Развитие словесной речи обучающихся с нарушением слуха на уроках биологии.
статья

Дымаренок Елена Дмитриевна
Автором освещается роль курса биологии в развитии словесной речи обучающихся с нарушениями слуха. Описаны условия, реализация которых в образовательно-коррекционном процессе обеспечивает обогащение словаря учеников терминологической лексикой и овладение ими навыками построения связных высказываний в устной и письменной формах.
Ключевые слова: биология как учебная дисциплина, основное общее образование, обучающиеся с нарушениями слуха, развитие речи, словесная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ministerstvo_prosveshcheniya_rossiyskoy_federatsii.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации

Омский государственный педагогический университет

Детство, открытое миру

Сборник материалов

XII Всероссийской научно-практической конференции

с международным участием

(Омск, 22 марта 2022 года)

Печатается по решению редакционно-издательского

совета Омского государственного педагогического

университета

Детство, открытое миру : сборник материалов XII Всероссийской научно-практи-

ческой конференции c международным участием (Омск, 22 марта 2022 года). — Омск :

Изд-во ОмГПУ, 2022. — 300 с.

ISBN 978-5-8268-2323-1

В сборник вошли материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с меж-

дународным участием, посвященной проблемам дошкольного, начального общего, специального

(коррекционного) и педагогического образования.

Публикуемые материалы адресованы преподавателям вузов, студентам и педагогам образо-

вательных организаций.

УДК 373.2+373.3

ББК 74.24

ISBN 978-5-8268-2323-1 © Омский государственный

педагогический университет, 2022

УДК 373.2+373.3

ББК 74.24

Д38

Редакционная коллегия:

Е. В. Намсинк — ответственный редактор,

О. А. Яскина, Н. В. Савина, Е. В. Чердынцева, Т. Ю. Четверикова,

Ж. Н. Тельнова, М. В. Мякишева, О. В. Якубенко

Е. Д. Дымаренок

Омский государственный педагогический университет

Адаптивная школа-интернат № 19, Омск

Развитие словесной речи обучающихся с нарушениями слуха на уроках биологии

Аннотация. Автором освещается роль курса биологии в развитии словесной речи обучающихся с нарушениями слуха. Описаны условия, реализация которых в образовательно-коррекционном процессе обеспечивает обогащение словаря учеников терминологической

лексикой и овладение ими навыками построения связных высказываний в устной и письменной формах.

Ключевые слова: биология как учебная дисциплина, основное общее образование, обучающиеся с нарушениями слуха, развитие речи, словесная речь.

Биология как структурный компонент предметной области «Естественно-научные предметы» играет важную роль в когнитивном и речевом развитии обучающихся с нарушениями слуха, обеспечивая не только освоение ими содержания данного курса, но и овладение адекватными представлениями о всём многообразии природной действительности.

Биология обнаруживает тесную связь с различными дисциплинами, особенно входящими

в состав общественно-научного цикла [1]. Благодаря реализации образовательно-коррекционного процесса на основе межпредметных связей у школьников (включая глухих, позднооглохших, кохлеарно имплантированных (КИ) и слабослышащих) формируется адекватная и целостная картина мира, что исключает изолированность изучения тех или иных предметов и явлений, позволяет отойти от узкопредметных представлений об объектах окружающей действительности.

Освоение содержания данной дисциплины учениками указанной нозологической группы предусматривается по адаптированным основным образовательным программам (АООП) основного общего образования (ООО): по вариантам 1.1 и 2.2.1 без пролонгации сроков обучения (с 5-го по 9-й классы) и по вариантам 1.2 и 2.2.2 в пролонгированные сроки (с 5-го по 10-й классы). В настоящий период времени АООП ООО имеют статус примерных [2].

Образовательно-коррекционная работа на уроках биологии в направлении развития словесной речи обучающихся, имеющих нарушения слуха, реализуется в соответствии с положениями действующей коммуникативной системы. В частности, на каждом уроке требуется создание условий для возникновения у учащихся мотивированной потребности пользоваться вербальными средствами общения. Необходимо также целенаправленно обеспечивать речевую среду за счет специально создаваемых и спонтанно возникающих коммуникативных ситуаций. Кроме того, развитию словесной речи обучающихся содействуют организуемые на уроках биологии различные виды деятельности, включая предметно-практическую, игровую (в виде дидактических игр) и др.

Отметим, что возможности для включения обучающихся с нарушениями слуха в различные виды деятельности в процессе уроков биологии велики. Это, в частности, обусловлено спецификой данного курса, наличием в его содержании значительного количества лабораторных и практических работ — на каждом году обучения на уровне ООО [3].

В соответствии с изложенным выше отметим, что в ходе уроков биологии следует обеспечивать слухозрительное и слуховое восприятие обучающимися речевого материала, продуцирование связных высказываний, формулирование и письменную фиксацию выводов с учетом изучаемых актуальные вопросы специальной педагогики и психологии программных тем, в том числе по результатам наблюдений, проведенных опытов, выполненных лабораторных работ и др.

Особое внимание следует уделить обогащению лексикона обучающихся терминами названного учебного курса. Эта деятельность находит выражение в выяснении семантики новых лексических единиц, в том числе при помощи справочной литературы и словарей; в уточнении значения уже знакомых ученикам лексем посредством включения их в различные контексты: структуру отдельных предложений и связных высказываний.

Для введения в пассивный словарь учеников новой лексемы требуется ее графическая фиксация (с оформлением нотирования, постановкой ударения), а также устное (сопряженное и отраженное) и устно-дактильное воспроизведение. При этом дактилирование может не использоваться в тех случаях, если обучающиеся обладают достаточно высоким уровнем речевого развития и имеют значительный остаточный слух. Преимущественно это слабослышащие и КИ школьники.

Глубокому осознанию обучающимися содержания материала (специфичного для названного учебного курса) содействует привлечение разнообразных средств его визуализации. В числе таких средств могут быть представлены фрагменты видеозаписей, натуральные объекты, иллюстративный материал и др.

Каждая новая для обучающихся лексема должна обязательно включаться в контекст и многократно закрепляться в коммуникативной практике.

В процессе уроков биологии школьников необходимо учить пользоваться не только лексической, но и синтаксической синонимией, осуществлению перефразирования. В частности, использование в ходе проведения словарной работы синонимических замен (например, обитать — жить, простейшие — одноклеточные и др.) обеспечивает возможность семантизации терминов учебного курса «Биология».

На каждом уроке биологии целесообразно предусмотреть проведение словарных диктантов в устной и письменной форме на материале терминологической лексики: школьникам предлагается воспроизвести или отразить графически предъявленную им на слух либо слухозрительно лексическую единицу. Для совершенствования произносительных навыков обучающихся необходимо предусмотреть проведение фонетической зарядки. Как правило, на нее выделяется до 10 % от всего времени урока.

Подытожим. Специальные потребности и характер вторичных отклонений, отмечающихся у обучающихся с нарушениями слуха, требуют реализации в ходе всего образовательно-коррекционного процесса работы в направлении развития словесной речи этих школьников. Это в полной мере относится и к учебной дисциплине «Биология». В центре внимания учителя должны находиться вопросы, касающиеся обогащения терминологического словаря учащихся, а также формирования у них способности продуцировать устные и письменные высказывания, содержание

которых обусловлено программными темами.

––––––––––––––––––––

1. Четверикова Т. Ю. Проектирование содержания общественно-научных предметов и методических подходов к организации их изучения обучающимися с нарушениями слуха // Вестн. педагогических инноваций. — 2020. — № 4 (60). — С. 39–46.

2. Яхнина Е. З., Четверикова Т. Ю., Отдельнова Н. С. Научно-методические подходы к проектированию примерных адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2019. — № 8. — С. 48–62.

3. Дымаренок Е. Д. Проектирование содержания и методического подхода к биологическому образованию школьников с патологией слуха // Детство, открытое миру : сб. материалов Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2020. — С. 196–200.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математической речи учащихся с нарушениями слуха.

Одна из важных задач обучения математике - развитие речи учащихся. От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять учебный материал.Опыт работы с глухими и слаб...

Статья на тему: "Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха во внеклассное время"

Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха во внеклассное время...

Развитие разговорной речи учащихся с нарушениями слуха

Материал к докладу на педагогическом совете для учителей начальных классов, учителей-предметников, работающих с детьми с нарушениями слуха....

Доклад "Развитие коммуникативных умений обучающихся с нарушением слуха во внеклассное время"

Развитие речи  во внеклассное время является неотъемлемой частью общей системы обучения языку.  Формирование и совершенствование навыков словесного общения – основное направление...

Развитие словесной речи детей с нарушением слуха на уроках математики

Формирование словесной речи является необходимым условием при изучении глухими детьми математики, так как благодаря постепенному овладению лексическими средствами и грамматическим строем языка они при...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В статье освещается специфика организации лабораторных и практических работ при обучении школьников с нарушениями слуха биологии. Отражены этапы исследовательской деятельности учащихся и подходы к раз...

Методические рекомендации "Использование информационно-коммуникационных технологий для развития словесно-логического мышления обучающихся с нарушением слуха на уроках русского языка"

В методических рекомендациях  описаны принципы, формы и виды использования информационно-коммуникационных технологий для развития словесно-логического мышления неслышащих обучающихся, приведены п...