): Образуй новые слова:
Компьютерный слайд № 3:
На слайде – изображение учителя и учительницы, ткача и ткачихи.
(У.): Мужчина – учитель, а женщина - …
(Ш.): Учительница.
(У.): Мужчина – ткач, а женщина - …
(Ш.): Ткачиха.
(У.): Верно.
Компьютерный слайд № 4:
На слайде – изображения лётчика, врача, чабана.
(У.): А как можно назвать людей разных профессий по-другому? Лётчик - …
(Ш.): Пилот.
(У.): Врач - …
(Ш.): Доктор.
(У.): Чабан - …
(Ш.): Пастух.
(У.): Правильно. Слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое значение, называются синонимами. С синонимами ты будешь знакомиться на уроках русского языка немного позднее. Повтори новое слово.
Карточка № 3:
Лётчик – пилот. Врач – доктор. Чабан – пастух.
Это слова-синонимы.
(У.): Что ты делала?
(Ш.): Я образовывала новые слова и подбирала синонимы.
(У.): А теперь мы будем говорить о том, чем занимаются люди разных профессий, как они работают.
Компьютерный слайд № 5:
На слайде записаны действия людей разных профессий. Учитель предлагает подобрать к действию название профессии и прочитать всё предложение:
…. обучает учеников.
…. лечит людей.
…. пасёт овечье стадо.
…. вытачивает детали.
…. доставляет почту.
…. разводит пчёл.
(Ш.): Выполняет задание.
(У.): Правильно. Что ты делала?
(Ш.): Я подбирала к действию название профессии.
(У.): Выполнение следующего задания требует соблюдения правила орфоэпии, которое звучит так:
Карточка № 4:
Звонкие согласные на конце слов говори как глухие: завод, поезд.
(У.): А кто работает на заводе?
(Ш.): Рабочий работает на заводе.
(У.): Верно. Кто ведёт поезд?
(Ш.): Поезд ведёт машинист.
Компьютерныё слайд № 6:
На слайде – изображения лесоруба, рыболова, пчеловода, водолаза.
(У.): Есть профессии, названия которых образованы сложением двух слов. Прочитай названия профессий. Соблюдай правило произношения звонких согласных на конце слов.
(Ш.): Читает, соблюдая озвученное правило орфоэпии: лесоруб, рыболов, пчеловод, водолаз.
(У.): Ответь на вопросы: почему профессия называется лесоруб?
(Ш.): Он рубит лес.
(У.): Почему профессия называется рыболов?
(Ш.): Он ловит рыбу.
(У.): Почему профессия называется пчеловод?
(Ш.): Он разводит пчёл.
(У.): Почему профессия называется водолаз?
(Ш.): Он лазит в воде.
(У.): Правильнее сказать : он работает на глубине вод.
(Ш.): Повторяет.
(У.): Молодец. Что ты делала?
(Ш.): Я правильно произносила звонкие согласные на конце слов.
(У.): А теперь обсудим, какие предметы используют в своей работе люди разных профессий и
поиграем в игру «Четвёртый лишний».
Компьютерный слайд № 7:
На слайде – изображения градусника, аптечки, бинокля, медицинского халата.
(У.): Что лишнее?
(Ш.): Бинокль.
(У.): Верно. Кому принадлежат эти предметы?
(Ш.): Врачу.
(У.): А бинокль кому помогает в работе?
(Ш.): Пограничнику.
(У.): Правильно.
Читают сопряжено:
Врач использует в работе градусник, аптечку, халат.
Компьютерный слайд № 8:
На слайде – изображения доски, указки, весов, журнала.
(У.): Что лишнее?
(Ш.): весы
(У.): Верно. Кому принадлежат эти предметы?
(Ш.): Учителю.
(У.): А весы кому помогают в работе?
(Ш.): Продавцу.
(У.): Правильно.
Читают сопряжено:
Учитель использует в работе доску, указку журнал.
Компьютерный слайд № 9:
На слайде – изображения лётной формы, грузовика, наушников, парашюта.
(У.): Что лишнее?
(Ш.): Грузовик.
(У.): Верно. Кому принадлежат эти предметы?
(Ш.): Лётчику.
(У.): А грузовик кто водит?
(Ш.): Водитель.
(У.): Правильно.
Читают сопряжено:
Лётчик использует в работе лётную форму, наушники, парашют.
Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"
(У.): Что ты делала?
(Ш.): Я играла в игру «Четвёртый лишний».
(У.): Как ты говорила звук "Ч"?
(Ш.): Хорошо.
(У.) Получи наклейку.
(У.): Ты правильно произносила звонкие согласные на конце слов?
(Ш.): Правильно.
(У.): Я тоже так думаю. Получи ещё одну наклейку.
III Работа над развитием слухового восприятия.
(У.): Будем слушать текст "Профессии моей семьи", над которым мы начали работать на прошлом занятии.
(У.): Слушай и повторяй.
(Ш.): Повторяет отражённо:
Моя семья большая.
Дедушка Иван Петрович работает врачом.
Он лечит людей.
Бабушка раньше работала почтальоном.
Папа – Сергей Иванович – спасатель МЧС.
Это героическая профессия.
Мама работает на фабрике ткачихой.
Младший брат Ванечка мечтает стать лётчиком, а сестричка Танечка – учительницей.
А я хочу служить пограничником.
Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"
(У.) Что ты делала?
(Ш.): Я слушала текст.
