Рабочая программа по логопедии. 5 класс КРО.
рабочая программа по теме
Программа предназначена для обучающихся 5 классов КРО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_dizorfografiya_.docx | 34.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Категория детей: обучающиеся 5 класса КРО.
Срок обучения: 60 часов в учебном году.
Форма обучения: групповые и индивидуальные занятия. Продолжительность групповых занятий 40 минут, которые проводятся 3 раза в неделю. Индивидуальные занятия проводятся по необходимости в зависимости от структуры речевого дефекта от 1 до 3 раз в неделю, продолжительность индивидуальных занятий составляет 20 минут.
Пояснительная записка
Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.
Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:
- комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
- компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
- поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Цель программы: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся среднего школьного возраста.
Задачи программы:
- Развитие фонематического анализа и синтеза;
- Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,
предложения и текста; - Формирование и развитие грамматически правильной речи;
- Формирование и развитие выразительной, связной речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие фонематического восприятия;
- Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
- Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
- Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
зрительного, кинестетического. - Развитие познавательных процессов: слухового внимания,
зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,
логического мышления.
Календарно-тематический план для обучающихся 5 класса КРО.
Настоящий календарно-тематический план разработан для обучающихся 5 класса, имеющих нарушения устной и письменной речи, обусловленной НВОНР. План разработан в соответствии с Государственной Программой по русскому языку для начальных классов общеобразовательной школы, структурой речевого дефекта и отражает современные подходы к коррекции нарушений письменной речи.
Учебно-методическое обеспечение:
- Данилов И.В. «Система упражнений». – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
- Ишимова О.А., Бондарчук О. А. Логопедическая работа в школе. – М.: Просвещение, 2012.
- Козырева Л.М. «Развитие речи и внимания», «Развитие речи и памяти». Академия развития, 2007.
- Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
- Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М,: Парадигма, 2011.
- Ушакова О.Д. 95 упражнений на все правила русского языка. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.-64 с.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито – Центр, 1996 – 47 с.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.
- Эдигей В. «Новое чтение». Учебный центр ПЕРСПЕКТИВА.
Содержание
Коррекционная работа по дизорфографии условно делится на несколько этапов:
Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.
Коррекционный этап (состоит из 3 этапов):
I Этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне.
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Речь. Предложение. Слово. Звуки речи. | 2 |
2 | Работа над звуко - слоговым составом слова | 27 |
29 часов
Основные задачи I этапа:
- Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова:
- Коррекция дефектов звукопроизношения;
- Развитие познавательной активности учащихся.
II этап. Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне.
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Состав слова | 23 |
Основные задачи II этапа:
- Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи обучающихся за счет усвоения связи слов в предложении (согласование; предложное и беспредложное управление) и овладения моделями предложений различных синтаксических конструкций.
III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Связь слов в предложении | 4 |
2 | Устная связная речь | 4 |
8 часов
Основные задачи III этапа:
- Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
2. Установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Оценочный этап. На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков
письма, анализируются различные виды письменных работ детей.
