Рабочая программа по предмету окружающий природный мир
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh.prirod.mir_.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено на заседании МО (название)» Руководитель МО _____________/ Фахрединова Л.Ф / ФИО Протокол № ___ от «__»__________2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №1 г.Ртищево» _____________/Абдулаева Е.В/ ФИО «__»____________2017г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №1 г.Ртищево» _____________/Н.А. Попова/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Ефимовой Надежды Михайловны
по предмету: окружающий природный мир
обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья
(интеллектуальные нарушения)
в очно-заочной форме
ФГОС НОО II вариант
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______2017г.
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для учащегося 2 класса надомного обучения Сидорова Владимира представляет собой систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе программно-методических материалов «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВЛАДОС, 2010, и следующих нормативно - правовых документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. No1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО и ООО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.
АООП НОО обучающихся с УО В.2.
Приказа № 279-0 от 1.09.2017 МОУ «СОШ №1 г.Ртищево Саратовской области»
- Положения о РП обучающихся с ОВЗ 2016г.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире.
Задачи
- формировать у обучающихся знания об окружающем мире, умение отвечать на вопросы, обогащать словарный запас;
- развивать способности видеть, сравнивать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
- воспитывать у обучающихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется учебник «Живой мир» для 1 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Авторы - составители: Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова, М.: «Просвещение», 2011.
Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с нарушением интеллекта, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
В ходе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Мир растений», «Мир животных», «Явления природы».
Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана.
Мир растений. Совместные с обучающимися наблюдения за растениями, формирование представлений о разнообразии растений.
Чтение литературных произведений и загадок о растениях.
Мир животных. Совместные с обучающимися наблюдения за домашними животными, за зимующими птицами (воробей, ворона, синица,) беседы об их жизни и повадках, игры, отражающие жизнь домашних животных и их детенышей, птиц. Кормление птиц во время экскурсий и наблюдений.
Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки, стихи, короткие рассказы). Знакомство с пиктограммами «собака», «лошадь», «кошка». (Интеграция с учебным предметом «Речь и альтернативная коммуникация».)
Явления природы.
Совместное с обучающимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег, холодный дождь (в зависимости от погодных условий); весной: тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки.
Наблюдения, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками. Обучение составлению двухсловных предложений (Есть ветер? Нет ветра? Дует ветер.).
В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений обучающихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках.
Чтение обучающимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о 1 явлениях природы, о небесных светилах. Вовлечение обучающихся в доступные народные игры.
Рисование учителем с привлечением к этому действию учеников красками (вместе с учителем): создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой и последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (солнце, тучи). Называние их с помощью учителя. (Интеграция с уроками «Изобразительная деятельность».)
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Образовательная область: естествознание
Предмет «Окружающий природный мир» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 1 час в неделю, общее количество часов за год 34.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
2.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
- представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
интерес к объектам и явлениям неживой природы;
расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода, воздух, земля)
представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;
умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
- Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
интерес к объектам живой природы;
расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.);
опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
- Элементарные представления о течении времени:
Умение различать части суток, дни недели;
Представления о течении времени: смена событий дня, суток.
Учебно – тематическое планирование
по предмету окружающий природный мир
Класс 2 «к»
Учитель Ефимова Н.М
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Учащийся обучается без оценивания.
