Выступление на методическом объединении. Тема: " Игровые технологии в развитии познавательной функции у детей со сложной структурой дефекта"
план-конспект на тему
Развивающие игры с песком в жизни детей с особыми образовательными потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_dlya_metodicheskogo_obedineniya.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент социальной защиты населения города Москвы.
ЦССВ «Сколковский»
Выступление на методическом объединении на тему: «Игровые технологии в развитии познавательных функций у детей со сложной структурой дефекта»
Провела учитель-дефектолог Машкова Л.Н.
МОСКВА Сентябрь 2016
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка,
Туда вольётся дивной сказкой
Игрушек маленький набор
Возьмём в игру…
Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
(Т. Грабенко)
Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом Карл Густав Юнгом, основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Ребёнок выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок?
Во-первых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
Во-вторых, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-третьих, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-четвёртых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
В-пятых, перенос традиционных занятий в песочницу, существенно усиливает желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, и работать более самостоятельно.
Опираясь на психолого - педагогические исследования и собственный опыт, можно сказать о том, что использование песочной терапии - это хорошая среда для индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей и профилактической работы с детьми.
Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:
- обучающие(облегчают процесс обучения);
- познавательные(с их помощью познается многогранность нашего мира);
- психолого-диагностическое (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
А). Развитие коммуникативных навыков, т.е. умение правильно общаться. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.
Б). В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
В). Взрослый становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. А самое главное — он, ребёнок, приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические карты по развитию самообслуживания у детей со сложной структурой дефекта
Данные диагностичесие карты позволяют дефектологу отслеживать динамику в развитии навыков самообслуживания у детей с выраженным нарушением интеллекта....
Конспект урока развития речи "в 1 классе для детей со сложной структурой дефекта "Зимующие птицы"
Конспект урока развития речи "в 1 классе для детей со сложной структурой дефекта "Зимующие птицы"...
Конспект обобщающего занятия по теме "Осень: овощи и фрукты" в классе для детей со сложной структурой дефекта в специальной общеобразоавательной (коррекционной) школе VIII вида
Цель: закрепление представлений об осени, обобщающих понятий "овощи" и "фрукты", названий овощей и фруктов.Задачи:- повторить обобщающие понятия "овощи" и "фрукты", активизировать названия различных о...
«Развитие слухового восприятия у детей со сложной структурой дефекта».
Виды работ с детьми со сложной структурой дефекта....
Доклад «Развитие устной речи у детей со сложной структурой дефекта »
У учащихся коррекционной школы 8 вида имеют место своеобразие и недостаточность общего речевого развития, которые проявляются в самых различных сторонах речевой деятельности. Их активная устная речь и...
Доклад на тему: «Дидактические игры как средство развития речи на уроке детей со сложной структурой дефекта».
В докладе раскрываются особенности познавательных психических процессов детей со сложной структурой дефекта (ССД). Также рассматриваются особенности развития внимания и умственной деятельности. Раскры...
Особенности познавательной сферы у детей со сложной структурой дефекта
Особенности познавательной сферы у детей со сложной структурой дефекта...