Адаптированная программа курса "Хозяйственно - бытовой труд" для детей со сложной структурой дефекта
рабочая программа по технологии на тему

В задачу занятий по хозяйственному труду входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду. Выработать у ребёнка определённые трудовые навыки можно, если многократно показывать ему все операции. Успех овладения навыками детьми может быть обеспечен в том случае, если знания и умения, которые даются на уроках, постоянно закрепляются и вводятся в их повседневную жизнь.  Детей  с выраженными интеллектуальными нарушениями можно обучить различным видам деятельности самообслуживания,  привлекать к уборке помещений, работе на школьном участке, стирке и глаженью и починке белья, следует давать некоторые поручения. Большое внимание уделяется технике безопасности, эстетическому воспитанию. Всё это способствует физическому и интеллектуальному развитию подростков с ограниченными умственными способностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_khb_trudu.docx54.22 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная программа

курса «Хозяйственно – бытовой труд»

для детей со сложной структурой дефекта

        Специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7

Учителей профессионально – трудового обучения

Ильиной И. Г.

Сергеевой Л. Е.

Хозяйственно-бытовой труд.

Пояснительная записка.

Процесс обучения детей с интеллектуальным нарушением должен максимально содействовать их всестороннему развитию. Цель коррекционно - педагогической работы – социальная адаптация умственно отсталых, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей среды.

Если же у ребёнка имеются особенности в интеллектуальном или физическом развитии, то, как следствие возникают функциональные ограничения в двигательной сфере, в восприятии и ощущениях, в процессе говорения и мышления. Таким образом, их участие в общественной жизни ограниченно, поэтому здесь необходима особая дидактическая и методическая помощь, которую и представляет школа для детей с умственными проблемами.

Овладение даже простейшими навыками самообслуживания, не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребенок становится более самостоятельным, если он сам может выполнять простые домашние дела. Ухаживать за собой, вытирать пыль, поливать цветы, убирать со стола и т.д. Как всякая практическая деятельность, будучи конкретной и простой по содержанию, хозяйственно бытовой труд  является  наиболее понятным и доступным средством активного познания окружающей действительности.

В задачу занятий по хозяйственному труду входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду. Выработать у ребёнка определённые трудовые навыки можно, если многократно показывать ему все операции. Успех овладения навыками детьми может быть обеспечен в том случае, если знания и умения, которые даются на уроках, постоянно закрепляются и вводятся в их повседневную жизнь.  Детей  с выраженными интеллектуальными нарушениями можно обучить различным видам деятельности самообслуживания,  привлекать к уборке помещений, работе на школьном участке, стирке и глаженью и починке белья, следует давать некоторые поручения. Большое внимание уделяется технике безопасности, эстетическому воспитанию. Всё это способствует физическому и интеллектуальному развитию подростков с ограниченными умственными способностями.

В воспитании и обучении детей с выраженными интеллектуальными нарушениями важную роль играет выработка у них привычек и навыков поведения, а так же чёткая последовательность и выполнение отдельных действий. Дети данной категории легко поддаются внушению и очень склонны к подражанию. Таким образом, обучение детей бытовому и общественно полезному труду должно быть гибким. В нём должно учитываться индивидуальные особенности каждого ребёнка.  Эти особенности должны быть использованы при воспитании у них нужных норм поведения и при обучении их полезной деятельности.

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы).

Учитель, исходя из материально – технической базы школы и уровня подготовленности учащихся, вправе заменить темы занятий. Время на изучение тем не регламентируется по аналогичным причинам.

Программа по хозяйственно-бытовому труду строится по следующим основным разделам:

Жилище, одежда, обувь, сезонные работы, комнатные растения, социальные связи.

Задачи обучения.

Формирование положительного эмоционального отношения к труду.

Развитие интереса к деятельности и ее результатам.

Формирование умения соотносить полученные результаты.

Формировать представления о значении одежды, обуви об их уходе.

Формировать знания и умения о  приспособлениях для работы с тканью.

Обогащение, уточнение и закрепление о посуде, кухонных предметах, электроприборах и явлениях окружающей среды.

Воспитание культуры труда и культуры поведения за столом и общения.

Формирование навыков гигиены.

Иметь представление о комнатных растениях и правилах ухода за ними.

Учащиеся должны знать:

1. Правила техники безопасности.

2. Санитарно-гигиенические правила.

3. Правила организации рабочего места.

4. Названия инструментов, посуды, приспособлений, способы хранения и обработки продуктов.

5. Название хозяйственного инвентаря, его назначение, хранение.

6. Способы чистки, стирки,  утюжки, складывания, одежды,

7. Иметь представление о чистоте и порядке в классе, комнате.

Учащиеся должны уметь:

  1. Ориентироваться в задании.
  2. Применять  инструменты, приспособления,  по назначению.
  3. Иметь представление о чистоте и порядке.
  4. Накрывать на стол, убирать и мыть посуду.
  5. Ухаживать за одеждой и обувью.
  6. Ухаживать за комнатными растениями.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

ПРОГРАММА   5 КЛАССА.

1 ЧЕТВЕРТЬ (18 ЧАС.)

  1. Личная гигиена.

Теоретические сведения. Правила личной гигиены в течение дня. Уход за руками. Предметы  личной гигиены. Назначение и уход за ними.

Умение. Использовать средства и предметы личной гигиены по назначению. Ухаживать за руками. Содержать в чистоте предметы личной гигиены.

Практические работы.  Выбор мыла для гигиенических процедур. Выбор полотенца (банного, для рук, для ног). Стрижка ногтей на руках. Мытьё рук. Нанесение крема на руки. Уход за предметами личной гигиены: расчёской, зубной щёткой, мочалкой. Выбор предметов личной гигиены для индивидуального пользования.

2.Сезонные работы на школьном участке.

Теоретические сведения. Хозяйственный инвентарь, используемый осенью. Спецодежда: рукавицы, перчатки, халат или фартук. Осенние работы: подметание дорожек, сгребание листвы, перенос листвы.

Умение. Определять на местности дерево, куст, газон, клумбу. Применять инвентарь по назначению и готовить его к хранению. Использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению. Технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой. Соблюдать правила безопасной работы с инвентарём, работы на пришкольном участке.

Упражнение. Осанка во время работы. Правильное положение рук на инструменте, выполнение движений.

Практические работы. Выбор спецодежды и инвентаря. Осенние работы: подметание дорожек, сгребание листвы, перенос листвы.

2.четверть(14 час.)

1.Опасности, связанные с работами по дому.

Теоретические сведения. Предупреждение опасностей при работе на кухне (пользование электроприборами, плитой, режущими инструментами). Правила поведения, если произошёл несчастный случай.

Умение. Источники опасности, опасные ситуации, действия и возможности их предотвращения. Использовать приборы, инструменты по назначению. Подготовка к работе и хранению.

Упражнения. Включить и выключить плиту, электрочайник, СВЧ - печь. Положение осанки, рук при работе с ножом, овощечисткой.  Разобрать примеры опасных ситуаций на полу разлит жир, можно поскользнуться; в раковине лежит разбитый стакан, можно порезаться; прибор включен в сеть, осторожно, прибор надо выключить.

2.Поддержание порядка в помещении.

Теоретические сведения. Представление о чистоте и порядке. Гигиенические требования к помещениям (комната, прихожая). Инвентарь и приспособления для уборки. Последовательность уборки комнаты прихожей.

Умение. Понимать, где чисто, а где грязно. Что является причиной беспорядка. Воспринимать чистоту как необходимое условие существования. Стремиться к порядку. Подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления для уборки. Соблюдать правила личной гигиены.

Упражнения и учебные ситуации. « Что мне нужно для работы?»; «Что я могу убрать?». Игровые ситуации: «Катя собралась рисовать» (на столе лежат краски, кисточка, книга, игрушки, пластилин; надо помочь Кате навести порядок на столе).

Практические работы. Привести в порядок полку с книгами, шкаф с игрушками. Убрать комнату. Проветривание комнаты, подметание пола, сбор и вынос мусора, Влажная уборка подоконника, удаление пыли с мебели. Уход за инвентарём и приспособлениями. Уход за руками до и после уборки.

3 четверть (20 часа)

 1.Уход за комнатными растениями.

Теоретические сведения. Общие представления о комнатных растениях. Отличительные особенности поверхности листьев (гладкие, бархатистые, колючие). Инвентарь, посуда для ухода за комнатными растениями. Полив растений. Опрыскивание растений.

Умение. Использовать по назначению посуду, инвентарь для ухода за растениями. Технологически правильно поливать и опрыскивать растения.

Практические работы. Определение строения листьев. Полив растений. Опрыскивание. Уход за поддонами и  инвентарём.

 2.Уход  за одеждой и обувью.

Теоретические сведения.  Ежедневный уход за одеждой. Способы чистки одежды одёжной щёткой. Размещение одежды (на плечиках, на полке в шкафу, на спинке стула).  Общие правила ежедневного ухода за обувью. Значение сменной обуви в школе и дома. Принадлежности для ухода за обувью. Особенности сушки мокрой обуви.

Умение. Чистить одежду сухой и влажной одёжной щёткой. Размещать свою одежду в шкафу: на плечиках, на полке, на стуле. Технологически правильно выполнять этапы ухода за обувью.

Упражнения. Размещение одежды на стуле и в шкафу. Подготовка обуви к сушке. Набивание обуви газетной бумагой.

Практические работы. Чистка одежды влажной и сухой щёткой. Выбор обуви в зависимости от её   функционального назначения.

4 четверть (18 часа)

 1. Весенние работы на школьной территории.

Теоретические сведения.  Хозяйственный инвентарь, используемый весной. Спецодежда: рукавицы, перчатки, халат или фартук. Весенние работы: правила расчистки дорожек, подметание дорожек, прополка сорняков на клумбах вручную, полив клумб из лейки.

Умение. Применять хозяйственный инвентарь по назначению и готовить его к хранению. Использовать спецодежду и готовить её к хранению. Соблюдать правила безопасной работы с инвентарём, работы на пришкольном участке.

Практические работы. Выбор спецодежды и хозяйственного  инвентаря для весенних работ. Весенние работы: расчистка дорожек, подметание дорожек, прополка сорняков на клумбах, полив почвы из лейки.

 2.Подготовка одежды и обуви к хранению.

Теоретические сведения.  Способы чистки верхней одежды одёжной щёткой. Проветривание одежды. Подготовка к хранению. Размещение одежды (на плечиках, на полке в шкафу).  Материалы для изготовления обуви. Подготовка обуви к хранению.

Умение. Подбирать одежду и обувь по сезону.  Очищать одежду щёткой. Проветривать. Хранить одежду в чехле. Мыть, сушить, чистить обувь, укладывать в коробку.

Упражнения. Подобрать одежду и обувь по сезону. Отработка приёмов очищать одежду, чистить обувь.

3.Социальные  связи. Предприятия бытового обслуживания. Химчистка.

Теоретические сведения. Химчистка, её назначение, виды услуг. Порядок обращения. Целесообразность пользования химчисткой.

Умение. Обратиться с просьбой, вопросом к приёмщику заказа в службе быта.

Практическая работа. Экскурсия на предприятия службы быта. Ролевые игры.

программа  6 КЛАССА.

1 четверть (18 час.)

  1. Правильное обращение с продуктами. Хранение.

Теоретические сведения.  Правильное питание. Узнавание продуктов по внешнему виду, запаху, вкусу, форме и консистенции. Отличие свежих продуктов от испорченных. Выбор продуктов. Хранение продуктов питания (соль, сахар, макаронные изделия, крупы). А так же молочных, мясных изделий, фруктов и овощей.

Умение.   Различать продукты и называть их. Хранить продукты (в холодильнике, продуктовом шкафу).  Правильно питаться.

Упражнения.  В игровой форме. Попросить ученика с закрытыми глазами отличить: соль от сахара; огурец от банана; шоколадку от конфеты; молоко от кефира; какао от чая. Разложить продукты на хранение.

Практическая работа.   Экскурсия в продуктовый магазин.

 2.Уборка в осеннее время  спортивных и игровых  площадок.

Теоретические сведения.  Виды покрытий площадок. Хозяйственный инвентарь. Спецодежда.

Умение. Применять хозяйственный инвентарь по назначению и готовить его к хранению. Использовать спецодежду и готовить её к хранению. Соблюдать правила безопасной работы с инвентарём, во время работы на спортивных и игровых площадках. Соблюдать  гигиенические требования при сборе и утилизации мусора.

Практические работы. Подметание игровой площадки. Сбор мусора на спортивных площадках. Перенос и утилизация мусора.

2 четверть (14час.)

1.Содержание белья и одежды.

Теоретические сведения. Бельё его назначение, уход и хранение. Используемая мебель.

Умение.  Пользоваться гардеробом и содержать его в порядке, пользоваться платяным шкафом и комодом. Менять полотенца. Вешать одежду на платяную вешалку, на вешалку для брюк. Приводить в порядок грязные бельё и одежду.

Упражнения. Разложить одежду и бельё. Сложить отдельно цветное  и белое бельё.  Развешивание одежды в гардеробе и платяном шкафу. Складывание белья в комод.

2.Посуда. Средства по уходу за посудой

Теоретические сведения. Виды посуды. Название и назначение предметов посуды. Уход за посудой и её хранение. Название  и назначение столовых приборов. Санитарно – гигиенические требования к состоянию посуды и приборов.

Умение. Называть и различать предметы чайной, столовой и кухонной посуды. Пользоваться столовой  посудой и приборами по назначению. Мыть посуду, столовые и кухонные приборы.

 Упражнения. Определение предметов посуды по названию и назначению.

Практические работы. Мытьё посуды. Мытьё столовых и кухонных приборов.

3 четверть (20 часа)

  1. Уборка помещений (класс).

Теоретические сведения. Значение ежедневной уборки класса. Гигиенические требования к  помещению, где проходят занятия. Последовательность уборки класса. Инвентарь и приспособления.

Умение. Соблюдать эстетические и гигиенические требования  к рабочей одежды. Подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления. Технологически правильно подметать пол (щёткой, веником). Осуществлять уход за инвентарём, правильно хранить его. Соблюдать правила личной гигиены.

Практические работы. Проветривание класса. Мытьё классной доски.  Подметание пола. Сбор и вынос мусора из класса. Удаление пыли с мебели. Влажная уборка подоконников, двери. Уход за инвентарём и приспособлениями. Уход за руками до и после уборки.

 2.Уход за комнатными растениями.

Теоретические сведения. Общие представления о комнатных растениях.   Виды комнатных растений: декоративно – лиственные, декоративно – цветущие. Факторы, влияющие на растения декоративного вида. Инвентарь (повторение). Режим опрыскивания и полива. Рыхление земли в горшке. Удаление пыли с крупных, плотных, гладких листьев.

Умение. Определять декоративно – лиственные и декоративно – цветущие растения. Использовать по назначению инвентарь для ухода за растениями. Технологически правильно поливать и опрыскивать растения; удалять пыль  с листьев. Рыхлить почву.

Практические работы. Полив почвы. Опрыскивание растений. Рыхление почвы. Удаление пыли с листьев

3. Уход за обувью.

Теоретические сведения. Виды сезонной обуви (повторение). Средства и приспособление по уходу за обувью и место их хранения. Чистка кожаной обуви.

Умение. Подбирать обувь по сезону. Правильно подбирать чистящие средства и приспособления . Чистить кожаную обувь по инструкции.

Практические работы. Определение материала,  из которого изготовлена обувь. Подбор чистящих средств и приспособлений для ухода за кожаной обувью. Чистка обуви.

4 четверть (18 час.)

  1. Работы на пришкольном участке.

Теоретические сведения. Весенние виды работ. Инвентарь, спецодежда (повторение). Сбор и утилизация сухих, поломанных веток.

Умение.  Применять хозяйственный инвентарь по назначению и готовить его к хранению. Использовать спецодежду и готовить её к хранению. Соблюдать правила безопасной работы с инвентарём, при сборе и утилизации сухих веток. Технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой.

Практические работы. Сбор и утилизация сухих, поломанных веток. Весенние работы: прополка сорняков, полив почвы. Подметание дорожек, игровых площадок.

  1. Социальные связи. Транспорт.

Теоретические сведения. Общественный транспорт г. Зеленограда. Проездные документы Умение.  Правила дорожного движения. Правила поведения в общественном транспорте. Обратиться к водителю, пассажирам.

Практические работы. Поездка в маршрутном такси. Ознакомление с правилами поездки в  электропоездах.

Программа 7 класса

1 четверть (18 час.)

  1. Сезонные работы на пришкольном участке.

Теоретические сведения. Инвентарь, используемый осенью: название, назначение, хранение и техника безопасности при работе с ним. Подготовка почвы для посадки  луковичных растений. Подготовка почвы. Осенние работы.

Умение. Применять инвентарь по назначению. Правильно хранить инвентарь. Использовать спецодежду. Технологически правильно держать инвентарь во время работы. Технологически правильно выполнять работы по посадке луковичных растений.

Практические работы. Уборка листвы с газонов, игровой, тренажёрной площадок. Сбор и перенос листвы. Посадка луковичных растений.

  1. Уборка жилых помещений.

Теоретические сведения. Гигиенические требования к состоянию жилой комнаты. Последовательность уборки комнаты. Пылесос: назначение, эксплуатация и уход за ним.

Умение. Замечать не порядок. Выбирать инвентарь и использовать его по назначению. Технологически правильно выполнять приёмы уборки помещений и следить за осанкой при:  уборке ковровых покрытий с применением пылесоса; удаления пыли с мебели; мытьё игрушек; ухаживать за пылесосом и инвентарём; ухаживать за руками до, во время и после уборки.

Практические работы. Проветривание помещения. Застилание постели. Размещение вещей в соответствующие места. Мытьё игрушек. Уборка ковровых покрытий с применением пылесоса. Удаление пыли с мебели и подоконника.

2.четверть (14 час.)

 1.Кухонное оборудование и мебель.

Теоретические сведения. Санитарно – гигиенические требования к состоянию кухни и оборудованию. Название и назначение предметов кухонного оборудования. Моющие и чистящие средства. Уход за кухонным оборудованием и мебелью.

Умение. Соблюдать правила техники безопасности при уходе за оборудованием и мебелью. Мыть кухонную мебель. Мыть и чистить плиту. Включать и выключать конфорки плиты. Соблюдать правила безопасной работы с плитой.

Практические работы. Мытьё предметов кухонной мебели; поверхностей кухонного оборудования (мойки, плиты, холодильника). Включение и выключение конфорок плиты. Соотношение размера конфорки с дном кухонной посуды (кастрюли, сковороды).

2.Социальные связи. Торговля.

Теоретические сведения. Продовольственные и промышленные магазины. Рынки. Определение правильности отпуска товара и его стоимости.

Умение. Обратиться к продавцу. Выбирать нужные продукты, предметы первой необходимости. Следить за правильностью отпуска товара и подсчёта его стоимости.

Практические работы. Экскурсии в универмаг, на рынок.

3.четверть (20 час.)

1. Уход за одеждой и бельём.

Теоретические сведения. Виды повседневного ухода за одеждой. Ручная стирка мелких вещей. Средства для ручной стирки белья. Утюжка, Виды ремонта одежды. Пришивание пуговиц. Подшив предметов одежды, салфеток. Машинная стирка.

Умение. Определять вид ухода для одежды. Стирать изделия вручную. Сушить изделия. Выбирать порошок. Применять по назначению инвентарь и приспособления для ручной стирки. Пользоваться утюгом и утюжить мелкие вещи. Складывать и убирать одежду на соответствующее место. Соблюдать правила безопасной работы со швейными инструментами. Выполнять подготовительные и заключительные этапы во время ручных швейных работ. Пришивать пуговицы. Выполнять подшивочный шов.

Практические работы. Определение по внешнему виду одежды, какой вид ухода необходим: чистка одежды, стирка, утюжка. Подготовительные и заключительные работы до и после стирки. Ручная стирка. Утюжка вещей. Определение вида ремонта. Пришивание пуговиц на образцах, Подшивание края на изделии.

Экскурсия в прачечную.

2.Уход за комнатными растениями.

Теоретические сведения. Правила ухода за комнатными растениями (повторение). Обрезка сухих и повреждённых листьев.

Умение. Поливать и опрыскивать растения. Рыхлить почву. Удалять пыль с гладких листьев. Мыть поддоны.

Практические работы. Опрыскивание растений и полив. Удаление пыли с гладких листьев растений. Мытьё поддонов. Обрезка сухих и повреждённых листьев.

4.четверть (18 час.)

1.Весенние работы на пришкольном участке.

Теоретические сведения. Весенние виды работ. Секатор: назначение, уход и хранение. Правила работы с секатором. Обрезка сухих, поломанных веток.

Умение. Технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой. Определять сухую ветку для её удаления. Безопасно работать с секатором и правильно его хранить.

Упражнение. Отработка приёмов работы с секатором (вхолостую).

Практические работы. Весенние работы: прополка сорняков на клумбах; сбор и утилизация мусора; обрезка сухих, поломанных веток и их утилизация.

2.Уход за обувью.

Теоретические сведения. Виды обуви; ежедневный уход за обувью; виды материалов для изготовления обуви (повторение). Гигиенический уход за обувью: правила, способы. Уход за тканевой и валяной обувью.

Умение. Технологически правильно выполнять этапы очистки обуви от пыли и грязи. Использовать средства и приспособления по у4ходу за обувью. Выполнять обработку внутренней части обуви. Регулярно ухаживать за обувью.

Практические работы. Определение материала, из которого изготовлена обувь. Протирка внутренней части обуви дезинфицирующими средствами (сменная обувь). Чистка кожаной обуви.

Программа 8 класса.

1 четверть (18час.)

1.Сезонные работы на пришкольном участке.

Теоретические сведения. Техника безопасной работы с осенним инвентарём. Виды спецодежды. Виды тары для переноса мусора. Подготовка почвы к зиме.  Уборка тротуаров, дорожек, спортивных территорий, игровых площадок.

Умение. Знать названия и применять инвентарь по назначению. Использовать спецодежду. Технологически правильные приёмы работы и держание инструментов во время выполняемых работ.

Практические работы. Подметание тротуаров, дорожек, спортивных и игровых площадок. Окапывание кустарников. Сбор и перенос листвы, веток.

2.Уход за одеждой и обувью.

Теоретические сведения. Повторение: виды сезонной обуви, одежды  ежедневный уход. Виды материала для обуви. Виды тканей. Гигиенический уход за обувью из разных видов материала. Принадлежности для ухода. Места хранения. Виды и способы размещения одежды.

Умение. Технологически правильно выполнять этапы чистки, сушки и хранения обуви и одежды из разных материалов. Использовать и правильно подбирать средства и приспособления по уходу за обувью, одеждой. Регулярно ухаживать за обувью, одеждой.

Практические работы. Определение материала, из которого изготовлена обувь, одежда. Упражнения по протирке внутренней и внешней сторон обуви чистящими и дезинфицирующими средствами. Определение видов тканей  на образцах и одежде.

2 четверть (14 час.)

1.Уход за комнатными растениями.

Теоретические сведения. Повторение. Правила ухода за комнатными растениями: обрезка сухих и повреждённых листьев. Подкормка и удобрение растений. Правила полива, опрыскивания и рыхления. Правила удаления пыли с листьев.

Умение. Поливать и опрыскивать растения. Рыхлить почву. Удалять пыль с листьев. Мыть поддоны. Выбирать удобрения. Соблюдать правила техники безопасности  при работе с удобрениями.

Практические работы. Полив и опрыскивание растений. Удаление пыли с листьев. Обрезка сухих и повреждённых листьев. Мытьё поддонов. 2.Социальные связи. Украшение помещения к празднику.

Теоретические сведения. Праздники их значение. Виды праздничных украшений. Новый год его символ, новогодние украшения. Пожарная безопасность.

Умение. Знать название праздников. В какое время года отмечается. Виды праздничных украшений. Новогодние украшения. Соблюдать пожарную безопасность.

Практические работы. Аппликация (новогодние украшения). Новогодние поделки. Украшение класса, игровой комнаты, коридоров.

3 четверть (20 час.)

1.Санитарно-гигиенические требования по уходу за больным.

Теоретические сведения. Сообщение знаний о санитарии и гигиене. Требования к личной гигиене больного, к помещению, посуде. Уход и взаимоотношение с больным. Термометр его значение. Знание медицинских препаратов. Вызов врача. Культура поведения.

Умение. Различать медицинские препараты. Применять термометр. Правила поведения в изоляторе, стационаре. Вызов врача на дом. Уход за больным.

Практические работы. Экскурсия в изолятор, детский дневной  стационар. Ролевые игры.

2. Социальные связи. Сбербанк, почта, средства связи.

Теоретические сведения. Сбербанк его значение виды услуг. Виды платежей.

Основные средства связи почта, телеграф, их значение виды услуг. Виды телеграмм, почтовые отправления, бандероли.

Умение. Порядок заполнения бланков. Написание адреса, индекса. Обратиться с просьбой консультанту.

Практические работы. Экскурсия на предприятия связи. Экскурсия в сбербанк. Заполнение бланков телеграмм. Написание адреса. Заполнение бланков коммунальных услуг

4 четверть (18час.)

1.Уборка учебных помещений.

Теоретические сведения. Виды учебных помещений. Гигиенические требования к учебным помещениям. Правила и последовательность уборки помещений. Моющие и чистящие средства. Виды покрытий пола.

Умение. Различать виды покрытий. Пользоваться оборудованием, приспособлениями и моющими средствами для уборки помещений. Производить уборку помещений.

Практические работы. Мытьё пола. Вытирание пыли. Уборка трудовой мастерской. Уход за приспособлениями.

2. Работа на пришкольном участке.

Теоретические сведения. Садовый инвентарь, используемый весной. Названия и назначение садового инвентаря. Порядок хранения. Правила безопасной работы с инвентарем на пришкольном участке. Спецодежда её значение виды, уход и хранение.

Умение. Применять хозяйственный инвентарь по назначению, готовить его к хранению. Использовать спецодежду по назначению её хранение. Технологически правильно держать инструменты во время работы, следить за осанкой.

Практические работы. Выбор спецодежды и инвентаря. Расчистка дорожек. Подметание дорожек. Прополка сорняков (вручную), рыхление.

Программа 9 класса.

