Рабочая программа "Юный патриот"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
Происходит крушение духовно-нравственных ценностей, снижается социальная активность, появляется националистический уклон, формируются потребительское настроение и уродливые формы материальных интересов; обесцениваются гражданские идеалы, наблюдается рост преступности.
В связи с этим актуализируется проблема воспитания патриотизма как духовно-нравственного качества. Оно включает формирование у школьников с ограниченными возможностями здоровья патриотических взглядов и убеждений, патриотических чувств и патриотических норм поведения.
Цель программы «Юный патриот»: создание условий для полноценного развития детей (интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного). Воспитание гармонично развитой, свободной, гуманной, самостоятельной, всесторонне образованной, творческой, ответственной личности, способной адаптироваться и самореализоваться в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
«Юный патриот»
Пояснительная записка
Свободный, образованный, здоровый человек – это главное, что определяет развитие страны, её перспективы.
Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданско-патриотическое, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Осложнились процессы, которые происходят в нашем обществе:
* В современных условиях, осуществления ведущей деятельности ребенка, усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.)
* Дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада (сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица), рост семей злоупотребляющих алкоголем, распад семьи, отягощенная наследственность.
* Ощутимое падение нравственных ценностей и норм, неблагоприятные биологические и социальные факторы, являются причинами различных отклонений в развитии детей, а последствия очень тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни.
Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы у детей, делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.
Все это способствует нарастанию из года в год негативных тенденций среди детей, подростков и молодежи. Происходит крушение духовно-нравственных ценностей, снижается социальная активность, появляется националистический уклон, формируются потребительское настроение и уродливые формы материальных интересов; обесцениваются гражданские идеалы, наблюдается рост преступности.
В связи с этим актуализируется проблема воспитания патриотизма как духовно-нравственного качества. Оно включает формирование у школьников с ограниченными возможностями здоровья патриотических взглядов и убеждений, патриотических чувств и патриотических норм поведения.
Цель программы «Юный патриот»: создание условий для полноценного развития детей (интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного). Воспитание гармонично развитой, свободной, гуманной, самостоятельной, всесторонне образованной, творческой, ответственной личности, способной адаптироваться и самореализоваться в современных условиях.
Задачи:
- Обогащение представлений учеников об окружающей действительности, продолжение формирования потребности в образовании и самообразовании, способствование интеллектуальному развитию воспитанников.
- Формирование у воспитанников демократической культуры отношений, правового самосознания, навыков общественной жизни, приобщение к активному преобразованию действительности.
- Развитие и укрепление школьных традиций.
- Формирование элементов национально- патриотического сознания, основных понятий правовых отношений; воспитание патриотических чувств.
- Осуществление профориентации воспитанников, развитие трудовых умений и навыков, формирование основных экономических представлений.
- Укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни и экологической культуры воспитанников, воспитание волевых качеств.
- Развитие природных задатков и творческого потенциала каждого воспитанника; реализация склонностей и способностей в разнообразных сферах деятельности.
Сегодня формирование патриотизма – это формирование личности:
- Гуманной: милосердие, доброта, способность к сопереживанию; уважение человеческого достоинства, справедливость, ответственность; понимание ценности человеческой жизни;
- Духовной: потребность в познании мира и самопознании; позитивное и оптимистическое отношение к жизни; ценность внутреннего мира, стремление к внутреннему самосовершенствованию, поиск смысла жизни.
- Свободной: гражданственность, чувство собственного достоинства, честность, ответственность, самоуважение.
- Доброжелательной: любовь к людям, бескорыстие, потребность творить добро; осознание себя частью природы, любовь к окружающему миру; способность радоваться успехам других людей; терпимость к чужим недостаткам и слабостям;
- Миролюбивой: открытость, уважение прав и свобод другого человека; способность позитивно решать проблемы, умение работать в коллективе;
- Культурной: гармония внешней и внутренней культуры, знание этикета, культура быта, развитые эстетические вкусы, знание народных и религиозных обычаев; культура речи; способность управлять своим внутренним состоянием; здоровый образ жизни.
- Творческой: развитие способностей, разносторонность интересов и знаний, потребность в знаниях, умениях.
Патриотическое воспитание – целенаправленный и системный процесс формирования патриотического сознания, патриотических чувств, накопление опыта высокоморального поведения.
Цель (направления): формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны. Воспитание патриотов России, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи:
- Формирование чувства принадлежности к Отечеству, любви и преданности Родине, личной ответственности перед ней и за нее.
- Привлечение детей к социально-значимой деятельности, воспитание патриотов России.
- Знакомство и приобщение к историческому наследию.
- Формирование у подрастающего поколения экологической культуры: ценностного отношения к природе, людям, собственному здоровью.
- Формирование чувства ответственности за развитие своего образовательного учреждения, активной позиции по отношению к его делам и заботам.
- Создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия её творческого потенциала, развития творческих способностей детей.
Условия реализации программы:
- Создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
- Сотрудничество с социокультурными, образовательными и спортивными учреждениями города;
Предполагаемый результат: сформированность у учащихся позитивных социальных и нравственных ценностей, активной гражданской позиции подростков, овладение навыками коллективного взаимодействия.
Программа состоит из пяти этапов:
- «5 класс» - 2013-2014гг
- «6 класс» - 2014-2015гг
- «7 класс» - 2015-2016гг
- «8 класс» - 2016-2017гг
- «9 класс» - 2017-2018гг
Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
- Умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- Знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- Умение принимать и защищать свои решения;
- Готовность к участию в общественных делах;
- Готовность к образованию;
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- Патриотизм и любовь к Родине;
- Права и свободы человека и гражданина;
- Символика Российской Федерации;
- Национальное самосознание;
- Уважение чести и достоинства других граждан;
Количественные параметры
- Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
- Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, воспитателю, классу, совместным делам);
- Отсутствие детей с девиантным поведением;
- Деятельность органов ученического самоуправления;
- Участие в конкурсах (в том числе по гражданско-патриотической тематике);
- Проведение мероприятий.
В целях разностороннего развития воспитанников в нашей школе разработана система воспитательной работы. Она включает следующие направления:
Интеллектуально-познавательное («Познание»):
- Изучение и развитие интеллектуальных способностей учащихся;
- Способствовать выработке навыков учебного труда;
- Системно и целенаправленно обучать овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;
- Содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;
- Развивать потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний;
- Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом.
Ценности: (образование, любознательность, способности, саморегуляция, дисциплинированность, личность, мудрость).
Духовно-нравственное («Мы»):
- Формировать представления о базовых ценностях культуры, традиционных моральных нормах, сложившихся в обществе;
- Развивать умения анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
- Познакомить с основными правилами поведения в школе, общественных местах;
- Воспитывать уважительное отношение к родителям и старшим, заботливое отношение к младшим;
Ценности: (нравственный выбор, смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, чувство долга, забота и помощь, толерантность, свобода вероисповедания).
Гражданско-патриотическое
(«Растим патриотов России», «Малая Родина»):
- Формировать у учащихся систему знаний, уважение и интерес к государственным символам России.
- Знакомство и приобщение к историческому наследию;
- Формировать представления о правах и обязанностях гражданина РФ;
- Формировать чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее школы, города, страны.
- Изучать историю области, района, города, географические объекты, достижения горожан; изучать историю школы, семьи.
- Воспитывать уважение к защитникам Родины; любовь к своей стране, к своей малой Родине;
- Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
Ценности: (любовь к России и своему народу, служение Отечеству, правовое государство, свобода личная и национальная, закон и порядок).
Эколого-трудовое («Зеленый мир»):
- Формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;
- Формировать представления о различных видах труда;
- Развивать дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;
- Формировать умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;
- Обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций;
- Воспитывать уважительное отношение к труду, к результатам своего труда и других людей;
- Воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;
Ценности: (уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию, бережливость, трудолюбие).
Спортивно-оздоровительное («Спорт и здоровье»):
- Создание условий для полноценного физического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности;
- Способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- Расширять знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни;
- Формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом;
- Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;
Ценности: (здоровый образ жизни, занятие спортом, здоровье, личная гигиена).
Общекультурное («Творчество»):
- Способствовать формированию основ культуры общения, поведения и построения межличностных отношений;
- Развивать позитивный тон взаимодействия, воспитывать у школьников потребность соотносить свои интересы и желания с интересами другого;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Посещение театров и музеев, выставок, воспитание адекватного восприятия художественных ценностей;
- Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных народов мира;
- Создание условий для презентации достижений учащихся, их талантов и творческих способностей,
- Развивать способность к художественно-творческому самовыражению;
- Воспитывать стремление к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей;
Ценности: (самовыражение, творчество, красота, гармония, традиции, обычаи и др.)
«Я и Семья»
- Воспитание культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей;
- Повышение педагогической и психологической компетенции родителей;
- Создание условий для участия родителей в воспитательном процессе.
Ценности: (взаимодействие, добро, комфорт, забота, ответственность, порядочность, честность, поддержка, традиции и др.).
Формы и виды деятельности: беседы, чтение книг, экскурсионно– краеведческая деятельность, КТД, участие в выставках, фестивалях, участие в акциях, анкетирование, коррекционные занятия, встречи с интересными людьми, просмотр наглядных пособий, слайдов и видеофильмов, конкурсы, праздники, викторины и др.
Принципы воспитательного процесса:
- Принцип гуманизма в воспитании - вера в возможность положительных результатов воспитания каждого ребенка.
- Принцип опоры на коллектив, т.е. воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив - создание правильного влияния коллектива на личность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе.
- Принцип систематичности и последовательности – «Все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.» (Я.А.Коменский)
Так осуществляются основные требования к организации воспитательного процесса в классе:
- Педагогическая зоркость: умение видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние; умение предвидеть перспективы, динамику развития личности и всего коллектива в целом.
- Педагогический оптимизм: вера в силы и возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы.
- Дифференцированный, индивидуальный подход: осуществление воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, склонностей, способностей, интересов и др.), влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.
- Личностный подход: признание личности ребенка, принятие таким, какой он есть.
- Коммуникативно-деятельностный подход: предполагает учебное сотрудничество, в котором заинтересованы, инициативны и воспитатель, и учащиеся.
- Средовый подход: школа не ограждает от отрицательного влияния среды, она включается во взаимодействие со средой.
- Гуманизация межличностных отношений: терпимое отношение к ребенку.
- Культурологический подход: Приобщение к культуре, формирование эстетического вкуса.
Нормативно-правовые документы
Нормативно-правовой и документальной основой Программы патриотического развития и воспитания «Юный патриот» являются:
- Закон РФ «Об образовании»
- Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция Российской федерации
- Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»
- Устав школы
- Программы развития школы и др.
Формы организации воспитания: урочная, внеурочная, внешкольная.
Форма реализации Программы (форма организации работы по программе): в основном – коллективная, также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Программа составлена на основе принципов систематичности, последовательности, доступности, научности, гуманизма. Разработана для обучающихся 5-9 классов и рассчитана на пять лет.
Используемая литература:
- Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.
- Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности у детей. — М., 1997.
- Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – Российский путь развития. // Воспитание школьников. – 2002. — №7.
- Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
- Патриотическое воспитание. Системы работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А.Пашкович. Волгоград: «Учитель»,2006.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем/ В.В. Сериков. – М.: Логос, 1999. – 272с.
- Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических
коллективов: Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина. - М.: Просвещение, 1988.
- Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
- Щуркова Н.Е. Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.
- http://erono.ru/art/?SECTION_ID=159&ELEMENT_ID=934
Тематическое планирование бесед.
Курс бесед рассчитан на 32 часа (раз в неделю), в том числе теоретические и практические часы.
