Особенности восприятия и воспроизведения речи учащимися с нарушениями слуха
консультация на тему

Куриганова Анастасия Андреевна

Трудности восприятия и воспроизведения речи учащимися с нарушениями слуха и пути их решения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности восприятия и воспроизведения речи

с нарушениями слуха

В зависимости от рекомендованной АООП на протяжении всего периода обучения, ребенка с ОВЗ по слуху, в т.ч. с КИ, должны сопровождать узкие специалисты: сурдопедагог, логопед, дефектолог, психолог, работающие на базе сада, школы, реабилитационных центров, специальных учреждений (таких, как наша школа. И мы, в свою очередь, стараемся передать ребенка в общеобразовательное учреждение, с, насколько возможно, более высоким уровнем развития речи).

Надо понимать, что при наличии у ребенка СА или КИ слух достигает лишь уровня I ст. Т.е. 100% слышащим ребенок не становится. Да, он слышит, но особенности, присущие слабослышащим остаются. Именно на эти особенности педагогу следует обратить свое внимание. При целенаправленной и систематической работе эти недостатки, конечно, сглаживаются.

Дети с нормой слуха тоже с разной ст. успеваемости допускают ошибки. Так вот ребенок с ОВЗ по слуху, возможно, будет допускать те же ошибки и по тем же причинам. ПЛЮС ошибки, которые специфичны именно для детей с н.с.

А ИМЕННО!

При снижении слуха предлоги, приставки, окончания воспринимаются хуже. При говорении они просто произносятся тише и менее внятно, следовательно, ребенок их хуже слышит и воспринимает. Ребенок допускает ошибки именно в предлогах, приставках, окончаниях!

Очень полезно вместе с ребенком устно проговаривать слова после правильного их прочтения. Проговаривание слова может происходить с многократным повторением, что помогает ребенку запомнить звуковой состав слова. При помощи диктантов следует проверять, как он запомнил звуковой состав слова. Неправильно написанное слово необходимо не только многократно проговорить, но и записать несколько раз. Описанные упражнения проводит с ребенком логопед на индивидуальных занятиях. Учитель в классе, воспитатель, родители закрепляют.

Обучив ребенка элементам грамоты, необходимо заняться систематическим обучением его правильному написанию слов. Для этого каждое из произносимых ребенком слов необходимо складывать из разрезной азбуки или писать (если ребенок уже овладел техникой письма). Прежде чем складывать из букв слово, учитель добивается его правильного произношения. Если и после этого ребенок неправильно сложил слово или предложение, то следует исправить допущенные ошибки и предложить ему прочитать исправленное слово, а затем снова составить его из букв. Слабослышащие дети обычно легко запоминают при этом звуковой состав слова. Если ребенку не удается сразу запомнить структуру слова, то следует опять вернутся к его записи и складыванию букв из разрезной азбуки.

Такие упражнения оказываются очень эффективными не только для овладения правильным письмом, но и для накопления словарного запаса.

Учителю необходимо внимательно проанализировать ошибки, выяснить, с какими именно трудностями встречается ученик, и, исходя из этого, наметить упражнения. Например, если ребенок допускает ошибки в употреблении множественного числа, то следует объяснить ему его ошибку и начать упражнения в употреблении этой формы. Для этого следует показать ребенку группу предметов и ее отличие от одного предмета (например: яблоко — яблоки) и проработать с ним соответствующие обозначения, обратив его внимание на разницу окончаний. Упражнения в образовании множественного числа путем изменения окончаний уменьшат число таких ошибок в письме слабослышащего ребенка.

Аналогичную работу следует проводить при неправильностях употреблений падежей. Здесь не следует ограничиваться обычным склонением по падежам имен существительных и прилагательных. Каждый раз необходимо бывает объяснить ребенку, в каких случаях, в каком контексте можно употребить ту или иную грамматическую форму.

Например, если ребенок написал: я пишу карандаш (вместо карандашом), то ему следует эту ошибку поправить и тут же показать другие случаи применения творительного падежа действия: Я пишу мелом, я режу ножом, я мою мылом, я рублю топором.

Только в том случае, если ребенок понял значение грамматической формы, он сможет избежать ошибок в письме.

Таким способом, на основе анализа ошибок, допущенных ребенком, удается уменьшить их число. Конечно, обеспечить усвоение всех грамматических форм, существующих в языке, путем упражнений невозможно. В дальнейшем число ошибок в письме слабослышащего ребенка будет уменьшаться и без таких упражнений — на основе письменной и речевой практики, за счет чтения книг и т. д.

Очень важно для слабослышащего ребенка как можно больше читать..

Еще одно очень важное требование: каждое новое слово обязательно должно быть дано ребенку в письменной форме.

Очень полезными оказываются диктанты с предварительным проговариванием слов. Грамматические упражнения на безударные гласные и т. п. на первоначальном этапе обучения письму не приносят слабослышащему ребенку особенной пользы. Им трудно бывает подобрать проверочное слово в связи с недоразвитием их речи, а неполноценный слух не позволяет заметить расхождения между произношением и написанием слова. Слабослышащие дети научаются правильно писать путем запоминания прочитанного слова.

Слабослышащему ученику необходимо также помочь понимать читаемый текст. Как мы видели выше, такие дети встречаются с особыми трудностями понимания прочитанного вследствие неточного понимания слов и непонимания грамматических форм. Чтобы научить ребенка сознательно читать, необходимо при чтении даже самого элементарного текста неотступно проверять понимание им слов, грамматических форм и текста в целом.

Приведенные выше примеры ошибочного понимания текста направляют внимание учителя на трудности понимания слов в связи с неполным их восприятием при помощи слуха. Чтобы скомпенсировать этот недостаток, чтение сопровождается картинками, поясняющими общий смысл текста. Чтение текста необходимо сопровождать отчетливым проговариванием и объяснением не только слов, обозначающих предметы, действия и качества, но также слов служебных (предлоги, союзы, местоимения). Очень важно учить слабослышащего ребенка понимать в слове не только его основное значение, но и те нюансы, которые выражаются при помощи таких частей слова, как приставки, суффиксы и окончания. Нет нужды, конечно, говорить ребенку о названиях этих морфологических категорий, но необходимо для чтения и письма подбирать речевой словарь так, чтобы ребенок практически разобрался бы в этих элементах слова.

Приведем пример, когда проверка; столкнула нас с непониманием приставки. Мы спросили слабослышащего мальчика при чтении текста, что значит слово подбежал. Мальчик побежал к столу и сел под него. На наш вопрос, зачем он сел под стол, мальчик ответил: Вы сказали под бежал, я так и сделал.

Этот пример показывает, как важно проверить понимание слова и его морфологического состава. Получив от мальчика ответ, который свидетельствует о непонимании приставки под-, мы занялись специально объяснением приставок глаголов. (аналогично подбежал, убежал, забежал, сбежал и т.д.)

Аналогично этому приходится учить слабослышащего ребенка понимать в словах суффиксы, как например, суффикс -ик, служащий для обозначения маленького предмета (столик, карандашик), суффиксы -енок, -онок — для обозначения детенышей (котенок, козленок, лягушонок), суффиксы для обозначения профессии: -тель, -ръ (учитель, токарь, слесарь).

Очень важно для слабослышащего ребенка как можно больше читать..

Еще одно очень важное требование: каждое новое слово обязательно должно быть дано ребенку в письменной форме.

Слабослышащий ребенок чаще всего отстает в школе по русскому языку. По математике он хорошо справляется со счетом, но с трудом решает задачи. И это не удивительно. Решение задач в той форме, в какой это делается в общеобразовательной школе, прежде всего связано с пониманием текста задачи. В тексте математической задачи слабослышащие дети чаще всего не понимают тех значений, которые выражены более отвлеченными грамматическими формами. Они часто не понимают вопроса, плохо понимают предлоги и местоимения. Не понимают, например, слов из них, не понимают слов, выражающих отношения: больше меньше, дороже дешевле и т. п. Все это при решении задач необходимо иметь в виду. Важно проверять понимание текста задачи и объяснять его специально, если текст непонятен. Все это означает, что при прохождении программы по математике следует обязательно иметь в виду специальную работу по развитию речи. Само собой разумеется, учитель должен при этом широко использовать наглядные средства (схемы, картинки).

На уроках физкультуры учитель обращает внимание на проблемы ребенка с ориентировкой в пространстве. Это происходит от того, что ребенок часто слухопротезирован или проимплантирован лишь на одно ухо. Кроме того в зашумленном помещении у ребенка быстро происходит слуховое утомление, снижается слуховая чувствительность. Просто учитывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы

Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...

Развитие математической речи учащихся с нарушениями слуха.

Одна из важных задач обучения математике - развитие речи учащихся. От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять учебный материал.Опыт работы с глухими и слаб...

Развитие разговорной речи учащихся с нарушениями слуха

Материал к докладу на педагогическом совете для учителей начальных классов, учителей-предметников, работающих с детьми с нарушениями слуха....

Рекомендации по проведению обследования восприятия фраз учащимися с нарушениями слуха на начало обучения в школе

Рекомендации, список фраз, картинки для проведения обследования восприятия фраз учащимися с нарушениями слуха на начало обучения в школе....

Обязательные условия занятий детей с КИ для развития восприятия и воспроизведения речи

Обязательные условия   занятий детей с КИ  для развития восприятия и воспроизведения речи...

Особенности восприятия детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

На сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника в связи с тем, что, в последние годы, как указывает Т.В. Волосовец, подавляющее число детей с речевыми нарушен...