Стендовый доклад: Трудовое обучение детей с особыми возможностями здоровья.
статья (5 класс) на тему
Стендовый доклад: Трудовое обучение детей с особыми возможностями здоровья.
Задачи по трудовому обучению для детей с особыми возможностями здоровья.
Обучение самостоятельности детей с особыми возможностями здоровья.
Краткая характеристика психологических особенностей ребёнка с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
стендовый доклад: обучение детей с ОВЗ. | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое обучение детей с особыми возможностями здоровья
Мануйлова Ольга Викторовна
Чумаковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
Село Чумаково Куйбышевского района Новосибирской области
Могучими помощниками в развитии у ребенка с нарушениями интеллекта самостоятельности, самодеятельности и самодисциплины являются ручной труд и гимнастика.
Особенно важно привить детям интерес к труду в самых различных его формах.
Задачи по трудовому обучению для детей с особыми возможностями здоровья:
· Воспитание положительных личностных качеств обучающихся: трудолюбия, аккуратности, бережливости, настойчивости, уважительного отношения к людям труда, умения работать в коллективе, способности согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями окружающих людей и др.
· Обучение доступным видам труда: сообщение элементарных знаний, формирование умений и посильных навыков, доступных приемов, развитие самостоятельности при выполнении различных трудовых заданий.
· Формирование организационных умений, дисциплинарных правил и норм: вовремя приходить на занятия, организованно входить в класс, работать на своем рабочем месте, правильно располагать материалы и инструменты, по окончанию работы убирать за собой рабочее место, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, соблюдать правила безопасности при работе с инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования и т. п.
Специальные задачи, стоящие перед учителем труда, касаются коррекции и компенсации психофизических недостатков, имеющихся у обучающихся с умственной отсталостью:
· Коррекция недостатков умственной деятельности. Развитие умений, необходимых при выполнении трудовых заданий: ориентироваться в задании (анализировать объект, актуализировать имеющийся опыт), планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и выбирать нужные инструменты, рассказывать о проделанной работе), осуществлять самоконтроль при выполнении работы и оценивать полученный результат (определять правильность действий и их результатов, отмечать качество готовых изделий) и т. п.
· Коррекция недостатков познавательной сферы: воспитание умения целенаправленно и планомерно наблюдать, представлять образ будущего изделия (с учетом особенностей материала), ориентироваться на ограниченной плоскости (альбомного листа, поверхности стола) и в окружающем пространстве.
· Коррекция недостатков языковых и речевых средств. Развитие умения последовательно и полно излагать высказывание, структурировать его грамматически верно, используя точные и разнообразные лексические единицы.
· Коррекция недостатков моторной сферы: нарушений координации движений, преодоление общемоторной неловкости, несогласованности движений, малой амплитуды и неточности движений и др.
Новые сведения у детей с ОВЗ усваиваются с большим трудом . Для запоминания нового материала требуются МНОГОКРАТНЫЕ ПОВТОРЕНИЯ И ПОДКРЕПЛЕНИЯ ЕГО КОНКРЕТНЫМИ ПРИМЕРАМИ.
Процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта труду имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком, чем в массовой общеобразовательной школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на уроках для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения, нужна особая, дополнительная помощь, задания должны быть посильными, реально выполнимыми, с четко видимым результатом.
На основе использования специальных коррекционных приемов необходимо подготовить учащегося к сознательному выполнению трудового задания, учитель НЕ ДОЛЖЕН обходить возникающие трудности, упрощая приемы работы, приспосабливая их к возможностям школьника с нарушениями интеллекта. Выполнять задания необходимо НА основе предварительного планирования, использования инструментальных измерений и т. д. а НЕ НА основе широкого использования шаблонов, трафаретов и т. д.
Для эффективного обучения предлагается систематическое изучение динамики развития трудовых способностей учащихся
Необходимо учить сравнению и сопоставлению с имеющимся образцом изготавливаемые ими на уроках труда изделия, широко применять принцип наглядности.
Для обучения детей планированию необходимы такие наглядные средства, как предметно-операционные планы и графические карты на изготовление изделий, словесные планы с отдельными пунктами.
Учеников надо учить работать самостоятельно постепенно увеличивая сложность:
1. ученику дается объект и требуется воспроизвести точно такой же - сделать копию вещи;
2. ученику дается объект. Требуется воспроизвести его в другом масштабе;
3. ученику дается объект. Требуется воспроизвести его в иных пропорциях;
4. ученику даются только размеры. Вещь требуется сделать по памяти;
5. ученик получает технический рисунок или рабочий чертеж. По ним требуется изготовить вещь.
Следует специально учить действовать в соответствии с ясно осознанной целью и средствами, ведущими к самостоятельному достижению цели доступной для детей с нарушениями интеллекта форме необходимо раскрыть перед ними значение согласованных действий в достижении представляемой цели.
В связи с тем, что дети не умеют анализировать объекты, имеют малый запас слов, не владеют свободно связной речью, невнимательны и быстро отвлекаются, учитель на протяжении нескольких уроков сам осуществляет разбор, затем школьники по вопросам повторяют анализ. При этом, называя тот или иной признак, учитель жестом привлекает внимание класса к соответствующей части поделки, обучая, таким образом, детей планомерно рассматривать объект, правильно называть каждую его особенность. Учитель, рассказывая сам и задавая учащимся, вопросы по анализу образца, должен каждый раз придерживаться одной и той же последовательности: назвать предмет, указать его назначение, вычленить крупные и мелкие части, детали этих частей, определить свойства выделенных частей (форма, величина, цвет, материал), их пространственное расположение и виды соединения деталей.
Обучение планированию необходимо осуществлять в определенной последовательности, благодаря которой дети осознают необходимость составлять план и придерживаться его в практической деятельности.
- учитель объясняет выполнение каждой операции отдельно, чередуя показ трудовых действий со словесной инструкцией. На этом этапе учащиеся учатся выслушивать короткую инструкцию и действовать в соответствии с ней, осуществляя показанный прием.
- учащиеся учатся планировать ближайшую операцию. Сначала педагог называет ее сам или спрашивает учащихся, с чего лучше начать работу. После выполнения детьми с помощью учителя указанной операции им предлагается назвать следующую («Что будете делать дальше?»), обучая их, таким образом, не только правильно формулировать отдельные пункты плана, но и действовать соответствии с запланированным. Небольшой временной промежуток между словом и действием способствует закреплению сказанного в памяти детей.
- школьники учатся составлять план в процессе коллективной беседы. Вопросы, задаваемые всему классу, вначале соответствуют каждому пункту будущего плана. Готовый план повторяет один из учащихся, чтобы у остальных сложилось полное представление о ходе работы.
- составление плана с частичной помощью учителя. В этот период школьникам предлагается подумать и сказать, в какой очередности следует выполнять изделие. Вызванный ученик рассказывает план; наиболее трудные пункты педагог помогает ему сформулировать, задавая вопросы. Следует заметить, что переход от коллективного планирования к планированию с частичной помощью учителя лучше всего осуществлять при изготовлении поделки, аналогичной предыдущей. Опора на имеющийся опыт поможет ученикам справиться с составлением плана. Постепенно они подводятся к самостоятельному определению порядка работы над изделием.
Учащиеся с нарушениями интеллекта весьма неадекватно оценивают результаты своего труда. Нередко оценка, выставленная учителями, вызывает у них отрицательную реакцию; поэтому необходимо воспитывать правильное отношение к качеству выполненного изделия и научить детей находить недостатки в своих готовых поделках.
Благодарю за внимание, всю информацию вы можете прочитать на моём сайте учителя профессионально трудового обучения (швейного дела) Мануйловой Ольги Викторовны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации трудового воспитания и обучения детй с ограниченными возможностями здоровья
Без труда не вытянишь и рыбку из пруда!...
Формирование эталонных представлений у детей с особыми возможностями здоровья
В материале содержатся ссылки на материалы, которые можно применять приформировании представлений о форме, велисине и цвете предметов....
Развитие коммуникативных навыков в театрализованной и концертной деятельности у детей с особыми возможностями здоровья.
Данная статья посвящена работе с детьми с ОВЗ...
Мастер - класс «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».
Цель: познакомить с видами кинезиологических упражнений развития межполушарного взаимодействия, которые направлены на коррекцию, исправление и предупреждение ошибок на письме у обучающихся младших кла...
Доклад на тему:"Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении"
Статус ребенок с ОВЗ, нормативно-правовая база, инклюзивное образование, аттестация обучающихся с ОВЗ....
Презентация. Формирование навыков социализации у детей с особыми возможностями здоровья в дошкольный период (3-7 лет).
Формирование навыков социализацииу детей с особыми возможностями здоровья в дошкольный период (3-7 лет)...
Доклад МО «Компетентностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
Состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении - ...