Тема " Звук ч. Автоматизация. Текст" Профессии моей семьи""
план-конспект на тему

Бажина Лариса Николаевна


Урок составлен для учащихся 3 (специального) класса школ слабослышащих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ch._avtomatizatsiya._professii_moey_semi.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Темы занятия: ФП. Звук  «Ч». Автоматизация. Работа над произношением звонких согласных на конце слов.  

РСВ. Текст «Профессии моей семьи». Восприятие фраз текста по порядку; слов, словосочетаний  и вопросов к тексту.

Цели: ФП. Автоматизировать произношение звука «ч» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте; закрепить произношение звонких согласных на конце слов.

РСВ. Развивать слуховое восприятие на материале фраз, слов и словосочетаний текста «Профессии моей семьи», а также вопросов к тексту со слуховыми аппаратами и без них.

Коррекционно-образовательные задачи:

ФП. - закрепить произношение звука «ч» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте;

- закрепить правило произношения звонких согласных на конце слов;  

РСВ. - вырабатывать умение различать фразы, слова и словосочетания;

-  вырабатывать умение воспринимать вопросы к тексту  «Профессии моей семьи» со слуховыми аппаратами и без слуховых  аппаратов (левое ухо);

- закреплять умение давать полные и краткие ответы на вопросы к тексту.

Коррекционно-развивающие задачи:

ФП. - закрепить самостоятельное произношение звука «ч»;

- расширять активный предметный и глагольный словарь по теме «Профессии»;

- расширять словарь синонимов по теме «Профессии»;

- развивать навыки словоизменения и словообразования;

- развивать познавательную активность;

- развивать вербально- логическое мышление путём составления обобщений и классификаций по теме « Профессии»;

- развивать мыслительную деятельность путём применения упражнения «Четвёртый лишний»;

- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;

РСВ. - Совершенствовать слуховое восприятие;

- вырабатывать привычку слухового контроля;

- увеличивать объём слуховых представлений;

- развивать слуховое внимание и слухоречевую память.

Коррекционно- воспитывающие задачи:

- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;

- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;

- профессионально ориентировать школьницу для успешной социализации в обществе;

- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;

- воспитывать положительные качества личности:  целеустремлённость, дисциплинированность, уважение к людям разных профессий;

Оборудование:

- презентация с заданиями по теме «Профессии»;

- карточки с речевым материалом по объявлению темы и целей занятия;

- карточки с речевым материалом по теме «Профессии»;

План занятия:

I Организационный момент.

1. Объявление темы занятия. (Карточка № 1.)

2. Постановка целей. (Карточка № 2.)

3. Формулировка критериев оценки.

II Работа над формированием произношения.

1) компьютерный слайд  № 1. Повторение слогов со звуком «ч»;

2) компьютерный слайд  № 2. Работа с изображениями людей разных профессий. (Назови  людей, которые трудятся);

3) компьютерный слайд  № 3. Работа с изображениями. Развитие навыков словоизменения и словообразования.( Назови.);

4) компьютерный слайд  № 4. Работа с изображениями. Работа по подбору синонимов. (Как можно назвать по-другому?); карточка № 3. (Прочитай.);

5) компьютерный слайд  № 5. Работа с речевым материалом. (Подбери к действию название профессии. Прочитай.);

6) компьютерный слайд  № 6. Работа с изображениями. (Прочитай. Соблюдай правило орфоэпии); карточка № 4. (Прочитай.);

7) компьютерный слайд  № 7. Работа с изображениями. Игра «Четвёртый лишний» (Что лишнее?);

8) компьютерный слайд  № 8. Работа с изображениями. Игра «Четвёртый лишний» (Что лишнее?);

9) компьютерный слайд  № 9. Работа с изображениями. Игра «Четвёртый лишний» (Что лишнее?);

III Работа над развитием слухового восприятия.

1) Восприятие фраз текста по порядку на рабочем расстоянии . (Слушай и повторяй.)

2) Восприятие слов и словосочетаний на рабочем расстоянии. (Слушай и повторяй на рабочем расстоянии.);

3)  Восприятие слов и словосочетаний на резервном расстоянии. (Слушай и повторяй на резервном расстоянии.);

4) Восприятие слов и словосочетаний без аппаратов (левое ухо). (Будем слушать без аппаратов. Сними  аппараты.)

5) Восприятие вопросов на рабочем расстоянии. (Слушай на рабочем расстоянии.);

6) Восприятие вопросов на резервном расстоянии. (Слушай на резервном расстоянии.);

7) компьютерный слайд  № 10. Работа с изображениями. (Прочитай. )

IV Итог занятия.

1) карточка № 5. (Что ты делала на занятии?)

2) самооценка;

3) оценка учителем.

Ход занятия:

I Организационный момент.

Школьник (ш.): Здравствуйте.

