Применение активных методов обучения в коррекции недостатков речевого развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
материал
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Активные методы обучения. | 18.57 КБ |
Активные методы обучения. Презентация для городского "Фестиваля педагогических идей". | 298.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение
активных методов обучения
в коррекции недостатков речевого развития у дошкольников с ОВЗ
В своей работе любая дошкольная организация опирается на нормативно-правовую документацию. Закон об образовании, ФГОС, порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и
охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Подробнее рассмотрим целевые ориентиры речевого развития дошкольника, которые включают в себя владение речью как средством общения и культуры; достаточный активный словарь; умение строить связные высказывания, с учётом правил грамматики русского языка; развитые звуковую и интонационную культуры речи, фонематическое восприятие; знание книжной культуры, детской литературы, способность к звуковой аналитико-синтетической активности (как предпосылки обучения грамоте).
Одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является поддержка индивидуальности и инициативы детей через свободный выбор деятельности, участников совместной деятельности, материалов; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
Предлагаем рассмотреть активные методы обучения как способ поддержки индивидуальности и инициативы детей. Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др. Но данные исследования по активным методам проводились, прежде всего, на материале школьного обучения, что затрудняет внедрение активных методов в дошкольном образовании, так как требуется определенная адаптация для теории активных методов к дошкольному дидактическому процессу. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение педагогом готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.
Ниже представлена технологическая схема применения опыта использования активных методов обучения в организации учебно-воспитательной работы ДОО.
АМО (активные методы обучения) делятся на имитационные и не имитационные, а имитационные, в свою очередь, на игровые и неигровые. Так как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра, то в качестве АМО мы используем разные виды игр. Рассмотрим некоторые из них. Специфика организационно - деятельностной игры состоит в том, что подготовку и ход игры постоянно сопровождает определенная методологическая работа, заключающаяся в осмыслении организаторами деятельности игровых групп и игры в целом. В образно-ролевых играх ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. Деловая игра – более сложная организационная структура, проведение которой требует от воспитателя не только отличного знания предметной области, но и хорошего контакта с группой.
С целью повышения эффективности работы по коррекции недостатков речи у дошкольников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО активно вовлекаем родителей в образовательную деятельность ДО.
Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется через следующие формы работы: - проектная деятельность, - родительские клубы, - мастер-классы, - журфикс, - родительские университеты, - гостиные,
- игровые сеансы.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
Результаты использования АМО на практике позволяют привлекать детей к самостоятельной познавательной деятельности,
вызывать личностный интерес дошкольников к решению каких-либо познавательных задач, способствовать применению полученных знаний в игровой деятельности, активизировать имеющиеся у детей знания, способы их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом, совместный выбор картинок, игрушек, маршрутов, их сравнение, обсуждение особенностей предметов, способов их классификации.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ №2 г. С ОСНОВОБОРСК НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «инклюзивное образование» понимается как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»: «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)» Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»: «Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организованно как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ №2 г. С ОСНОВОБОРСК Образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ №2 г. С ОСНОВОБОРСК Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ №2 г. С ОСНОВОБОРСК Из п. 3.2.5. ФГОС ДО: Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ №2 г. С ОСНОВОБОРСК АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По определению Российской энциклопедии активные методы обучения (АМО) - методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Википедия - совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом ( Из статьи автора Хазовой Натальи) . это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний (http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11) .
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ №2 г. С ОСНОВОБОРСК АМО Цель: развитие умений находить оптимальные или наиболее простые решения, развитие внимания, речи, творческих способностей. Задачи: развитие самостоятельности, воли, активности; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, развитие коммуникативных качеств, умения решать проблемы коллективно. Принципы организации образовательно-воспитательного процесса ДОУ: сочетания имитационного и игрового; моделирования, принцип проблемности ; принцип совместной деятельности участников; принцип диалогического общения и принцип двухплановости игры Содержание деятельности по использованию активных методов обучения дошкольников: научить осознать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельностью и предвидеть ее ближайшие результаты.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ №2 г. С ОСНОВОБОРСК имитационные неимитационные игровые неигровые АМО Способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ №2 г. С ОСНОВОБОРСК ВИДЫ ИГР сюжетно-ролевые диалог режиссерские игры организационно-деятельностные образно-ролевые деловые игры игровая проблемныя ситуация дидактические игры
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ №2 г. С ОСНОВОБОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ №2 г. С ОСНОВОБОРСК Из п. 3.2.5. ФГОС ДО: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ №2 г. С ОСНОВОБОРСК формы работы с родителями журфикс родительские клубы родительские гостиные родительские университеты проектная деятельность игровые сеансы мастер-классы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ №2 г. С ОСНОВОБОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ №2 г. С ОСНОВОБОРСК Результаты использования АМО: привлечение детей к самостоятельной познавательной деятельности, личностный интерес дошкольников к решению каких-либо познавательных задач, применение детьми в игровой деятельности полученных знаний. сотрудничество ребят, совместный выбор картинок, игрушек, маршрутов, их сравнение, обсуждение особенностей предметом, способов их классификации. активизация имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ №2 г. С ОСНОВОБОРСК Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...
Организация работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (лёгкой умственной отсталостью) 4 года обучения через работу с опорными схемами на примере лексической темы «Труд людей осенью. Урожай»
В статье освещается вопрос организации взаимосвязи в работе по лексической теме между учителем-дефектологом, воспитателями группы и родителями детей....
ДОКЛАД «Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудового обучения, как задача педагогической коррекции.»
Общая незрелость личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выражается в низком уровне познавательных интересов, повышенной внушаемости, недоразвитии воли, а также в искаженной са...
Коррекция речевого развития у ребенка с ограниченными возможностями
Выступление на VI краевой научно-практической конференции "Актуальные вопросы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 25.04.2014 года....
Развитие речевого общения у дошкольников с особыми возможностями здоровья с использованием комплексно-игрового метода обучения
Статья учителя-логопеда Прохоровой О.Б. из опыта работы с детьми. Направлена в издательство "Логомаг" в Альманах "Мир специальной педагогики и психологии"....
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста.
Мозг человека - это компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме.Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций о...
Буклет "Особенности речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Информационный буклет об особенностях речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья....