Рабочая программа по логопедии 2 класс
рабочая программа по теме

Родина Лариса Станиславовна

Рабочая программа для обучающихся 2 класса, имеющих нарушения письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2 класс (Дисграфия)32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Категория детей:  обучающиеся 2 классов.

Срок обучения:   95 часов в учебном году.

Форма обучения: групповые и индивидуальные занятия. Продолжительность групповых занятий 40 минут, которые  проводятся 3 раза в неделю. Индивидуальные занятия проводятся по необходимости  в зависимости от структуры речевого дефекта от 1 до 3 раз в неделю, продолжительность индивидуальных занятий составляет 20 минут.

Пояснительная записка

Дети данной категории, имеющие Дисграфию, испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

- комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);

- компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);

- поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель программы: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста.

Задачи программы:

  • Развитие звуковой стороны речи;
  • Развитие фонематического анализа и синтеза;
  • Развитие  языкового  анализа и  синтеза  на уровне  слога,  слова,
    предложения и текста;
  • Формирование и развитие грамматически правильной речи;
  • Формирование и развитие выразительной, связной речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
  • Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
  • Развитие анализаторов, участвующих в акте письма:  слухового,
    зрительного, кинестетического.
  • Развитие     познавательных     процессов:     слухового     внимания,
    зрительного   внимания,   слуховой   памяти,   зрительной   памяти,
    логического мышления.

Календарно-тематический план для обучающихся 2 классов.

Настоящий календарно-тематический план разработан для обучающихся 2 классов, имеющих нарушения устной и письменной речи, обусловленной нарушением фонемного распознавания, несформированностью фонематических дифференцировок, нарушением звукобуквенного анализа и синтеза, нарушением слогового анализа и синтеза, нарушением анализа и синтеза слов на уровне предложений.

План  разработан в соответствии с Государственной Программой по русскому языку для начальных классов общеобразовательной школы, структурой речевого дефекта и отражает современные подходы к коррекции нарушений письменной речи.

    Учебно-методическое обеспечение:

  1. Данилов И.В. «Система упражнений». – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Национальный книжный центр, 2015.
  4. Ишимова О.А., Бондарчук О. А. Логопедическая работа в школе. – М.: Просвещение, 2012.
  5. Козырева Л.М. «Развитие речи и внимания», «Развитие речи и памяти». Академия развития, 2007.
  6. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
  7. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М,: Парадигма, 2011.
  8. Свободина Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письма и  чтения у детей. – М., Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
  9. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито – Центр, 1996 – 47 с.
  10. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.
  11. Эдигей В. «Новое чтение». Учебный центр ПЕРСПЕКТИВА.

Содержание

Коррекционная работа условно делится на несколько этапов:

Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи обучающихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.  

Коррекционный этап (состоит из 3 этапов):

I Этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Основные задачи I этапа:

  1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова:
  2. Коррекция дефектов звукопроизношения;
  3. Развитие познавательной активности учащихся.

II этап. Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне.

Основные задачи II этапа:

  1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи обучающихся за счет усвоения связи слов в предложении (согласование; предложное и беспредложное управление) и овладения моделями предложений различных синтаксических конструкций.

III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Основные задачи III этапа:

  1. Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
  2. Установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

Оценочный этап. На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.

Тематическое планирование, 2 класс

Номер

п/п

Тема

Кол-во

часов

Диагностический и подготовительный этапы

4

                  Коррекционный этап                                                         95

1

Звуки речи и буквы. Органы речи. Образование звуков речи.

1

2

Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.

1

3

Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

1

4

Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов.

1

5

Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Безударные гласные.

1

6

Слова, обозначающие предмет.

1

7

Слова, обозначающие действие предмета.

1

8

Слова, обозначающие признак предмета.

1

9

Предложение.

1

10

Синквейн.

1

11

Звуки согласны твердые и мягкие (1 способ). Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация гласных [а-я].

2

12

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация гласных [о-ё].

2

13

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация гласных [у-ю].

2

14

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация гласных [ы-и].

2

15

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация гласных [э-е].

2

16

Звуки согласные твердые и мягкие (2 способ). Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «ь» в конце слова.

1

17

Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «ь» в середине слова.

1

18

Дифференциация твердых и мягких согласных

1

19

Дифференциация звуков, имеющих артикуляторно-акустическое сходство. Звонкие и глухие согласные.

1

20

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация звуков [в-ф], [в'-ф'].

2

21

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация звуков [б-п], [б'-п'].

2

22

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация звуков [д-т], [д'-т'].

2

23

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация звуков [з-с], [з''].

2

24

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация звуков [г-к], [г''].

2

25

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация звуков [г-к-х].

1

26

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация звуков [л-р], [л''].

2

27

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация звуков [ж-ш].

1

28

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация звуков [с-ш].

1

29

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация звуков [з-ж].

1

30

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация звуков [с-ц].

1

31

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация звуков [ч-т'].

1

32

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация звуков [ч-ц].

1

33

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация звуков [ч-щ].

1

34

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация звуков [ч-ш].

1

35

Синонимы.

1

36

Антонимы.

1

37

Омонимы.

1

38

Многозначные слова.

1

39

Предлог на.

1

40

Предлог в.

1

41

Предлоги на, в.

1

42

Предлоги с, со.

1

43

Предлог из.

1

44

Предлоги с, из.

1

45

Предлоги по, к.

1

46

Предлоги за, из-за.

1

47

Предлоги над, под

1

48

Предлоги под, из-под.        

1

49

Предлоги около, перед, через.

1

50

Закрепление предлогов.

1

51

Имя существительное.

2

52

Глагол.

2

53

Имя прилагательное.

2

54

Работа над текстом.

24

Оценочный этап

2

Учитель-логопед Родина Л.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов

  Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...

Рабочая программа по логопедии. 3-4 классы КРО.

Программа предназначена для обучающихся 3-4 классов КРО....

Рабочая программа по логопедии. 5 класс КРО.

Программа предназначена для обучающихся 5 классов КРО....

Рабочие программы по логопедии для работы с обучающимися начальных классов 2014 – 2015 учебный год

Предлагаю две программы для занятий с детьми начальных классов: Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи III - IV  уровня обучающихся 1 класса. Рабочая программа по коррекции недор...

Рабочие программы по логопедии для 1, 2 классов ФГОС

Программы разработаны с учетом рекомендаций ФГОС ОВЗ, с изменением количества часов на класс, внесения изменений в тематику занятий...

Рабочая программа по логопедии 1 класс

Рабочая программа для обучающихся 1 класса, имеющих ФФНР....

Рабочая программа по логопедии для 3 класса школы VIII вида

Рабочая программа по логопедии для обучающихся в3а классе разработана на основе базовой образовательной программы 1 - 4 классов (Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII ви...