рабочая программа "Патриот" 2020-2021 уч год
рабочая программа по обж
рабочая программа внеурочной деятельности. военно-патриотического клуба "патриот"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie.docx | 42.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №19»
Рассмотрено на заседании МО учителей образовательной области «Физической культуры и ОБЖ» Протокол № от Руководитель МО ___________ А.А. Бархатов | Согласовано Зам. директора по УВР _________ А.Ю Хамбалеева | Согласовано на заседании Методического Совета МБОУ «СШ №19» Протокол № 1 от 31.08.2020 Председатель МС __________ Е.А. Левченко | «Утверждаю» Исполняющий обязанности директора МБОУ «СШ № 19» _____________ Л.В. Зайцева Протокол № 1 Педагогического Совета от 31.08.2020 Приказ №______ от 31.08.2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПАТРИОТ!»
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
НАПРАВЛЕНИЕ: СОЦИАЛЬНОЕ
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ – 14-16 ЛЕТ
Разработчик:
Иванченко И.Д.,
социальный педагог,
преподаватель-организатор ОБЖ
г. Нижневартовск
2020
Паспорт программы
Наименование | Программа внеурочной деятельности «Патриот» |
Нормативно правовые обоснования разработки |
|
Сроки реализации | 2 года |
Сведения о разработчиках | Иванченко Изабелла Денисовна, социальный педагог, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «СШ №19», стаж работы 5,5 год, первая квалификационная категория, Lobanovaizabella@mail.ru, тел 89826036018 |
Адресность | Учащиеся от 12-17 лет |
Сведения об исполнителях | Руководитель клуба -Иванченко Изабелла Денисовна, |
Цель | Формирование чувства любви и гордости за свое Отечество, верности своему Отечеству, готовности заботиться о нем. |
Задачи |
|
Ожидаемые результаты |
|
Основные направления реализации |
|
Принципы реализации |
|
Этапы реализации |
|
Условия реализации программы | Материально-технические Финансовые |
Управление реализацией программы | Руководитель проекта – Иванченко И.Д. Контроль за процессом реализации проекта осуществляет Контроль за посещаемостью занятий, мониторинг, сдача ГТО |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм - система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Участниками военно-патриотического клуба «Патриот» являются дети и подростки 13 -17 лет, объединенные в учебные группы по направлениям деятельности.
В своей деятельности члены военно-патриотического клуба «Патриот» руководствуются нормативно-правовыми документами:
- Конституция РФ
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт,
- Федеральный закон от 13.03.1995г № « О днях воинской славы и памятных датах России»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ,
- Постановление Правительства РФ от 5.10.10 №795 «Программа патриотического воспитания граждан РФ на 2011-2015 годы,
- Постановление Правительства РФ от 24.12.2000 №551 « О военно-патриотических ,молодежных и детских объединений»
- Локальные акты по организации воспитательной работы МБОУ «СШ № 19»
Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба являются:
Принципы координации взаимодействий школы, семьи и общественности в реализации задач патриотического воспитания.
- Принцип связи патриотического воспитания с другими видами обучения и воспитания.
- Принцип опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции народов.
- Принцип импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании.
• принцип ответственности за собственное развитие.
Цель:
Формирование чувства любви и гордости за свое Отечество, верности своему Отечеству, готовности заботиться о нем.
Задачи:
- Создание военно-патриотического клуба «Патриот»
- Формирование готовности к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации
- Физическое развитие молодежи, популяризация здорового образа жизни
- Формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности
- Выработка практических навыков при действиях в чрезвычайных ситуациях
- Усиление роли семьи в воспитании полноценных граждан общества.
Для реализации задач в школе создан военно-патриотический клуб «Патриот», где основными методами его реализации являются:
- привлечение специалистов и преподавателей школы по теоретическим дисциплинам (история Отечества, основы государства и права и др.)
- подготовка, оборудование и использование помещений для проведения теоретических занятий (лекции и семинары);
- проведение спортивных мероприятий внутреннего значения
- организация походов;
- привлечение музеев города;
- проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской кампаний;
- участие в торжественных мероприятиях и праздниках, посвященных памятным датам России;
Условия реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения
Формы работы:
- коллективно-групповая игра,
- творческий конкурс,
- защита проектов,
- индивидуальная работа,
- беседа с демонстрацией образцов.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный, проблемный,
- исследовательский.
Педагогические приемы:
- сотрудничество, позволяющее педагогу и обучающемуся быть партнерами в увлекательном процессе образования.
Виды учебной деятельности учащихся:
- простейшие наблюдения и исследование окружающего мира, способов их обработки; анализ работ, их свойств, принципов и приемов создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов;
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление процесса и результата работы).
Контрольная диагностика:
Используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – творческие конкурсы, сдача нормативов
итоговый – открытые и зачетные занятия, участие в выставках.
Личностные:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Находить и выделять при помощи взрослых информацию необходимую для выполнения заданий из разных источников.
Строить рассуждения (или доказательство своей точки зрения по теме кружка в соответствии с возрастными нормами).
Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.
Поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом.
Готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых.
Предметные:
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Работа с родителями
Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет родителей, равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы.
Технологии, используемые при реализации программы:
Здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и детей. Огромное значение в работе детских объединений имеет обучение здоровому образу жизни, активной жизни, активной жизненной позиции, приема саморегуляции и закаливания, психорегулирующей тренировке и двигательным навыкам на основе учета индивидуальных законов развития.
Технологии личностно-ориентированного обучения
В центре внимания – личность подростка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Технология развивающего обучения является дополнением личностно-ориентированного обучения. Его цель – создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Технология сотрудничества – это технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности.
Игровые технологии
В основу положена игра как вид деятельности. Эта технология используется для обеспечения наибольшей активности обучающихся и достижения высокого уровня освоения содержания программы.
Тематический план
1 года обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Примечание | Дата проведения По плану/ по факту. |
1 | Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества | 4 | ||
1.1 | Организация Вооруженных Сил Московского государства, военные реформы ХV- ХIХ в.в., создание массовой армии. | 1 | ||
1.2 | Создание Советских ВС России, их предназначение | 1 | ||
1.3 | Реформа ВС России, этапы и основное содержание реформы | 1 | ||
1.4 | Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества. Функции и основные задачи ВС РФ. | 1 | ||
2 | Боевые традиции Вооруженных Сил России | 6 | ||
2.1 | Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника Отечества. | 1 | ||
2.2. | Основные составляющие личности военнослужащего как защитника Отечества | 1 | ||
2.3 | Экскурсии в военный комиссариат История военных наград. | 1 | Выездное заседание кружка | |
2.4. | Дни воинской славы России – дни славных побед. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. | 2 | Круглый стол 2 | |
2.5 | Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях. | 1 | ||
3 | Основы строевой подготовки | 6 | ||
3.1 | Строй и управление строем. Обязанности военнослужащего в строю. | 1 | - | |
3.2 | Строевые приемы и движения без оружия. | 2 | ||
3.3 | Движения шагом или бегом. Строи отделения. | 3 | ||
4 | Тактическая подготовка | 3 | 3 | |
4.1 | Действия при вспышке ядерного взрыва. | 1 | 1 | |
4.2 | Игра «Тропа разведчика». | 2 | 2 | |
5. | Военная топография и туристические навыки | 2 | ||
5.1 | Компас. Азимут. Движение по азимуту. Ориентирование на местности. Игра «Школа выживания». | 2 | ||
6 | Военно- медицинская подготовка | 5 | 5 | |
6.1 | Первая медицинская помощь при ушибах, кровотечениях, переломах | 1 | ||
6.2 | Индивидуальная аптечка. Назначение медикаментов. | 1 | ||
6.3 | «Искусственное дыхание». Наложение повязок. | 1 | ||
6.4 | Игра «Санитарные посты». | 2 | ||
7 | Правовые основы военной службы | 7 | 7 | |
7.1 | Уставы ВС РФ (строевой устав, дисциплинарный устав, устав внутренней службы) | 1 | ||
7.2 | Законы РФ о в/службе. Воинские звания и знаки различия | 1 | ||
7.3 | Боевое знамя в/части. Воинский коллектив |
| 1 | |
7.4 | Вечер «Я служить должен». | 4 | ||
ИТОГО: 34 часа |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Военно-патриотического клуба «ПАТРИОТ»
1 год обучения (34 часа 1 час в неделю)
- Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества (4 часа)
Организация Вооруженных Сил Московского государства в Х1V –XV вв.
Военная реформа Ивана Грозного в середине XV1в. Военная реформа ПетраI.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.
- Боевые традиции Вооруженных Сил России (9 часов)
Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов – основное содержание патриотизма
Экскурсии в воинскую часть.
Поход по местам боевой славы малой Родины.
Шефство над забытыми памятниками войны в малых деревнях и селах.
Дни воинской славы России – дни славных побед.
Встречи с героями и участниками Великой Отечественной войны и участниками в боевых действиях в Афганистане и др.
- Тактическая подготовка (6 часа)
Основные виды боя.
Обязанности солдата в бою.
Способы передвижения солдата в бою.
Игра на местности «Тропа разведчика»
- Военная топография и туристические навыки (3 часа)
Карта. Условные обозначения.
Компас. Движение по азимуту.
Игра на местности «Школа выживания».
- Военно-медицинская подготовка (5 часов)
Здоровье человека, общие понятия и определения.
Назначение медикаментов. Индивидуальная аптечка.
Первая медицинская помощь при кровотечениях, ушибах. Наложение повязок.
Игра «Санитарные посты».
- Правовые основы военной службы (7 часов)
Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Законы Российской Федерации о воинской службе.
Воинский коллектив.
Боевое знамя части.
Вечер «Я служить должен»
Тематический план
2 года обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Примечание |
1 | Особенности военной службы | 4 | |
1.1 | Конституция РФ о военной службы. ФЗ «О статусе военнослужащих». | 1 | |
1.2 | История принятия Военной присяги в России как основного закона воинской службы. | 1 | |
1.3 | Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. | 1 | |
1.4 | Время воинской службы, проводы военнослужащих, увольнение в запас. Служба по контракту. | 1 | |
2 | Боевые традиции Вооруженных Сил России | 9 | 7 |
2.1 | Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника Отечества. | 1 | |
2.2. | Основные составляющие личности военнослужащего как защитника Отечества. Викторина «Вечная слава героям». | 1 | |
2.3 | Экскурсии в военный комиссариат Знакомство с современными видами оружия. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях. | 3 | Выездное заседание кружка |
2.4. | Дни воинской славы России – дни славных побед. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. | 1 | Круглый стол |
2.5 | Поход по местам боевой славы «малой» родины. Оказание помощи по благоустройству забытых памятников. | 3 | 3 |
3. | Тактическая подготовка | 6 | 4 |
3.1 | Нормирование нагрузок в пешем походе для учащихся. Дозировка нагрузок в туристическом походе. | 2 | - |
3.2 | Организация и проведение однодневного пешего похода. | 3 | 3 |
3.3 | Обязанности солдата в бою, Передвижение солдата в бою | 1 | 1 |
4. | ЗОМП | 8 | 6 |
4.1 | Ядерное оружие. Поражающие факторы, способы защиты | 1 | 1 |
4.2 | Химическое оружие. Бактериологическое оружие. | 1 | - |
4.3 | Коллективные и индивидуальные средства защиты. | 2 | 1 |
4.4 | Тренировка в пользовании противогазом, тренировка в одевании ОЗК. Просмотр фильмов о ЧС. | 2 | 2 |
4.6 | Игра «Тактика и действия в экстремальных ситуациях» | 2 | 2 |
5 | Огневая подготовка | 7 | 6 |
5.1 | Основы и правила стрельбы | 1 | - |
5.2 | Материальная часть АК-74 и его модификации. | 1 | 1 |
5.3 | Назначение, устройство РГД-5, Ф-1 | 1 | 1 |
5.5 | Неполная разборка и сборка АК- 74. Отработка норматива на разборке АК-74 | 1 | 1 |
5.7 | Практические стрельбы из пневматической винтовки | 1 | 1 |
5.8 | Тропа мужества. | 2 | 2 |
Итого: 34 часа |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Военно-патриотического клуба «ПАТРИОТ»
2 год обучения (34 часа 1 час в неделю)
- Особенности военной службы (4 часа)
Конституция РФ о военной службе.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих».
История принятия военной присяги в России.
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.
Время воинской службы, проводы военнослужащих, увольнение в запас.
Служба по контракту.
- Боевые традиции Вооруженных Сил России (9 часов)
Военнослужащий – защитник своего Отечества, патриот с честью и достоинством
несущий звание защитника Отечества.
Основные качества военнослужащего Любовь к Родине, ее истории, культуре,
Традициям, народу, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге.
Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях.
Экскурсия в воинскую часть п.Шумилово: знакомство с историей воинской части, ее боевым путем. Встреча с военнослужащими.
Поход по местам боевой славы малой Родины. Встречи с Ветеранами Великой Отечественной войны, оказание им шефской помощи.
- Тактическая подготовка (6 часов)
Нормирование нагрузок в пешем походе для учащихся.
Обязанности солдата в бою.
Передвижение солдата в бою.
Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.
- ЗОМП (8часов)
Ядерное, химическое и бактериологическое оружие, Поражающие факторы, способы
защиты.
Коллективные и индивидуальные средства защиты.
Тренировка в одевании противогаза и ОЗК.
Учебные фильмы О ЧС, связанных с ядерным, химическим и бактериологическим оружием.
Игра «Тактика и действия в экстремальных ситуациях.
- Огневая подготовка (7 часов)
Основы и правила стрельбы.
Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка, смазка и
хранение.
Подготовка автомата к стрельбе.
Правила стрельбы, ведение огня из автомата.
Меры безопасности при стрельбе.
Практическая стрельба. (на базе в/ч).
Неполная разборка и сборка АК-74 и его модификации.
Назначение, устройство РГД-5, Ф-1.
Практические стрельбы из пневматической винтовки.
Игра «Тропа мужества».
ЛИТЕРАТУРА.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266- 1 (с изм. на 1 декабря 2007г.)
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы». Утверждена постановлением Правительства РФ от 11 июня 2005 года № 422.
- В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий «Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета». Москва.«Вако», 2010г.
- В.Ю.Микрюков «Военно-патриотическое воспитание в школе». Москва.»Вако», 2009г.
- Н.И.Хромов «Препаодавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях». Москва. Айрис Пресс, 2008 г.
- Л.А. Тетушкина «Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания».
- Волгоград, «Учитель», 2009 г.
- Е.А.Воронова «Воспитать патриота». Ростов н/Д: феникс, 2008 г.
- Т.В. Шепелева «Государственные символы России». Волгоград: «Учитель», 2009 г.
- Г.С. Семенов «Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи».
Москва: Школьная пресса, 2008г. («Воспитание школьников. Библиотека журнала»).
- П.Ф.Куклин, Л.А.Тетушкина, Л.А.Лаврова «Военно-спортивные игры». Волгоград: Учитель, 2009г.
- С.В.Титов, Г.И.Шабаева «Тематические игры по ОБЖ». Методическое пособие для учителя. Москва: ТЦ Сфера, 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...