Рабочая программа по предметно-практической деятельности 2 класс со сложной структурой дефекта.
рабочая программа по теме

Анфиногенова Валентина Борисовна

Данная программа составленна для обучения детей со сложной структурой дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предметно-практической деятельности

для  детей со сложной структурой дефекта

2 класс

Составитель:

Анфиногенова В.Б.

учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

Зеленоград, 2014 г.

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы………………………………………………………………….
  2. Пояснительная записка рабочей программы……………………………………..
  3. Содержание программы……………………………………………………………………….

Паспорт рабочей программы.

Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: обучающиеся со сложной структурой дефекта 2 класса.

Сроки освоение программы: 1 год.

Форма обучения: очная.

Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, контрольная работа.

        ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Пояснительная записка

Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в начальных классах обучения детей со сложной структурой дефекта.

Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям со сложной структурой дефекта. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работ не отводятся целиком отдельные урок; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжелых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры, сенсорное развитие этих детей осуществляется по разнообразной системе в предметно-манипуляционной деятельности и в дидактических играх.

Достижение поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления) осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, элементы ручного труда и т.п.). Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким способом предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых детьми знаний, умений и навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.

Указанные в программе предметно-практической деятельности игры не исключают применения данных игр на переменах и других уроках: подвижных игр на уроках физкультуры, направленных на общие физическое развитие учащихся, речевых игр на уроках русского языка и различных дидактических игр на уроках счета и т. д. В данную программу отобраны и включены такие игры, дидактические задачи которых в наибольшей степени согласуются с целями и задачами данного предмета.

Для проведения уроков предметно-практической деятельности необходимо подготовить большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. К каждому уроку учитель обязательно должен предварительно подготовить весь необходимый дидактический материал. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, всемерно побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках и в различных жизненных ситуациях.

Цели:

  • Корригировать нарушения восприятия, внимания, зрительно - двигательной координации, наглядно – образное  мышления, развивать элементы логического мышления.
  • Повысить уровень познавательной активности, обогатить чувственный опыт детей, пополнить запас общих сведений и речевой запас.

Задачи:

  • общее и речевое развитие детей;
  • формирование житейских понятий;
  • развитие мышления;
  • формирование трудовых умений и навыков;
  • воспитание учащихся.

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения:

  • выполнять произвольные целенаправленные действия;
  • фиксировать взгляд на деятельности, стационарных  и движущихся предметах;
  • выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;
  • обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;
  • соотносить два одинаковых предмета;
  • выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;
  • выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов;
  • выбирать плоскостные и объёмные предметы по образцу и словесной инструкции;
  • группировать по форме предметы двух контрастных форм;
  • выбирать  по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы;
  • использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;
  • выполнять постройки из детского строительного материала по образцу, словесной инструкции;
  • складывать картинки из 3-6 и более частей;
  • складывать из счетных палочек различные фигуры.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на математику во 2 классе отведено:

  • в неделю – 2 часа.
  • за год – 68 часов.

Тематическое  планирование по предметно-практической деятельности 2”Б” класса. (68 часов)

урока

Тема.

Кол-во

часов

Проверочные работы.

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения.

I четверть (18 часов)

Знать и уметь:

1

Выполнение подражательных движений по словесной инструкции «делаем вместе».

1

  • выполнять произвольные целенаправленные действия;
  • фиксировать взгляд на деятельности, стационарных  и движущихся предметах;
  • выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;
  • обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;
  • соотносить два одинаковых предмета;
  • выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;
  • выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов;
  • выбирать плоскостные и объёмные предметы по образцу и словесной инструкции;
  • группировать по форме предметы двух контрастных форм;
  • выбирать  по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы;
  • использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;
  • выполнять постройки из детского строительного материала по образцу, словесной инструкции;
  • складывать картинки из 3-6 и более частей;
  • складывать из счетных палочек различные фигуры.

2

Выполнение подражательных движений рук. Воспроизведение действий, движений изображенных на картинке.

1

3

Выполнение подражательных действий со сменой движений.

1

4

Обследование предметов (зрительное, оральное, обонятельное, осязательное, слуховое).

1

5

Узнавание предметов на ощупь.

1

6

Узнавание предмета по словесной инструкции учителя.

1

7

Собирание листов в стопку.

1

8

Собирание и сортировка монет.

1

9

Собирание вкладных цилиндров.

