Рабочая программа "Патриоты России"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Патриоты России»
Оглавление к рабочей программе:
- Пояснительная записка………………………………………………………………
- Учебно-тематический план…………………………………………………………
- Содержание тем учебного курса……………………………………........................
- Требования к уровню подготовки учащихся………………....................................
- Перечень учебно-методического обеспечения…………………………………….
1. Пояснительная записка.
Современное российское общество, живущее в условиях рыночной экономики, оказалось неготовым к восприятию коренных изменений, происходящих в государственной и общественной жизни, к трудностям социальной сферы. Результатом этого оказались апатия, безответственность и агрессивность, цинизм и индивидуализм, духовная опустошенность, а в конечном итоге - падение гражданственности и патриотизма, резкий поворот в противоположную сторону от отечественной культуры и истории, утеря нравственного ориентира в жизни подрастающего поколения.
В настоящее время в российском обществе патриотизм постепенно возрождается как высшая ценность, направленная на формирование социально значимых качеств у молодого поколения. Одним из важнейших направлений возрождения патриотизма у школьников является воспитание историей, на героическом прошлом и настоящем нашей Родины.
Уроки истории не всегда могут однозначно ответить на извечные вопросы, волнующие умы многих поколений молодых людей - что такое любовь к Родине? Какие качества необходимо развивать в себе, чтобы быть гражданином, достойным своей страны? Что такое подвиг, что лежит в его основе?
Актуальность темы кружка напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной программы развития образования; усиление воспитательной функции, формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине у будущих защитников Отечества, что представляется нам одной из важнейших задач экспериментальной работы по военно-патриотическому воспитанию. данная программа рассчитана на определенный возраст учащихся: 7-16 лет. Программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в учебную неделю.
Цели данной программы:
· познакомить учащихся с героическими страницами нашей истории;
· развивать у учащихся интерес к военному делу, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;
· выработать у учащихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости исторического процесса;
· дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету; ;
· способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.
· способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности.
Учащиеся должны:
· иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества;
· знать об истории человеческого общества и месте в ней истории России.
· уметь анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
· владеть навыками работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом
· иметь опыт исследовательской работы.
Задачи:
∙ Воспитание бережного отношения к истории Родины и чувства благодарности за ратные подвиги своих соотечественников- воинов вооруженных сил РФ;
∙ Пробуждение у молодёжи желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к совершению подвига и продолжению традиций героизма;
∙ Более глубокое освещение недостаточно изученных исторических фактов с использованием мультимедийной аппаратуры.
∙ Доведение до молодёжи боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы.
Предложенная программа выдержана в хронологических рамках истории Отечества, начиная с Древней Руси и заканчивая периодом Великой Отечественной войны, т.е. выбраны темы, изучаемые в курсе истории России. Это позволит учащимся разных возрастов более детально ознакомиться с важнейшими событиями истории. Количество часов – 34.
Реализация целей и задач предполагает:
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;
- последовательная ориентация на воспитание, призванное обеспечить формирование духовного мира человека;
- создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
- формирование системы научных знаний и умения применять их в различных видах практической деятельности.
Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.
В процессе обучения происходит формирование следующих умений:
– анализ и сопоставление фактов;
– оформление письменных сообщений;
– анализ документов;
– поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;
– поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
– выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;
– умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).
При реализации данной программы используются технологии: игровая, проектное и проблемное обучение, организации и проведения дискуссии.
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов проведения занятий. Вместе с традиционными формами обязательным являются использование активных форм, что способствует более глубокому усвоению воспитанниками теоретических знаний, позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников и превратить знания в интересный и результативный процесс.
Методика работы с воспитанниками предполагает следующие формы и приемы работы:
– исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;
– планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
– анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;
– переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключений;
– лекции с обсуждением документов;
– беседы;
– семинары;
– практические занятия;
– конференции;
– заседания круглых столов;
– «мозговой штурм»;
– анализ альтернативных ситуаций;
– работа в группах, парах, индивидуально;
– творческие работы;
– защита проектов.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:
1. сравнивать отдельные исторические явления, объясняя, что в них общего и каковы различия;
2. выявлять взаимосвязь между изменениями условий жизни и прогрессивным развитием общества;
3. определять причины и следствия исторических процессов;
4. сравнивать, называть характерные, существенные черты происходящих изменений в жизни людей;
5. составлять описание (реконструкцию) исторических событий, объектов, образа жизни людей;
6. рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные эпохи;
7. участвовать в работе группы по представлению реконструкции исторических событий;
8. самостоятельно работать с исторической информацией;
9. извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых событиях прошлого;
10. составлять краткое выступление по заданной теме;
11. аргументировано высказывать свое мнение и выводы
12. оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;
13. использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.
При создании программы учитываются принципы педагогической деятельности:
⎫ внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным возможностям;
⎫ принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы);
⎫ принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);
⎫ интеграция со смежными науками (комплексное изучение явлений).
Программой предусмотрены разнообразные формы контроля: написание эссе, защита рефератов, исторические диктанты, решение исторических задач, практические задания.
Основные направления: Программа включает следующие направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.
2. Учебно-тематический план.
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Тип занятия | Форма контроля | Оборудование |
1-3 | Ратные подвиги русских князей. | 3 | Практическая работа | Круглый стол | МММУ, СМ |
4-5 | Герои Куликовской битвы | 2 | Работа в группах, дискуссия | Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, дискуссия. | СМ, ММУ |
6 | Герои Смутного времени | 1 | Работа в группах | Сообщения учащихся , работа с документами. | СМ, ММУ |
7-8 | Великие полководцы и покорители морей 18 века. | 2 | Семинар | Практическая работа Тестирование | СМ, ММУ |
9 | Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу. | 1 | Активный семинар | Сообщения учащихся, анализ источников. | СМ, ММУ |
10 | У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров) | 1 | Круглый стол | Сообщения учащихся, дискуссия | СМ, ММУ |
11 | Роль казачества в войнах XVIII и XIX в. в. | 1 | Практическая работа. | Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы. | СМ, ММУ |
12 | Героизм участников обороны Севастополя. | 1 | Видеолекция | Просмотр, краткий конспект. | Фильм «Герои Севостополя» |
13 | Герои Первой мировой войны. | 1 | Работа в группах | Выпуск боевого листа. | Плакаты |
14-15 | Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи | 2 | Лекция-ММУ | Круглый стол. Сравнительный анализ | Портреты, СМ |
16-17 | Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Красное движение. | 2 | Ролевая игра | Сообщения, анализ с позиции разных социальных слоев. | СМ |
18-19 | Массовый героизм в Великой Отечественной войне. | 2 | Круглый стол | Сообщения учащихся, дискуссия | СМ, диск ВОВ. |
20 | Подвиги Волжской Военной Флотилии. | 1 | Практическая работа | Круглый стол | Материалы школьного музея |
21-22 | Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны. | 2 | Работа в группах, дискуссия | Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, дискуссия. | СМ, ММУ |
23 | Вьетнамские исследователи из СССР. | 1 | Работа в группах | Сообщения учащихся работа с документами. | СМ, ММУ |
24 | Ребята из Афганистана. Саратовские герои. | 1 | Семинар | Практическая работа Тестирование | Видео ролики |
25 | Чеченский конфликт и бессмертные подвиги солдат. | 1 | Активный семинар | Сообщения учащихся, анализ источников. | Видео ролики |
26-27 | Космическое мышление. | 2 | Видеолекция | Просмотр, краткий конспект. | Видео ролики |
28 | Героизм в наше время. | 1 | Работа в группах | Видео ролики | |
29 | Чрезвычайные ситуации . МЧС. | 1 | Лекция-мультимедио | Круглый стол. Сравнительный анализ | Видео ролики |
30 | Ребята- дошколята. Юные герои. | 1 | Практическая работа | Круглый стол | ММУ, СМ |
31-33 | Патриоты современной России. | 3 | семинар | Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, дискуссия. | СМ, видео ролики |
34 | МЫ- будущее нашей страны | 1 | семинар | Защита проектов. | СМ |
ММУ – мультимедийное обеспечение
СМ- справочные материалы
3. Содержание учебного курса.
Ратные подвиги русских князей. Первые русские князья. Основные направления внутренней и внешней политики. (Олег, Владимир 1, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Изяслав, Александр Невский. |
Герои Куликовской битвы. Куликовская Битва: Дмитрий Донской, Сергей Радонежский. Подвиг иноков Пересвета и Осляби. |
Герои Смутного времени. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Затворник Иринарх. Герой Троицкого «сидения». ... |
Великие полководцы и покорители морей 18 века. Григорий Александрович Потемкин-Таврический. Самуил Карлович Грейг. Василий Яковлевич Чичагов. Суворов Александр Васильевич.Франц Лефорт и Патрик Гордон. Памятка офицеру .... |
Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу. Евгений Оленин – "неизвестный" герой Отечественной войны 1812 года. Братья Тучковы. Земляки- герои Отечественной войны 1812 года |
У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров).УСТАВ ЖЕНЫ ОФИЦЕРА. Верные подруги моряков. Подвиги женщин военнослужащих в боях за наше отечество. |
Роль казачества в войнах XVIII и XIX в.в. Донское и кубанское казачество в войнах. История становления казачьих войск. Присяга верному делу. |
Героизм участников обороны Севастополя. Петр Кошка. Сестринское и врачебное дело. Нахимов, Корнилов. Владимир Иванович Истомин. |
Герои Первой мировой войны. Забытая война и преданные герои. Юные герои Первой мировой войны. Кузьма Крючков. Леонид Николаевич Пунин. |
Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи. С. Ю. Витте и П. А. Столыпин - крупные политические деятели. Столыпин Петр Аркадьевич - выдающийся реформатор, государственный деятель, патриот. |
Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. Знаки отличия и различия эпохи Гражданской войны. Вожди и герои Белого движения: А. М. Каледин. А.В. Колчак. М. И. Репьев. М. П. Саблин. |
Массовый героизм в Великой Отечественной войне. Героизм советских летчиков. Саратовские летчики - в память о них….. |
Подвиги Волжской Военной Флотилии. Основание ВВФ, ее роль в годы Гражданской войны и Сталинградской битве. |
Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны. Деятели культуры на войне и о войне. Работы художников, актеров и вокалистов на передовой. |
Вьетнамские исследователи из СССР. Герой СССР, Герой Вьетнама, лётчик-космонавт В. В. Горбатко; ... ветеран вьетнамской войны генерал-майор А. П. Поздеев |
Ребята из Афганистана. Саратовские герои. Александр Жадан - десантник из группы "СССР", Мироненко и Чепик –первые Герои афганской войны. Спецназовцы Кривенко, Гусев, Козлов. Бори́с Все́володович Гро́мов из Саратова. |
Чеченская компания и бессмертные подвиги солдат. Они защищали Отечество…… Дело Ю. Буданова. |
Космическое мышление. Космонавты Советского Союза и России. Первые космонавты. Наборы в группы космонавтов · Авдеев Сергей Васильевич, Аксенов Владимир….. Единый отряд космонавтов России. |
Героизм в наше время. Исследование героизма и героического личностного образца. Выдающиеся героические подвиги наших родных и близких. |
Чрезвычайные ситуации . МЧС. Подвиг для спасателя - это просто работа? Кодекс спасателя. Хроника бедствий и работа спасателей. |
Ребята- дошколята. Юные герои. Герои без золотых звезд. Юные пожарники. О юных героях в сердцах благодарных потомков. |
Патриоты современной России. Патриоты России - стихи о Великой России - Современные стихи о России. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества. Влияние религии на развитие патриотизма. Герои современной России- электронный журнал. |
МЫ- будущее нашей страны! В жизни всегда есть место подвигу! |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
∙ основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
∙ периодизацию всемирной и отечественной истории;
∙ современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
∙ историческую обусловленность современных общественных процессов;
∙ особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
∙ проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
∙ критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
∙ анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
∙ различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
∙ устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
∙ участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
∙ представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
∙ для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
∙ критического восприятия получаемой извне социальной информации;
∙ соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
∙ осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Календарно- тематическое планирование.
№ занятия | Тема занятия | Кол-во | Дата |
1-3 | Ратные подвиги русских князей. | 3 | |
4-5 | Герои Куликовской битвы | 2 | |
6 | Герои Смутного времени | 1 | |
7-8 | Великие полководцы и покорители морей 18 века. | 2 | |
9 | Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу. | 1 | |
10 | У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров) | 1 | |
11 | Роль казачества в войнах XVIII и XIX в. в. | 1 | |
12 | Героизм участников обороны Севастополя. | 1 | |
13 | Герои Первой мировой войны. | 1 | |
14-15 | Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи | 2 | |
16-17 | Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Красное движение. | 2 | |
18-19 | Массовый героизм в Великой Отечественной войне. | 2 | |
20 | Подвиги Волжской Военной Флотилии. | 1 | |
21- 22 | Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны. | 2 | |
23 | Вьетнамские исследователи из СССР. | 1 | |
24 | Ребята из Афганистана. Саратовские герои. | 1 | |
25 | Чеченский конфликт и бессмертные подвиги солдат. | 1 | |
26-27 | Космическое мышление. | 2 | |
28 | Героизм в наше время. | 1 | |
29 | Чрезвычайные ситуации . МЧС. | 1 | |
30 | Ребята- дошколята. Юные герои. | 1 | |
31-33 | Патриоты современной России. | 3 | |
34 | МЫ- будущее нашей страны | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Природа России»
За основу взята программа курса «География», автор - составитель программы Е.М Домогацких, второе издание (М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. ФГОС. Инновационная школа). Программа соответст...
Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания
Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...
Рабочая программа "Россия и мир" (для 10-11 класса)
Рабочая программа представляет собой расширенную версию программы "Россия и мир" и рассчитана на 102 часа в год...
Рабочая программа. Россия в мире. 11 класс
Рабочая программа к учебнику "Россия в мире". С древнейших времён до начала XX века. Базовый уровень: 11 класс. / О. В. Волобуев, В. А. Клоков,...
Рабочая программа Россия - мои горизонты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6-11 классов...