(У.): Садись. Как ты слышишь?

(Ш.): Я слышу хорошо, аппараты работают.

1. Объявление темы занятия.

(У.):  Послушай слова, повтори их: врач; ткач.

(Ш.): Повторяет.

Какой звук ты слышишь в конце каждого слова?

(Ш.): Я слышу звук «ч».

(У.): Верно. Мы будем сегодня работать над автоматизацией звука «ч» в слогах, словах, предложениях, тексте. А к какой теме относятся эти слова? Врач, ткач  - это…

(Ш.): Профессии.

(У.): Правильно, мы будем говорить о профессиях. А зачем нам знать названия профессий?

(Ш.): Не знаю.

(У.): Все люди трудятся. Каждый человек имеет профессию. В жизни мы обращаемся к людям разных профессий: в магазине – к продавцу, на почте – к почтальону, в больнице – к врачу и ко многим людям разных профессий.  Как ты думаешь, всё-таки важно знать названия профессий?

(Ш.): Да.

(У.): Мы видим, как работают разные люди и выбираем будущую профессию для себя. А какова тема прошлого занятия?

 (Ш.): Семья. Члены моей семьи.

(У.): На этом занятии будем говорить  о семейных профессиях. Прочитай тему занятия.

(Ш.) Читает тему занятия.

 Карточка № 1:

Тема занятия: Звук "Ч". Автоматизация. Произношение звонких согласных на конце слов. Текст "Профессии моей семьи".

2. Постановка целей.

(У.): Сегодня на занятии ты будешь правильно говорить звук "Ч" в слогах, словах и предложениях, тексте; правильно произносить звонкие согласные на конце слов; слушать текст  по предложениям; слушать словосочетания и слова; Отвечать на вопросы к тексту.

(У.): Что ты будешь делать на занятии?

(Ш.): Повторяет:

Карточка №2:

Я буду правильно говорить звук "Ч" в слогах, словах, предложениях, тексте; Я буду правильно произносить звонкие согласные на конце слов; Я буду слушать текст, словосочетания и слова; Я буду отвечать на вопросы к тексту.

3. Формулировка критериев оценки.

Если ты будешь хорошо работать над звуком "ч", над произношением звонких согласных на конце слов; будешь хорошо слушать текст, словосочетания и слова, будешь хорошо отвечать на вопросы к тексту, то получишь наклейку за каждый вид работы. Получишь 4 наклейки - значит, работала отлично. Старайся.

II Работа над формированием произношения.

1. Закрепление звука в слогах, словах, предложениях.

(У.): Повтори слоги.

(Ш.): Повторяет:

Компьютерный слайд  № 1:

     ча - ача – ач - ачка

     чо - ачо – оч – очка

     чу –ачу – уч - учка

     чи - ачи – ич - ичка

Учитель оценивает выполненную учеником работу: "Молодец!"

(У.): Что ты делала?

(Ш.): Я повторяла слоги.

(У.): Назови людей, которые трудятся.

Компьютерный слайд  № 2:

На слайде - изображения людей разных профессий: учителя, почтальона, ткача, лётчика, врача, пограничника, чабана, рабочего.

 (Ш.): Называет: Это учитель. Это почтальон. Это ткач. Это лётчик. Это врач. Это пограничник. Это чабан. Это рабочий.

(У.) : Верно. Как назвать одним словом?

(Ш.): Это профессии.

(У.): Какие ещё профессии ты знаешь?

(Ш.): Называет.

(У.): Образуй новые слова:

Компьютерный слайд  № 3:

На слайде – изображение учителя и учительницы, ткача и ткачихи.

(У.): Мужчина – учитель, а женщина - …

(Ш.): Учительница.

(У.): Мужчина – ткач, а женщина - …

(Ш.): Ткачиха.

(У.): Верно.

Компьютерный слайд  № 4:

На слайде – изображения лётчика, врача, чабана.

(У.): А как можно назвать людей разных профессий по-другому? Лётчик - …

(Ш.): Пилот.

(У.): Врач - …

(Ш.): Доктор.

(У.): Чабан - …

(Ш.): Пастух.

(У.): Правильно. Слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое значение, называются синонимами. С синонимами ты будешь знакомиться  на уроках русского  языка немного позднее. Повтори новое слово.

Карточка № 3:

Лётчик – пилот. Врач – доктор. Чабан – пастух.

Это слова-синонимы.

(У.): Что ты делала?

(Ш.): Я образовывала новые слова и подбирала синонимы.

 (У.): А теперь мы будем говорить о том, чем занимаются люди разных профессий, как они работают.

Компьютерный слайд  № 5:

На слайде записаны действия людей разных профессий. Учитель предлагает подобрать к действию название профессии и прочитать всё предложение:

…. обучает учеников.

…. лечит людей.