Тема бесед | Кол-во часов | Дата проведения | Ответственные (в том числе, взаимосвязь с внешкольными учреждениями) | Отчет о проведении | |
(Духовно-нравственное воспитание) | 3 | ||||
1 | «Свободный разговор» | 1 | октябрь | Воспитатель | |
2 | «Человек - творец своей судьбы» | 1 | январь | Воспитатель | |
3 | «Духовный мир личности» | 1 | февраль | Воспитатель | |
(Гражданско-патриотическое воспитание) | 5 | ||||
1 | «Дружба» | 1 | сентябрь | Воспитатель | |
2 | «Дорогу осилит идущий» | 1 | декабрь | ||
3 | «Личность и коллектив» | 1 | октябрь | Воспитатель | |
4 | «О Родине» | 1 | декабрь | Воспитатель | |
5 | «Патриотизм – нужен ли он нам?» | 1 | апрель | Воспитатель | |
(Связь с родителями) | 4 | ||||
1 | «Детки и предки» | 1 | январь | Воспитатель | |
2 | «Наши вечные ценности» | 1 | февраль | Воспитатель | |
3 | «Кем быть? Каким быть?» | 1 | март | Воспитатель | |
4 | «О жизненном опыте» | 1 | ноябрь | Воспитатель | |
(Эколого-трудовое воспитание) | 4 | ||||
1 | «Величие человека – в труде!» | 1 | октябрь | Воспитатель | |
2 | «О силе воли и о лени-матушке» | 1 | февраль | Воспитатель | |
3 | «Что скажете Вы?» | 1 | март | Воспитатель | |
4 | Просмотр фильма | 1 | По плану | Воспитатель | |
(Спортивно-оздоровительное воспитание) | 3 | ||||
1 | «О занятиях спортом» | 1 | октябрь | Воспитатель | |
2 | «Человек. Дух, душа, тело» | 1 | март | Воспитатель | |
3 | Фильм «Форрест Гамп», просмотр и обсуждение | 1 | май | Воспитатель | |
(Общекультурное воспитание) | 4 | ||||
1 | «Культура речи» | 1 | январь | Воспитатель | |
2 | «В человеке должно быть всё прекрасно!» | 1 | декабрь | Воспитатель | |
3 | «Любовь» | 1 | февраль | Воспитатель | |
4 | «Поговорим о школе» | 1 | ноябрь | Воспитатель | |
(Воспитание правильного поведения в экстремальных жизненных ситуациях) | 4 | ||||
1 | «Детская жестокость» | 1 | сентябрь | Воспитатель | |
2 | «Я и виртуальная реальность» | 1 | декабрь | Воспитатель | |
3 | «Совесть и ее проявления» | 1 | апрель | Воспитатель | |
4 | «Мистика» | 1 | май | Воспитатель | |
(Интеллектуально-познавательное воспитание) | 6 | ||||
1 | Интеллектуальная игра | 1 1 | сентябрь апрель | Воспитатель Воспитатель | |
2 | Психологическая игра | 1 1 | сентябрь май | Воспитатель Воспитатель | |
3 | «О тренировке разума» | 1 | апрель | Воспитатель | |
4 | «Что делать со страхом, гневом, обидами?» | 1 | октябрь | Воспитатель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс
Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс. Количество часов в год-34 часов. ...
В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли
Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...
Рабочая программа клуба "Патриоты России"
авторская программа по духовно-нравственному воспитанию...
Программа патриотического воспитания учащихся: «Патриот Ямала – патриот России»
Цель программы:развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, отражающей сопричастность к делам и достижениям старших поколений; формирование активной жизнен...
ПАТРИОТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ПАТРИОТАМИ СТАНОВЯТСЯ
Статья об актуальности патриотического воспитания молодежи....
рабочая программа "Патриот" 2020-2021 уч год
рабочая программа внеурочной деятельности. военно-патриотического клуба "патриот"...
Рабочая программа "Патриоты России"
Рабочая программа кружка...