(У.): Будем слушать словосочетания и слова. Слушай и повторяй словосочетания на рабочем расстоянии.
(Ш.): Повторяет отражённо на рабочем расстоянии: лечит людей; героическая профессия; мечтает стать.
(У.): Слушай и повторяй словосочетания на резервном расстоянии
(Ш.): Повторяет отражённо на резервном расстоянии: работает врачом; спасатель МЧС; служить пограничником.
Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"
(У.) Что ты делала?
(Ш.): Я слушала словосочетания и слова.
(У.) Будем слушать без аппаратов. Сними аппараты.
(Ш.): Снимает аппараты. Слушает левым ухом. Повторяет отражённо: работала почтальоном; Сергей Иванович; лётчиком; сестричка.
Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"
(У.) Что ты делала?
(Ш.): Я слушала без аппаратов.
(У.): Как ты слушала текст, словосочетания, слова?
(Ш.): Хорошо.
(У.): Получи наклейку.
(У.): Будем отвечать на вопросы. Слушай на рабочем расстоянии.
(Ш.): Воспринимает вопросы на рабочем расстоянии.
(У.): От чьего лица ведётся рассказ? Дай полный ответ.
(Ш.): Рассказ ведётся от лица мальчика.
(У.): Сколько детей в семье? Ответь кратко.
(Ш.): Три ребёнка.
(У.): Кем хочет стать мальчик? Дай полный ответ.
(Ш.): Мальчик хочет стать пограничником.
(У.): Кто в семье работает врачом? Ответь кратко.
(Ш.): Дедушка Иван Петрович.
(У.): Кем работала раньше бабушка? Ответь кратко.
(Ш.): Почтальоном.
(У.): Назови героическую профессию папы.
(Ш.): Спасатель МЧС.
(У.): Кто работает ткачихой? Дай полный ответ.
(Ш.): Мама работает ткачихой.
(У.): Кто мечтает стать лётчиком? Дай полный ответ.
(Ш.): Брат Ванечка мечтает стать лётчиком.
(У.): Кем мечтает стать Танечка? Ответь кратко.
(Ш.): Учительницей.
(У.): А кем мечтаешь стать ты? Дай полный ответ.
(Ш.): Я мечтаю стать парикмахером.
(У.): Чтобы стать парикмахером, нужно хорошо рисовать, знать такие науки как геометрия и химия. Их ты будешь изучать в старших классах.
Компьютерный слайд № 10.
На слайде – изображение учебников по геометрии и химии.
(У.): В нашем городе есть много учебных заведений, в которых обучают профессии парикмахер. Поэтому хорошо учись, и всё у тебя получится. Ты будешь хорошо учиться?
(Ш.): Я буду хорошо учиться.
(У.) Что ты делала?
(Ш.): Я отвечала на вопросы к тексту.
(У.): Как ты отвечала на вопросы?
(Ш.): Хорошо.
(У.): Получи наклейку.
(У.): Сегодня мы говорили о том, как работают люди разных профессий, а на следующем занятии будем обсуждать, где они работают.
IV Итог занятия.
(У.): Какой звук ты закрепляла в слогах словах, предложениях, тексте?
(Ш.): Я закрепляла звук «Ч».
(У.): Какое правило орфоэпии ты повторяла на занятии?
(Ш.): Звонкие согласные на конце слов говори как глухие.
(У.): Какой текст ты слушала на занятии?
(Ш.): « Профессии моей семьи».
(У.): Как ты думаешь, ты хорошо занималась?
(Ш.): Я занималась хорошо.
(У.): Я согласна, ты занималась очень хорошо, получила четыре наклейки.
Занятие окончено. Попрощайся.
(Ш.): До свидания, Лариса Николаевна!
(У.): До свидания, Маша!
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение на тему «Край северный в судьбе моей семьи»
Суров мой Север лишь на первый взгляд.Пусть ветры зазывают за стеною,Здесь каждый вас увидеть будет радИ обогреть душевной теплотою!Леонид Лапцуй...
Индивидуальное занятие по РСВ И ФП по теме"Звук "л".Автоматизация. Работа над голосом.Тема "Учебные вещи""
Индивидуальное занятие по РСВ И ФП по теме "Звук "л". Автоматизация. Работа над голосом. Тема "Учебные ввещи"" проводилось с учеником 1 класса 2 отделения.У ребёнка четвертая степень тугоухости....
ТЕМА: «Звук «Ш» (Автоматизация).Работа над голосом. Домашние животные и их детёныши» для дошкольника с кохлеарным имплантом дошкольной группы компенсирующей направленности.
Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию слухового восприятия составлено для ребенка после кохлеарной имплантации. Запуск речи у мальчика прошел. Ребёнок активно набирает с...
Индивидуальное занятие по РСВ и ФП по теме "Звук "Ч". Автоматизация. Работа над паузами в тексте. Текст "Сорочонок""
Индивидуальное занятие составлено для учащихся 5 класса II отделения школ слабослышащих....
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 3 класса второго отделения школы для глухих и сла...
Индивидуальное занятие ( обучающийся с нарушением слуха). Тема «Звук «л». Автоматизация. Тема «Зимующие птицы»»
Индивидуальное занятие по теме " Звук "Л". Автоматизация. Тема " Зимующие птицы" проведена с обучающейся с нарушением слуха дошкольной группы. Занятие состоит из двух ча...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 5 класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих д...