Программа составлена на основе программно-методических материалов «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВЛАДОС, 2010
№ п/п | Содержание (тема раздела, уроков) | Кол- во часов | Дата | Инновационная деятельность направления духовно-нравственное, патриотическое, семейное, здоровый образ жизни) | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Исследование природных объектов. Вода. Свойства воды. | 1 | 07.09 | Духовно-нравственное воспитание | Расширять представления об окружающем мире. |
2 | Исследование природных объектов. Песок. Свойства песка. | 1 | 14.09 | Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря. | |
3 | Исследование природных объектов. Земля и глина. Сходства и различия. Экскурсия. | 1 | 21.09 | ЗОЖ | Корригировать речевую деятельность учащихся. |
4 | Исследование природных объектов. Камешки. Свойства и внешний вид камней. | 1 | 28.09 | ||
5 | Исследование природных объектов. Шишки и желуди. Сходства и различия. | 1 | 04.10 | Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря. | |
6 | Исследование природных объектов. Сравнение листьев деревьев. | 1 | 11.10 | ||
7 | Изменение цвета листьев с изменением времени года. Экскурсия | 1 | 18.10 | ЗОЖ | Расширять представления об окружающем мире. |
8 | Соотнесение листа и дерева. (клен-кленовый лист, береза-березовый лист) | 1 | 25.10 | ||
9 | Повторение ранее пройденного. Деревья и их листочки. (клен, береза). | 1 | 08.11 | Расширять представления об окружающем мире. | |
10 | Лиственные и хвойные деревья. Ель, дуб. | 1 | 15.11 | ||
11 | Фрукты. Яблоко. | 1 | 22.11 | Духовно-нравственное воспитание | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
12 | Фрукты. Банан. | 1 | 29.11 | ||
13 | Фрукты. Лимон. | 1 | 06.12 | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. | |
14 | Сравнение фруктов: вкус, запах, цвет | 1 | 13.12 | ||
15 | Овощи. Морковь. Внешний вид, цвет, форма, использование. | 1 | 20.12 | Развивать диалогическую и монологическую речь. | |
16 | Овощи. Картофель. Внешний вид, цвет, форма, использование. | 1 | 27.12 | ||
17 | Овощи - огурец и помидор, сравнение. Внешний вид, цвет, форма, использование. | 1 | 17.01 | ЗОЖ | Развивать диалогическую и монологическую речь. |
18 | Использование овощей в пищу. Экскурсия на кухню. | 1 | 24.01 | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. | |
19 | Сравнение овощей между собой: сходство и различие. | 1 | 31.01 | ||
20 | Овощи и фрукты. Дифференциация. Отличие. | 1 | 07.02 | Семейное воспитание | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
21 | Сад и огород. | 1 | 14.02 | Развивать диалогическую и монологическую речь. | |
22 | Сад и фрукты в нем. | 1 | 21.02 | Нравственное воспитание | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
23 | Огород и огородные растения. | 1 | 28.02 | ||
24 | Труд человека в саду и огороде. Практическая работа. | 1 | 07.03 | Семейное воспитание | Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря. |
25 | Домашние животные. Корова. Внешний вид, основные признаки. Части тела. | 1 | 14.03 | Семейное воспитание | |
26 | Домашние животные. Свинья. Внешний вид, основные признаки.Части тела | 1 | 21.03 | Развивать диалогическую и монологическую речь. | |
27 | Различение и узнавание коровы и свиньи. | 1 | 04.04 | ||
28 | Домашние животные. Кошка,собака. Внешний вид, основные признаки. | 1 | 11.04 | Нравственное воспитание | Развивать диалогическую и монологическую речь. |
29 | Дикие животные. Лиса. Внешний вид, основные признаки. | 1 | 18.04 | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. | |
30 | Дикие животные. Медведь. Внешний вид, основные признаки. | 1 | 25.04 | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. | |
31 | Строение животных. Части тела. Лапы ,хвост,уши,зубы. | 1 | 02.05 | ||
32 | Сравнение диких и домашних животных. | 1 | 16.05 | ЗОЖ | |
33 | Сравнение диких и домашних животных. | 1 | 23.05 | Духовно-нравственное воспитание | |
34 | Повторение. | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир"
Программа предназначена для обучающихся 1-го класса с умеренной умственной отсталостью, которые обучаются по СИПР....
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» 6 класс.
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 5 класс
АООП по предмету "Окружающий природный мир" для работы с учащимися с нарушением интеллекта (II вариант)....
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 7 класс.
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир", 7 класс ( 2 вариант)...
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» 4 класс.
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой)...
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида.
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида....