Доклад на тему: «Дидактические игры как средство развития речи на уроке детей со сложной структурой дефекта».
методическая разработка по теме

Тютрина Татьяна Александровна

В докладе раскрываются особенности познавательных психических процессов детей со сложной структурой дефекта (ССД). Также рассматриваются особенности развития внимания и умственной деятельности. Раскрыта роль дидактических игр в обучении детей с ССД. В приложении показаны некоторые дидактические игры, используемые в работе с детьми с ССД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._didaktichskie_igry._tyutrina_t.a.docx810.7 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ№7» ГОРОДА ВОРКУТЫ.

     

                                                     Доклад:

 «Дидактические игры как средство развития речи на уроке детей со сложной структурой дефекта».

                                                                                   

                                                                                                                                                                                     

                                                                           Подготовила: Тютрина Т.А.,

                                                                            учитель 1 «С» класса

                                                Воркута,2017

Содержание.

Введение.____________________________________________________________________3

1. Познавательная деятельность детей со сложной структурой дефекта.________________4

2. Особенности развития детей со сложной структурой дефекта.______________________4

2.1. Особенности познавательных психических процессов.__________________________5

2.2. Особенности развития внимания.____________________________________________5

2.3. Особенности умственного воспитания.________________________________________6

3. Роль дидактической игры в обучении детей._____________________________________6

3.1. Характеристика дидактических игр.__________________________________________8

Заключение._________________________________________________________________10

Список используемой литературы.______________________________________________11

Приложение_________________________________________________________________12

                         «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.  Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».   В. А. Сухомлинский.

   Введение.

        Основной задачей специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида является воспитание грамотного человека, подготовка его к участию в жизни общества, формирование у него необходимых для этого качеств, среди которых важное место принадлежит положительному отношению к учёбе и учебно-познавательной мотивации учебной деятельности.   

         У детей с нарушением интеллекта мотивация к учебной деятельности развивается медленно и с определёнными трудностями. Отношение к учебной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется неустойчивостью, изменяется под влиянием ситуации успеха или неуспеха, смена обстановки, степени контроля со стороны учителя.

          Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции  речевой деятельности обучающихся , имеющих нарушение интеллекта, обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Поверхностное осмысление явлений внешнего мира, неразвитая речь, сниженная эмоциональность, ограниченность интересов, недостаточная любознательность учащихся с трудностями в обучении нередко становятся непреодолимым препятствием на пути развития их познавательных интересов. Познавательная  активность  школьников с ограниченными возможностями здоровья  в большинстве случаев сама по  себе  не  возникает,  поэтому  необходимо  ее активизировать.  

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у умственно отсталых детей к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывает добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал.

 

       1. Познавательная деятельность детей со сложной структурой дефекта.

       Особенности познавательной сферы детей со сложной структурой дефекта отмечают:

- недостаточный уровень формирования произвольного внимания,

- дефицит основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения.

Память характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия, поэтому продуктивность непроизвольного запоминания у детей данной группы значительно ниже, чем у нормально развивающихся школьников.

Отмечается низкий уровень формирования всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса.

Дефекты речи у детей отчетливо проявляются на фоне недостаточного уровня формирования познавательной деятельности.

Характерными свойствами детей со сложной структурой дефекта являются: крайняя медлительность, инертность, трудности переключения с одного задания на другое, вялость, неумение использовать оказываемую помощь.

Затруднения проявляются при решении любых задач, направленных на выявление особенностей наглядно – образного и наглядно – действенного мышления.

         2.Особенности развития детей со сложной структурой дефекта.

         У детей сложной структурой дефекта существует особый вид психологического дизонтогенеза – дефицитарное развитие. Данный вид психологического дизонтогенеза возникает при тяжелых нарушениях отдельных анализаторных систем. Первичный дефект анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а так же к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушение развития отдельных психических функций тормозит психическое развитие в целом.

Дефицитарность моторной сферы обуславливает явление двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушение эмоционально – волевой сферы.

Прогноз психического развития детей данной группы связан с тяжестью поражения первичной функции. Однако решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллекта.

Оптимальное развитие такого ребенка может происходить только при условии адекватного воспитания и обучения. В случае недостаточности коррекционно – развивающей работы возникают и нарастают явления депривации, усугубляющие познавательную и личностную недостаточность.

      2.1.Особенности познавательных психических процессов.

         Выраженная диспропорциональность и неравномерный темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики – это главные особенности познавательной деятельности и всей личности ребенка со сложной структурой дефекта.

Все познавательные психические процессы имеют ряд общих особенностей:

  • Нарушение активного произвольного внимания, которое отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка данной группы, так как нарушение внимания ведёт к нарушениям восприятия, памяти, мышления, воображения и речи.
  • Повышенная истощаемость всех психических процессов, выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушении внимания, восприятия, памяти, мышления; в низкой эмоциональной лабильности.
  • Повышенная инертность и замедленность всех психических процессов приводит к трудностям переключения с одного вида деятельности на другой, к патологическому торможению на отдельных фрагментах учебного материала к «вязкости» мышления.

Все эти проявления нарастают к концу учебного дня, учебной недели, учебной четверти, усиливаются после различных заболеваний. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения.

Повышенная психическая истощаемость может способствовать патологическому развитию личности: возникает робость, страхи, пониженный фон настроения.

         2.2. Особенности развития внимания.

         Внимание детей со сложной структурой дефекта характеризуются рядом патологических особенностей. У большинства детей отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность.

Нарушения внимания могут быть связаны не только с функциональной патологией нервной системы, но и с отклонениями в функционировании зрительного анализатора: с невозможностью фиксации взора, с недостаточным уровнем прослеживающей функции глаз, с ограничением поля зрения, нистагмом.

У детей данной группы, как правило, все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания.

Работоспособность отличается неравномерностью, наблюдается «застревание» на отдельных элементах, что связано с инертностью психической деятельности.

Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. Случается, что ребенок не в состоянии целенаправленно выполнять даже элементарные действия, отмечается слабость активного произвольного внимания.

При нарушении активного произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта – сосредоточение и произвольный выбор во времени приема и обработки информации.

       2.3. Особенности умственного воспитания.

         Умственное воспитание – педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.

Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цель познавательной деятельности, планировать её, выполнять операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения, умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов.

Умственные силы (ум) – это совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершению мыслительных операций.

Свойства ума – быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность.

Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности: потребностями, мотивами, интересами.

Средства формирования мотивационной сферы: содержание учебного материала, методы его подачи и организации мыслительной деятельности, создание положительных эмоций в деятельности детей.

         3.  Роль дидактической игры в обучении детей.

         Дидактические игры следует рассматривать как особый метод обучения, который определяет специфику взаимоотношений учителя и учащихся: задания выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми, а учителю отводится роль руководителя и судьи играющих. Перед учащимися стоит задача показать в выполнения игрового задания свои знания, умения и навыки.

 Что же такое дидактическая игра? Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.

          Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Дидактические игры позволяют:

-проводить уроки в нетрадиционной форме;

-развивать коммуникативные навыки учащихся;

-обеспечивать свободный обмен мнениями;

-организовывать процесс обучения в форме состязания;

-облегчать решение учебной задачи;

-вовлекать всех учащихся в учебный процесс;

-практически закреплять полученные знания.

          Игры могут применяться на уроках различного характера, но чаще я использую их на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщающего повторения и работы над ошибками. Игры можно использовать на любом этапе урока. Целесообразно использование в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей, в начале урока (организационный момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки, как своеобразную форму словарной работы.

При включении в урок игровых и занимательных упражнений я руководствуюсь методическими указаниями к проведению дидактических игр и занимательных упражнений на уроках письма и развития речи.

Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.

Правила игры должны быть точными, немногочисленными.

Подбор учебного материала должен соответствовать программе.

Легкие и трудные игры должны чередоваться.

Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, шарады.

2. Игры-путешествия.

3. Игры-соревнования.

    Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует её рассматривать как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

         3.1.   Характеристика дидактических игр.

         Основная особенность дидактических игр определена их назначением – это обучающие игры. Они создаются для обучения и воспитания детей.

Дидактические игры относятся к рубежным играм, представляя собой переходную форму к неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач.

При проведении игры учитель выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности учащихся – игровой и учебно – познавательной. Его задача в ходе игры, не только достичь дидактической цели, но и сохранить увлечённость, заинтересованность детей и их самостоятельность.

Для детей со сложной структурой дефекта особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры, которое оказывает влияние на развитие двигательного аппарата, психомоторики, навыков поведения в соответствии с правилами игры, механизма идентификации; на развитие навыков сотрудничества, ряда личностных качеств (терпения, настойчивости…), которые делают игру школой произвольного поведения.

В процессе игры дети пытаются мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактические игры и занимательные упражнения, а также использование на уроках раздаточного материала – необходимое условие успешного обучения школьников с ОВЗ, так как благодаря этому, с одной стороны, можно вызвать внимание, интерес и активность всего класса, а с другой стороны, дать возможность каждому ученику работать в подходящем для него темпе и проявить свои способности и умения. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок.

Важно, чтобы эти две цели, соединяясь, обеспечивали усвоение программного материала. 

Дидактические игра является ценным средством воспитания умственных способностей детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактическая игра является и игровым методом, и формой обучения детей с нарушением интеллекта, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.

 

     

       Заключение.

         Роль и значение дидактических игр, используемых на уроках  трудно переоценить. Они становятся не только источником активизации учебной деятельности школьников, имеющих нарушение интеллекта, но и открывают возможности для приобретения знаний, умений и навыков, а также создают благоприятные условия для коррекции имеющихся у детей отклонений. Использование дидактических игр на уроках  воздействует на совершенствование механизмов памяти, внимания, активизации мыслительных операций, на развитие таких психических процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и установление причинно-следственных связей. 

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности. В последние годы появилась тенденция интеллектуализировать игру, т. е. превратить все игры ребенка в дидактические занятия и упражнения, в которых отрабатываются различные мыслительные операции и речевые навыки. Конечно, занятия с ребенком всегда полезны, однако нельзя допускать, чтобы из детства исчезала игра. 

 

        

 

        Список используемой литературы.

1.    Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

2.    Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.

3.    Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

4.    Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

5.    Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.

6.     Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

7.      Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983. .

8.     Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми – Калуга.1997

9.      Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

10.     Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

11.     Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.

Приложение.

Рассмотрим некоторые виды игр, которые я использую на своих уроках.

  1. «Найди  и покажи лишний предмет». Тема: «Игрушки». «Школьные принадлежности».

http://cs625531.vk.me/v625531267/3573e/e7OO-P8NBJs.jpg http://cs22.babysfera.ru/2/8/f/0/65076853.203397082.jpeg  http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=144ddf3e76ed7d49&mb=imgdb_preview_1880http://mcselect.ru/wp-content/uploads/2015/01/T2NVTGXgRXXXXXXXXX_411338972.jpg   http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/104/616/104616838_large_a__5_.png

2.        «Кто быстрее».

3.        «Кто как голос подаёт»

 Цель: умение имитировать звуки.

 Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.

Ветер весеннюю песню донёс

Песню пролаял охотничий пёс,

Волк эту песню провыл на опушке,

Дружно проквакали песню лягушки.

      Бык эту песню, как мог, промычал.

Рысь промурлыкала,

Сом промычал.

Филин прогукал,

Уж прошипел,

А соловей эту песню пропел.

 Учитель спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая  предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.

4.        Найди, чья тень?

Нужно найти тень животного, приложив изображение к тени.

5.         Кого не стало?

Нужно запомнить, кого не стало.

6.        Назови (покажи) животных и их детенышей.

Учитель предлагает найти на картинке животное и назвать его детеныша.

7.         Кто лишний?

Определить, кто не является домашним животным.

8.        Помоги маме кошке найти своих котят.

С помощью волшебного луча найти котят.

9.         Посчитай.

Нажать на кубик, назвать число и посчитать животных.

10.         Найди Маму.

Предложить детям отыскать маму и ее детей.

11.         Большой – маленький.

Изображение 024

12.         Обведи по контуру.

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=44ba60f16eaf22f&mb=imgdb_preview_1688        http://s47.radikal.ru/i118/0811/b0/d5201c1f0bc7t.jpg

13.Раскрась.

14.Короткий - длинный.

15. Проведи линии по точкам, не отрывая руки от листа.

http://s018.radikal.ru/i518/1204/e8/fcfe36430013t.jpg

16.Подбери картинки.

O5aREF4cWWI

NN2zyKbkQl0

  17.«Подбери по цвету».

Bl_men_loto2_новый размер    Bl_men_loto1_новый размер

18.Пальчиковые тренажеры.

lBHSLQoч7fbI


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи во 2 классе со сложной структурой дефекта

Конспект урока "Мамин день" во 2 классе со сложной структурой дефекта в школе для детей с нарушениями слуха...

«Развитие слухового восприятия у детей со сложной структурой дефекта».

Виды работ с детьми со сложной структурой дефекта....

Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"

Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"...

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов "Дидактические игры как средство развития речи детей. Речь воспитателя как образец подражания"...

Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".

Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...

Дидактические игры как средство развития речи детей

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связнуюречь, умение правильно выражать свои мысли....