Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы
опыты и эксперименты по биологии (9 класс) по теме
Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, умения , навыки в области биологии.Приобрестиопыт работы с различными источниками информации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчет о реализации и внедрении инновационного проекта :
«Использование ИКТ на уроках биологии
для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха»
Природа одарила их… превосходными качествами, которые дают им право на живейшее содействие с нашей стороны.
В.И. Флери
Актуальность и описание
Изменения в практике отечественного образования происходящие в последние годы не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Для реализации принципов лично-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовались новые методы обучения. Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место среди таких методов. В основе метода проектов лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы
Представление и защита продукта проектной деятельности происходит в форме мультимедийной презентации, которую в дальнейшем можно использовать в качестве наглядного демонстрационного материала для уроков биологии. Этот факт является социально значимой мотивацией у школьников, появляется элемент соревнования: чья презентация будет в копилке наглядных материалов? Данная форма представления результатов имеет целый ряд преимуществ.
Мультимедиа-презентация означает использование в информационных целях широкого спектра средств передачи информации – текста, изображения, видео, анимации.
Учебный проект «Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха»позволит учащимся совершенствовать знания умения и навыки в области биологии, экологии ;приобрести опыт работы с различными источниками информации для того, чтобы решить проблему, достичь поставленной цели, найти ответы на вопросы.
Цель работы:
Повышение качества обучения за счет новизны деятельности,
интереса к работе с компьютером
Задачи работы:
- Изучить научную литературу по данной проблеме.
2.Сделать занятия более наглядными и интересными.
3. Сделать общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
- Довести до учащихся поток информации.
- Развитие зрительной памяти.
4. Развитие речи.
Этапы реализации проекта
Название этапа | Содержание работ | Время исполнения |
Подготовительный | · Определение подтем исследования; · Выделение предполагаемых направлений работ; · Составление графика наблюдений; · Разработка критериев оценки результатов выполнения проекта. | 11 а б класс январь |
начальный | · Предварительное знакомство с методами наблюдения; · Определение проблемы и задач исследования (использование метода «круглого стола»); · Выдвижение гипотез и способов их решения; · Обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений, и т.д.); · Распределение работы между участниками группового проекта; · Начало работы по сбору информации. | 11а б класс февраль |
основной | · Продолжение работы по сбору информации; · Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта; составление схемы исследования. · Систематизация и анализ полученных данных; · Обсуждение способов оформления конечных результатов; Подведение итогов, оформление результатов | 11а б класс Март -май |
заключительный | · Представление результатов выполненных проектов (доклад, модель, схема, график и т.п.) · Презентация проекта · Рефлексия · Внесение коррективов в работу и оформление отчётов. | 11 а б класс май |
Ход работы:
В нашей школе мы используем новые информационные технологии: мультимедийного образования, образовательные порталы, материалы интернет конференций, проводим мультимедиа уроки, применяем анимационные модели в обучении. В старших классах на уроках биологии я применяю метод учебного проекта для раскрытия творческого потенциала школьников, их индивидуальности, развития речи, социальной адаптации. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Учащиеся, в работе над проектом:
- определяют актуальную проблему, над которой они или индивидуально, или в группе работают, выявляют проблемы в различных областях знаний;
- ставят задачи, составляют план работы, тем самым ищут пути решения проблемы, определяют объект исследования;
- выдвигают гипотезы, ставят эксперименты с природными объектами, систематизируют и обобщают полученные данные, делают анализ информации, полученной из разных источников;
- подводят итоги, а учитель на данном этапе должен помочь ребятам выработать умение аргументировать выводы, обрабатывать данные эксперимента, оформлять результаты и, конечно же, работать вместе, сотрудничая;
- подготовка защиты проекта, с помощью компьютера, мультимедийного оборудования.
- презентация проекта, цель которого – представить результат своей деятельности, , способы ее решения, а это позволит развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации, социальной адаптации.
- Подготовительный .
Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.
На этапе выполнения проекта в соответствии с поставленными задачами у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать биологические процессы. Очень интересным по форме и содержанию оказался проект учащихся 11а класса(гр.3) «Развитие и смена биогеоценозов».
«Рациональное использование природы и ее охрана» тема 2 гр.
Сейчас очень актуальной является тема сохранения здоровья подрастающего поколения. Учащиеся 11а класса (1гр) самостоятельно выполнили проект «Спасибо, не курю», в котором они раскрыли проблемы, связанные с курением школьников, и разработали необходимые рекомендации по сохранению своего здоровья.
(Приложение 1)
Группы Учащихся 11а б классов | Ф.и. учащегося | Определение подтем . | Проблемные вопросы | Учебные вопросы | Разработка критериев оценки результатов выполнения проекта. |
1. | 1.Астанин Константин 2.Годунов Алексей 3.Оганесян Агун | «Спасибо, не курю» | При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. | - четкость поставленной цели и задачи, | |
2 | 1.Гришаев Илья. 2.Дохов Адам 3.Лукашова Анастасия | «Рациональное использование природы и ее охрана» | |||
3 | 1.Овчинников Дмитрий 2.Яценко Иван | «Развитие и смена биогеоценозов» |
Самый первый этап – простой вывод наглядных пособий и таблиц на экран.
Второй этап – это создание презентаций, где каждый слайд четко соответствует различным этапам урока. На данном этапе реализации проекта я оказывала определенную помощь ученикам в подборе источников информации, по возможности предоставляя литературу, сайты в Интернете, видеоматериал; помощь в составлении плана работы над выполнением проекта. Учащиеся включившись в работу, самостоятельно распределяют роли, назначают ответственных за определенный вид деятельности: одни – подбирают теоретический материал, другие – перерабатывают его, анализируют, применяют к конкретной теме проекта, третьи – выполняют исследовательскую часть работы.
В 11 а и 11б классах учащимися выполнены коллективные информационно-реферативные проекты по учебным разделам «Основы экологии». Перед изучением раздела, за 1-1,5 месяца, были предложены темы работ в пределах раздела, возможность выбора темы и группы по выполнению проекта. Учащиеся класса самостоятельно разбились на 3 групп по 2-3 человек, и приступили к подготовке проекта. Результатом каждой группы являлся образовательный продукт в виде творческой работы и презентации, выполненной на компьютере.
В презентацию можно встроить не столько статичные рисунки, но и анимацию, в зависимости от целей и задач урока. Учащиеся отрабатывали практические навыки создания собственных мультимедийных презентаций, умение сканировать изображения, готовить слайды, использовать эффекты анимации и многое другое. Весь подготовленный материал был представлен на уроках в форме защиты проектов.
(Приложение 2)
При подведении итогов работы у ребят формируются умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, работать в сотрудничестве.
Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны.
Использование мною информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.
(таблица качества знаний. Приложение 3)
Предвижу возможные возражения и скажу сразу, ИКТ никоим образом не сможет заменить «живое» знакомство с природой, выход на экскурсии и в музеи, микроскопирование, создание гербариев и так далее. Но за этими технологиями будущее, и мы, биологи, должны взять их на вооружение, и делать наши уроки более наглядными, более интересными, более доступными и понятными нашим ученикам.
Паспорт проектной работы.
Название проекта:
«Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха».
Руководитель проекта:
Пугина Татьяна Александровна, преподаватель биологии ГБС(К)ОУ школы-интерната г.Армавира.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту:
биология.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:
информатика, экология, литература.
Возраст учащихся, на который рассчитан проект: учащиеся 11-х классов
Состав проектной группы: ученики 11а и 11б классов.
Тип проекта: информационный, межпредметный, групповой, среднесрочный (4 месяца).
Цель проекта: Повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Задачи проекта:
- Изучить научную литературу по данной проблеме.
- Сделать занятия более наглядными и интересными.
- Сделать общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
- Довести до учащихся поток информации.
- Развитие зрительной памяти.
- Развитие речи.
Необходимое оборудование:
персональный компьютер, видеопроектор.
Аннотация проекта:
Изменения в практике отечественного образования происходящие в последние годы не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Для реализации принципов лично-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовались новые методы обучения. Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место среди таких методов. В основе метода проектов лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы
Представление и защита продукта проектной деятельности происходит в форме мультимедийной презентации, которую в дальнейшем можно использовать в качестве наглядного демонстрационного материала для уроков биологии. Этот факт является социально значимой мотивацией у школьников, появляется элемент соревнования: чья презентация будет в копилке наглядных материалов? Данная форма представления результатов имеет целый ряд преимуществ.
Мультимедиа-презентация означает использование в информационных целях широкого спектра средств передачи информации – текста, изображения, видео, анимации.
Учебный проект «Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха»позволит учащимся совершенствовать знания умения и навыки в области биологии, экологии ;приобрести опыт работы с различными источниками информации для того, чтобы решить проблему, достичь поставленной цели, найти ответы на вопросы.
Предполагаемые продукты проекта: электронная презентация .
См. Приложение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Биогеоценоз (от греч. βίος — жизнь γη — земля + κοινός — общий) — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема).
Для любого биогеоценоза характерна саморегуляция . Численность популяций любого вида в биогеоценозе контролируется «сверху» и «снизу». «Снизу» ее контролируют жизненные ресурсы, «сверху» — организмы следующего трофического уровня.
СУКЦЕССИЯ – последовательная смена одних сообществ другими на определённой территории в результате действия природных факторов или воздействия человека. Учение о сукцессии разработали американские ботаники Г. Коулес в 1899 г. и Ф. Клементс в 1916 г. Ф. Клементс
Деятельность человека за последние столетия сильно изменила ландшафты Земли.
Этапы первичной сукцессии Пожар Вырубка леса Расселение и акклиматизация организмов Вытаптывание Выпас скота
Развитие леса на оставленном поле является примером сукцессии, происходящей в явно выраженном автотрофном состоянии, так как в первый момент появляются автотрофные организмы
Примером сукцессии гетеротофного рода является река, загрязнённая большим количеством органических отбросов (на берегу реки построена и действует свиноферма). Избыточное органическое вещество начинает активно использоваться гетеротрофами. При этом оно потребляется быстрее, чем создаётся, то есть происходит постоянное убывание органического вещества.
Что произойдёт с сообществом после пожара? Экологические задачи: На заброшенных полях первыми поселяются травянистые однолетние растения, через несколько лет их сменяют многолетние травянистые растения, затем кустарники и, наконец, деревья . Почему виды появляются в такой последовательности
Один человек оставляет в лесу след, Сто человек – тропу, А тысячи – пустыню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"
Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...
Внеклассное занятие по развитию речи и слуха на тему "Мир профессий" для учащихся 8 - 12 кл.
Внеклассное занятие по развитию речи и слуха на тему "Мир профессий" для учащихся 8 - 12 кл....
Развитие математической речи учащихся с нарушениями слуха.
Одна из важных задач обучения математике - развитие речи учащихся. От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять учебный материал.Опыт работы с глухими и слаб...
Развитие разговорной речи учащихся с нарушениями слуха
Материал к докладу на педагогическом совете для учителей начальных классов, учителей-предметников, работающих с детьми с нарушениями слуха....
Педагогическое сопровождение социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях специального образовательного учреждения
Презентация к дипломной работе по специальности "Организация сурдокоммуникации"...
Конспект урока развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи для учащихся с нарушением слуха, 1 класс по теме "Я и моя семья", дифференциация звуков С-Ш..
Представлен конспект урока в 1 классе для детей с нарушением слуха. Отражены цели и задачи урока,структура урока....
Разумная организация внеурочной деятельности, как средство социальной адаптации учащихся с нарушенным интеллектом.
Актуальность и значимость проблемы социальной адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями,задачи. виды и формы организации внеурочной деятельности в коррекционной школе....