Конспект занятия "Звуки и буквы П,Т,К."
план-конспект по теме
Конспект фронтального занятия по подготовке детей к обучению грамоте в первом периоде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте
детей с нарушениями зрения
«Звуки и буквы П,Т,К.»
Составили:
учитель-логопед Ляхина Т.Н.
учитель-дефектолог Михайлова И.Т.
Тема: «Звуки и буквы П, Т, К.»
Цель : дифференциация звуков и букв П, Т, К.
Образовательные задачи:
1) закреплять навык четкого произношения звуков П, Т, К и их дифференциации в слогах, словах и предложениях;
2) упражнять в звуковом анализе и синтезе обратного слога;
3) закреплять навык определения согласного звука в конце слова;
4) упражнять в составлении предложений с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени;
Развивающие задачи:
1) развивать зрительное и слуховое восприятие;
2) развивать зрительный анализ и синтез;
3) развивать внимание, память;
4) развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательная задача:
совершенствовать коммуникативные качества.
Оборудование: предметные картинки ( паук, танк, сноп, самолет, самокат, тыква, капуста, туфли ); схема для характеристики звуков; символы для обозначения звуков ( демонстрационные и индивидуальные); таблицы с буквами для индивидуальной работы; счетные палочки; демонстрационные буквы на шариках; игрушка « Тутуляк»; портрет игрушки.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Проведение коммуникативной игры « Здравствуйте»
Здравствуйте , ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! ( «Пружинка»)
Топ-топ-топ! (Топают ногами)
Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)
Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам)
Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево)
Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево)
Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами)
Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед)
Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком)
Здравствуйте, гости! (протягивают руки вперед)
Здравствуйте! (кланяются)
2.Основная часть
1.Постановка цели занятия
Логопед: «А где же Тутуляк? Здесь только его портрет. Наверно, его заколдовал злой Волшебник. Нам надо выполнить задания, чтобы Тутуляк к нам вернулся».
-Мы будем говорить о звуках и буквах П, Т, К.
-Какие это звуки? (согласные)
-Почему они так называются? (когда мы их произносим, во рту есть преграда)
-Что образует преграду? (губы, зубы, язык)
2.Произнесение звуков П, Т, К:
а) звук П – губы смыкаются и размыкаются
б) звук Т – язык толкается в зубы
в) звук К – язык комочком отодвигается назад
Произнесение сопровождается показом работы губ и языка с помощью кистей рук.
3.Проговаривание слоговых рядов:
а) с различной позицией ударного слога
па-па-та
ту-ту-ку
па-та-та
ку-ту-ту
б) проведение игры «Телефон»: каждый ребенок называет один слог из слогового ряда друг за другом
па-та-ка
ку-ту-пу
4.Анализ и синтез обратного слога
а) слоги ап, ут, ик (ладошки сложены перед собой – ап; раскрываем ладошки – левая звук «а», правая звук «п»);
-Сколько звуков произнесли? (два)
-Какой первый звук? (а)
-Какой второй звук? (п)
-Сложим ладошки, что получилось? (ап) и т.д.
б) проведение игры «Живые звуки» с демонстрационными домиками:
красный домик – гласный звук
синий домик – согласный звук
Два ребенка называют поочередно гласный и согласный звуки, держа в руках соответствующие домики; остальные дети называют получившийся слог.
в) составление схемы обратного слога из символов
5.Работа с предметными картинками:
а) определение картинок, в названии которых есть звуки П, Т, К
б) определение последнего согласного звука в составе слова (сноп, танк, паук, самолет, самокат) в игре «Поймай звук»;
в) проведение игры «Что изменилось» - запоминание последовательности картинок в ряду и определение изменений в этой последовательности;
г) проведение игры «Назови картинки, которые я показала» - запоминание показанных картинок и называние их.
6.Составление предложений по данному образцу.
Инструкция: «Я говорю про один предмет, а вы – то же самое о нескольких предметах».
Мальчик копает яму. (Мальчики копают яму.)
Девочка покупает конфеты. (Девочки покупают конфеты.)
Папа купает коня. (Папы купают коня.)
Капля капает кап. (Капли капают кап-кап.)
7.Выполнение речевого упражнения: проговаривание скороговорки с изменением темпа.
-Как капают капли? (поднятые вверх руки плавно опустить на стол)
Как? (плечи поднять, опустить)
Капли капают (поднятые вверх руки плавно опустить на стол)
Кап-кап (2раза стукнуть по столу ладошками)
8.Подведение итога: о каких звуках мы говорили? (п, т, к); какие это звуки? (согласные).
9.Появление тифлопедагога с Тутуляком и шариками под музыку.
Выполнение логоритмической гимнастики с музыкальным сопровождением: дети маршируют по кругу, сходясь к центру, хлопают в ладоши.
10.Рассматривание шариков и называние букв П, Т, К.
11.Выполнение заданий по таблицам с буквами за мольбертами:
а) упражнение в сличении изображений по принципу сходства и различия: соединение линиями одинаковых букв больших с маленькими;
б) определение пространственных соотношений элементов букв: дописывание незаконченных букв;
в) узнавание контурных наложенных изображений.
12.Выполнение гимнастики для глаз:
Раз – налево (соответствующие движения глазами)
Два – направо
Три – наверх
Четыре – вниз
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
А теперь нажмем немножко (надавливающие движения
Точки возле своих глаз, указательными пальцами вокруг глаз)
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз.
13.Конструирование букв П, Т, К из палочек.
14.Конструирование букв П, Т, К с помощью рук.
15.Проведение игры «Угадай букву»: дети встают друг за другом, каждый пишет пальцем букву (П, или Т, или К) на спине товарища, а тот должен угадать, какая буква была написана.
3.Подведение итогов занятия: какие буквы мы повторяли? (П, Т, К).
Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."
Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....
Конспект логопедического занятия "Буквы Н, К, П, Т, Б, Д. Освоение механизма чтения"
"Буквы Н, К, П, Т, Б, Д. Освоение механизма чтения"...
Конспект урока "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"
Конспект урока русского языка в 6 классе с применением технологии встречных усилий "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...
Конспект занятия «Здравствуй, буква У»
«Здравствуй, буква У» Задачи:Коррекционно-образовательные:Познакомить детей со звуком и буквой У. Закрепить представление о букве и звуке А. Сравнить звуки А и УКоррекционно-развивающие:Раз...
Конспект занятия «Здравствуй, буква А»
quot;Здравствуй, буква А"Задачи:Коррекционно-образовательные:Познакомить детей со звуком и буквой А.Коррекционно-развивающие:Развивать слуховое внимание, фонематический слух.Работать над речевым...
Конспект логопедического занятия «Буквы Б – П. Дифференциация звуков [б] – [п] в слогах, словах».
Для учащихся 2 класса, страдающих наушением письма....
Конспект занятия «Дифференциация букв и-у».
Конспект занятия для 2 класса по коррекции дисграфии....
Комментарии
Конспект занятия по