Развитие математической речи учащихся с нарушениями слуха.
статья на тему

Ооржак Алдынай Григорьевна

 

Одна из важных задач обучения математике - развитие речи учащихся. От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять учебный материал.

Опыт работы с глухими и слабослышащими школьниками показывает, что коррекционная работа по развитию словесной речи на уроках математики страдает рядом существенных недостатков, которые снижают качество обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие математической речи учащихся с нарушениями слуха.

Одна из важных задач обучения математике - развитие речи учащихся. От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять учебный материал.

Опыт работы с глухими и слабослышащими школьниками показывает, что коррекционная работа по развитию словесной речи на уроках математики страдает рядом существенных недостатков, которые снижают качество обучения.

 Главной причиной является невозможность у них самостоятельного  возникновения словесной речи. Необходимо искусственное её формирование, что, конечно, не обеспечивает того речевого богатства, которым владеют слышащие школьники. Недоразвитость  языка словесной речи  затрудняет  расчленение и выделение признаков предметов и понятийного обобщения  на уроках математики.

На уроках математики работа над словесной речью строится в направлении развития слуховой функции и произносительных навыков учащихся, совершенствования знаний грамматического строя языка и расширения лексико-фразеологического запаса школьников.

На уроках математики, как и на других предметах, можно развивает устную и письменную речь, к которым предъявляются такие требования как содержательность, логичность и последовательность, ясность и точность. Все они реализуются в комплексе.

Поэтому важно научить учащихся склонять числительные по падежам:

Количественные числительные

по типу склонения можно разделить на пять групп:

Падежи

1-4

5-20, 30

50-80

40, 90, 100

200-900

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

четыре

четырёх

четырём

какИ.илиР.

четырьмя

о четырёх

шестнадцать

шестнадцати

шестнадцати

шестнадцать

шестнадцатью

о шестнадцати

Восемьдесят

Восьмидесяти

Восьмидесяти

Восемьдесят

восьмьюдесятью

о восьмидесяти

сорок           сто

сорока          ста

сорока          ста

сорок           сто

сорока          ста

о сорока    о ста

триста

трёхсот

трёмстам

триста

тремястами

о трёхстах

В составных количественных числительных

склоняются все части:

Падежи

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

пятьсот семьдесят три

пятисот семидесяти трёх

пятистам семидесяти трём

пятьсот семьдесят три

пятьюстами семьюдесятью тремя

о пятистах семидесяти трёх

Порядковые числительные

в составных порядковых числительных склоняется

только последнее слово:

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

двадцать пятый

двадцать пятого

двадцать пятому

как И. или Р.

двадцать пятым

о двадцать пятом

четыреста тридцать шестой

четыреста тридцать шестого

четыреста тридцать шестому

как И. или Р.

четыреста тридцать шестым

о четыреста тридцать шестом

Дробные числительные

В состав дробных числительных входят

количественные и порядковые числительные.

При склонении дробных числительных склоняются все их части:

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

две целых тридцать семь сто семьдесят девятых

двух целых тридцати семи сто семьдесят девятых

двум целым тридцати семи сто семьдесят девятым

как И.

двумя целыми тридцатью семью сто семьдесят девятыми

о двух целых тридцати семи сто семьдесят девятых

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

ноль (нуль) целых двести девяносто семь тысячных

нуля целых двухсот девяносто семи тысячных

нулю целых двумстам девяноста семи тысячным

как И.

нулём целых двумястами девяноста семью тысячными

о нуле целых двухстах девяносто семи тысячных

0,297

Рассмотрим приемы развития устной речи, к которым относятся работа над звуковой стороной речи, словарная работа, формирование культуры математической речи и развитие связной математической речи.

Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения математических терминов и любого задания. Для успешного решения этой задачи учитель должен следить, прежде всего, за своей речью, а затем за речью учащихся. Полезно в ходе устного опроса предлагать (фронтально или индивидуально в каждом классе и в случае необходимости) упражнения вида:

1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, миллиметр, выражение, вычислить, сложить, наименование и т.п..

2. Прочитайте правильно: прибавить к 95(девяносто пяти), вычесть из 89 (восьмидесяти девяти), к 139 (ста тридцати девяти) прибавить 324 (триста двадцать четыре) и т.д.

Если учащиеся употребляют падеж неправильно, учитель помогает им, читаем сам, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников. Так из урока в урок он приучает детей правильно читать математические выражения.

3. Пример 25-12 Коля прочитал так: "Из двадцать пять вычесть двенадцать". Прав ли он? (из двадцати пяти вычесть двенадцать).

Словарная работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание. С этой целью полезно предлагать упражнения следующих видов.

1. Упражнения на объяснение значений математических терминов:

1) объясните значение слов и выражений: уменьшаемое (вычитаемое, разность), сложение, разрядное число (сотни, десятки, единицы) и т.д.;

2) выполнив действие 18+2=20, Наташа ответила: "У меня получилось 20, я сосчитала (сложила) правильно". Правильно ли она сказала? (Сумма восемнадцати и двух равна двадцать).  

При составлении упражнений данного вида следует включать больше заданий на применение терминов.

2. Упражнения на правильное написание терминов:

1) запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум..рация, выч..таемое, ед..ница, кил..грамм и т.д.;

2) исправьте ошибку в записи слов: "вычеслить", "дилить", "слажить" и т.д.

3. Упражнения на составление правильных связных высказываний:

1) прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: "От ...слагаемых ...не изменится" (от перестановки слагаемых сумма не изменится), "Чтобы к числу прибавить сумму, можно к числу прибавить ...слагаемое, а потом к полученному результату ...второе слагаемое"; (первое, прибавить)

2) используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, суммы, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из (Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть другое слагаемое).

Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений.

Формирование культуры математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок, таких речевых недостатков, как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и т.п.

На этом этапе работы по развитию речи достигается ясность и точность речи. Полезны упражнения следующего вида.

1. Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:

1) устраните математические ошибки в тексте: "Чтобы найти неизвестное число в выражении □+2=8, надо к 8 прибавить 2"; (от 8 отнять 2).

2. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как и на уроках чтения, только используется математический материал. Их можно выполнять как на уроках математики, так и на уроках русского языка, что усилит межпредметные связи. В частности, полезны такие упражнения:

1) пример 295+12=307 Коля прочитал так: "К двести девяносто пять прибавим 12 и получим триста семь". Правильно ли он прочитал? (к двумстам девяноста пяти прибавим двенадцать и получим триста семь).

Если учащиеся затрудняются дать ответ, учитель сам читает пример, обращая особое внимание на окончания числительных, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников.

Упражнения данного вида довольно сложны. Если учитель систематически и целенаправленно работает в этом направлении, то учащиеся справляются успешно.

Развитие связной математической речи осуществляется в соответствии с требованиями методики развития связной речи на уроках чтения. Полезны, в частности, упражнения следующего вида:

1. Составьте текст, используя набор карточек со словами и выражениями:

1) чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно, умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и, полученное, умножить, множитель;

2) 4·(2·3), тогда (4·2)·3, 24, =, 8·3, =;

2. Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение:

"Значит, 48:4=12. Это число 12. Разделить 48 на 4 значит найти число, которое при умножении на 4 дает 48".

3. Закончите объяснение: "Чтобы разделить число 12 на произведение 3·2, можно 12 разделить на 3 и ...".

В зависимости от подготовленности класса можно составить более сложные упражнения, в которых одновременно нужно вставить пропущенные слова и устранить непоследовательность в тексте, т.е. приведенные выше упражнения могут быть использованы в различных сочетаниях.

Чтобы у учащихся развивалась правильная и грамотная математическая речь, нужно обязательно использовать примеры и пояснения в учебниках (Математика – 5, 6 классы, Н.Я. Виленкин) из рубрики «учись говорить правильно», отмеченной славянской буквой «глаголь» Г.

        Посмотрим примеры из рубрики «учись говорить правильно»:

  1. В сложных словах с корнями: кило- (1000), гекто- (100), деци- (), санти- (), милли- () – ударение должно падать на второй корень.

Например, километр, сантиметр.

  1. В равенстве числительные, стоящие в левой части, читают в именительном падеже, а числительные, стоящие в правой части, читают в дательном падеже.

Например:                                 

11 км = 11000 м – одиннадцать километров равны одиннадцати тысячам метров;

1 м = 100 см – один метр равен ста сантиметрам.

  1. Неравенства можно прочитать так: левую часть – в именительном падеже, а правую – в родительном падеже.

Например, 79<185 – семьдесять девять меньше ста восьмидесяти пяти.

  1. В сумме и разности числа читают в родительном падеже, а вместо знаков + и – говорят «сумма» и «разность».

Например:

32+78 – сумма тридцати двух и семидесяти восьми;

433-96 – разность четырёхсот тридцати трёх и девяноста шести.

  1. При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв x, y, z – мужского рода, а названия остальных латинских букв – среднего рода.

Склонять названия букв в математике не принято.

Например:

х + 25 = 50 – сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти;

х = 25 – икс равен двадцати пяти;

p – 18 = 20 – разность пэ и восемнадцати равна двадцати;

р = 38 – пэ равно тридцати восьми.

  1. Произведение можно прочитать, называя каждый множитель в родительном падеже.

Например:

  1. 175 · 60 – произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти;
  2. 80 · (х + 17) – произведение восьмидесяти и суммы икс и семнадцати.
  1. При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)

Например:  - одна пятая;   - две шестых;  - семь десятых;  - восемьдесят три сто пятьдесят вторых.

  1. Частное двух дробей можно прочитать разными способами:

  -  две седьмых разделить (и.п.) на одиннадцать четырнадцатых (в.п.),

          - частное чисел две седьмых (в.п.) и одиннадцать четырнадцатых (в.п.),

        - частное двух седьмых (р.п.) и одиннадцати четырнадцатых (р.п.).

  1. Названия знаков «+» и «-» при числе во всех случаях по падежам не склоняют.

Например:

а= - 10 (а равно минус девяти)

-8<-1 – минус восемь меньше минус единицы.

Развитие письменной математической речи, в основном, сводится к развитию умений оформлять решение упражнений и задач различными способами (см. главу 7,§4).

В развитии письменной математической речи главным требованием остается аккуратность и грамотность записей. По мере формирования навыков постепенно учащимся следует предоставлять определенную свободу. Это связано с тем, что мышление, являясь непосредственным отражением действительности, всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания и поэтому оно индивидуальное. Стало быть, и разным будет и выражение своих мыслей в письменной форме. Но это не означает "всем все дозволено". Ученики должны знать, что даже при наличии свободы мыслей, в некоторых случаях следует придерживаться общепринятых правил и форм записей.

Литература

1.Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. – М., 1961г.

2.Сухова В.Б. Обучение математики в 5-8 классах школ глухих. М: Просвещение, 1993.

3. http://tatiana-19-68.narod.ru

4. Математика. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Н.Я. Виленкин и др.: Мнемозина, 2008.

5. Математика. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Н.Я. Виленкин и др.: Мнемозина, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности верботональго метода в развитии речевой коммуникации учащихся с нарушенным слухом

Важное место в коммуникационной системе обучения языку занимает верботональный метод, основанный не только на новой технологии педагогической работы с глухими детьми, но и предполагающий использование...

Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы

Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...

Развитие разговорной речи учащихся с нарушениями слуха

Материал к докладу на педагогическом совете для учителей начальных классов, учителей-предметников, работающих с детьми с нарушениями слуха....

Особенности восприятия и воспроизведения речи учащимися с нарушениями слуха

Трудности восприятия и воспроизведения речи учащимися с нарушениями слуха и пути их решения...

Развитие словесной речи детей с нарушением слуха на уроках математики

Формирование словесной речи является необходимым условием при изучении глухими детьми математики, так как благодаря постепенному овладению лексическими средствами и грамматическим строем языка они при...

Развитие словесной речи обучающихся с нарушением слуха на уроках биологии.

Автором освещается роль курса биологии в развитии словесной речи обучающихся с нарушениями слуха. Описаны условия, реализация которых в образовательно-коррекционном процессе обеспечивает обогащение сл...