Тематическое планирование, 5 класс
Номер п/п | Тема | Кол-во часов |
Диагностический этап | 6 | |
Коррекционный этап | ||
1 | Звуки речи и буквы. Органы речи. Образование звуков речи. | 1 |
2 | Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. | 1 |
3 | Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов. | 1 |
4 | Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит. | 1 |
5 | Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Безударные гласные. | 1 |
6 | Предложение. Слово. | 1 |
7 | Антонимы. Синонимы. Омонимы. | 1 |
8 | Однозначные и многозначные слова. | 1 |
9 | Звуки согласные твердые и мягкие (1 способ смягчения: гласные 2 ряда). | 1 |
10 | Дифференциация гласных [а-я]. | 1 |
11 | Дифференциация гласных [о-ё]. | 1 |
12 | Дифференциация гласных [у-ю]. | 1 |
13 | Дифференциация гласных [ё-ю]. | 1 |
14 | Дифференциация гласных [ы-и]. | 1 |
15 | Звуки согласные твердые и мягкие (2 способ смягчения: буква ь). | 1 |
16 | Буква Ъ | 1 |
17 | Звуки согласные твердые и мягкие (2 способ смягчения: буква ь). | 1 |
18 | Дифференциация звуков [в-ф], [в'-ф']. | 1 |
19 | Дифференциация звуков [п-б], [п'-б']. | 1 |
20 | Дифференциация звуков [д-т], [д'-т']. | 1 |
21 | Дифференциация звуков [с-з], [с'-з']. | 1 |
22 | Дифференциация звуков [к-г], [к'-г']. | 1 |
23 | Дифференциация звуков [ш-ж]. | 1 |
24 | Дифференциация звуков [с-ш]. | 1 |
25 | Дифференциация звуков [з-ж]. | 1 |
26 | Дифференциация звуков [с-ц]. | 1 |
27 | Дифференциация звуков [ч-т']. | 1 |
28 | Дифференциация звуков [ч-щ]. | 1 |
29 | Дифференциация звуков [ч-ц]. | 1 |
30 | Предлоги. | 3 |
31 | Морфемный анализ и синтез слов. Окончание и основа. | 1 |
32 | Морфемный анализ и синтез слов. Корень слова. Однокоренные слова. | 3 |
33 | Морфемный анализ и синтез слов. Сложные слова. | 1 |
34 | Морфемный анализ и синтез слов. Суффикс. | 1 |
35 | Морфемный анализ и синтез слов. Приставка. | 1 |
36 | Дифференциация предлогов и приставок. | 1 |
37 | Звонкие и глухие согласные (парные) в корне слова. | 1 |
38 | Двойные согласные. Непроизносимые согласные. | 1 |
39 | Имя существительное. Морфологические признаки. | 2 |
40 | Имя прилагательное. Морфологические признаки. | 2 |
41 | Глагол. Морфологические признаки. | 2 |
42 | Словосочетание и предложение. | 1 |
43 | Словосочетание. Согласование в числе. | 1 |
44 | Словосочетание. Согласование в роде. | 1 |
45 | Падежное управление. | 3 |
46 | Связь слов в предложении (словосочетании) | 1 |
47 | Работа над текстом. План к каждой части рассказа. | 1 |
48 | Работа над текстом. Рассказ по серии картинок. | 1 |
50 | Работа над текстом. Выборочный пересказ. | 1 |
51 | Работа над текстом. Краткий пересказ. | 1 |
Оценочный этап | 2 |
Список литературы
- Аманатова М.М., Андреева Н.Г., Тосуниди О.М. Справочник школьного логопеда. –Ростов н/Д: Феникс, 2010.
- Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
- Козырева Л.М. «Развитие речи и внимания», «Развитие речи и памяти». Академия развития, 2007.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
- Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
- Мазанова Е.В.Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
- Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.
- Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
- Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М,: Парадигма, 2011.
- Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов
Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...
Рабочая программа по логопедии. 3-4 классы КРО.
Программа предназначена для обучающихся 3-4 классов КРО....
Рабочие программы по логопедии для работы с обучающимися начальных классов 2014 – 2015 учебный год
Предлагаю две программы для занятий с детьми начальных классов: Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи III - IV уровня обучающихся 1 класса. Рабочая программа по коррекции недор...
Рабочие программы по логопедии для 1, 2 классов ФГОС
Программы разработаны с учетом рекомендаций ФГОС ОВЗ, с изменением количества часов на класс, внесения изменений в тематику занятий...
Рабочая программа по логопедии 1 класс
Рабочая программа для обучающихся 1 класса, имеющих ФФНР....
Рабочая программа по логопедии 2 класс
Рабочая программа для обучающихся 2 класса, имеющих нарушения письменной речи....
Рабочая программа по логопедии для 3 класса школы VIII вида
Рабочая программа по логопедии для обучающихся в3а классе разработана на основе базовой образовательной программы 1 - 4 классов (Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII ви...