Индивидуальное занятие по РСВ и ФП по теме "Звук "Ч". Автоматизация. Работа над паузами в тексте. Текст "Сорочонок""
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Индивидуальное занятие составлено для учащихся 5 класса II отделения школ слабослышащих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_ch._tekst_sorochonok.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Темы занятия: ФП. Звук «Ч». Автоматизация. Работа над паузами в тексте.
РСВ. Текст "Сорочонок". Восприятие текста целостно и по предложениям.
Цели: ФП. Автоматизировать произношение звука «ч» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте; закрепить умение соблюдать паузы в конце предложений и внутри их.
РСВ. Развивать слуховое восприятие на материале текста «Сорочонок» целостно и по предложениям, а также слов и словосочетаний текста со слуховыми аппаратами и без них.
Коррекционно-образовательные задачи:
ФП. - закрепить произношение звука «ч» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте;
- закрепить умение соблюдать паузы в конце предложений и внутри их.
РСВ. - вырабатывать умение воспринимать текст целостно и по предложениям, различать слова и словосочетания текста со слуховыми аппаратами и без слуховых аппаратов (левое ухо);
Коррекционно-развивающие задачи:
ФП. - закрепить самостоятельное произношение звука «ч»;
- расширять активный предметный и глагольный словарь по теме «Птицы»;
- развивать навыки словоизменения и словообразования;
- расширять словарь синонимов по теме «Птицы»;
- развивать познавательную активность;
- развивать вербально- логическое мышление путём составления обобщений и классификаций по теме «Птицы»;
- развивать мыслительную деятельность путём применения упражнения «Четвёртый лишний»;
- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;
РСВ. - Совершенствовать слуховое восприятие;
- вырабатывать привычку слухового контроля;
- увеличивать объём слуховых представлений;
- развивать слуховое внимание и слухоречевую память.
Коррекционно- воспитывающие задачи:
- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;
- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;
- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;
- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;
- воспитывать положительные качества личности: дисциплинированность, сострадание и любовь к представителям живой природы, стремление беречь природу родного края.
Оборудование:
- презентация с заданиями по теме «Птицы»;
- карточки с речевым материалом по объявлению темы и целей занятия;
- карточки с речевым материалом по теме «Птицы»;
План занятия:
I Организационный момент.
1. Объявление темы занятия (с созданием проблемной ситуации). (Карточки № 1, 2.)
2. Постановка целей. (Карточка № 3.)
3. Формулировка критериев оценки.
II Работа над формированием произношения.
1) компьютерный слайд № 1. (Послушай. Повтори.);
2) компьютерный слайд № 2. Работа с изображениями птиц. Развитие навыков словоизменения и словообразования. (Прочитай. Назови);
3) компьютерный слайд № 3. Работа с изображениями. (Назови). Игра «Четвёртый лишний» (Что лишнее?);
4) компьютерный слайд № 4. Работа с изображениями. (Рассмотри внимательно; прочитай предложение). (Покажи на карте место обитания);
5) компьютерный слайд № 5. Работа с речевым материалом. (Составь предложения.)
6) компьютерный слайд № 6. Работа с изображением. (Прочитай предложение. Подбери обобщающее слово.);
7) компьютерный слайд № 7. Работа с речевым материалом. (Назови. Составь словосочетания.);
8) закрепление правила орфоэпии. (Карточка № 4). (Вспомним обозначения.);
9) работа с речевым материалом. (Карточка № 5). (Прочитай. Соблюдай правило.);
10) компьютерный слайд № 8. Работа с изображениями. (Обязательно прочитай).
III Работа над развитием слухового восприятия.
1)Восприятие текста целостно на рабочем расстоянии. (Послушай и скажи.);
2) Восприятие фраз текста по порядку на рабочем расстоянии . (Слушай и повторяй.)
3) Восприятие слов и словосочетаний на рабочем расстоянии. (Слушай и повторяй на рабочем расстоянии.);
4) Восприятие слов и словосочетаний на резервном расстоянии. (Слушай и повторяй на резервном расстоянии.);
5) Восприятие слов и словосочетаний без аппаратов (левое ухо). (Слушай без аппаратов.);
6) компьютерный слайд № 9. Работа с изображениями. (Прочитай. Подбери синоним. );
7) компьютерный слайд № 10. Работа с изображениями. (Поступай правильно).
IV Итог занятия.
1) карточка № 5. (Что ты делала на занятии?)
2) самооценка;
3) оценка учителем.
Ход занятия:
I Организационный момент.
Школьница (ш.): Здравствуйте.
Учитель (У.): Здравствуй. Садись. Как ты слышишь?
(Ш.): Я слышу хорошо, аппараты работают.
1. Объявление темы занятия.
(У.): Демонстрирует иллюстрацию с изображением грача.
(У.): Кто это?
(Ш.): Это грач.
(У.): Верно. Повтори слово.
(Ш.): Повторяет:
(У.): Какой звук ты слышишь в конце этого слова?
(Ш.): Я слышу звук «Ч».
(У.): Верно. Мы будем сегодня работать над автоматизацией звука «ч» в слогах, словах, предложениях, тексте. А теперь отгадай загадку:
Карточка № 1.
Читают сопряжено:
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом, это…
(Ш.): Птицы!
(У.): Правильно, мы будем говорить о птицах. Какие бывают птицы? Если остаются зимовать -…
(Ш.): Зимующие.
(У.): Верно. Если улетают на зиму в тёплые края-…
(Ш.): Перелётные.
(У.): Да. Если живут с человеком и приносят ему пользу - …
(Ш.): Домашние
(У.): Правильно. Мы говорили о зимующих, перелётных и домашних птицах на прошлых занятиях. Сегодня мы повторим пройденное и познакомимся с новым видом птиц: ручными птицами. Прочитай тему занятия.
(У.): Читает тему занятия.
Карточка № 2:
Тема занятия: Звук "Ч". Автоматизация. Работа над паузами в тексте. Текст "Сорочонок". Восприятие текста целостно и по предложениям.
2. Постановка целей.
(У.): Цели занятия: закреплять произношение звука "Ч" в слогах, словах, предложениях тексте; соблюдать паузы в тексте; развивать слуховое восприятие на материале текста «Сорочонок» на рабочем и резервном расстоянии.
(У.): Назови цели занятия.
(Ш.): Повторяет:
Карточка №3:
Цели занятия:
- закреплять произношение звука "Ч" в слогах, словах, предложениях тексте;
-соблюдать паузы в тексте;
-развивать слуховое восприятие на материале текста «Сорочонок» на рабочем и резервном расстоянии.
3. Формулировка критериев оценки.
Если ты будешь хорошо работать над звуком "ч", над паузами в тексте; будешь хорошо слушать текст, словосочетания и слова, то получишь наклейку за каждый вид работы. Получишь три наклейки - значит, работала отлично. Старайся.
II Работа над формированием произношения.
1. Закрепление звука в слогах. словах, предложениях.
(У.): Повтори слоги, слова.
(Ш.): Повторяет:
Компьютерный слайд № 1:
ча - ача - ачка
чайка - сорочата - ласточка
чо - ачо - очка
чёрный - галчонок - кочка
чи - ачи - ичка
чиж - грачи - синичка
че - аче - ечка
червяк - стрекочет - крылечко
Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"
(У.): Что ты делала?
(Ш.): Я повторяла слоги и слова.
Компьютерный слайд № 2:
На слайде - изображения птиц: синицы, галки, кукушки, утки, курицы.
(У.): Прочитай названия птиц.
(Ш.): Читает.
(У.): Назови птиц ласково.
(Ш.): Синичка, кукушечка, галочка, уточка, курочка.
(У.):Как лучше сказать: Синичка, кукушечка, галочка, уточка, курочка - это птицы или птички?
(Ш.): Синичка, кукушечка, галочка, уточка, курочка - это птички.
(У.): Какие птички живут в птичнике?
(Ш.): В птичнике живут уточка, курочка. Это домашние птички.
Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"
(У.): А теперь поговорим о диких птицах.
Компьютерный слайд № 3:
На слайде - - изображения ласточки, чибиса, пчелы, грача, чижа.
(У.): Назови диких птиц.
(Ш.): ласточка, чибис, пчела, грач, чиж.
(У.): Как ты думаешь. кто лишний?
(Ш.): Пчела.
(У.): Почему?
(Ш.): Потому что пчела - это насекомое.
(У.) что ты делала?
(Ш.): Я называла диких птиц.
Компьютерный слайд № 4:
На слайде – изображения чёрного аиста, чёрного коршуна, чёрного журавля.
(У.): Прочитай предложение
(Ш.): Читает: Чёрный аист, чёрный коршун, чёрный журавль обитают в Сибири.
(У.): Ты знала о существовании этих птиц?
(Ш.): Нет.
(У.): Рассмотри их повнимательнее.
(Ш.): Повторяет названия птиц.
(У.): Возьми карту. Покажи на карте место обитания этих птиц.
(Ш.): Показывает на карте Сибирь.
(У.): Что ты показала?
(Ш.): Я показала Сибирь.
Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"
Что ты делала?
(Ш.): Я показывала на карте место обитания птиц.
Компьютерный слайд № 5.
На слайде - сочетания слов:
Воробей курлычет.
Журавль чирикает.
Курица стрекочет.
Сорока кудахчет.
(У.): Кто как голос подаёт? Составь предложения.
(Ш.): Воробей чирикает. Журавль курлычет. Курица кудахчет. Сорока стрекочет.
Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"
(У.) Что ты делала?
(Ш.): Я составляла предложения.
Компьютерный слайд № 6:
На слайде - изображение птичьего гнезда с яйцами и птенцами.
(У.): Прочитай предложение.
(Ш.): Читает: В гнёздышке яички - вылупятся птички.
(У.): Как называются детёныши птиц?
(Ш.):Детёныши птиц - птенцы.
(У.): Назови птенцов ласково.
(Ш.): Птенчики.
Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"
Компьютерный слайд № 7.
На слайде - сочетания слов:
У галки грачата.
У скворчихи сорочата.
У грачихи галчата.
У сороки скворчата.
(У.): Назови птенчиков. Составь словосочетания.
(Ш.): У галки галчата. У скворчихи скворчата. У грачихи грачата. У сороки сорочата.
Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"
(У.) Что ты делала?
(Ш.): Я составляла словосочетания.
(У.): Будем работать над соблюдением пауз в тексте. Вспомним обозначения.
Карточка № 4.
Паузы:
короткая -
длинная -
(У.):
Карточка № 5.
(Ш.): Читает, соблюдая паузы:
Сорочиха на рассвете
Чудным сорочатам-детям
Носит в клюве червячков,
И личинок, и жучков -
Ешьте, сорочатки,
Чёрные ребятки!
Учитель оценивает выполненную учеником работу: "Молодец!"
(У.): Что ты делала?
(Ш.): Я соблюдала паузы.
Компьютерный слайд № 8.
На слайде – портрет Николая Сладкова и иллюстрации из его книг.
(У.): Мы говорили о птицах. Тебе было интересно?
(Ш.): Да.
(У.): Интересные рассказы про птиц писал Николай Сладков, детский писатель. Я советую прочитать сборники рассказов «В лесах счастливой охоты», «Воробьишкина весна», «Каменка-плясунья» и другие. Также вы подробно будете изучать птиц на уроках биологии.
(У.): Как ты говорила звук "Ч"?
(Ш.): Хорошо.
(У.) Получи наклейку.
(У.): Как ты работала над паузами?
(Ш.): Хорошо.
(У.): Я тоже так думаю. Получи ещё одну наклейку.
III Работа над развитием слухового восприятия.
(У.): А теперь внимательно послушай текст и скажи, о чём он?
(У.): Читает текст «Сорочонок» на рабочем расстоянии за экраном.
(Ш.): Воспринимает текст целостно на рабочем расстоянии.
(У.): О ком рассказ?
(Ш.): Рассказ про сорочонка.
(У.): А сорочонок – это взрослая птица или птенчик?
(Ш.): Птенчик.
(У.): Сорочонок - птенчик галки?
(Ш.): Нет, сорочонок - птенчик сороки.
(У.): Правильно. Слушай и повторяй.
(Ш.): Повторяет отражённо на рабочем расстоянии:
Сорочонок.
Принесли нам сорочонка.
Кормили мы его кашей, мочёным хлебом.
Он быстро научился летать, но сам есть не мог.
Сунем ему в рот творогу или хлеба, проглотит сорочонок и опять начинает просить есть.
Однажды вечером по двору ходил петух.
Вдруг к петуху подлетел сорочонок и раскрыл клюв.
Петух схватил червяка и начал трясти им перед сорочонком.
Сорочонок смотрел-смотрел, а потом цап - и съел.
(У.): А теперь слушай на резервном расстоянии:
А петух то ему даст, то сам съест.
Так и научил сорочонка есть самостоятельно.
Вот так учитель!
Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"
(У.) Что ты делала?
(Ш.): Я слушала текст.
(У.): Будем слушать словосочетания и слова.
(Ш.): Повторяет отражённо: принесли сорочонка; мочёным хлебом; научился летать; сорочонок; сорочонка; червяка.
Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"
(У.) Что ты делала?
(Ш.): Я слушала словосочетания и слова.
(У.) Будем слушать без аппаратов. Сними аппараты.
(Ш.): Снимает аппараты. Слушает левым ухом. Повторяет отражённо: мочёным хлебом; схватил червяка; сорочонок; научился.
Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"
(У.) Что ты делала?
(Ш.): Я слушала без аппаратов.
(У.): Ребята помогли сорочонку – кормили его, ухаживали за ним. Он стал домашней птицей. Птицы, которые живут с людьми, в домашних условиях, которые не боятся людей и считают тех своими хозяевами и друзьями, называются ручными.
Компьютерный слайд № 9.
На слайде проявляется надпись: ручные птицы.
(У.): Прочитай словосочетание.
(Ш.): Читает.
(У.): А каких ещё ручных птиц ты знаешь?
(Ш.): Попугай.
(У.): Правильно. А кроме того, познакомься с другими ручными птицами.
На слайде появляются изображения канарейки, щегла, зяблика, дрозда, чижа, голубя, сойки, канарейки.
(Ш.): Читает названия ручных птиц.
(У.): А как по-другому можно назвать ручных птиц или животных? Подбери синоним.
(Ш.): Питомцы.
(У.): Верно. Домашние птицы живут в тепле, не страдают от холода и жажды. А про диких птиц можно это сказать?
(Ш.): Нет.
(У.): Как ты думаешь, в какое время года птицы особенно нуждаются в нашей помощи?
(Ш.): Зимой.
(У.): Как ты помогаешь птицам зимой?
(Ш.): Сыплю корм в кормушки.
(У.): Правильно поступаешь. Помогай птицам зимой.
(У.): Как ты слушала текст, словосочетания, слова?
(Ш.): Хорошо.
(У.): Получи наклейку.
(У.): Сегодня мы познакомились с ручными птицами, а завтра будем говорить о хищных птицах и местах их обитания.
IV Итог занятия.
(У.): Какой звук ты закрепляла в слогах. Словах, предложениях, тексте?
(Ш.): Я закрепляла звук «ч».
(У.): Что ты соблюдала при произношении текста?
(Ш.): Я соблюдала паузы.
(У.):Какой текст ты слушала на занятии?
(Ш.): Я слушала текст «Сорочонок».
(У.): Цели занятия выполнены.
(У.): Как ты думаешь, ты хорошо занималась?
(Ш.): Я занималась хорошо.
(У.): Я согласна, ты занималась очень хорошо, получила три наклейки. Занятие окончено. Попрощайся.
(Ш.): До свидания, Лариса Николаевна!
(У.): До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков [р] - [р’] в тексте». (Индивидуальное занятие с использованием элементов ИКТ.)
Конспект занятия по коррекции звукопроизношения....
КОРРЕКЦИОННОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ «Путешествие в «Песочную страну» по теме: «Автоматизация звука [C]»
КОРРЕКЦИОННОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ...
Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте"
Тема занятия. Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте.Цель: Закреплять умение правильно произносить звук [л] на уровне предложения и текста.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Ф...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 3 класса второго отделения школы для глухих и сла...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 5 класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих д...