…. пасёт овечье стадо.

…. вытачивает детали.

…. доставляет почту.

…. разводит пчёл.

(Ш.): Выполняет задание.

(У.): Правильно. Что ты делала?

(Ш.): Я подбирала к действию название профессии.

(У.): Выполнение следующего задания требует соблюдения правила орфоэпии, которое звучит так:

Карточка № 4:

Звонкие согласные на конце слов говори как глухие: завод, поезд.

(У.): А кто работает на заводе?

(Ш.): Рабочий работает на заводе.

(У.): Верно. Кто ведёт поезд?

(Ш.): Поезд ведёт машинист.

Компьютерныё слайд № 6:

На слайде – изображения лесоруба, рыболова, пчеловода, водолаза.

(У.): Есть профессии, названия которых образованы сложением двух слов. Прочитай названия профессий. Соблюдай правило произношения звонких согласных на конце слов.

(Ш.): Читает, соблюдая озвученное правило орфоэпии: лесоруб, рыболов, пчеловод, водолаз.

(У.): Ответь на вопросы: почему профессия называется лесоруб?

(Ш.): Он рубит лес.

(У.): Почему профессия называется рыболов?

(Ш.): Он ловит рыбу.

(У.): Почему профессия называется пчеловод?

(Ш.): Он разводит пчёл.

(У.): Почему профессия называется водолаз?

(Ш.): Он лазит в воде.

(У.): Правильнее сказать : он работает на глубине вод.

(Ш.): Повторяет.

(У.): Молодец. Что ты делала?

(Ш.): Я правильно произносила звонкие согласные на конце слов.

(У.): А теперь  обсудим, какие предметы используют в своей работе люди разных профессий и

поиграем в игру «Четвёртый лишний».

Компьютерный слайд № 7:

На слайде – изображения градусника, аптечки, бинокля, медицинского халата.

(У.): Что лишнее?

(Ш.): Бинокль.

(У.): Верно.  Кому принадлежат эти предметы?

(Ш.): Врачу.

(У.): А бинокль кому помогает в работе?

(Ш.): Пограничнику.

(У.): Правильно.

Читают сопряжено:

Врач использует в работе градусник, аптечку, халат.

Компьютерный слайд № 8:

На слайде – изображения доски, указки, весов, журнала.

(У.): Что лишнее?

(Ш.): весы

(У.): Верно.  Кому принадлежат эти предметы?

(Ш.): Учителю.

(У.): А весы  кому помогают в работе?

(Ш.): Продавцу.

(У.): Правильно.

Читают сопряжено:

Учитель использует в работе доску, указку журнал.

Компьютерный слайд № 9:

На слайде – изображения лётной формы, грузовика, наушников, парашюта.

(У.): Что лишнее?

(Ш.): Грузовик.

(У.): Верно.  Кому принадлежат эти предметы?

(Ш.): Лётчику.

(У.): А грузовик кто водит?

(Ш.): Водитель.

(У.): Правильно.

Читают сопряжено:

Лётчик использует в работе лётную форму, наушники, парашют.

Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"

(У.): Что ты делала?

(Ш.): Я играла в игру «Четвёртый лишний».

 (У.): Как ты говорила  звук "Ч"?

(Ш.): Хорошо.

(У.) Получи наклейку.

(У.): Ты правильно произносила звонкие согласные на конце слов?

(Ш.): Правильно.

(У.): Я тоже так думаю. Получи ещё одну наклейку.

III Работа над развитием слухового восприятия.

(У.): Будем слушать текст "Профессии моей семьи", над которым мы начали работать на прошлом занятии.

 (У.):  Слушай и повторяй.

(Ш.): Повторяет отражённо:

Моя семья большая.

Дедушка Иван Петрович работает врачом.

Он лечит людей.

Бабушка раньше работала почтальоном.

Папа – Сергей Иванович – спасатель МЧС.

Это героическая профессия.

Мама работает на фабрике ткачихой.

Младший брат Ванечка мечтает стать лётчиком, а сестричка Танечка – учительницей.

А я хочу служить пограничником.

Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"

(У.) Что ты делала?

(Ш.): Я слушала текст.

(У.): Будем слушать словосочетания и слова. Слушай и повторяй словосочетания на рабочем расстоянии.

(Ш.): Повторяет отражённо на рабочем расстоянии: лечит людей; героическая профессия; мечтает стать.

(У.): Слушай и повторяй словосочетания на резервном расстоянии

(Ш.): Повторяет отражённо на резервном расстоянии: работает врачом; спасатель МЧС; служить пограничником.

Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"

(У.) Что ты делала?

(Ш.): Я слушала словосочетания и слова.

(У.) Будем слушать без аппаратов. Сними аппараты.

(Ш.): Снимает аппараты. Слушает левым ухом. Повторяет отражённо: работала почтальоном; Сергей Иванович; лётчиком; сестричка.

Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"

(У.) Что ты делала?

(Ш.): Я слушала без аппаратов.

(У.): Как ты слушала текст, словосочетания, слова?

(Ш.): Хорошо.

(У.): Получи наклейку.

(У.): Будем отвечать на вопросы. Слушай на рабочем расстоянии.

(Ш.): Воспринимает вопросы на рабочем расстоянии.

(У.): От чьего лица ведётся рассказ? Дай полный ответ.

(Ш.): Рассказ ведётся от лица мальчика.

(У.): Сколько детей в семье? Ответь кратко.

(Ш.): Три ребёнка.

(У.): Кем хочет стать мальчик? Дай полный ответ.

(Ш.): Мальчик хочет стать пограничником.

(У.): Кто в семье работает врачом? Ответь кратко.

(Ш.): Дедушка Иван Петрович.

(У.): Кем работала раньше бабушка? Ответь кратко.

(Ш.): Почтальоном.

(У.): Назови героическую профессию папы.

(Ш.): Спасатель МЧС.

(У.): Кто работает ткачихой? Дай полный ответ.

(Ш.): Мама работает ткачихой.

(У.): Кто мечтает стать лётчиком? Дай полный ответ.

(Ш.): Брат Ванечка мечтает стать лётчиком.

(У.): Кем мечтает стать Танечка? Ответь кратко.

(Ш.): Учительницей.

(У.): А кем мечтаешь стать ты? Дай полный ответ.

(Ш.): Я мечтаю стать парикмахером.

(У.): Чтобы стать парикмахером, нужно хорошо рисовать, знать такие науки как геометрия и химия. Их ты будешь изучать в старших классах.

Компьютерный слайд №  10.

На слайде – изображение учебников по геометрии и химии.

(У.): В нашем городе есть много учебных заведений, в которых обучают профессии парикмахер. Поэтому хорошо учись, и всё у тебя получится. Ты будешь хорошо учиться?

(Ш.): Я буду хорошо учиться.

 (У.) Что ты делала?

(Ш.): Я отвечала на вопросы к тексту.

(У.): Как ты отвечала на вопросы?

(Ш.): Хорошо.

(У.): Получи наклейку.

(У.): Сегодня  мы говорили о том, как работают люди разных профессий, а на следующем занятии будем обсуждать, где они работают.

IV Итог занятия.

(У.): Какой звук ты закрепляла в слогах словах, предложениях, тексте?

(Ш.): Я закрепляла звук «Ч».

(У.): Какое правило орфоэпии ты повторяла на занятии?

(Ш.): Звонкие согласные на конце слов говори как глухие.

(У.): Какой текст ты слушала на занятии?

(Ш.): « Профессии моей семьи».

(У.): Как ты думаешь, ты хорошо занималась?

(Ш.): Я занималась хорошо.

(У.): Я согласна, ты занималась очень хорошо, получила четыре наклейки.

Занятие окончено. Попрощайся.

(Ш.): До свидания, Лариса Николаевна!

(У.): До свидания, Маша!

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение на тему «Край северный в судьбе моей семьи»

Суров мой Север лишь на первый взгляд.Пусть ветры зазывают за стеною,Здесь каждый вас увидеть будет радИ обогреть душевной теплотою!Леонид Лапцуй...

Индивидуальное занятие по РСВ И ФП по теме"Звук "л".Автоматизация. Работа над голосом.Тема "Учебные вещи""

Индивидуальное занятие по РСВ И ФП по теме "Звук "л". Автоматизация. Работа над голосом. Тема "Учебные ввещи""  проводилось с учеником 1 класса 2 отделения.У ребёнка четвертая степень тугоухости....

ТЕМА: «Звук «Ш» (Автоматизация).Работа над голосом. Домашние животные и их детёныши» для дошкольника с кохлеарным имплантом дошкольной группы компенсирующей направленности.

Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию слухового восприятия составлено для  ребенка после кохлеарной имплантации. Запуск речи у мальчика прошел. Ребёнок активно набирает с...

Индивидуальное занятие по РСВ и ФП по теме "Звук "Ч". Автоматизация. Работа над паузами в тексте. Текст "Сорочонок""

Индивидуальное занятие составлено для учащихся 5 класса II отделения школ слабослышащих....

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи составлено  для обучающегося  3  класса  второго отделения школы для глухих и сла...

Индивидуальное занятие ( обучающийся с нарушением слуха). Тема «Звук «л». Автоматизация. Тема «Зимующие птицы»»

Индивидуальное занятие по теме " Звук "Л". Автоматизация. Тема " Зимующие птицы" проведена с обучающейся с нарушением слуха  дошкольной группы. Занятие состоит из двух ча...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи составлено для обучающегося 5  класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих д...