Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир"
рабочая программа

Программа предназначена для обучающихся 1-го класса с умеренной умственной отсталостью, которые обучаются по СИПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opm.docx76.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска»

«Рассмотрено»

Руководитель М.О.

_________ О. А. Ястребцева  

Протокол № ___ от

«____»________20 ____ г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР ГОКУ СКШ № 4 г. Иркутска

________ Н.С. Полоскова

«____»_______20_____ г.

«Утверждаю»

Директор

ГОКУ СКШ № 4г. Иркутска

__________И.В. Анучин

Приказ № ___ от «___»____20_____ г.

Рабочая учебная программа

«Окружающий природный мир»

(наименование учебного предмета / курса)

для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, 1 «И» класс

(ступень образования / класс)

на 2018-2019 уч. год.

(срок реализации программы)

Программу составила: Притчина Е. А.

(Ф.И.О. учителя)

Иркутск

2018 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП. Программа разработана на основе:

- Требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП 2 варианта.

- Программы формирования базовых учебных действий.

        Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012года N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 года).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об  утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Учебный план  ГОКУ Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска.

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире.

Дети с умеренной умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний, в том числе и по предмету «Окружающий природный мир». Они имеют слабое представление о предметах и явлениях природы, не различают времена года и путают их названия. В силу основного дефекта первоклассникам недоступны такие мыслительные процессы, как классификация, обобщение и т. д. Ученики не знают названия и признаки многих овощей, фруктов, животных, птиц, растений. У детей недостаточно развит кругозор, а также часто снижен интерес к окружающему миру. Таким образом, педагог должен всячески стимулировать познавательную деятельность первоклассников, всячески способствовать развитию кругозора, а также направлять в процессе обучения элементам представлений об окружающем мире.

Рабочая программа для 1 класса составлена на основе разработанных СИПРов обучающихся, имеющих разный уровень усвоения образовательной программы (достаточный, минимальный), сформированности интегративных качеств личности, физического развития и психосоматического здоровья, проходящих обучение в четырех подгруппах. Согласно СИПРам, календарно-тематический план был разработан таким образом, что расширение объема изучаемого материала и увеличение его сложности происходит в медленном темпе с учетом особенностей обучающихся и требует большого разнообразия дидактических упражнений и наглядных средств. Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.

Программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

  • Формирование представлений об овощах и фруктах, о домашних животных, птицах, о временах года посредством специально организованного обучения в различных предметно-практических и игровых ситуации;
  • Наблюдение сезонных изменений в неживой природе.
  • Коррекция основных психических процессов общей, мелкой моторики и общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;
  • Воспитание устойчивого, сознательного интереса к учебе через расширение кругозора.

Срок реализации программы – 1год.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа предмета «Окружающий природный мир» рассчитана в 1 классе на 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебных недели. В системе предметов «Окружающий природный мир» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана.

РАЗДЕЛЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Растительный мир

20

Животный мир

20

Временные представления

9

Объекты неживой природы

13

Всего

62

Четверть

Количество часов

1 четверть

16 ч.

2 четверть

17 ч.

3 четверть

18 ч.

4 четверть

11 ч.

Всего

62 ч.

4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  

      Личностные результаты освоения программы могут включать:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

      Возможные предметные результаты  должны отражать:

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
  • Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
  • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Интерес к объектам живой природы.
  • Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
  • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3) Элементарные представления о течении времени.

  • Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
  • Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.

Разделы и критерии

Достаточный уровень

Минимальный уровень

Растительный мир

Узнавание, различение фруктов: яблоко, банан, апельсин, груша по цвету, форме, величине, вкусу. Называние фруктов и овощей, их съедобные и несъедобные части. Узнавание, различение овощей: лук, картофель, морковь, огурец по цвету, форме, величине, вкусу. Знание значения овощей и фруктов в жизни человека.

Узнавание и показывание фруктов: яблоко, банан, апельсин, груша. Различать по цвету, форме. Узнавание и показывание овощей: морковь, огурец, лук, картофель. Различать по цвету, форме.

Животный мир

Называние домашних животных кошку и собаку: их строение, способы передвижения, питание. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Узнавание птицы голубь по внешнему виду. Знание строения птицы: голова, две ноги, два крыла, хвост, клюв. Знание питания птицы - голубь.

Узнавание и показывание животных на предметных и сюжетных картинках: кошка, собака. Показывать строение. Узнавание и показывание птиц на предметных и сюжетных картинках: голубь. Показывать строение голубя.

Временные

представления

Называние времен года и их различие. Называние признаков времен года. Последовательность сезонов.

Находить и показывать на сюжетных картинках времена года.

Объекты неживой природы

Называть явления природы. Наблюдать за погодой. Соотносить явления природы со временем года Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года.

Находить среди предметных и сюжетных картинок явление природы. Наблюдать за погодой текущего дня.

  1. Содержание учебного предмета

 Растительный мир

  • Узнавание, различение фруктов: яблоко, банан, апельсин, груша по цвету, форме, величине, вкусу.
  • Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.
  • Знание значения фруктов в жизни человека.
  • Узнавание, различение овощей: лук, картофель, морковь, огурец по цвету, форме, величине, вкусу.
  • Различение съедобных и несъедобных частей овоща.
  • Знание значения овощей в жизни человека.

Животный мир

  • Узнавание, различение домашних животных: кошка, собака.
  • Знание строения домашнего животного: голова, туловище, лапы, хвост, уши.
  • Знание питания домашних животных.
  • Знание способов передвижения домашних животных.
  • Объединение животных в группу «домашние животные».
  • Знание значения домашних животных в жизни человека.
  • Узнавание птицы голубь по внешнему виду.
  • Знание строения птицы: голова, две ноги, два крыла, хвост, клюв.
  • Знание питания птицы - голубь.

Временные представления

  • Узнавание, различение времен года: весна, лето, осень, зима по характерным признакам.
  • Представление о годе как о последовательности сезонов.

Объекты неживой природы

  • Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года.
  • Наблюдение различных явлений природы: дождь, снегопад, листопад, ветер, мороз, сосульки, потепление, появление зелени, цветов.
  • Соотнесение явлений природы со временем года.

•     Наблюдение за погодой текущего дня.

6. Календарно тематическое планирование  

                                  (4 группа)

Раздел

Тема

Кол-во часов

Дата

                     Виды деятельности

I четверть 16 часов

1

Временные представления

Времена года: осень.

1

03.09

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы осенью, обводка, штриховка

2

Временные представления

Времена года: осень.

1

07.09

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы осенью, обводка, штриховка

3

Временные представления

Осень – в гости просим.

1

10.09

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы осенью, обводка, штриховка

4

Растительный мир

Овощи. Морковь- цвет, форма, величина, вкус.

1

14.09

Работа с предметными картинками.  Лук, картофель, морковь, огурец Узнавание, различение.

Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание.

5

Растительный мир

Овощи. Лук - цвет, форма, величина, вкус.

1

17.09

Работа с предметными картинками  Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание

6

Растительный мир

Овощи. Сравнение моркови  и лука по цвету, форме, величине, вкусу.

1

21.09

Работа с разрезными  картинками. Д/И " Вершки- корешки». Штриховка. Обводка по шаблону

«Волшебный мешочек». Загадки, д/и «Съедобное- несъедобное».

7

Растительный мир

Овощи. Сравнение моркови  и лука по цвету, форме, величине, вкусу.

1

24.09

Работа с разрезными  картинками.

Д/И «Вершки- корешки». Штриховка. Обводка по шаблону «Волшебный мешочек». Загадки, д/и «Съедобное- несъедобное».

8

Растительный мир

Овощи. Картофель - цвет, форма, величина, вкус.  

1

28.09

Работа с предметными  картинками.  Разрезные картинки. Обводка по шаблону

9

Растительный мир

Овощи. Огурец - цвет, форма, величина, вкус

1

01.10

Работа с предметными картинками, с разрезными картинками. Обводка по шаблону, закрашивание.

10

Растительный мир

Овощи. Сравнение картофеля и огурца по цвету, форме, величине, вкусу.

1

05.10

Работа с предметными  картинками. Разрезные картинки. Обводка по шаблону, закрашивание

11

Растительный мир

Овощи. Сравнение картофеля и огурца по цвету, форме, величине, вкусу.

1

08.10

Работа с предметными  картинками. Разрезные картинки. Обводка по шаблону, закрашивание

12

Растительный мир

Овощи. Сравнение картофеля и огурца по цвету, форме, величине, вкусу.

1

12.10

Работа с предметными  картинками. Разрезные картинки. Обводка по шаблону, закрашивание

13

Растительный мир

Овощи. Сравнение моркови огурца, лука и картофеля по цвету, форме, величине, вкусу.

1

15.10

Работа с предметными картинками. Лук, картофель, морковь, огурец Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Значение овощей в жизни человека. Д/и «Кто внимательный?», загадки, д/и «Съедобное- несъедобное»

14

Растительный мир

Овощи. Сравнение моркови огурца, лука и картофеля по цвету, форме, величине, вкусу.

1

19.10

Работа с предметными картинками. Лук, картофель, морковь, огурец Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Значение овощей в жизни человека. Д/и «Кто внимательный?», загадки, д/и «Съедобное- несъедобное»

15

Растительный мир

Значение овощей в жизни человека.

1

22.10

Д/и «Кто внимательный?», загадки, д/и «Съедобное-несъедобное»

16

Растительный мир

Значение овощей в жизни человека.

1

26.10

Д/и «Кто внимательный?», загадки, д/и «Съедобное-несъедобное»

II четверть 17 часов

17

Животный мир

Домашние животные: кошка. Строение кошки: голова, туловище, лапы, хвост, уши

1

09.11

Учатся выделять основные признаки животного. Работа с предметными картинками. Слушание литературы о кошке.

18

Животный мир

Домашние животные. Питание кошки

Способ передвижения кошки

1

12.11

Д/И «Накорми кошечку». Работа с разрезными картинками. Штриховка

19

Животный мир

Домашние животные: собака. Строение собаки: голова, туловище, лапы, хвост, уши.

1

16.11

Учатся выделять основные признаки животного. Работа с предметными картинками. Слушание литературы о собаке.

20

Животный мир

Домашние животные. Питание собаки.

Способ передвижения собаки.

1

19.11

Д/И «Накорми собачку». Работа с разрезными картинками. Штриховка

21

Животный мир

Домашние животные собака, собака и их детеныши

1

23.11

Учатся называть домашних животных и их детенышей. д/ игра «Узнай по описанию». Работа с предметными картинками

22

Животный мир

Сравнение домашних животных кошки и собаки. Объединение собаки и кошки в группу «домашние животные».

1

26.11

Учатся сравнивать кошку и собаку. Общее понятие «домашние животные».

23

Временные представления

Время года: зима.

1

30.11

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы осенью, обводка, штриховка

24

Временные представления

Время года: зима.

1

03.11

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы осенью, обводка, штриховка

25

Временные представления

Здравствуй, зимушка-зима!

1

07.12

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы осенью, обводка, штриховка

26

Растительный мир

Фрукты. Яблоко- цвет, форма, величина, вкус.

1

10.12

Работа с предметными картинками.  Яблоко, Узнавание, различение. Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание.

27

Растительный мир

Фрукты. Апельсин- цвет, форма, величина, вкус.

1

14.12

Работа с предметными картинками  Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание

28

Растительный мир

Сравнение фруктов. Яблоко, апельсин.

1

17.12

Работа с разрезными  картинками. Штриховка. Обводка по шаблону «Волшебный мешочек». Загадки, д/и «Съедобное- несъедобное».

29

Растительный мир

Фрукты. Банан- цвет, форма, величина, вкус.

1

21.12

Работа с предметными  картинками.  Разрезные картинки. Обводка по шаблону

30

Растительный мир

Фрукты. Лимон - цвет, форма, величина, вкус.

1

24.12

Работа с предметными картинками, с разрезными картинками. Обводка по шаблону, закрашивание.

31

Растительный мир

Сравнение фруктов. Лимон, банан.

1

28.12

Работа с разрезными  картинками. Штриховка. Обводка по шаблону «Волшебный мешочек». Загадки, д/и «Съедобное-несъедобное».

32

Растительный мир

Сравнение фруктов. Лимон, банан.

1

29.12

Работа с разрезными  картинками. Штриховка. Обводка по шаблону «Волшебный мешочек». Загадки, д/и «Съедобное-несъедобное».

III четверть 18 часов

33

Животный мир

Птицы. Голубь. Узнавание птицы  по внешнему виду.

1

11.01

 Работа с предметными и сюжетными картинками. Слушание литературы.

34

Животный мир

Строения птицы: голова, две ноги, два крыла, хвост, клюв. Обводка, штриховка.

1

14.01

Работа с разрезными картинками. Штриховка, раскрашивание.

35

Животный мир

Питание голубя.

1

18.01

Сюжетные картинки. Игра «Покорми птиц зимой»

36

Животный мир

Способ передвижения голубя.

1

21.01

Просмотр видеофильма.

37

Животный мир

Домашние животные. Собака.

1

25.01

Д/И «Накорми собачку». Работа с разрезными картинками. Штриховка

38

Животный мир

Домашние животные. Собака.

1

28.01

Д/И «Накорми собачку». Работа с разрезными картинками. Штриховка

39

Животный мир

Домашние животные. Кошка.

1

01.02

Д/И «Накорми кошечку». Работа с разрезными картинками. Штриховка

40

Животный мир

Домашние животные. Кошка.

1

04.02

Д/И «Накорми кошечку». Работа с разрезными картинками. Штриховка

41

Объекты неживой природы

Явления природы: дождь, листопад.

1

08.02

Работа с сюжетными картинками

Загадки, д/и «Найди правильный ответ».

42

Объекты неживой природы

Занятия и труд людей осенью

1

11.02

Рисование, слушание отрывков из художественных и научных произведений, обводка, штриховка.