1 четверть (18час.)

1.Уборка служебных помещений.

Теоретические сведения.    Виды служебных помещений в школе. Гигиенические требования к служебным помещениям. Правила и последовательность уборки помещений. Особенности уборки мастерских, коридоров, лестниц. Моющие и чистящие средства.

Умение. Пользоваться оборудованием и приспособлениями для уборки. Уход и хранение инвентаря. Выбирать моющие и чистящие средства. Производить уборку помещений.

Практические работы.  Уборка коридоров. Уборка лестничных пролётов. Уборка мастерских. Уход за приспособлениями.

2.Уход за обувью.

Теоретические сведения.    Повторение ежедневный уход за обувью. Правила ежедневного ухода за обувью и места их хранения. Подготовка летней обуви к сезонному хранению. Средства по уходу за обувью.

Умение. Технологически правильно очищать обувь от пыли и грязи. Использовать средства по уходу за обувью. Читать инструкции к средствам и правильно подбирать средства. Ежедневно ухаживать за обувью. Готовить обувь к сезонному хранению.

Практические работы. Чистка обуви. Подготовка летней обуви к сезонному хранению. Уход за местом хранения обуви.

2 четверть (14час.)

1.Уход за комнатными растениями.

Теоретические сведения.    Повторение: правила ухода за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Вредители и болезни комнатных растений. Подкормка и уход за растениями.

Умение. Технологически правильно: поливать и опрыскивать растения. Рыхлить почву. Удалять пыль с листьев. Подкармливать цветы. Мыть поддоны. Соблюдать технологию пересадки.

Практические работы. Полив, опрыскивание  растений. Обрезка сухих и повреждённых листьев, удаление пыли с них. Подкормка растений, пересадка растений.

3. Социальные связи. Оформление подарков.

Теоретические сведения.   Подарок его значение. Выбор подарка. Правила дарения. Виды упаковок и оформление. Значение и дарение цветов.

Умение. Уметь выбрать подарок. Дарение подарков и цветов. Правила этикета. Уметь самостоятельно и красиво оформить подарок, упаковать цветы.

Практические работы. Упаковка  цветов.  Оформление открытки, подарка. Ролевые игры.

3 четверть (20час.)

1.Зимние работы на пришкольном участке.

Теоретические сведения. Названия и значение инвентаря используемого зимой. Хранение зимнего инвентаря. Техника безопасности при работе с ним. Зимняя спецодежда. Правила работы скребком. Правила скалывания льда.

Умение. Применять зимний инвентарь по назначению. Правильно хранить его. Использовать спецодежду по назначению. Технологически правильно держать инвентарь во время работы. Технологически правильно выполнять работы.

Практические работы. Уборка снега с крыльца. Расчистка дорожек и тротуаров. Расчистка детской и спортивной площадок. Посыпание дорожек песком. Уход и хранение инвентаря.

2.Уход за зимней одеждой.

Теоретические сведения. Повторение виды зимней одежды её значение. Способы хранения.   Сушка зимней одежды.

Умение. Определять вид ухода. Сушить изделия. Складывать одежду и убирать на соответствующее место.

Практические работы. Определение по внешнему виду, какой вид ухода необходим. Сушка зимней одежды. Складывание предметов одежды и размещение их в шкафу.

4. четверть (20час.)

1.Сезонные работы на пришкольном участке.

Теоретические сведения. Повторение: садовый инвентарь, используемый  в весеннее время года.  Назначение, хранение. Техника безопасной работы с ним. Спецодежда. Весенние работы. Расчистка дорожек. Подметание тротуаров. Уборка сухих листьев и мусора с участка.

Умение. Знать название предметов садового инвентаря, спецодежды. Назначение инвентаря порядок хранения. Технологически правильно держать инструменты во время работы, следить за осанкой. Соблюдать правила безопасности.

Практические работы. Расчистка дорожек. Подметание тротуаров. Сбор веток и мусора. Уход за инвентарём. Уход за спецодеждой.

2.Уборка помещений (кухня).

Теоретические сведения. Кухня её значение. Санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни. Личная гигиена работающих на кухне. Последовательность уборки кухни. Средства ухода  место хранения.

Умение.  Соблюдать санитарно-гигиенические требования. Соблюдать личную гигиену. Пользоваться моющими средствами, соблюдать последовательность уборки.

Практические работы. Экскурсия в школьную столовую. Уборка кухни. Работа в школьной столовой. Уход за спецодеждой.

     Тематическое планирование по« Хозяйственно – бытовому труду»

№ зан.

5 класс.                                      1 четверть

к-во час.

1

Личная гигиена.

10

2

Сезонные работы на пришкольном участке.

8

                                                                         Итого за 1 четверть  

18

2 четверть

3

Избежание опасностей, связанных с работами по дому.

6

4

Поддержание порядка в помещении (комната, прихожая).

8

                                                                         Итого за 2 четверть:

14

                                                3четверть

5

Уход за комнатными растениями.

10

6

Уход за одеждой и обувью.

10

                                                                           Итого за 3 четверть:

20

                                                4 четверть

7

Весенние работы на школьной территории.

8

8

Подготовка одежды и обуви к хранению.

7

9

Социальные связи. Химическая чистка.

3

                                                                            Итого за 4 четверть:

18

                                                                            За учебный год:

70

6 класс.                                      1 четверть

1

Правильное обращение с продуктами питания.

11

2

Уборка в осеннее время спортивных и игровых площадок.

7

                                                                              Итого за 1 четверть:

18

                                                        2 четверть

3

Содержание белья и одежды.

8

4

Посуда. Средства по уходу за посудой.

6

                                                                              Итого за 2 четверть:

14

                                                        3 четверть

5

Уборка помещений (класс). Гигиенические требования.

10

6

Уход за комнатными растениями.

8

7

Уход за обувью.

4

                                                                             Итого за 3 четверть:

22

                                                        4 четверть

8

Работы на пришкольном участке.

11

9

Социальные связи. Транспорт.

 7

                                                                              Итого за 4 четверть:

18

                                                                               За учебный год:

72

7 класс.                                      1 четверть

1

Сезонные Работы на пришкольном участке.

8

2

Уборка жилых помещений.

10

                                                                              Итого за 1 четверть:

18

                                                        2 четверть

3

Кухонное оборудование и мебель.

8

4

Социальные связи. Торговля.

6

                                                                              Итого за 2 четверть:

14

                                                        3 четверть

5

Уход за одеждой и бельём.

12

6

Уход за комнатными растениями.

8

                                                                             Итого за 3 четверть:

20

                                                        4 четверть

7

Весенние работы на пришкольном участке.

12

8

Уход за обувью.

6

                                                                              Итого за 4 четверть:

18

                                                                               За учебный год:

70

8 класс                                       1 четверть

1

Сезонные работы на пришкольном участке.

12

2

Уход за одеждой и обувью.

6

                                                                              Итого за 1 четверть:

18

                                                        2 четверть

3

Уход за комнатными растениями.

8

4

Социальные связи. Украшение помещения к празднику.

6

                                                                              Итого за 2 четверть:

14

                                                        3 четверть

5

Санитарно – гигиенические требования при уходе за больным.

11

6

Социальные связи. Сбербанк, почта, средства связи.

9

                                                                             Итого за 3 четверть:

20

                                                        4 четверть

7

Уборка учебных помещений.

8

8

Работа на пришкольном участке.

10

                                                                              Итого за 4 четверть:

18

                                                                               За учебный год:

70

9 класс                                       1 четверть

1

Уборка служебных помещений.

12

2

Уход за обувью.

6

                                                                              Итого за 1 четверть:

18

                                                        2 четверть

3

Уход за комнатными растениями.

8

4

Социальные связи. Оформление подарков.

6

                                                                              Итого за 2 четверть:

14

                                                           3 четверть

5

Зимние работы на пришкольном участке.

14

6

Уход за зимней одеждой.

6

                                                                             Итого за 3 четверть:

20

                                                        4 четверть

7

Сезонные работы на пришкольном участке.

12

8

Уборка помещений (кухня).

6

                                                                              Итого за 4 четверть:

18

                                                                               За учебный год:

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей со сложной структурой дефекта интеллектуального развития (ремесло).

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы). Контингент вспомогательных (коррекционных) школ ч...

Адаптивная программа по предмету: " Хозяйственно - бытовой труд" 10 класс для детей со сложной структурой дефекта.

Содержание программы: Содержание и уход за жильём.Организация досуга. Охрана здоровья. Планирование и распределение семейного бюджета....

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

Адаптированная рабочая программа для детей со сложной структурой дефекта (4 класс)

Рабочая программа рассчитана на  детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом,  глубоким недоразвитием речи, нарушениями общей и мелкой м...

Адаптированная рабочая программа для детей со сложной структурой дефекта (5 класс)

Рабочая программа рассчитана на  детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом,  глубоким недоразвитием речи, нарушениями общей и мелкой м...