Развитие разговорной речи учащихся с нарушениями слуха
методическая разработка на тему

Горбань Наталья Владимировна

Материал к докладу на педагогическом совете для учителей начальных классов, учителей-предметников, работающих с детьми с нарушениями слуха. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад к педагогическому совету

ГОУ Юкковская специальная школа-интернат II вида

РАЗВИТИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ (РРР)

(задачи, содержание, организация работы по РРР в 1-4, 5-7 классах в школе 1 вида)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1. Развитие речи – главная задача обучения языку. Работа над речью должна проводиться на каждом уроке и во внеклассное время.

2.

РЕЧЬ

                     ВНУТРЕННЯЯ                                                                             ВНЕШНЯЯ

- обращена к самому себе;                                                                - обращена к другим;

- не произносится, не пишется;                                                        - облечена в звуки или в графемы;

- оперирует понятиями (отдельными знаменательными               - двустороння деятельность (отпра

словами или сочетаниями слов);                                                      витель – получатель).

- на уровне внутренней речи дети усваивают

новые знания, обдумывают материал и готовятся

к устным или письменным высказываниям.

                   

ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ

   ДИАЛОГИЧЕСКАЯ                                                             МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

         (или РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ)

- обмен высказываниями между двумя или                               - формируется на базе разговорной

несколькими собеседниками;                                                         речи;

- диалог является частью совместной деятель-                          - организованный вид речи;

ности ребенка со взрослым;                                                         - спланированный и подготовленный;

- обучение диалогической речи – наиболее                              - чаще обращен не к одному человеку;  

доступна и естественна для организации

непосредственного общения учителя с классом

и детей между собой;

- в работах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева,

А. Р. Лурия, А. К. Маркова, О. Б. Сиротинина,

Л. В. Щерба, Л. П. Якубинского освещены

диалогической речи;

- основные признаки – реплицирование –

чередование говорения собеседников;

- обмен репликами без предварительного

обдумывания, непосредственно связан с

ситуацией.

Для РРР используется диалог, возникающий в ситуации

и беседа (развёрнутый диалог, направляемый темой и целью).

ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ

УСТНАЯ РЕЧЬ                                                                                 ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

- при непосредственном живом общении                                   - графическая;

между людьми;                                                                               - преимущественно монологическая;

- выразительные средства:                                                            - подготовленная;

интонация, пауза, логическое ударение,                                     - подлежащая проверке;

темп, жесты, мимика.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РРР

На всех уроках по всем учебным предметам и во внеклассное время!!!

Задачи:

- воспитание речевого поведения и формирование речевой деятельности (слушание, говорение, письмо, чтение);

- формирование речевой активности;

Группы коммуникативных умений:

  1. Побуждение
  2. Сообщение
  3. Вопрос

Группы диалогических единств (Д.Е.):

  1. Побудительные Д.Е.
  2. Сообщение
  3. Вопросно-ответные Д.Е.

В соответствии с требованиями «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида (для глухих детей)» (М. 2003) выделяется несколько

групп коммуникативных умений: (+Речь учителя; - Речь ученика)

1. а) понимание и выполнение поручений:

    + Откройте учебники на с. 56;

    + Раздай тетради, Саша;

    + Сначала я выключу аппаратуру, а потом ты снимешь наушники;

    + Закрой класс и приходи в столовую – мы тебя ждем и т. д.

    б) умение выразить просьбу, желание, побуждение:

    - Я хочу решить уравнение сам;

    - Дайте мне, пожалуйста мел;

    - Будьте добры, передайте хлеб;

    - Я очень устал – разрешите мне лечь сегодня раньше?

    - Мне срочно нужно в туалет.

2. Умение обратиться к товарищу или другому лицу по заданию учителя, по собственному желанию:

    + Саша, попроси Вику закрыть за собой дверь.

    - Вика, Марина Сергеевна, просит, чтобы ты закрыла за собой дверь.

    + Спроси у Коли, кто сегодня дежурный.

    - Коля, Марина Сергеевна хочет узнать, кто сегодня дежурный.

3. Умение задавать вопросы и отвечать на них:

    - Марина Сергеевна, правильно ли я поняла, что вы сказали?

    - Скажите, пожалуйста, где мне найти Кристину?

    - Мы сегодня пойдем в магазин?

    - Наверное/Может быть/Конечно пойдем!

4. Умение одной фразой сообщить о работе:

    + Ты записал домашнее задание?

    - Еще нет. Да, уже давно. Я записал.

    - Я решил задачу.

    - Я вырезал фигурку.

    - Я разлил чай.

5. Умение задавать вопросы познавательного характера:

    - Я хочу уточнить, как записать предложение.

    - Подскажите, пожалуйста, какая это часть речи?

    - Объясните, пожалуйста, это правило/закон/теорему снова.

    - Верно ли я начертил график?

    - В каком году произошло это событие?

6. Умение участвовать в диалоге на основе слухо-зрительного восприятия речи

Система обучения разговорной речи включает:

  1. Отбор РМ и способы его введения в речь.
  2. Проведение отдельных видов работ по обучению разговорной речи на уроках развития речи и чтения

   

1. 1. Методические требования к отбору РМ

Е. Е. Вишневская для отбора РМ, необходимого для уроков, разделить его условно на 3 группы

1- я группа: понятия и представления

2-я группа: фразеология для общения учителя и учащихся

3-я группа: фразеология для общения учащихся между собой

1. РМ отбирается из программы по конкретному предмету

2.

*матрешка, туловище, белый, пластилин;

*функция, график функции;

*имя числительное, количественное, собирательное и т. п.

3. РМ пишется заранее на табличках или на плакате. После урока сохраняется на специальном стенде, как справочный.

1. РМ в программе по РРР (школа 1 вида)

2. Учащиеся:

- Что мы будем лепить?

- Дайте, мне, пожалуйста, пластилин.

- Помогите мне, пожалуйста.

- Посмотрите, пожалуйста, мою работу.

- Я первый сделал…

- У меня не получается.

   Учитель:

- Скажи…

- Попроси…

- Кому непонятно?

- Кто первый сделал?

3. РМ пишется на специальных карточках для индивидуального прочтения или на полях плана урока.

1. РМ в программе по РРР (школа 1 вида)

2. К дежурному:

- Раздай, пожалуйста, …

- Проверь меня…

   К товарищу:

- У тебя есть запасная ручка?

- Покажи свою работу?

- Возьми у меня.

- Помоги мне.

3. см. 2-ую группу.

1. 2. Способы введения РМ

Разработаны С. А. Зыковым

  1. Показ предмета или действия.
  2. Выполнение действий с использованием незнакомого глагола

+ Достаньте (показ). Подчеркните (показ). Возьмите (показ).

  1. Пояснение словесными средствами

+ Позови.

- ???

+ Иди и скажи: «Тебя зовёт учитель».

  1. В условиях разнообразных видов деятельности (строчная и заглавная буква).

Специальные приемы:

  1. Использование естественных ситуаций

- У меня нет тетради (БЕЗ ЖЕСТОВ!!!)

2. Прямое побуждение к словесному общению:

+ Попроси…+ Скажи… + Обратись к товарищу…

Для активизации речевого общения на уроках широко используются различные формы организации коллективной деятельности детей:

- фронтальная работа учителя со всем классом;

- работа с «маленьким учителем»;

- бригады;

- работа в парах (Морциновская Е. Н., Нестерович Т. В., Зыкова Т. С.)

Коллективную деятельность нужно организовать так, чтобы труд имел общую цель, коллективный характер выполнения, но чтобы было разделение обязанностей между работающими.  

Обучение составлению поручений на уроках и во внеклассное время

Умения:

- понимать поручения;

- правильно выполнять поручения;

- составлять поручения.

Приемы:

  1. Использование готовых инструкций (учитель пишет табличку, ученики или МУЧ читают, выполняют).
  2. Использование ряда готовых инструкций. Учитель пишет на доске несколько инструкций.
  3. Готовые инструкции в нарушенной последовательности (в 1 классе: будем заниматься, пойдем обедать, будем гулять, будем смотреть телевизор и т.п., в 10 классе: будем проверять домашнее задание, будем делать домашнее задание, будем выполнять упражнения…)
  4. Инструкции с пропущенными словами.
  5. Использование опорных слов для составления инструкций (уроки, сначала, на автобусе, закончатся, домой, потом, можно, поехать; начертить, тетрадь, график, в).
  6. Составление поручений по отдельным операциям, поочередно выполняемым учителем (на уроках труда, во внеклассное время при изготовлении плакатов, стенгазет, приготовлении пищи). Учитель за ширмой выполняет операцию, МУЧ дает поручение классу.
  7. Составление поручения по образцу изделия, по рисунку, по чертежу или эскизу.
  8. Составление поручений по плану.
  9. Загадка-поручение.
  10. Поручения по рассказу. МУЧ или бригадиру предлагается рассказ, в котором описывается последовательность кем-то выполненных операций (Оля взяла 1 яйцо, разбила...).
  11. Поручения по отчету товарищей. О походе в магазин.  Ученики другого класса сходили в магазин и купили…

2. Виды работ по РРР на уроках чтения и развития речи

Коммуникативные умения

Виды работ по РРР

  1. Понимать обращения, выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение.

2. Обращаться к товарищу по заданию или по собственному побуждению.

3. Сообщать о выполненной работе.

4. Отвечать на вопросы и задавать их.

5. Умение участвовать в диалоге на основе слухо-зрительного восприятия речи.

  1. Обучение составлению поручений.

2.   Составление отчета о выполненной работе.

3. Работа по закрытой картинке или серии закрытых картин.

4. Беседы, игры, упражнения в развертывании диалогов.

 

Дидактические игры

Эффективны игры, связанные с угадыванием.

1. «Угадай, что в свёртке?» (во внеклассное время, на всех уроках – биология, черчение, труд, физкультура) – в первый раз ведет учитель, потом может кто-то из учеников (МУЧ).

+ Что это?

- Это сверток/коробка/ширма…

+ Угадайте, что там?

Дети могут задавать друг другу вопросы

– Большой или маленький (предмет)?

- Какого цвета? Какой формы? Съедобное/несъедобное?..

- Где купили? Сколько стоит?

2. «Угадай, кто это?»

+ Я задумал одного из вас. Кого задумал – не скажу. Угадайте сами. Задайте вопросы.

  1. о поле (мальчик/девочка)
  2. о внешнем виде и возрасте
  3. об успеваемости, дисциплине, характере.

+ Мы будем смотреть фильм. О ком, не скажу. Угадайте сами…

Беседы

Беседы на темы, близкие детям (о событиях, о выходном дне, о праздниках, о выполненной работе) – важна мотивированность.

Прием: расспросить одного ученика о каникулах. Учитель продумывает систему вопросов, ученики, пользуясь карточками, расспрашивают, записывают ответы, зарисовывают. Аналогично походы, праздники.

 

Закрепление и уточнение различных типов предложений

и обогащение разговорной речи учащихся

Обучение разговорной речи в средних и старших классах идет по трем направлениям:

1) закрепление и уточнение различных типов предложений и обогащение разговорной речи учащихся;

2) развитие и совершенствование навыков диалога и беседы;

3) развитие навыков связных монологических высказываний.

1) И. В. Колтуненко предлагает представить образцы поручений на плакате «Учись давать и выполнять поручения»

Учись давать и выполнять поручения

скажи

сообщи

посоветуй

напиши

передай

чтобы

что, кто

когда

где

откуда

как

почему

зачем

какой

чей

сколько

который

что делать и т.д.

гулять

читать

помочь товарищу

делать зарядку

извиниться

исправить работу

переписать план

заниматься спортом и т. д.

- Скажи, чтобы все ребята шли на спортивную площадку.

- Сообщи, что произошло вчера на стадионе.

- Напиши родителям, когда начнутся каникулы.

- Передай Саше, что соревнования будут через неделю.

- Посоветуй товарищу не опаздывать на тренировку.

Путь обучения новым высказываниям:

составление предложений по образцу -> построение их по аналогии -> самостоятельные высказывания.

Аналогично отрабатываются умения учащихся задавать вопросы и отвечать на них.

В средних и старших классах следует закреплять умения учащихся использовать в речи выражения речевого этикета.

+ Можно ли так говорить?

+ Вежливо ли так говорить?

Для отработки учащимися речевого этикета И. В. Колтуненко предлагает использовать таблицы со следующими образцами: «Употребляй в речи слова и выражения», «Учись правильно обращаться», «Обращение к знакомому», «Обращение к незнакомому». РМ в таблице является примерным и может быть дополнен педагогом на отработку любых речевых высказываний. Таблицы должны быть написаны четким шрифтом с расстановкой ударений и орфоэпических знаков.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности верботональго метода в развитии речевой коммуникации учащихся с нарушенным слухом

Важное место в коммуникационной системе обучения языку занимает верботональный метод, основанный не только на новой технологии педагогической работы с глухими детьми, но и предполагающий использование...

Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы

Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...

Развитие математической речи учащихся с нарушениями слуха.

Одна из важных задач обучения математике - развитие речи учащихся. От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять учебный материал.Опыт работы с глухими и слаб...

Особенности восприятия и воспроизведения речи учащимися с нарушениями слуха

Трудности восприятия и воспроизведения речи учащимися с нарушениями слуха и пути их решения...

Развитие словесной речи детей с нарушением слуха на уроках математики

Формирование словесной речи является необходимым условием при изучении глухими детьми математики, так как благодаря постепенному овладению лексическими средствами и грамматическим строем языка они при...

Развитие словесной речи обучающихся с нарушением слуха на уроках биологии.

Автором освещается роль курса биологии в развитии словесной речи обучающихся с нарушениями слуха. Описаны условия, реализация которых в образовательно-коррекционном процессе обеспечивает обогащение сл...