Проектная деятельность как технология совершенствования коммуникативных навыков обучаемых с нарушениями слуха
статья
Из опыта работы над педагогическими проектами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.41 КБ |
statya.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Бусыгина Ирина Валерьевна, Галикова Марина Анатольевна город Йошкар-Ола ГБОУ РМЭ "Семеновская школа-интернат"
paig@rambler.ru
Проектная деятельность как технология совершенствования коммуникативных навыков обучаемых с нарушениями слуха
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья основным подходом является деятельностный. Реализовать его в условиях коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся позволяет проектная деятельность, в процессе которой формируются все универсальные учебные действия.
Для детей с ОВЗ с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей необходимо создать такую образовательную среду, которая поможет раскрыть личностные ресурсы каждого ребенка.
У обучаемых с нарушениями слуха наблюдается недоразвитие речи, задержка развития психических процессов. Это влечет отставание в эмоционально-волевой сфере и коммуникативных способностях. Для преодоления этих недостатков используются различные методы и приемы в работе с детьми.
Как технологию совершенствования речевых навыков и произносительных возможностей обучаемых с нарушениями слуха предлагаем вариант проекта, успешно реализованного на базе нашей школы-интерната. Авторский образовательный проект по теме "Драматизация как способ раскрытия творческокого потенциала неслышащего ребенка" был составлен на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида, допущенной Министерством образования Российской Федерации. Его цель - развитие коммуникативных способностей неслышащих младших школьников на основе мобилизации их творческих возможностей.
Реализация проекта осуществлялась с учетом метапредметных связей: уроков чтения, предметно-практического обучения и коррекционных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Срок реализации - 1 месяц. Участниками проекта являлись шесть учеников второго глухих класса. Контингент детей был неоднороден: один ребенок после кохлеарной имплантации; трое глухих детей с хорошими остатками слуха; один слабослышащий; один глухой с минимальными остатками слуха. Среди этих детей один ученик имеет умственную отсталость, четверо - задержку психического развития; лишь у одного из детей интеллект соответствует возрастной норме.
Для осуществления запланированных мероприятий были задействованы: учитель второго класса глухих, учитель фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения, учителя индивидуальных коррекционных занятий по РСВ и ФП, воспитатель класса, родители обучаемых.
Перед собой мы ставили следующие задачи:
- актуализировать креативные возможности неслышащих младших школьников средствами драматизации;
- совершенствовать коммуникативые навыки учащихся для решения практических задач;
- привлечь интерес к результатам творчества детей со стороны окружающих.
В качестве критериев оценки нашей деятельности были взяты следующие показатели:
- успеваемость по чтению;
- результаты мониторинга внятности произношения;
- отзывы общественности (родителей, педагогов, обучаемых Семеновской школы-интерната и Цивильской школы-интерната №1).
Работа над проектом была разделена на три этапа: подготовительный этап, практическая работа и подведение итогов. Подготовительный этап включал в себя знакомство обучаемых с народной сказкой "Рукавичка" на уроках чтения: чтение произведения, проведение словарной работы, ответы на вопросы к тексту, построение конструктивной схемы сказки, выразительное чтение по ролям, пересказ. На фронтальных коррекционных занятиях велась работа по нотированию текста, над логическим ударением и интонацией. На внеурочных занятиях по внеклассному чтению изучались различные варианты сказки (украинская народная сказка, русская народная сказка).
На этапе практической работы проводилось распределение ролей среди учащихся, изготовление детьми на уроках предметно-практического обучения атрибутов для драматизации сказки, на индивидуальных занятиях велась работа над ритмико-интонационой структурой фраз, восприятия на слух речевого материала, воспроизведение слов своих ролей наизусть.
На заключительном этапе проекта ребята выступили с драматизацией произведения на школьном смотре " В гостях у сказки" перед учащимися начальных классов нашей школы, где были отмечены грамотой. Затем маленькие актеры снялись в видеофильме "Рукавичка", и продемонстрировали его на классном родительском собрании. Родителям очень понравилось, дети получили много положительных отзывов и эмоций.
Наш фильм мы отправили в Чувашскую республику в Цивильскую специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат №1, где учащиеся и педагоги посмотрели его. От них мы получили положительный отзыв: "Нельзя полностью понять суть сказки, лишь прочитав ее. По-настоящему можно понять это, только посмотрев постановку. Ведь именно великолепная игра актеров, декорации создают не сравнимую ни с чем картину, погружают зрителей в реальный мир. Этот фильм может использоваться в работе учителей и воспитателей начальных классов специальных коррекционных школ для детей с нарушениями слуха". Так же видеопостановка сказки "Рукавичка" пополнила методическую копилку нашей школы-интерната.
Таким образом, результаты проделанной работы оправдали ожидания руководителей и участников проекта. Поставленные цель и задачи достигнуты. Мы считаем, что проектная деятельность успешно ориентирована на использование знаний, умений, навыков, полученных детьми в ходе обучения, для постановки и решения практических задач. Она позволяет ребятам участвовать в создании конкретного результата в командных условиях, требующих применения коммуникативных контактов; решать общеобразовательные задачи по предметам; дает возможность детям проявить свое творчество и фантазию, реализовать свои возможности. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и способен повысить самооценку и веру в свои силы.
Предварительный просмотр:
Бусыгина Ирина Валерьевна, Галикова Марина Анатольевна город Йошкар-Ола ГБОУ РМЭ "Семеновская школа-интернат"
paig@rambler.ru
Проектная деятельность как технология совершенствования коммуникативных навыков обучаемых с нарушениями слуха
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья основным подходом является деятельностный. Реализовать его в условиях коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся позволяет проектная деятельность, в процессе которой формируются все универсальные учебные действия.
Для детей с ОВЗ с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей необходимо создать такую образовательную среду, которая поможет раскрыть личностные ресурсы каждого ребенка.
У обучаемых с нарушениями слуха наблюдается недоразвитие речи, задержка развития психических процессов. Это влечет отставание в эмоционально-волевой сфере и коммуникативных способностях. Для преодоления этих недостатков используются различные методы и приемы в работе с детьми.
Как технологию совершенствования речевых навыков и произносительных возможностей обучаемых с нарушениями слуха предлагаем вариант проекта, успешно реализованного на базе нашей школы-интерната. Авторский образовательный проект по теме "Драматизация как способ раскрытия творческокого потенциала неслышащего ребенка" был составлен на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида, допущенной Министерством образования Российской Федерации. Его цель - развитие коммуникативных способностей неслышащих младших школьников на основе мобилизации их творческих возможностей.
Реализация проекта осуществлялась с учетом метапредметных связей: уроков чтения, предметно-практического обучения и коррекционных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Срок реализации - 1 месяц. Участниками проекта являлись шесть учеников второго глухих класса. Контингент детей был неоднороден: один ребенок после кохлеарной имплантации; трое глухих детей с хорошими остатками слуха; один слабослышащий; один глухой с минимальными остатками слуха. Среди этих детей один ученик имеет умственную отсталость, четверо - задержку психического развития; лишь у одного из детей интеллект соответствует возрастной норме.
Для осуществления запланированных мероприятий были задействованы: учитель второго класса глухих, учитель фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения, учителя индивидуальных коррекционных занятий по РСВ и ФП, воспитатель класса, родители обучаемых.
Перед собой мы ставили следующие задачи:
- актуализировать креативные возможности неслышащих младших школьников средствами драматизации;
- совершенствовать коммуникативые навыки учащихся для решения практических задач;
- привлечь интерес к результатам творчества детей со стороны окружающих.
В качестве критериев оценки нашей деятельности были взяты следующие показатели:
- успеваемость по чтению;
- результаты мониторинга внятности произношения;
- отзывы общественности (родителей, педагогов, обучаемых Семеновской школы-интерната и Цивильской школы-интерната №1).
Работа над проектом была разделена на три этапа: подготовительный этап, практическая работа и подведение итогов. Подготовительный этап включал в себя знакомство обучаемых с народной сказкой "Рукавичка" на уроках чтения: чтение произведения, проведение словарной работы, ответы на вопросы к тексту, построение конструктивной схемы сказки, выразительное чтение по ролям, пересказ. На фронтальных коррекционных занятиях велась работа по нотированию текста, над логическим ударением и интонацией. На внеурочных занятиях по внеклассному чтению изучались различные варианты сказки (украинская народная сказка, русская народная сказка).
На этапе практической работы проводилось распределение ролей среди учащихся, изготовление детьми на уроках предметно-практического обучения атрибутов для драматизации сказки, на индивидуальных занятиях велась работа над ритмико-интонационой структурой фраз, восприятия на слух речевого материала, воспроизведение слов своих ролей наизусть.
На заключительном этапе проекта ребята выступили с драматизацией произведения на школьном смотре " В гостях у сказки" перед учащимися начальных классов нашей школы, где были отмечены грамотой. Затем маленькие актеры снялись в видеофильме "Рукавичка", и продемонстрировали его на классном родительском собрании. Родителям очень понравилось, дети получили много положительных отзывов и эмоций.
Наш фильм мы отправили в Чувашскую республику в Цивильскую специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат №1, где учащиеся и педагоги посмотрели его. От них мы получили положительный отзыв: "Нельзя полностью понять суть сказки, лишь прочитав ее. По-настоящему можно понять это, только посмотрев постановку. Ведь именно великолепная игра актеров, декорации создают не сравнимую ни с чем картину, погружают зрителей в реальный мир. Этот фильм может использоваться в работе учителей и воспитателей начальных классов специальных коррекционных школ для детей с нарушениями слуха". Так же видеопостановка сказки "Рукавичка" пополнила методическую копилку нашей школы-интерната.
Таким образом, результаты проделанной работы оправдали ожидания руководителей и участников проекта. Поставленные цель и задачи достигнуты. Мы считаем, что проектная деятельность успешно ориентирована на использование знаний, умений, навыков, полученных детьми в ходе обучения, для постановки и решения практических задач. Она позволяет ребятам участвовать в создании конкретного результата в командных условиях, требующих применения коммуникативных контактов; решать общеобразовательные задачи по предметам; дает возможность детям проявить свое творчество и фантазию, реализовать свои возможности. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и способен повысить самооценку и веру в свои силы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства в школе для слабослышищих детей....
Конспект урока по теме:"Совершенствование коммуникативных навыков"
Используя современный деятельно-личностный коммуникативный подход на уроке применяются разнообразные формы и методы работы с учащимися: индивидуальные, парные, групповые, аудиосредства, а при работе с...
Методическая разработка "Совершенствование коммуникативных навыков чтения"
Как известно, чтение – это один из видов речевой деятельности. И согласно нормативным документам после окончания основной школы оно оказывается наиболее развитым.Целью обучения иностранным языкам в ср...
Совершенствование коммуникативных навыков с использованием новых технологий в обучении английскому языку
В работе раскрывается подходы в обучении английскому языку на примерах использования различных технологий для совершенствования навыков устной речи обучающихся на уроках и внеурочное время....
статья "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА"
Из опыта работы...
Доклад "Развитие коммуникативных умений обучающихся с нарушением слуха во внеклассное время"
Развитие речи во внеклассное время является неотъемлемой частью общей системы обучения языку. Формирование и совершенствование навыков словесного общения – основное направление...
Социальные сети как средство развития коммуникативных навыков старшеклассников с нарушением слуха
Статья "Социальные сети как средство развития коммуникативных навыков старшеклассников с нарушением слуха"...