43

Объекты неживой природы

Явления природы: снег, ветер, мороз.

1

15.02

Работа с сюжетными картинками. Загадки, д/и «Найди правильный ответ».

44

Объекты неживой природы

Труд людей зимой. Зимние забавы.

1

25.02

Рисование, слушание отрывков из художественных и научных произведений, обводка, штриховка.

45

Объекты неживой природы

Явления природы: капель, сосульки, появление почек, листьев.

1

01.03

Работа с сюжетными картинками. Загадки, д/и «Найди правильный ответ».

46

Объекты неживой природы

Труд людей весной.

1

04.03

Рисование, слушание отрывков из художественных и научных произведений, обводка, штриховка.

47

Объекты неживой природы

Явление природы: солнце, жара, гроза, появление цветов.

1

11.03

Работа с сюжетными картинками. Загадки, д/и «Найди правильный ответ».

48

Объекты неживой природы

Труд людей летом.

1

15.03

Рисование, слушание отрывков из художественных и научных произведений, обводка, штриховка.

49

Временные представления

Время года: весна.

Оживает все кругом!

1

18.03

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы весной, обводка, штриховка.

50

Временные представления

Время года: весна.

Оживает все кругом!

1

22.03

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы весной, обводка, штриховка.

IV четверть 11 часов

51

Временные представления

Время года: весна.

Оживает все кругом!

1

01.04

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы весной, обводка, штриховка.

52

Животный мир

Домашние животные – собака. Уход.

1

05.04

Д/И «Накорми собачку». Работа с разрезными картинками. Штриховка

53

Животный мир

Домашние животные – кошка. Уход.

1

08.04

Д/И «Накорми собачку». Работа с разрезными картинками. Штриховка

54

Животный мир

Птицы – голубь.

1

12.04

Сюжетные картинки. Игра «Покорми птиц зимой»

55

Животный мир

Птицы и животные весной.

1

15.04

Работа с предметными и сюжетными картинками. Слушание литературы.

56

Животный мир

Птицы и животные весной.

1

19.04

Работа с предметными и сюжетными картинками. Слушание литературы.

57

Животный мир

Обобщающий урок «Животный мир»

1

22.04

Работа с раздаточным материалом.

58

Объекты неживой природы

Сезонные изменения в природе

1

26.04

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы, обводка, штриховка.

59

Объекты неживой природы

Сезонные изменения в природе

1

06.05

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы, обводка, штриховка.

60

Объекты неживой природы

Сезонные изменения в жизни человека

1

13.05

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы весной, обводка, штриховка.

61

Объекты неживой природы

Сезонные изменения в жизни человека

1

17.05

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы весной, обводка, штриховка.

62

Объекты неживой природы

Обобщающий урок «Явления природы»

1

20.05

Работа с раздаточным материалом.

(3 группа)

Раздел

Тема

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся

I четверть 17 часов

1

Временные представления

Времена года: осень.

1

03.09

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы осенью, обводка, штриховка

2

Временные представления

Времена года: осень.

1

07.09

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы осенью, обводка, штриховка

3

Временные представления

Осень – в гости просим.

1

10.09

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы осенью, обводка, штриховка

4

Растительный мир

Овощи. Морковь- цвет, форма.

1

14.09

Работа с предметными картинками.  Лук, картофель, морковь, огурец Узнавание, различение. Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание.

5

Растительный мир

Овощи. Морковь- величина, вкус.

1

17.09

Работа с предметными картинками.  Лук, картофель, морковь, огурец Узнавание, различение. Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание.

6

Растительный мир

Овощи. Лук - цвет, форма

1

17.09

Работа с предметными картинками  Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание

7

Растительный мир

Овощи. Лук - величина, вкус.

1

21.09

Работа с предметными картинками  Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание

8

Растительный мир

Овощи. Сравнение моркови  и лука по цвету, форме, величине, вкусу.

1

24.09

Работа с разрезными  картинками. Д/И " Вершки- корешки". Штриховка. Обводка по шаблону

"Волшебный мешочек". Загадки, д/и «Съедобное- несъедобное».

9

Растительный мир

Овощи. Картофель - цвет, форма.

1

28.09

Работа с предметными  картинками.  Разрезные картинки. Обводка по шаблону

10

Растительный мир

Овощи. Картофель - величина, вкус.  

1

01.10

Работа с предметными  картинками.  Разрезные картинки. Обводка по шаблону

11

Растительный мир

Овощи. Огурец - цвет, форма.

1

05.10

Работа с предметными картинками, с разрезными картинки. Обводка по шаблону, закрашивание.

12

Растительный мир

Овощи. Огурец - величина, вкус.

1

08.10

Работа с предметными картинками, с разрезными картинки. Обводка по шаблону, закрашивание.

13

Растительный мир

Овощи. Сравнение картофеля и огурца по цвету, форме, величине, вкусу.

1

12.10

Работа с предметными  картинками. Разрезные картинки. Обводка по шаблону, закрашивание

14

Растительный мир

Овощи. Сравнение моркови огурца, лука и картофеля по цвету, форме, величине, вкусу.

1

15.10

Работа с предметными картинками. Лук, картофель, морковь, огурец Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Значение овощей в жизни человека. Д/и «Кто внимательный?», загадки, д/и «Съедобное- несъедобное»

15

Растительный мир

Овощи. Сравнение моркови огурца, лука и картофеля по цвету, форме, величине, вкусу.

1

19.10

Работа с предметными картинками. Лук, картофель, морковь, огурец Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Значение овощей в жизни человека. Д/и «Кто внимательный?», загадки, д/и «Съедобное- несъедобное»

16

Растительный мир

Значение овощей в жизни человека.

1

22.10

Д/и «Кто внимательный?», загадки, д/и «Съедобное-несъедобное»

17

Растительный мир

Значение овощей в жизни человека.

1

26.10

Д/и «Кто внимательный?», загадки, д/и «Съедобное-несъедобное»

II четверть 16 часов

18

Животный мир

Домашние животные: кошка. Строение кошки: голова, туловище, лапы, хвост, уши

1

09.11

Учатся выделять основные признаки животного. Работа с предметными картинками. Слушание литературы о кошке.

19

Животный мир

Домашние животные. Питание кошки

Способ передвижения кошки

1

12.11

Д/И "Накорми кошечку". Работа с разрезными картинками. Штриховка

20

Животный мир

Домашние животные: собака. Строение собаки: голова, туловище, лапы, хвост, уши.

1

16.11

Учатся выделять основные признаки животного. Работа с предметными картинками. Слушание литературы о собаке.

21

Животный мир

Домашние животные. Питание собаки.

Способ передвижения собаки.

1

19.11

Д/И "Накорми собачку". Работа с разрезными картинками. Штриховка

22

Животный мир

Домашние животные собака, собака и их детеныши

1

23.11

Учатся называть домашних животных и их детенышей. д/ игра «Узнай по описанию». Работа с предметными картинками

23

Животный мир

Сравнение домашних животных кошки и собаки. Объединение собаки и кошки в группу «домашние животные».

1

26.11

Учатся сравнивать кошку и собаку. Общее понятие «домашние животные».

II четверть 16 часов

24

Временные представления

Время года: зима.

1

30.11

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы осенью, обводка, штриховка

25

Временные представления

Время года: зима.

1

03.12

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы осенью, обводка, штриховка

26

Временные представления

Здравствуй, зимушка-зима!

1

07.12

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы осенью, обводка, штриховка

27

Растительный мир

Фрукты. Яблоко- цвет, форма.

1

10.12

Работа с предметными картинками.  Яблоко, Узнавание, различение. Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание.

28

Растительный мир

Фрукты. Яблоко- величина, вкус.

1

14.12

Работа с предметными картинками.  Яблоко, Узнавание, различение. Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание.

29

Растительный мир

Фрукты. Апельсин- цвет, форма.

1

17.12

Работа с предметными картинками  Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание

30

Растительный мир

Фрукты. Апельсин- величина, вкус.

1

21.12

Работа с предметными картинками  Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание

31

Растительный мир

Сравнение фруктов. Яблоко, апельсин.

1

24.12

Работа с разрезными  картинками.

Штриховка. Обводка по шаблону

"Волшебный мешочек". Загадки, д/и «Съедобное- несъедобное».

32

Растительный мир

Фрукты. Банан- цвет, форма.

1

28.12

Работа с предметными  картинками.  Разрезные картинки. Обводка по шаблону

III четверть 17 часов

33

Животный мир

Птицы. Голубь. Узнавание птицы  по внешнему виду.

1

11.01

 Работа с предметными и сюжетными картинками. Слушание литературы.

34

Животный мир

Строения птицы: голова, две ноги, два крыла, хвост, клюв. Обводка, штриховка.

1

14.01

Работа с разрезными картинками. Штриховка, раскрашивание.

35

Животный мир

Питания голубя.

1

18.01

Сюжетные картинки.  Игра «Покорми птиц зимой»

36

Животный мир

Способ передвижения голубя.

1

21.01

Просмотр видеофильма.

37

Животный мир

Домашние животные. Собака.

1

25.01

Д/И "Накорми собачку". Работа с разрезными картинками. Штриховка

38

Животный мир

Домашние животные. Собака.

1

28.01

Д/И "Накорми собачку". Работа с разрезными картинками. Штриховка

39

Животный мир

Домашние животные. Кошка.

1

01.02

Д/И "Накорми кошечку". Работа с разрезными картинками. Штриховка

40

Животный мир

Домашние животные. Кошка.

1

04.02

Д/И "Накорми кошечку". Работа с разрезными картинками. Штриховка

41

Объекты неживой природы

Явления природы: дождь, листопад.

1

08.02

Работа с сюжетными картинками. Загадки, д/и «Найди правильный ответ».

42

Объекты неживой природы

Занятия и труд людей осенью

1

11.02

Рисование, слушание отрывков из художественных и научных произведений, обводка, штриховка.

43

Объекты неживой природы

Явления природы: снег, ветер, мороз.

1

15.02

Работа с сюжетными картинками. Загадки, д/и «Найди правильный ответ».

44

Объекты неживой природы

Труд людей зимой. Зимние забавы.

1

25.02

Рисование, слушание отрывков из художественных и научных произведений, обводка, штриховка.

45

Объекты неживой природы

Явления природы: капель, сосульки, появление почек, листьев.

1

01.03

Работа с сюжетными картинками. Загадки, д/и «Найди правильный ответ».

46

Объекты неживой природы

Труд людей весной.

1

04.03

Рисование, слушание отрывков из художественных и научных произведений, обводка, штриховка.

47

Объекты неживой природы

Явление природы: солнце, жара, гроза, появление цветов.

1

11.03

Работа с сюжетными картинками. Загадки, д/и «Найди правильный ответ».

48

Объекты неживой природы

Труд людей летом.

1

15.03

Рисование, слушание отрывков из художественных и научных произведений, обводка, штриховка.

49

Временные представления

Время года: весна.

Оживает все кругом!

1

18.03

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы весной, обводка, штриховка.

50

Временные представления

Время года: весна.

Оживает все кругом!

1

22.03

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы весной, обводка, штриховка.

IV четверть 11 часов

51

Временные представления

Время года: весна.

Оживает все кругом!

1

01.04

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы весной, обводка, штриховка.

52

Животный мир

Домашние животные – собака. Уход.

1

05.04

Д/И "Накорми собачку". Работа с разрезными картинками. Штриховка

53

Животный мир

Домашние животные – кошка. Уход.

1

08.04

Д/И "Накорми собачку". Работа с разрезными картинками. Штриховка

54

Животный мир

Птицы – голубь.

1

12.04

Сюжетные картинки. Игра «Покорми птиц зимой»

55

Животный мир

Птицы и животные весной.

1

15.04

Работа с предметными и сюжетными картинками. Слушание литературы.

56

Животный мир

Птицы и животные весной.

1

19.04

Работа с предметными и сюжетными картинками. Слушание литературы.

57

Животный мир

Обобщающий урок «Животный мир»

1

22.04

Работа с раздаточным материалом.

58

Объекты неживой природы

Сезонные изменения в природе

1

26.04

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы, обводка, штриховка.

59

Объекты неживой природы

Сезонные изменения в природе

1

06.05

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы, обводка, штриховка.

60

Объекты неживой природы

Сезонные изменения в жизни человека

1

13.05

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы весной, обводка, штриховка.

61

Объекты неживой природы

Сезонные изменения в жизни человека

1

17.05

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы весной, обводка, штриховка.

62

Объекты неживой природы

Обобщающий урок «Явления природы»

1

20.05

Работа с раздаточным материалом.

(1-2 группы)

Раздел

Тема

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся

I четверть 17 часов

1

Временные представления

Времена года: осень.

1

03.09

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы осенью, обводка, штриховка.

2

Временные представления

Времена года: осень.

1

07.09

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы осенью, обводка, штриховка.

3

Временные представления

Осень – в гости просим.

1

10.09

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы осенью, обводка, штриховка.

4

Растительный мир

Овощи. Морковь- цвет.

1

14.09

Работа с предметными картинками.  Лук, картофель, морковь, огурец Узнавание, различение. Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание.

5

Растительный мир

Овощи. Морковь- форма.

1

17.09

Работа с предметными картинками.  Лук, картофель, морковь, огурец Узнавание, различение. Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание.

6

Растительный мир

Овощи. Морковь- величина.

1

17.09

Работа с предметными картинками  Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание

7

Растительный мир

Овощи. Морковь- вкус.

1

21.09

Работа с предметными картинками  Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание

8

Растительный мир

Овощи. Картофель - цвет.

1

24.09

Работа с предметными  картинками.  Разрезные картинки. Обводка по шаблону

9

Растительный мир

Овощи. Картофель - форма.

1

28.09

Работа с предметными  картинками.  Разрезные картинки. Обводка по шаблону

10

Растительный мир

Овощи. Картофель - величина.  

