Рабочая программа по логопедии 2 класс
рабочая программа по теме
Рабочая программа для обучающихся 2 класса, имеющих нарушения письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2 класс (Дисграфия) | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Категория детей: обучающиеся 2 классов.
Срок обучения: 95 часов в учебном году.
Форма обучения: групповые и индивидуальные занятия. Продолжительность групповых занятий 40 минут, которые проводятся 3 раза в неделю. Индивидуальные занятия проводятся по необходимости в зависимости от структуры речевого дефекта от 1 до 3 раз в неделю, продолжительность индивидуальных занятий составляет 20 минут.
Пояснительная записка
Дети данной категории, имеющие Дисграфию, испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:
- комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
- компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
- поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Цель программы: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста.
Задачи программы:
- Развитие звуковой стороны речи;
- Развитие фонематического анализа и синтеза;
- Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,
предложения и текста; - Формирование и развитие грамматически правильной речи;
- Формирование и развитие выразительной, связной речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие фонематического восприятия;
- Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
- Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
- Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
зрительного, кинестетического. - Развитие познавательных процессов: слухового внимания,
зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,
логического мышления.
Календарно-тематический план для обучающихся 2 классов.
Настоящий календарно-тематический план разработан для обучающихся 2 классов, имеющих нарушения устной и письменной речи, обусловленной нарушением фонемного распознавания, несформированностью фонематических дифференцировок, нарушением звукобуквенного анализа и синтеза, нарушением слогового анализа и синтеза, нарушением анализа и синтеза слов на уровне предложений.
План разработан в соответствии с Государственной Программой по русскому языку для начальных классов общеобразовательной школы, структурой речевого дефекта и отражает современные подходы к коррекции нарушений письменной речи.
Учебно-методическое обеспечение:
- Данилов И.В. «Система упражнений». – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Национальный книжный центр, 2015.
- Ишимова О.А., Бондарчук О. А. Логопедическая работа в школе. – М.: Просвещение, 2012.
- Козырева Л.М. «Развитие речи и внимания», «Развитие речи и памяти». Академия развития, 2007.
- Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
- Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М,: Парадигма, 2011.
- Свободина Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения у детей. – М., Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито – Центр, 1996 – 47 с.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.
- Эдигей В. «Новое чтение». Учебный центр ПЕРСПЕКТИВА.
Содержание
Коррекционная работа условно делится на несколько этапов:
Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи обучающихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.
Коррекционный этап (состоит из 3 этапов):
I Этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне.
Основные задачи I этапа:
- Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова:
- Коррекция дефектов звукопроизношения;
- Развитие познавательной активности учащихся.
II этап. Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне.
Основные задачи II этапа:
- Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи обучающихся за счет усвоения связи слов в предложении (согласование; предложное и беспредложное управление) и овладения моделями предложений различных синтаксических конструкций.
III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Основные задачи III этапа:
- Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
- Установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Оценочный этап. На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.
Тематическое планирование, 2 класс
Номер п/п | Тема | Кол-во часов |
Диагностический и подготовительный этапы | 4 | |
Коррекционный этап 95 | ||
1 | Звуки речи и буквы. Органы речи. Образование звуков речи. | 1 |
2 | Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 |
3 | Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. | 1 |
4 | Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов. | 1 |
5 | Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Безударные гласные. | 1 |
6 | Слова, обозначающие предмет. | 1 |
7 | Слова, обозначающие действие предмета. | 1 |
8 | Слова, обозначающие признак предмета. | 1 |
9 | Предложение. | 1 |
10 | Синквейн. | 1 |
11 | Звуки согласны твердые и мягкие (1 способ). Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация гласных [а-я]. | 2 |
12 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация гласных [о-ё]. | 2 |
13 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация гласных [у-ю]. | 2 |
14 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация гласных [ы-и]. | 2 |
15 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация гласных [э-е]. | 2 |
16 | Звуки согласные твердые и мягкие (2 способ). Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «ь» в конце слова. | 1 |
17 | Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «ь» в середине слова. | 1 |
18 | Дифференциация твердых и мягких согласных | 1 |
19 | Дифференциация звуков, имеющих артикуляторно-акустическое сходство. Звонкие и глухие согласные. | 1 |
20 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [в-ф], [в'-ф']. | 2 |
21 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [б-п], [б'-п']. | 2 |
22 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [д-т], [д'-т']. | 2 |
23 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [з-с], [з'-с']. | 2 |
24 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [г-к], [г'-к']. | 2 |
25 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [г-к-х]. | 1 |
26 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [л-р], [л'-р']. | 2 |
27 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [ж-ш]. | 1 |
28 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [с-ш]. | 1 |
29 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [з-ж]. | 1 |
30 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [с-ц]. | 1 |
31 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [ч-т']. | 1 |
32 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [ч-ц]. | 1 |
33 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [ч-щ]. | 1 |
34 | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [ч-ш]. | 1 |
35 | Синонимы. | 1 |
36 | Антонимы. | 1 |
37 | Омонимы. | 1 |
38 | Многозначные слова. | 1 |
39 | Предлог на. | 1 |
40 | Предлог в. | 1 |
41 | Предлоги на, в. | 1 |
42 | Предлоги с, со. | 1 |
43 | Предлог из. | 1 |
44 | Предлоги с, из. | 1 |
45 | Предлоги по, к. | 1 |
46 | Предлоги за, из-за. | 1 |
47 | Предлоги над, под | 1 |
48 | Предлоги под, из-под. | 1 |
49 | Предлоги около, перед, через. | 1 |
50 | Закрепление предлогов. | 1 |
51 | Имя существительное. | 2 |
52 | Глагол. | 2 |
53 | Имя прилагательное. | 2 |
54 | Работа над текстом. | 24 |
Оценочный этап | 2 |
Учитель-логопед Родина Л.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов
Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...
Рабочая программа по логопедии. 3-4 классы КРО.
Программа предназначена для обучающихся 3-4 классов КРО....
Рабочая программа по логопедии. 5 класс КРО.
Программа предназначена для обучающихся 5 классов КРО....
Рабочие программы по логопедии для работы с обучающимися начальных классов 2014 – 2015 учебный год
Предлагаю две программы для занятий с детьми начальных классов: Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи III - IV уровня обучающихся 1 класса. Рабочая программа по коррекции недор...
Рабочие программы по логопедии для 1, 2 классов ФГОС
Программы разработаны с учетом рекомендаций ФГОС ОВЗ, с изменением количества часов на класс, внесения изменений в тематику занятий...
Рабочая программа по логопедии 1 класс
Рабочая программа для обучающихся 1 класса, имеющих ФФНР....
Рабочая программа по логопедии для 3 класса школы VIII вида
Рабочая программа по логопедии для обучающихся в3а классе разработана на основе базовой образовательной программы 1 - 4 классов (Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII ви...