Выступление на методическом объединении. Тема: " Игровые технологии в развитии познавательной функции у детей со сложной структурой дефекта"
план-конспект на тему

Машкова Людмила Николаевна

Развивающие игры с песком в жизни детей с особыми образовательными потребностями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_dlya_metodicheskogo_obedineniya.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент социальной защиты населения города Москвы.

ЦССВ «Сколковский»

Выступление на методическом объединении на тему: «Игровые технологии в развитии познавательных функций у детей со сложной структурой дефекта»

Провела учитель-дефектолог Машкова Л.Н.

МОСКВА  Сентябрь 2016

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка,

Туда вольётся дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмём в игру…

Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

 

(Т. Грабенко)

Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом Карл Густав Юнгом, основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Ребёнок  выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок?

Во-первых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

Во-вторых, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-третьих, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-четвёртых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

В-пятых, перенос традиционных занятий в песочницу, существенно усиливает желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, и работать более самостоятельно.

Опираясь на психолого - педагогические исследования и собственный опыт, можно сказать о том, что использование песочной терапии - это хорошая среда для индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей и профилактической работы с детьми.

          Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

  • обучающие(облегчают процесс обучения);
  • познавательные(с их помощью познается многогранность нашего мира);
  • психолого-диагностическое (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

          Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
 А). Развитие коммуникативных навыков, т.е. умение правильно общаться. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Педагоги  получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

Б). В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

В). Взрослый становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. А самое главное — он, ребёнок,  приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические карты по развитию самообслуживания у детей со сложной структурой дефекта

Данные диагностичесие карты позволяют дефектологу отслеживать динамику в развитии навыков самообслуживания у детей с выраженным нарушением интеллекта....

Конспект урока развития речи "в 1 классе для детей со сложной структурой дефекта "Зимующие птицы"

Конспект урока развития речи "в 1 классе для детей со сложной структурой дефекта "Зимующие птицы"...

Конспект обобщающего занятия по теме "Осень: овощи и фрукты" в классе для детей со сложной структурой дефекта в специальной общеобразоавательной (коррекционной) школе VIII вида

Цель: закрепление представлений об осени, обобщающих понятий "овощи" и "фрукты", названий овощей и фруктов.Задачи:- повторить обобщающие понятия "овощи" и "фрукты", активизировать названия различных о...

«Развитие слухового восприятия у детей со сложной структурой дефекта».

Виды работ с детьми со сложной структурой дефекта....

Доклад «Развитие устной речи у детей со сложной структурой дефекта »

У учащихся коррекционной школы 8 вида имеют место своеобразие и недостаточность общего речевого развития, которые проявляются в самых различных сторонах речевой деятельности. Их активная устная речь и...

Доклад на тему: «Дидактические игры как средство развития речи на уроке детей со сложной структурой дефекта».

В докладе раскрываются особенности познавательных психических процессов детей со сложной структурой дефекта (ССД). Также рассматриваются особенности развития внимания и умственной деятельности. Раскры...

Особенности познавательной сферы у детей со сложной структурой дефекта

Особенности познавательной сферы у детей со сложной структурой дефекта...