1

01.10

Работа с предметными  картинками.  Разрезные картинки. Обводка по шаблону

11

Растительный мир

Овощи. Картофель – вкус.

1

05.10

Работа с предметными  картинками.  Разрезные картинки. Обводка по шаблону

12

Растительный мир

Овощи. Огурец – цвет.

1

08.10

Работа с предметными картинками, с разрезными картинки. Обводка по шаблону, закрашивание.

13

Растительный мир

Овощи. Огурец – форма.

1

12.10

Работа с предметными картинками, с разрезными картинки. Обводка по шаблону, закрашивание.

14

Растительный мир

Овощи. Огурец - величина.

1

15.10

Работа с предметными картинками, с разрезными картинки. Обводка по шаблону, закрашивание.

15

Растительный мир

Овощи. Огурец - вкус.

1

19.10

Работа с предметными картинками, с разрезными картинки. Обводка по шаблону, закрашивание.

16

Растительный мир

Значение овощей в жизни человека.

1

22.10

Д/и «Кто внимательный?», загадки, д/и «Съедобное- несъедобное»

17

Растительный мир

Значение овощей в жизни человека.

1

26.10

Д/и «Кто внимательный?», загадки, д/и «Съедобное- несъедобное»

II четверть 16 часов

18

Животный мир

Домашние животные: кошка. Строение кошки: голова, туловище, лапы, хвост, уши

1

09.11

Учатся выделять основные признаки животного. Работа с предметными картинками. Слушание литературы о кошке.

19

Животный мир

Домашние животные. Питание кошки

Способ передвижения кошки

1

12.11

Д/И "Накорми кошечку". Работа с разрезными картинками. Штриховка

20

Животный мир

Домашние животные: собака. Строение собаки: голова, туловище, лапы, хвост, уши.

1

16.11

Учатся выделять основные признаки животного. Работа с предметными картинками. Слушание литературы о собаке.

21

Животный мир

Домашние животные. Питание собаки.

Способ передвижения собаки.

1

19.11

Д/И "Накорми собачку". Работа с разрезными картинками. Штриховка

22

Животный мир

Домашние животные собака, собака и их детеныши

1

23.11

Учатся называть домашних животных и их детенышей. д/ игра «Узнай по описанию». Работа с предметными картинками

23

Животный мир

Сравнение домашних животных кошки и собаки. Объединение собаки и кошки в группу «домашние животные».

1

26.11

Учатся сравнивать кошку и собаку. Общее понятие «домашние животные».

24

Временные представления

Время года: зима.

1

30.11

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы осенью, обводка, штриховка

25

Временные представления

Время года: зима.

1

03.12

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы осенью, обводка, штриховка

26

Временные представления

Здравствуй, зимушка-зима!

1

07.12

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы осенью, обводка, штриховка

27

Растительный мир

Фрукты. Яблоко- цвет.

1

10.12

Работа с предметными картинками.  Яблоко, Узнавание, различение. Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание.

28

Растительный мир

Фрукты. Яблоко- форма.

1

14.12

Работа с предметными картинками.  Яблоко, Узнавание, различение. Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание.

29

Растительный мир

Фрукты. Яблоко- величина.

1

17.12

Работа с предметными картинками.  Яблоко, Узнавание, различение. Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание.

30

Растительный мир

Фрукты. Яблоко- вкус.

1

21.12

Работа с предметными картинками.  Яблоко, Узнавание, различение. Д/ игра «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию». Обводка, закрашивание.

31

Растительный мир

Значение фруктов в жизни человека.

1

24.12

Д/и «Кто внимательный?», загадки, д/и «Съедобное- несъедобное»

32

Растительный мир

Значение фруктов в жизни человека.

1

28.12

Д/и «Кто внимательный?», загадки, д/и «Съедобное- несъедобное»

III четверть 17 часов

33

Животный мир

Птицы. Голубь. Узнавание птицы  по внешнему виду.

1

11.01

 Работа с предметными и сюжетными картинками. Слушание литературы.

34

Животный мир

Строения птицы: голова, две ноги, два крыла, хвост, клюв. Обводка, штриховка.

1

14.01

Работа с разрезными картинками. Штриховка, раскрашивание.

35

Животный мир

Питания голубя.

1

18.01

Сюжетные картинки. Игра «Покорми птиц зимой»

36

Животный мир

Способ передвижения голубя.

1

21.01

Просмотр видеофильма.

37

Животный мир

Домашние животные. Собака.

1

25.01

Д/И "Накорми собачку". Работа с разрезными картинками. Штриховка

38

Животный мир

Домашние животные. Собака.

1

28.01

Д/И "Накорми собачку". Работа с разрезными картинками. Штриховка

39

Животный мир

Домашние животные. Кошка.

