Развитие математической речи учащихся с нарушениями слуха.
статья на тему
Одна из важных задач обучения математике - развитие речи учащихся. От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять учебный материал.
Опыт работы с глухими и слабослышащими школьниками показывает, что коррекционная работа по развитию словесной речи на уроках математики страдает рядом существенных недостатков, которые снижают качество обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие математической речи у учащихся | 101.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие математической речи учащихся с нарушениями слуха.
Одна из важных задач обучения математике - развитие речи учащихся. От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять учебный материал.
Опыт работы с глухими и слабослышащими школьниками показывает, что коррекционная работа по развитию словесной речи на уроках математики страдает рядом существенных недостатков, которые снижают качество обучения.
Главной причиной является невозможность у них самостоятельного возникновения словесной речи. Необходимо искусственное её формирование, что, конечно, не обеспечивает того речевого богатства, которым владеют слышащие школьники. Недоразвитость языка словесной речи затрудняет расчленение и выделение признаков предметов и понятийного обобщения на уроках математики.
На уроках математики работа над словесной речью строится в направлении развития слуховой функции и произносительных навыков учащихся, совершенствования знаний грамматического строя языка и расширения лексико-фразеологического запаса школьников.
На уроках математики, как и на других предметах, можно развивает устную и письменную речь, к которым предъявляются такие требования как содержательность, логичность и последовательность, ясность и точность. Все они реализуются в комплексе.
Поэтому важно научить учащихся склонять числительные по падежам:
Количественные числительные по типу склонения можно разделить на пять групп: | |||||
Падежи | 1-4 | 5-20, 30 | 50-80 | 40, 90, 100 | 200-900 |
И. Р. Д. В. Т. П. | четыре четырёх четырём какИ.илиР. четырьмя о четырёх | шестнадцать шестнадцати шестнадцати шестнадцать шестнадцатью о шестнадцати | Восемьдесят Восьмидесяти Восьмидесяти Восемьдесят восьмьюдесятью о восьмидесяти | сорок сто сорока ста сорока ста сорок сто сорока ста о сорока о ста | триста трёхсот трёмстам триста тремястами о трёхстах |
В составных количественных числительных склоняются все части: | |
Падежи | |
И. Р. Д. В. Т. П. | пятьсот семьдесят три пятисот семидесяти трёх пятистам семидесяти трём пятьсот семьдесят три пятьюстами семьюдесятью тремя о пятистах семидесяти трёх |
Порядковые числительные в составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: | ||
И. Р. Д. В. Т. П. | двадцать пятый двадцать пятого двадцать пятому как И. или Р. двадцать пятым о двадцать пятом | четыреста тридцать шестой четыреста тридцать шестого четыреста тридцать шестому как И. или Р. четыреста тридцать шестым о четыреста тридцать шестом |
Дробные числительные В состав дробных числительных входят количественные и порядковые числительные. При склонении дробных числительных склоняются все их части: | ||
И. Р. Д. В. Т. П. | две целых тридцать семь сто семьдесят девятых двух целых тридцати семи сто семьдесят девятых двум целым тридцати семи сто семьдесят девятым как И. двумя целыми тридцатью семью сто семьдесят девятыми о двух целых тридцати семи сто семьдесят девятых | |
И. Р. Д. В. Т. П. | ноль (нуль) целых двести девяносто семь тысячных нуля целых двухсот девяносто семи тысячных нулю целых двумстам девяноста семи тысячным как И. нулём целых двумястами девяноста семью тысячными о нуле целых двухстах девяносто семи тысячных | 0,297 |
Рассмотрим приемы развития устной речи, к которым относятся работа над звуковой стороной речи, словарная работа, формирование культуры математической речи и развитие связной математической речи.
Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения математических терминов и любого задания. Для успешного решения этой задачи учитель должен следить, прежде всего, за своей речью, а затем за речью учащихся. Полезно в ходе устного опроса предлагать (фронтально или индивидуально в каждом классе и в случае необходимости) упражнения вида:
1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, миллиметр, выражение, вычислить, сложить, наименование и т.п..
2. Прочитайте правильно: прибавить к 95(девяносто пяти), вычесть из 89 (восьмидесяти девяти), к 139 (ста тридцати девяти) прибавить 324 (триста двадцать четыре) и т.д.
Если учащиеся употребляют падеж неправильно, учитель помогает им, читаем сам, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников. Так из урока в урок он приучает детей правильно читать математические выражения.
3. Пример 25-12 Коля прочитал так: "Из двадцать пять вычесть двенадцать". Прав ли он? (из двадцати пяти вычесть двенадцать).
Словарная работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание. С этой целью полезно предлагать упражнения следующих видов.
1. Упражнения на объяснение значений математических терминов:
1) объясните значение слов и выражений: уменьшаемое (вычитаемое, разность), сложение, разрядное число (сотни, десятки, единицы) и т.д.;
2) выполнив действие 18+2=20, Наташа ответила: "У меня получилось 20, я сосчитала (сложила) правильно". Правильно ли она сказала? (Сумма восемнадцати и двух равна двадцать).
При составлении упражнений данного вида следует включать больше заданий на применение терминов.
2. Упражнения на правильное написание терминов:
1) запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум..рация, выч..таемое, ед..ница, кил..грамм и т.д.;
2) исправьте ошибку в записи слов: "вычеслить", "дилить", "слажить" и т.д.
3. Упражнения на составление правильных связных высказываний:
1) прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: "От ...слагаемых ...не изменится" (от перестановки слагаемых сумма не изменится), "Чтобы к числу прибавить сумму, можно к числу прибавить ...слагаемое, а потом к полученному результату ...второе слагаемое"; (первое, прибавить)
2) используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, суммы, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из (Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть другое слагаемое).
Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений.
Формирование культуры математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок, таких речевых недостатков, как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и т.п.
На этом этапе работы по развитию речи достигается ясность и точность речи. Полезны упражнения следующего вида.
1. Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:
1) устраните математические ошибки в тексте: "Чтобы найти неизвестное число в выражении □+2=8, надо к 8 прибавить 2"; (от 8 отнять 2).
2. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как и на уроках чтения, только используется математический материал. Их можно выполнять как на уроках математики, так и на уроках русского языка, что усилит межпредметные связи. В частности, полезны такие упражнения:
1) пример 295+12=307 Коля прочитал так: "К двести девяносто пять прибавим 12 и получим триста семь". Правильно ли он прочитал? (к двумстам девяноста пяти прибавим двенадцать и получим триста семь).
Если учащиеся затрудняются дать ответ, учитель сам читает пример, обращая особое внимание на окончания числительных, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников.
Упражнения данного вида довольно сложны. Если учитель систематически и целенаправленно работает в этом направлении, то учащиеся справляются успешно.
Развитие связной математической речи осуществляется в соответствии с требованиями методики развития связной речи на уроках чтения. Полезны, в частности, упражнения следующего вида:
1. Составьте текст, используя набор карточек со словами и выражениями:
1) чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно, умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и, полученное, умножить, множитель;
2) 4·(2·3), тогда (4·2)·3, 24, =, 8·3, =;
2. Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение:
"Значит, 48:4=12. Это число 12. Разделить 48 на 4 значит найти число, которое при умножении на 4 дает 48".
3. Закончите объяснение: "Чтобы разделить число 12 на произведение 3·2, можно 12 разделить на 3 и ...".
В зависимости от подготовленности класса можно составить более сложные упражнения, в которых одновременно нужно вставить пропущенные слова и устранить непоследовательность в тексте, т.е. приведенные выше упражнения могут быть использованы в различных сочетаниях.
Чтобы у учащихся развивалась правильная и грамотная математическая речь, нужно обязательно использовать примеры и пояснения в учебниках (Математика – 5, 6 классы, Н.Я. Виленкин) из рубрики «учись говорить правильно», отмеченной славянской буквой «глаголь» Г.
Посмотрим примеры из рубрики «учись говорить правильно»:
- В сложных словах с корнями: кило- (1000), гекто- (100), деци- (), санти- (), милли- () – ударение должно падать на второй корень.
Например, километр, сантиметр.
- В равенстве числительные, стоящие в левой части, читают в именительном падеже, а числительные, стоящие в правой части, читают в дательном падеже.
Например:
11 км = 11000 м – одиннадцать километров равны одиннадцати тысячам метров;
1 м = 100 см – один метр равен ста сантиметрам.
- Неравенства можно прочитать так: левую часть – в именительном падеже, а правую – в родительном падеже.
Например, 79<185 – семьдесять девять меньше ста восьмидесяти пяти.
- В сумме и разности числа читают в родительном падеже, а вместо знаков + и – говорят «сумма» и «разность».
Например:
32+78 – сумма тридцати двух и семидесяти восьми;
433-96 – разность четырёхсот тридцати трёх и девяноста шести.
- При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв x, y, z – мужского рода, а названия остальных латинских букв – среднего рода.
Склонять названия букв в математике не принято.
Например:
х + 25 = 50 – сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти;
х = 25 – икс равен двадцати пяти;
p – 18 = 20 – разность пэ и восемнадцати равна двадцати;
р = 38 – пэ равно тридцати восьми.
- Произведение можно прочитать, называя каждый множитель в родительном падеже.
Например:
- 175 · 60 – произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти;
- 80 · (х + 17) – произведение восьмидесяти и суммы икс и семнадцати.
- При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)
Например: - одна пятая; - две шестых; - семь десятых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых.
- Частное двух дробей можно прочитать разными способами:
- две седьмых разделить (и.п.) на одиннадцать четырнадцатых (в.п.),
- частное чисел две седьмых (в.п.) и одиннадцать четырнадцатых (в.п.),
- частное двух седьмых (р.п.) и одиннадцати четырнадцатых (р.п.).
- Названия знаков «+» и «-» при числе во всех случаях по падежам не склоняют.
Например:
а= - 10 (а равно минус девяти)
-8<-1 – минус восемь меньше минус единицы.
Развитие письменной математической речи, в основном, сводится к развитию умений оформлять решение упражнений и задач различными способами (см. главу 7,§4).
В развитии письменной математической речи главным требованием остается аккуратность и грамотность записей. По мере формирования навыков постепенно учащимся следует предоставлять определенную свободу. Это связано с тем, что мышление, являясь непосредственным отражением действительности, всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания и поэтому оно индивидуальное. Стало быть, и разным будет и выражение своих мыслей в письменной форме. Но это не означает "всем все дозволено". Ученики должны знать, что даже при наличии свободы мыслей, в некоторых случаях следует придерживаться общепринятых правил и форм записей.
Литература
1.Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. – М., 1961г.
2.Сухова В.Б. Обучение математики в 5-8 классах школ глухих. М: Просвещение, 1993.
3. http://tatiana-19-68.narod.ru
4. Математика. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Н.Я. Виленкин и др.: Мнемозина, 2008.
5. Математика. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Н.Я. Виленкин и др.: Мнемозина, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности верботональго метода в развитии речевой коммуникации учащихся с нарушенным слухом
Важное место в коммуникационной системе обучения языку занимает верботональный метод, основанный не только на новой технологии педагогической работы с глухими детьми, но и предполагающий использование...
Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы
Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...
Развитие разговорной речи учащихся с нарушениями слуха
Материал к докладу на педагогическом совете для учителей начальных классов, учителей-предметников, работающих с детьми с нарушениями слуха....
Особенности восприятия и воспроизведения речи учащимися с нарушениями слуха
Трудности восприятия и воспроизведения речи учащимися с нарушениями слуха и пути их решения...
Развитие словесной речи детей с нарушением слуха на уроках математики
Формирование словесной речи является необходимым условием при изучении глухими детьми математики, так как благодаря постепенному овладению лексическими средствами и грамматическим строем языка они при...
Конспект урока развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи для учащихся с нарушением слуха, 1 класс по теме "Я и моя семья", дифференциация звуков С-Ш..
Представлен конспект урока в 1 классе для детей с нарушением слуха. Отражены цели и задачи урока,структура урока....
Развитие словесной речи обучающихся с нарушением слуха на уроках биологии.
Автором освещается роль курса биологии в развитии словесной речи обучающихся с нарушениями слуха. Описаны условия, реализация которых в образовательно-коррекционном процессе обеспечивает обогащение сл...