Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» 4 класс.
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету
«Окружающий природный мир» 4 класс, ФГОС (2 вариант)
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика учебного предмета.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
- Календарно - тематическое планирование.
8) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основt федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2); авторской программы В.В. Воронковой Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Окружающий природный мир» предусматривает обучение школьников с 1по 12 класс.
Цели и задачи учебного предмета
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
В программе выделяются следующие основные задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала.
2.Общая характеристика учебного предмета (курса)
Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений происходит по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.
На уроках уточняются и обогащаются знания и представления детей об окружающих предметах. Все предметы называют и характеризуют их по цвету, форме, размеру, вкусу , запаху. Сравнивают предметы, находят сходные и отличительные признаки. Обобщают и классифицируют предметы по образцу, показу, затем со словесной инструкции.На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов, показывается различие между видовым и родовым понятием, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей
На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Окружающий природный мир» относится к образовательной области «Окружающий мир». В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения. Программа предусматривает следующее количество часов по классам:
1 класс – 2 часа в неделю – 33 учебных недели – всего 66 часов
2 класс – 2 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часа.
3 класс – 2 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов.
4 класс – 2 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов,
5 класс – 2 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов,
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующихпедагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Проявляет уважение к людям старшего возраста.
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
- Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, проявлять собственные чувства;осознавать, что может, а что ему пока не удается;
- Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.
- Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); определяет состояние своего здоровья;
- Осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
- умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
- умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
- испытывать потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремиться помогать окружающим
Коммуникативные УД:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов
Предметные результаты:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
- Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
- Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
- Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
- Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
- Интерес к объектам живой природы.
- Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
- Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
- Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
- Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
- Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
Класс | Обучающиеся должны уметь: | Обучающиеся должны знать: |
4класс |
| -названия и свойства природных явлений; - взаимосвязь между животным и растительным миром; - правила бережного отношения к природным объектам; - особенности природы нашего края; -редкие и охраняемые объекты живой природы. |
5.Содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем учебного предмета | Количество часов, | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть | Реализация РК |
4класс | 68 | |||
Растительный мир | 16ч | Сезонные изменения в природе осенью. Деревья. Комнатные цветы. Практическая работа. Фрукты. Овощи. Ягоды. Викторина «Растительный мир» | Рисунок-3 Лепка-1 Экскурсия -2 Практическая работа-1 | Декоративные цветы в нашей школе. Зеленый подоконник |
Животный мир | 16ч | Сезонные изменения в природе поздней осенью. Домашние животные. Дикие животные. Домашние птицы. Перелетные птицы. Значение птиц, домашних животных в жизни человека, в природе. Расширить представления о животных, живущих вместе с человеком; уход за ними. | Рисунок-2 Лепка-2 Экскурсия-2 | Хищники лесов Южного Урала. Перелетные птицы нашего края. |
Объекты природы | 20ч | Живая природа: земля, цветы, травы, деревья, животные, птицы. Неживая природа: вода, песок, облака, солнце, равнины ,овраг. Сезонные изменения в природе. Явления природы. Дождь. Лото « Живая и неживая природа» | Рисунок-3 Аппликация-1 Экскурсия-2 | Природа Южного Урала. Река Урал. |
Временные представления | 16ч | Сезонные изменения в природе осенью, зимой, весной. Календарь природы. Сезоны. Практическая работа. Дидактическая игра «Времена года». Соотнесение погоды и времен года. Дни недели. Лото «Дни недели» Загадки временах года. | Рисунок-1 Практическая работа-1 Лото-1 Дидактическая игра-2 | Магазин «Веселый садовник» Лето на Урале |
6.Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Во время обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Оценивание проводится по результату наличия динамики в развитии обучающегося, при этом заполняется «Лист наблюдений за развитием учащегося» с помощью следующих критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики. Результаты анализа представляются в форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
Критериями оценивания являются:
положительная динамика: способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
незначительная динамика: смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
отсутствие динамики: обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
Овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
7. Календарно-тематическое планирование
4 класс.
Iчетверть- 16ч.
№ п/п | Тема | Кол. час | Дата | Основные понятия | Основные виды деятельности обучающихся | Коррекционная работа |
1 | Временные представления.
| 1 | День, ночь, сутки, дни недели | Соотносят наблюдаемые объекты с их названием. Соотносят частей суток с видами деятельности. Узнавание дней недели. | Коррекция эмоциональной сферы через формирование учебной мотивации. | |
2 | Времена года. Осень Р.К. "Осенний пришкольный сад" | 1 | Осень, ранняя осень, сентябрь, октябрь, ноябрь | Составление описательного рассказа по опорным словам. Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Наблюдение за осенними работами в огороде. | Коррекция пространственного восприятия. | |
3 | Времена года. Последовательность | 1 | Осень, осенние месяцы. | Называют время года, последовательность по наглядности, Развитие диалогической речи через ответы на вопросы. | Коррекция представлений об окружающем мире. | |
4 | Времена года. Соотношение месяцев | 1 | Названия месяцев и времён года | Соотносят называемые объекты с их названием. Соотносят время года с названием месяцев. | Коррекция представлений об окружающем мире. | |
5 | Календарь природы. Практическая работа. Определение времени года по календарю природы. | 1 | Названия месяцев и времён года. Похолодание, пасмурно, увядание | Под руководством учителя наблюдают за изменениями в живой и неживой природе. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. | |
6 | Календарь природы. Соотношение месяцев с временем года по календарю | 1 | Последовательность | Под руководством учителя наблюдают за изменениями в живой и неживой природе. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
7 | Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности | 1 | Виды деятельности в разные части суток | Под руководством учителя наблюдают за изменениями в живой и неживой природе. | Коррекция речи ч/з составление рассказа по опорам. | |
8 |
| 1 | Живая природа | Изучают объект, характеризуют их по основным признакам, включая все анализаторы; отгадывают загадки. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. | |
9 | 1 | Листопад. | Изучают деревья характеризуют их по основным признакам, включая все анализаторы; отгадывают загадки. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. | ||
10 | Живая природа. Птицы перелетные. | 1 | Перелетные птицы | Изучают по наглядности перелетных птиц, характеризуют их по основным признакам, отгадывают загадки. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
11 | Живая природа. Животные. | 1 | их по основным признакам, включая все анализаторы; отгадывают загадки. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. | ||
12 | Груша. Узнавание. | 1 | Садовое дерево. | Изучают деревья, характеризуют их по основным признакам. Слушают и узнают дерево по их виду и признаку | Коррекция слухового восприятия, памяти на основе упражнений | |
13 | Груша. Внешний вид. | 1 | Плоды- фрукты. | Изучают внешний вид фрукта, повторяют за учителем основные признаки. | Коррекция речи ч/з составление рассказа по опорам. | |
14 | Груша. Вкус. | 1 | Витамины. Питание: компот, варенье | Пробуют на вкус определяют на вкус. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. | |
15 | Груша. Запах. | 1 | Сладкий, горький. | Определяют на запах включая все анализаторы. | Коррекция слухового восприятия, памяти на основе упражнений | |
16 | Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Р.К. Природа твоего края. | 1 | Природный материал. | Составление описательного рассказа по опорным словам. | Коррекция речи ч/з составление рассказа по опорам. | |
IIчетверть-15ч. | ||||||
17 (1) | Части суток. | 1 | Сутки | Организовывают свое рабочее место. Слушают учителя. Действуют по подражанию, используя по назначению учебный материал. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. | |
18 (2) | Осень. Труд людей осенью. Р.К. "Овощная ярмарка города | 1 | Подготовка почвы | Слушают учителя. Действуют по подражанию, используя по назначению учебный материал с помощью взрослого. | Коррекция слухового восприятия, памяти на основе упражнений | |
19 (3) | Осень. Одежда людей осенью | 1 | Меняем одежду | Работают по предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. | |
20 (4) | Живой мир. Перелетные птицы. Ласточка. | 1 | Перелетные птицы Жаркие страны |
| Коррекция слухового восприятия, памяти на основе упражнений | |
21 (5) | Живой мир. Ласточка. Внешний вид. | 1 | Внешний вид. |
| Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. | |
22 (6) | Живой мир. Ласточка. Строение. | 1 | Строение | Участвуют в беседе используя невербальные и вербальные методы общения. | Коррекция слухового восприятия, памяти на основе упражнений | |
23 (7) | Живой мир. Ласточка. Питание. | 1 | Питание | Участвуют в беседе, используя невербальные и вербальные методы общения Работа с предметными и сюжетными картинками. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. | |
24 (8) | Зима. Снегопад. Экскурсия «Наш прикольный сад» | 1 | Снегопад | Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы учителя. Наблюдение за объектами природы. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
25 (9) | Зима. Одежда и занятия детей зимой | 1 | Мороз, теплые вещи | Участвуют в беседе. Ответы на вопросы учителя. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
26 (10) | Зимующие птицы. Воробей. Узнавание. | 1 | Зимовать | Участвуют в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
27 (11) | Зимующие птицы. Воробей. Строение. | 1 | Забота | Участвуют в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине. Работа с предметными картинками. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
28 (12) | Зимующие птицы. Воробей. Питание. Р.К. Зимующие птицы нашего города. | 1 | Кормушка | Участвуют в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
29 (13) | Зимующие птицы. Воробей. Строение. | 1 | Забота | Участвуют в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине. Работа с предметными картинками. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
30 (14) | Неживая природа. Камни. Песок. | 1 | Песок | Участвуют в беседе, используя невербальные и вербальные методы общения Работа с предметными и сюжетными картинками. | Коррекция слухового восприятия, памяти на основе упражнений | |
31 (15) | Неживая природа. Облака. | 1 | Облака | Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы учителя. Наблюдение за объектами природы. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. | |
III четверть-20ч. | ||||||
32 (1) | Неживая природа. Вода. Р.К. Зима на Урале. | 1 | Свойства воды | Под руководством учителя наблюдают за изменениями в живой и неживой природе | Коррекция внимания, восприятия. | |
33 (2) | Неживая природа. Камни, песок. | 1 | Твердые и сыпучие | Разгадывают загадки, составляют по картинкам и наводящим вопросам предложения. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
34 (3) | Неживая природа. Облака. | Виды облаков | Участвуют в беседе используя невербальные и вербальные методы общения Работа с предметными и сюжетными картинками. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | ||
35 (4) | Земля и солнце. Изменения в природе в феврале | 1 | Изменения в природе | Рассматривают картинки, установление последовательности | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. | |
36 (5) | Равнины. Узнавание. | 1 | Картинки (фото) земная поверхность. | Работают по предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
37 (6) | Равнины, горы. Сравнение. Р.К. «Уральские горы» | 1 | Равнины, горы | Отвечают на вопросы учителя сравнивают объекты с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др) | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. | |
38 (7) | Овраг. Узнавание. | 1 | Будьте бдительно-овраг | Рассматривание картинок, отгадывание загадки с характерными признаками | Коррекция внимания, восприятия. | |
39 (8) | Равнины, овраг- сравнение. | 1 | Ровная поверхность,яма | Выполняют действия по образцу и по подражанию. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
40 (9) | Равнины, овраг- различие. | 1 | Ровная поверхность,яма | Рассматривают, устанавливают различие по картинкам и наводящим вопросам предложения. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
41 (10) | Дикие животные. Волк. Узнавание. | 1 | Внешний вид | Участвуют в беседе используя невербальные и вербальные методы общения. Отвечают на вопросы учителя полным ответом. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. | |
42 (11 | Волк. Части тела. | 1 | Части тела |
| Коррекция связной устной речи через упражнения в построении предложений. | |
43 (12) | Волк. Детеныши. | 1 | Строение,корм | Участвуют в беседе используя невербальные и вербальные методы общения. | Коррекция внимания, восприятия. | |
44 (13) | Волк. Питание. | 1 | Добывает пищу. Всё живое не может существовать без воды, тепла, пищи. | Работают по предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
45 (14) | Дикие животные. Волк, заяц-различие. Р.К. «Дикие животные Южного Урала» | 1 | Различие,повадки | Рассматривание картинок; установление последовательности | Коррекция связной устной речи через упражнения в построении предложений. | |
46 (15) | Домашние животные. Свинья. | 1 | Загадки | Просмотр презентации. Отвечают на вопросы. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей | |
47 (16) | Свинья. Части тела. | 1 | Строение тела |
| Коррекция связной устной речи через упражнения в построении предложений. | |
48 (17) | Свинья. Детеныши. | 1 | Поросята | Участвуют в беседе используя невербальные и вербальные методы общения. | Коррекция внимания, восприятия. | |
49 (18) | Свинья. Питание. | 1 | Специальный корм | Работают по предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение. | Коррекция связной устной речи через упражнения в построении предложений. | |
50 (19) | Домашние животные. Коза и свинья. | 1 | Сравнение и отличие | Рассматривание картинок, ответы на вопросы. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
51 (20) | Весна. Ручьи, сосульки. | 1 | Образование сосульки,ручья Прозрачность, текучесть, свойства | Работают по предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
IV четверть-17ч. | ||||||
52 (1) | Весна. Сезонные изменения в природе. | 1 | Тепло, ярко светит солнце | Работают по предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей | |
53 (2) | Репа. Узнавание. | 1 | Части репы. | Рассматривание овоща; знакомятся с названием, выделяют части растения | Коррекция связной устной речи через упражнения в построении предложений. | |
54 (3) | Репа. Внешний вид. | 1 | Круглый, бугристая поверхность, желтенький | Рассматривание репы; сравнение выделяют части растения | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей | |
55 (4) | Репа. Вкус. | 1 | Твердый,сладкий,кислый | Отвечают на вопросы учителя определяют вкус с использованием различных анализаторов | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении | |
56 (5) | Репа. Запах. | 1 | Резкий,сладкий | Отвечают на вопросы учителя определяют запах с использованием различных анализаторов | Коррекция эмоциональной сферы через воспитание любви к природе. Формирование умения наблюдать за конкретными предметами. | |
57 (6) | Репа. Съедобная часть. | 1 | корешки | Работают по предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение | Коррекция связной устной речи через упражнения в построении предложений. | |
58 (7) | Репа. Не съедобная часть. | 1 | Листья-вершки | Работают по предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. Воспитание нравственных чувств, любви к природе. | |
59 (8) | Комнатные растения. Герань Узнавание. | 1 | Герань | Знакомятся с растением, описывают по вопросам учителя рисуют. | Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение. | |
60 (9) | Комнатные растения. Герань. Внешний вид. | 1 | Листья круглой формы, мягкие | Работают по предложенному плану и в нужном темпе используя вербальное и невербальное общение. | Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение. | |
61 (10) | Комнатные растения. Герань. Строение. | 1 | Части цветка | Слушают учителя. Действуют по подражанию, используя по назначению учебный материал с помощью взрослого. | Коррекция связной устной речи через упражнения в построении предложений. | |
62 (11) | Комнатные растения. Герань. Уход. Практическая работа. Зеленый подоконник | 1 | Пересадка,посадка | Выполняют действия по образцу и по подражанию. | Коррекция связной устной речи через упражнения в построении предложений. | |
63 (12) | Живой мир. Цветы, травы. | 1 | Части цветка, бархатистая поверхность, на ощупь, мачеха. | Участвуют в беседе используя невербальные и вербальные методы общения | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании, различении. | |
64 (13) | Живой мир. Цветы. Астра. Узнавание. Р.К. «Веселый садовник- магазин» | 1 | Клумба, цветение. | Под руководством учителя наблюдают за погодными явлениями | Коррекция связной устной речи через упражнения в построении предложений. | |
65 (14) | Живой мир. Цветы. Астра Внешний вид. | 1 | Описание | Работают по карточкам. Отвечают на вопросы | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. | |
66 (15) | Живой мир. Астра. Строение | 1 | Стебель, листья, цветы, корень | Наблюдают. Помогают учителю в пересадки растений | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении | |
67 (16) | Живой мир. Цветы. Астра. Уход. | 1 | Полив | Выполняют действия по образцу и по подражанию. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. | |
68 (17) | Лето. Ягоды. Экскурсия. РК. Лето. | 1 | Ягоды | Участвуют в беседе, используя невербальные и вербальные методы общения. Отвечают на вопросы учителя полным ответом. |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Список учебно-методической литературы:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
- Адаптированная программа для экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных ( коррекционных) общеобразовательных школ для умственно отсталых детей ( вспомогательных школ VIII вида № 186 г. Москвы и № 14 г. Орла). Программа утверждена зам. Министра просвещения РСФСР И. М. Косоножкиным 30 мая в 1983г.
- Учебники
- Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 1 класса. – М., «Владос», 2012 г
- Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса. – М., «Владос», 2013 г
- Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 3 класса. – М., «Владос», 2012 г
- Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 4 класса. – М., «Владос», 2013 г
- Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир 1 класс.- М.: «Просвещение», 2012 г.
- Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир 2 класс.- М.: «Просвещение», 2013 г.
- Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир 3 класс.- М.: «Просвещение», 2013 г.
- Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир 4 класс.- М.: «Просвещение», 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» 6 класс.
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 5 класс
АООП по предмету "Окружающий природный мир" для работы с учащимися с нарушением интеллекта (II вариант)....
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 7 класс.
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир", 7 класс ( 2 вариант)...
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида.
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида....
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир", 1 класс по АООП, 9.2
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР. 1 КЛАСС...
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для детей 4 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 9.2) с контрольно-измерительными материалами (КИМ)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Ва...
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» 1-11 классы.
рабочая программа...