1

01.02

Д/И "Накорми кошечку". Работа с разрезными картинками. Штриховка

40

Животный мир

Домашние животные. Кошка.

1

04.02

Д/И "Накорми кошечку". Работа с разрезными картинками. Штриховка

41

Объекты неживой природы

Явления природы: дождь.

1

08.02

Работа с сюжетными картинками. Загадки, д/и «Найди правильный ответ».

42

Объекты неживой природы

Явления природы: листопад.

1

11.02

Работа с сюжетными картинками. Загадки, д/и «Найди правильный ответ».

43

Объекты неживой природы

Явления природы: снег, ветер, мороз.

1

15.02

Работа с сюжетными картинками. Загадки, д/и «Найди правильный ответ».

44

Объекты неживой природы

Явления природы: капель, сосульки.

1

25.02

Работа с сюжетными картинками. Загадки, д/и «Найди правильный ответ».

45

Объекты неживой природы

Явления природы: появление почек, листьев.

1

01.03

Работа с сюжетными картинками. Загадки, д/и «Найди правильный ответ».

46

Объекты неживой природы

Явление природы: солнце, жара, гроза.

1

04.03

Работа с сюжетными картинками. Загадки, д/и «Найди правильный ответ».

47

Объекты неживой природы

Явление природы: появление цветов.

1

11.03

Работа с сюжетными картинками. Загадки, д/и «Найди правильный ответ».

48

Объекты неживой природы

Труд людей.

1

15.03

Рисование, слушание отрывков из художественных и научных произведений, обводка, штриховка.

49

Временные представления

Время года: весна.

Оживает все кругом!

1

18.03

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы весной, обводка, штриховка.

50

Временные представления

Время года: весна.

Оживает все кругом!

1

22.03

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы весной, обводка, штриховка.

IV четверть 11 часов

51

Временные представления

Время года: весна.

Оживает все кругом!

1

01.04

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы весной, обводка, штриховка.

52

Животный мир

Домашние животные – собака. Уход.

1

05.04

Д/И "Накорми собачку". Работа с разрезными картинками. Штриховка

53

Животный мир

Домашние животные – кошка. Уход.

1

08.04

Д/И "Накорми собачку". Работа с разрезными картинками. Штриховка

54

Животный мир

Птицы – голубь.

1

12.04

Сюжетные картинки. Игра «Покорми птиц зимой»

55

Животный мир

Птицы и животные весной.

1

15.04

Работа с предметными и сюжетными картинками. Слушание литературы.

56

Животный мир

Птицы и животные весной.

1

19.04

Работа с предметными и сюжетными картинками. Слушание литературы.

57

Животный мир

Обобщающий урок «Животный мир»

1

22.04

Работа с раздаточным материалом.

58

Объекты неживой природы

Сезонные изменения в природе

1

26.04

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы, обводка, штриховка.

59

Объекты неживой природы

Сезонные изменения в природе

1

06.05

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы, обводка, штриховка.

60

Объекты неживой природы

Сезонные изменения в жизни человека

1

13.05

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы весной, обводка, штриховка.

61

Объекты неживой природы

Сезонные изменения в жизни человека

1

17.05

Работа с сюжетными картинками, рисование, слушание звуков природы весной, обводка, штриховка.

62

Объекты неживой природы

Обобщающий урок «Явления природы»

1

20.05

Работа с раздаточным материалом.

  - Согласно расписания, рабочая программа рассчитана на 62 часа.

  1. Описание учебно-методических средств обучения

№ п/п

УМС

Список (перечень)

1

Дидактическое обеспечение

Видео, проекционное оборудование, интернет-ресурсы и печатные материалы, непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительным и животным).

2

Методическое обеспечение

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром.

Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы.

Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью). ФГОС ОВЗ

3

Материально-техническое обеспечение

Объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; изображения сезонных изменений в природе; предметные и сюжетные картинки; видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения.

Лист коррекции

п/п

Тема урока

Дата

Причина

Согласование с заместителем директора  по УР

план

факт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"

Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...

Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"

Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"...

Рабочая программа по курсу «Окружающий природный мир»

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир " для  обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития для уче...

Рабочая программа по премету окружающий природный мир

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловны по предмету: окружающий социальный мир обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) в очно-заочной ф...

Рабочая программа по предмету окружающий природный мир

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловны по предмету : окружающий природный мир обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) в очно-за...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с  ТМНР...

Рабочая программа «окружающий природный мир» (в рамках реализации СИПР) для обучающихся 5 класса. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Уровень программы – адаптированный.Рабочая программа по учебному предмету Окружающий Мир Природы для обучающихся 5 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в ...