1

10

Собирание матрешки.

1

11

Нанизывание колец пирамиды с учетом размера.

1

12

Заполнение мелкими предметами сосудов с широким горлышком.

1

13

Заполнение мелкими предметами сосудов с узким горлышком.

1

14

Набирание ложкой крупы.

1

15

Переливание воды из одного сосуда в другой.

1

16

Нанизывание крупных бус одного цвета.

1

17

Нанизывание мелких бус одного цвета.

1

18

Нанизывание бус чередуя по размеру (большая, маленькая).

1

II четверть (14 часов)

19

Узнавание, различение и называние предметов по цвету. «Картинное цветовое лото».

1

20

Группировка предметов по цвету и раскладывание по коробкам.

1

21

Дидактическая игра «Геометрическое лото».

1

22

Раскладывание однородных предметов разных форм в коробки.

1

23

Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку (цвет, размер, форма).

1

24

Чередование предметов через один элемент по цвету. Выкладывание их в ряд.

1

25

Чередование предметов через один элемент по форме. Выкладывание их в ряд.

1

26

Чередование предметов через один элемент по размеру. Выкладывание их в ряд.

1

27

Узнавание и различение предметов по длине.

1

28

Узнавание и различение предметов по толщине.

1

29

Узнавание и различение предметов по весу.

1

30

Работа со строительным конструктором. Постройка стула, стола (кубики разной формы, одного цвета).

1

31

Работа со строительным конструктором. Постройка кресла (кубики одинаковой формы и цвета).

1

32

Работа со строительным конструктором. Постройка кровати (кубики разной формы, одинакового цвета).

1

III четверть (20 часов)

33

Выполнение знакомых построек без образца, по схематическим рисункам.

1

34

Складывание из счетных палочек букв алфавита (а, у, о, м, с, х, ш).

1

35

Складывание из счетных палочек дерево.

1

36

Складывание из счетных палочек кормушка.

1

37

Складывание из счетных палочек машина.

1

38

Складывание из счетных палочек двухэтажный дом.

1

39

Накладывание счетных палочек на изображение колодца.

1

40

Накладывание счетных палочек на изображение качелей.

1

41

Накладывание счетных палочек на изображение письменного стола с ящиком.

1

42

Складывание разрезных картинок из 5-6 частей самых различных форм.

1

43

Складывание крупных  пазлов по картинке.

1

44

Складывание картинки из кубиков с картинками.

1

45

Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов через два элемента.

1

46

Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов.

1

47

Работа с мозаикой. Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур (квадрат, треугольник).

1

48

Работа с мозаикой. Ёлочка.

1

49

Работа с мозаикой. Снежинка.

1

50

Работа с мозаикой. Дом с крышей и трубой.

1

51

Работа с мозаикой. Цветок на стебле.

1

52

Работа с мозаикой. Декоративный орнамент «Коврик».

1

IV четверть (16 часов)

53

Сортировка ниток по цвету.

1

54

Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины.

1

55

Наматывание ниток на катушку.

1

56

Наматывание ниток на клубок.

1

57

Наматывание ниток на картон.

1

58-60

Плетение косичек из толстых шнуров.

3

61

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Картинное цветное лото».

1

62

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Почтовый ящик».

1

63

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Поиск в окружающем».

1

64

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Светофор».

1

65

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра Чудесный мешочек».

1

66

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Что лишнее».

1

67

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Что изменилось».

1

68

Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Строим дом».

1

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по устной речи для детей со сложной структурой дефекта

Программа создана для детей с системным недоразвитие речи, вызванным умственной осталостью в выраженной степени....

Рабочая программа по развитию речи 2 класс со сложной структурой дефекта.

Данная программа разработана для обучения детей со множественным нарушениями....

Рабочая программа по чтению 2 класс со сложной структурой дефекта.

Данная программа составлена для детей с умеренными нарушениями интеллекта со сложной структурой дефекта....

Рабочая программа по письму 2 класс со сложной структурой дефекта.

Данная программа составлена для учеников с умеренным нарушением интеллекта со сложной структурой дефекта....

Рабочая программа по математике 2 класс со сложной структурой дефекта.

Данная программа составлена для обучения детей со сложной структурой дефекта....

Рабочая программа по самообслуживанию 2 класс со сложной структурой дефекта.

Данная программа составлена для обучения детей со сложной структурой дефекта....