Тема занятия: «Звуки С-Ш».
план-конспект на тему

Лисицина Елена Александровна

Цель: Закрепить навыки правильного произношения звуков  С – Ш.

 

 

Задачи: 

 

1 Коррекционно – образовательные: учить различать на слух звуки  С - Ш;

развивать навыки звукового анализа и синтеза; закрепить навыки послогового чтения;

закрепить навыки словообразования.

 

2 Коррекционно – развивающие: развивать моторику рук;

расширить объём механической памяти.

 

3 Коррекционно – воспитательные: воспитать стремление овладеть правильной речью.

 

Форма организации: фронтальное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_zanyati1.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия:  «Звуки С – Ш».

Цель: Закрепить навыки правильного произношения звуков  С – Ш.

Задачи:  

1 Коррекционно – образовательные: учить различать на слух звуки  С - Ш;

развивать навыки звукового анализа и синтеза; закрепить навыки послогового чтения;

закрепить навыки словообразования.

2 Коррекционно – развивающие: развивать моторику рук;

расширить объём механической памяти.

3 Коррекционно – воспитательные: воспитать стремление овладеть правильной речью.

Форма организации: фронтальное занятие.

Методы и приёмы: 1 словесные: объяснение, упражнение, загадки, чистоговорки.;

2 наглядные: предметные картинки, карточки домино, сюжетные картинки, абаки,

сюжетные картинки со стихами – шутками; 3 практические: закрепить навыки правильного произношения звуков С – Ш.

Оборудование и материалы: предметные картинки, карточки домино, сюжетные картинки, абаки, сюжетные картинки со стихами – шутками, доска и цветной мел, музыкальный центр.

Литература: Т. А. Матросова «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями».  (стр. 160 – 164) Методическое пособие. М. «Творческий центр» 2006.

                                                          План

1 Организационный момент……………………………………………………. …1 мин.

2  Объявление темы занятия…………………………………………………….… 1 мин.

3 Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С – Ш…3 мин.

4  Правильное произношение звуков С – Ш……………………………………    .3 мин.

5 Игра «Наоборот»………………………………………………………………  … 3 мин.

6 Игра «Домино»……………………………………………………………………  3 мин.

7 Упражнение «Говорящие картинки»……………………………………………  .3мин.

8 Физкультминутка…………………………………………………………………  .2 мин.

9 Закрепить навыки послогового чтения……………………………………………5 мин.

10 Сравнить слова, отличающиеся одним звуком………………………………….4 мин.

11 Упражнение «Путаница»……………………………………………………   …..3 мин.

12 Упражнение  «Новые слова»…………………………………………………   …3 мин.

13 Итог занятия…………………………………………………………………… ….1 мин.

                             

Этап урока

Время

Деятельность - логопеда

Примечания

1 Орг. момент.

2 Объявление темы занятия.

 

1 мин.

1 мин.

- Первым сядет тот, кто отгадает загадку и назовёт первый звук в слове – отгадке.

Зимой лежал, лежал,  Весной в речку побежал. (снег).

-Вторым сядет тот, кто отгадает другую загадку и назовёт первый звук в слове – отгадке.

Что за подруги, без которых

Зимой из дома не выйдешь. (шуба, шапка).

Сегодня мы с вами будем учить различать звуки  С – Ш, и закрепим навыки произношения этих звуков.

Сегодня моим помощником будет Дима.

Дима, помести картинки на фланелаграфе. Слушайте моё задание:

- отберите только те картинки, которые я назову,

- назовите их,

- поставьте картинки к соответствующим буквам.

                                       Ход урока

3 Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков  С – Ш.

4 Правильное произношение звуков С – Ш.

3 мин.

3 мин.

1 Санки, улитка, шкаф.

2 Антенна, свитер, шарф.

3 Шторы, самолёт, ананас.

- Первым задание выполнит мой помощник Саша. Саша, выбери того, кто будет выполнять задание следующим.    

Давайте чётко и правильно повторим первые звуки в этих словах. Кто догадался, какие согласные звуки мы будем сегодня чётко произносить.

- Дима, произнеси звук С. Где находится язычок? (внизу).

- Саша, произнеси звук Ш. Где находится язычок? (вверху).

- Моя кисть – это наш язык. Если пальчики опущены вниз, произносим слог СА, если пальцы (язык) подняты вверх – ША.

Меняем положение руки.

- Повторите чётко и правильно чистоговорки:

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

Дети выполняют задание.

Са – ша – са – са – ша – ша…

Ша – ша – ша – мама моет малыша,

Шу – шу – шу – я письмо пишу,

Су – су – су – холодно в лесу.

 5 Игра «Наоборот».

6 Игра «Домино».

3 мин.

3 мин.

- На волшебном дереве выросли картинки. А на них нарисованы разные предметы. Внимательно послушайте моё задание:

- тот, кого я назову, найдёт предмет, в названии которого есть звук  С,

- предмет, в названии которого есть звук Ш,

- назовёт эти предметы, выделяя звуки С – Ш.             (пример: Я буду искать транспорт – машина, самолёт.

Рита будет искать мебель (шкаф, стол, кресло…).

Саша одежду (рубашка, свитер, шорты…).

Дима животных (собака, кошка, слон…).

- А сейчас я узнаю, кто из вас самый внимательный, кто запомнил, какие картинки мы снимали с дерева.

- Правила игры: дружат только те слова, у которых одинаковы звуки  С или Ш. Называем эти слова, выделяем звуки С – Ш.

Появляется волшебное дерево.

Дети садятся на ковёр в кружок.

7 Упражнение «Говорящие картинки».

8Физкультминутка.

9 Закрепить навыки послогового чтения.

3  мин.

2 мин.

5 мин.

- Давайте заглянем в музыкальную гостиную. Послушаем музыку тихую и громкую.

Под тихую музыку каждый берёт по одной маленькой картинке, под громкую – по одной большой. Составьте предложения со своими картинками.

Сейчас узнаем, кто из вас самый внимательный. Кто запомнил слова со звуком  С, а кто  со звуком Ш.

- Давайте расскажем и покажем стихи руками.

«Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла

Два глаза..шляпа..нос..метла.

Но солнце припечёт слегка –

Увы! – и нет снеговика.

Под торжественную музыку дети делают круг почёта и садятся на свои места.

- Возьмите Абаки. Я буду диктовать вам слоги и слова, а вы будете составлять их на своих абаках.

СА – ШО – СУ – СЫ – ША.

ШУ- САША – СУША - СУШУ

Дети подходят к дивану, логопед включает музыкальный центр, играет музыка.

Дети читают слоги и слова. Составляют предложения со словами СУШУ.

10 Сравнить слова, отличающиеся одним звуком.

11 Упражнение «Путаница».

12  Упражнение «Новые слова».

13 Итог занятия.

4  мин.

3  мин.

3  мин.

1 мин.

- Дети, что такое МИСКА?

А кто такой МИШКА?

Послушайте, как я произношу эти слова:

МИСКА- МИШКА

Все ли звуки одинаковы в этих словах?

- А остальные звуки в этих словах одинаковые или разные?

Рита начертит схему слова МИСКА, Дима начертит схему слова МИШКА.

- Мы изменили один звук в слове, и получилось новое слово.

- Послушайте, что напутал Незнайка. Исправьте его.

Сладко спит в берлоге МИСКА,

На столе с салатом МИШКА.

Положили в плошку КАСКУ,

Надевал пожарный КАШКУ.

- Замените звук С на звук Ш, какое новое слово получилось – назовите.

Сутки – Шутки

Скала – Шкала

Сок – Шок  Споры – Шпоры

 ваС – ваШ наС – наШ.

- Сегодня мы с вами учились чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки С – Ш.

Досвидания.

Появляются картинки.

Дети: В слове МИСКА – есть звук С, а в слове МИШКА – звук Ш.

Доска делится пополам, дети чертят схему, сравнивают звуковой состав слов.

Вывод: Все звуки в словах одинаковые, кроме звуков С – Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звуки и буквы П,Т,К."

Конспект фронтального занятия по подготовке детей к обучению грамоте в первом периоде....

Логопедическое занятие "Звук и буква И"

Данное занятие ориентировано на обучающихся 1 классов с общим недоразвиием речи. Большое внимание уделяется не только фонематическому восприятию, правильной артикуляции звука и, закреплению написания ...

Логопедическое занятие "Звук Ш"

Индивидуальное логопедическое занятие предназначено для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида....

Индивидуальное занятие. Звук Р

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Р в словах с использованием ИКТ технологий....

Бинарное занятие «Звуки гласные нужны, звуки гласные важны!»

Занятие ориентировано на обучающихся ресурсного класса общеобразовательной школы, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным общеобразовательным п...