Рабочие программы по логопедии для работы с обучающимися начальных классов 2014 – 2015 учебный год
рабочая программа на тему
Предлагаю две программы для занятий с детьми начальных классов: Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи III - IV уровня обучающихся 1 класса. Рабочая программа по коррекции недоразвития речи системного характера при ЗПР обучающихся 3 СКК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy.doc | 224.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочие программы по логопедии
для работы с обучающимися начальных классов
2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа
по коррекции общего недоразвития речи III – IV уровня
обучающихся 1 б класса.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по коррекции общего недоразвития речи младших школьников, рекомендованной МО логопедов
г. Рыбинска.
На изучение материала отводится 2 часа в неделю. Период обучения длится 30 учебных недель - 60 часов.
В программу внесены следующие изменения:
- В тематическое планирование занятий включен материал по постановке, автоматизации и дифференциации звуков из «Рабочей программы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся 1 класса общеобразовательной школы». - Рыбинск, 2007
- В планируемые результаты усвоения коррекционной программы внесены метапредметные универсальные учебные действия, формирование которых предусмотрено в 1 классе, и которые ученик осваивает на разных уровнях в зависимости от возможностей самого ребёнка.
Обоснование внесенных изменений.
- Обучающимся 1 класса с ОНР III – IV уровня требуется коррекция звукопроизношения, так как у них нарушено произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.
- Согласно требованию ФГОС НОО (2011г.)
Нормативно-правовое обеспечение:
Работа логопедического пункта организуется на основании:
- Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
- Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373
- Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
- Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
- Постановления Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
- Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
- Должностной инструкции учителя - логопеда средней общеобразовательной
школы № 21.
Дети с общим недоразвитием речи III и IV уровня (или нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР))
Под указанным видом недоразвития понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие лексики, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих.
Характеристика группы.
- Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы.
- Дефектное произношение звуков, распространяющееся на несколько групп оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно автоматизировано.
- Недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого у детей наблюдается:
- недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
- недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
- трудности овладения письмом и чтением.
- Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.
- Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
- Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
- недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
- трудности овладения учебными понятиями, терминами;
- трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
- недостаточное развитие связной речи.
- Психологические особенности.
- Неустойчивое внимание.
- Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
- Недостаточное развитие способности к переключению.
- Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
- Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
- Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
- Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
- недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
- трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Цель: Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении и обучении.
Задачи:
- Своевременное выявление детей с речевым недоразвитием.
- Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения и степенью его выраженности.
- Профилактика нарушений формирования процессов чтения и письма у детей с речевыми нарушениями.
- Отслеживание динамики формирования навыков устной и письменной речи;
- Формирование, развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, учебных умений и навыков.
Поурочное планирование
логопедических занятий с группой обучающихся 1 б класса
с общим недоразвитием речи III - VI уровня
Группа № 2
№п/п пройд. буквы | Тема занятия | Количество часов |
сентябрь 1-15 | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Состояние звукопроизношения. | |
1 | Углубленное логопедическое обследование | 1 |
2 | Слова, обозначающие предметы. Лексическое значение слов. Слова, обозначающие неживые предметы: фрукты, овощи, одежда, обувь, посуда, мебель, инструменты, школьные принадлежности, транспорт. Артикуляция гласных: а о у ы и Постановка свистящих и сонорных звуков С, Л | 1 |
3 | Слова, обозначающие живые предметы: домашние и дикие животные, птицы, насекомые, профессии. Артикуляция гласных: а о у ы и Постановка свистящих и сонорных звуков. | 1 |
4 | Дифференциация слов, обозначающих живые и неживые предметы. Закрепление звуков Л,С в позиции прямого слога | 1 |
5 | Слова, обозначающие действия предметов. Постановка вопроса к словам-действиям. Закрепление звуков Л, С в позиции обратного слога, в словах со стечением согласных. | 2 |
6 | Дифференциация слов-предметов и действий. Подбор слов-предметов и слов-действий. Автоматизация звуков Л, С. Звуки СЬ, ЛЬ. | 1 |
7 | Слова, обозначающие признаки. Изменение слов-признаков по родам в соответствии с вопросами. Согласование в роде. Подбор слов-признаков, обозначающих цвет, величину, материал, вкус. Дифференциация С - СЬ, Л- -ЛЬ. Постановка звука З. | 2 |
8 | Дифференциация слов-предметов, действий и признаков. Подбор слов в соответствии с вопросами КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАКОЙ? Различение их. Закрепление звука З в позиции прямого и обратного слога. | 1 |
9 | Предложение. Дифференциация понятий «предложение - слово». Постановка и закрепление произношения звука ЗЬ. | 1 |
10 | Предложение. Главные члены предложения. Выделение главных членов из предложения с прямым дополнением. Дифференциация З - ЗЬ. | 1 |
11 | Предложение. Предложение с косвенным дополнением. Практическое усвоение предложных конструкций. Дифференциация С - З. Постановка звука Ц. | 1 |
12 | Звуки речи. Способы их образования. Звуки и буквы. Закрепление произношения звука Ц в позиции обратного слога. | 1 |
13 | Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква А. Выделение из ряда гласных, слогов, слов. Запись рядов гласных и слогов. Закрепление звука Ц в позиции прямого слога и в словах со стечением согласных. | 2 |
14 | Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква О. Выделение из ряда гласных, слогов, слов. Запись рядов гласных, слогов и слов. Дифференциация С - Ц. | 2 |
15 | Дифференциация гласных А – О по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение и различение гласных из ряда гласных, слогов, слов, предложений. Автоматизация свистящих звуков. | 2 |
16 | Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква У. Выделение из ряда гласных, слогов, слов. Запись гласных, слогов и слов. Постановка шипящих. Звук Ш. | 1 |
17 | Дифференциация гласных О – У по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение и различение гласных из ряда гласных, слогов, слов, предложений. Закрепление звука Ш в позиции прямого слога. | 2 |
18 | Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква Ы. Выделение из ряда гласных, слогов, слов. Запись гласных, слогов и слов. Закрепление звука Ш в позиции обратного слога. | 1 |
19 | Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква И. Выделение из ряда гласных, слогов, слов. Запись гласных, слогов и слов. Обозначение мягкости согласных гласной И. Звук Ш в словах со стечением согласных. Постановка звука Ж и закрепление его в позиции прямого слога. | 1 |
20 | Дифференциация гласных И – Ы по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение и различение гласных из ряда гласных, слогов, слов, предложений. Закрепление звука Ж в позиции обратного слога и в словах со стечением согласных. | 2 |
21 | Дифференциация гласных И – У. по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение и различение гласных из ряда гласных, слогов, слов, предложений. Дифференциация Ш -Ж. | 2 |
22 | Сравнительный анализ односложных и двусложных слов. Слоговой анализ односложных и двусложных слов с опорой на гласные. Дифференциация С - Ш. | 2 |
23 | Слоговой анализ и синтез. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласной. Определение порядка слов в слове. Составление слов из слогов. Дифференциация З - Ж. Постановка Щ. | 2 |
24 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки П., ПЬ и буква П. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений. Закрепление звука Щ в позиции прямого и обратного слога. | 2 |
25 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки Б, БЬ и буква Б. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений. Дифференциация Щ - СЬ. | 2 |
26 | Дифференциация согласных П–Б по артикуляции, звучанию и написанию. Различение в слогах, словах и предложениях. Дифференциация в четкой позиции. Постановка звука Ч, закрепление в позиции обратного слога. | 2 |
27 | Звонкие и глухие согласные. Звуки Т, ТЬ и буква Т. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений. Закрепление звука Ч в позиции прямого слога и словах со стечением согласных. | 2 |
28 | Звонкие и глухие согласные. Звуки Д, ДЬ и буква Д. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений. Дифференциация Ч - СЬ. | 2 |
29 | Дифференциация согласных Т-Д по артикуляции, звучанию и написанию. Различение в слогах, словах и предложениях. Дифференциация в четкой позиции. Дифференциация Ч - Щ. | 2 |
30 | Звонкие и глухие согласные. Звуки С, СЬ и буква С. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений. Автоматизация шипящих. | 1 |
31 | Звонкие и глухие согласные. Звуки З, ЗЬ и буква З. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений. Дифференциация Ч - Щ - Ц. | 1 |
32 | Дифференциация согласных С-З по артикуляции, звучанию и написанию. Различение в слогах, словах и предложениях. Дифференциация в четкой позиции. Постановка звука Р. | 1 |
33 | Звонкие и глухие согласные. Звуки К, КЬ и буква К. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений. Закрепление звука Р в позиции обратного слога. | 1 |
34 | Звонкие и глухие согласные. Звуки Г, ГЬ и буква Г. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений. Закрепление звука Р в позиции прямого слога. | 1 |
35 | Дифференциация согласных К-Г по артикуляции, звучанию и написанию. Различение в слогах, словах и предложениях. Дифференциация в четкой позиции. Р в словах со стечением согласных. | 2 |
36 | Звонкие и глухие согласные. Звук Ш и буква Ш. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений. Постановка звука РЬ. | 1 |
37 | Звонкие и глухие согласные. Звук Ж и буква Ж. Выделение из слогов, слов. Запись слогов, слов, предложений. Дифференциация Р - РЬ. | 1 |
38 | Дифференциация согласных Ш-Ж по артикуляции, звучанию и написанию. Различение в слогах, словах и предложениях. Дифференциация в четкой позиции. Дифференциация Р - Л. | 1 |
39 | Парные звонкие и глухие согласные в конце слова. Оглушение звонких согласных в конце слова. Проверка парных согласных в конце слова. Автоматизация поставленных звуков. | 3 |
40 | Проведение итоговых проверочных работ. Количественный и качественный анализ ошибок. Оценка результативности коррекционной работы. Подведение итогов работы за год. | 3 |
Всего: 60часов |
Планируемые результаты освоения обучающимися коррекционной программы в 1 классе.
Ученик научится:
- Соотносить звуки с буквами, которые их обозначают; использовать в активной речи термины звук, буква;
- Правильно произносить все пройденные звуки, дифференцировать их.
- Последовательно выделять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением;
- Различать гласные и согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, правильно называть их, использовать в активной речи термины гласный звук, согласный звук, твердый согласный, мягкий согласный, глухой согласный, звонкий согласный;
- Различать все пары звонких и глухих согласных, правильно обозначать их на письме в четкой позиции.
- Правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения; различать сходные по начертанию буквы (о-а, и-у, л-м, и-ш, г-п, Е-З)
- Выделять предложение (заглавной буквой и точкой); использовать термин предложение; вычленять слова из предложений, состоящих из двух-пяти слов; использовать термин слово;
- Списывать с печатного и рукописного текста слова и предложения;
- Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением и предложение, состоящее из таких слов;
- Читать сознательно, правильно, плавно небольшие тексты;
- Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
- Различать слова-предметы, слова-признаки и слова-действия; ставить вопросы что? кто? какой? какая? какое? что делает? Дифференцировать их.
Ученик получит возможность формировать метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Определять цель выполнения заданий на уроке.
- Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
- Овладевать способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.
Познавательные УУД
- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в тетради и словаре.
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
- Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, устанавливать последовательность основных событий в тексте.
- Использовать знаково-символические действия.
- Формулировать проблемы с помощью учителя.
- Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
Коммуникативные УУД
- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Уметь договариваться.
- Слушать и понимать речь других.
- Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила
- Уметь задавать учебные вопросы.
- Иметь первоначальные навыки работы в группе:
(распределить роли, распределить обязанности, уметь выполнить работу; осуществлять контроль)
- Понимать смысл простого текста; знать и применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре)
Рабочая программа
по коррекции недоразвития речи
системного характера обучающихся 3 в СКК
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по коррекции общего недоразвития речи младших школьников, рекомендованной МО логопедов
г. Рыбинска.
На изучение материала отводится 3 часа в неделю. Период обучения длится 32 учебных недели - 95 часов.
В программу внесены следующие изменения:
- В планируемые результаты усвоения коррекционной программы внесены метапредметные универсальные учебные действия, формирование которых предусмотрено в 3 классе, и которые ученик осваивает на разных уровнях в зависимости от возможностей самого ребёнка.
Обоснование внесенных изменений.
- Согласно требованию ФГОС НОО (2011г.)
Нормативно-правовое обеспечение:
Работа логопедического пункта организуется на основании:
- Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
- Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373
- Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
- Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
- Постановления Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
- Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
- Должностной инструкции учителя - логопеда средней общеобразовательной
школы № 21.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющими недоразвитие речи системного характера, обусловленного ЗПР.
При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.
Характеристика группы.
Нарушение фонетико-фонематического развития речи.
- Дефектное произношение звуков, распространяющееся на несколько групп оппозиционных звуков.
- Несформированность фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
- несформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
- несформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
- трудности овладения навыками письма и чтения.
Нарушение лексико-грамматического развития речи.
- Лексический запас резко ограничен, в пределах обихода, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому признаку).
- Несформированность грамматического строя речи. Неточное использование предложно-падежных конструкций, присутствие множественных аграмматизмов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
- непонимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
- трудности овладения учебными понятиями, терминами;
- невозможность формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
- недоразвитие связной речи.
- Психологические особенности.
Неустойчивое внимание.
Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
Недоразвитие способности к переключению.
Несформированность словесно-логического мышления.
Неспособность к запоминанию преимущественно словесного материала.
Несформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
- несформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
- трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Нарушения речи у детей с ЗПР вызывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации, незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Цель: Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении и обучении.
Задачи:
- Своевременное выявление детей с речевым недоразвитием.
- Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения и степенью его выраженности.
- Профилактика нарушений формирования процессов чтения и письма у детей с речевыми нарушениями.
- Коррекция устной и письменной речи.
- Отслеживание динамики формирования навыков устной и письменной речи;
- Формирование, развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, учебных умений и навыков.
Поурочное планирование
логопедических занятий с группой обучающихся 3в СКК с нарушением письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера.
Группа № 5
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
1 | Углубленное логопедическое обследование | 1 |
2 | Повторение. | 9 |
2.1 | Слоговой анализ и синтез. Деление слов на слоги. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Слогообразующая роль гласной. Перенос слов. | 3 |
2.2 | Слогоритмическая структура слова. Слогоритмическая структура двусложных слов. Трехсложных слов. | 3 |
2.3 | Нахождение безударной гласной в слове. Нахождение проверочных слов из ряда родственных. Подбор проверочных слов. Правописание безударной гласной в корне слова. | 3 |
4 | Антонимы. Использование их в речи. | 2 |
5 | Синонимы. Использование их в речи. Подбор синонимов различных частей речи. | 2 |
6 | Многозначные слова. Использование их в речи. | 2 |
7 | Состав слова. Корень слова. Родственные слова. Подбор родственных слов различных частей речи. | 2 |
8 | Сложные слова. | 2 |
9 | Суффиксальное образование существительных. Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами –К, -ОК, -ИК. С чередованием парных глухих и звонких согласных в корне. С суффиксами УШК,-ЫШК, -Ц, -ОНЬК,-ЕНЬК с чередованием согласных в корне. | 3 |
10 | Суффиксальное образование существительных. Название детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе с чередованием звуков в корне. С заменой производного слова. | 2 |
11 | Суффиксальное образование существительных. Существительные, обозначающие названия профессий. | 2 |
12 | Суффиксальное образование имен прилагательных. Образование качественных прилагательных от глаголов. От прилагательных. | 3 |
13 | Притяжательные прилагательные. Относительные прилагательные. | 2 |
14 | Суффиксальное образование глаголов. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Возвратные и невозвратные глаголы. | 2 |
15 | Префиксальное образование слов. Приставка, ее роль в изменении значения слова. Пространственное и временное значение приставок. Приставочный способ образования слов. | 2 |
16 | Префиксальное образование глаголов. Глаголы совершенного и несовершенного вида. | 1 |
17 | Дифференциация временных глагольных форм. Образование слов с помощью приставок от глагольных основ. | 2 |
18 | Правописание приставок. Приставки с гласными А, О. Приставка С-. | 2 |
19 | Различение грамматических категорий на основе анализа состава слова. Анализ разбора по составу существительных, прилагательных, глаголов. | 1 |
20 | Состав слова. Обобщение. | 2 |
21 | Дифференциация предлогов и приставок. Правописание. Составление словосочетаний с использованием предлогов и приставок. Нахождение в тексте слов с предлогами и приставками. Обобщение. | 5 |
22 | Предложение. | 1 |
23 | Дифференциация понятий «предложение», «слово». | 1 |
24 | Подлежащее и сказуемое главные члены предложения. Однородные подлежащие. Однородные сказуемые. | 2 |
25 | Предложение как речевая единица. Членение текста на предложения. Составление предложений из слов, данных в разбивку. | 2 |
26 | Предложение простое распространенное. Словосочетание и предложение. | 2 |
27 | Согласование в числе. Изменение существительных по числам. | 1 |
28 | Изменение глаголов настоящего времени по числам. Согласование в числе существительных и глаголов настоящего времени. | 1 |
29 | Изменение прилагательных по числам. Согласование в числе существительных и прилагательных. | 1 |
30 | Род имен существительных. Определение рода. Дифференциация существительных мужского, женского и среднего рода. | 2 |
31 | Согласование в роде. Изменение имен прилагательных по родам. Согласование существительных и прилагательных единственного числа в И.п. | 2 |
32 | Дифференциация глаголов прошедшего времени мужского, женского и среднего рода. Согласование существительных и глаголов в прошедшем времени. | 2 |
33 | Дифференциация частей речи. Различение грамматических категорий по лексико-грамматическим признакам. | 1 |
34 | Предлоги. Конкретно-пространственное значение предлогов. Употребление предлогов в глагольных предложно-падежных конструкциях. | 1 |
35 | Формирование словоизменения существительных. Управление. Закрепление форм винительного падежа существительных. Беспредложные конструкции с прямым дополнением. | 3 |
36 | Формирование словоизменения существительных. Управление. Закрепление форм родительного падежа существительных с ударным окончанием в единственном и множественном числе. С безударным окончанием. Беспредложные и предложные конструкции с косвенным дополнением в Р.п. | 3 |
37 | Формирование словоизменения существительных. Управление. Закрепление форм дательного падежа существительных. Беспредложные и предложные конструкции с косвенным дополнением в Д.п. | 2 |
38 | Формирование словоизменения существительных. Управление. Закрепление форм творительного падежа существительных. Значение орудийности. Замена сравнительного оборота существительным в Т.п. Модели беспредложных и предложных конструкций с косвенным дополнением в Т.п. | 3 |
39 | Формирование словоизменения существительных. Управление. Закрепление форм предложного падежа существительных. Модели предложных конструкций с косвенным дополнением в П.п. Модели предложных конструкций с обстоятельством места. | 3 |
40 | Закрепление падежных форм существительных. Сопоставление падежных форм. Использование моделей предложно-падежных конструкций. Обобщение. | 3 |
41 | Проведение четвертных проверочных работ. Количественный и качественный анализ ошибок. Оценка результативности коррекционной работы. Подведение итогов работы за год. | 4 |
Всего: 95 часов |
Планируемые результаты освоения обучающимися коррекционной программы в 3 классе.
Ученик научится:
- Писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;
- Списывать с печатного текста 5-6 предложений
- Разбирать по составу слова, ясные по структуре;
- Различать всеми способами( по вопросу, значению, составу) и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;
- Подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- Определять число и род имен существительных, глаголов прошедшего времени и имен прилагательных. Дифференцировать формы единственного и множественного числа и формы женского, среднего, мужского рода глаголов, существительных и прилагательных по лексико-грамматическим признакам. Согласовывать имена прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; имена существительные и глаголы прошедшего времени в роде и числе;
- Склонять имена существительные, преобразовывать их в начальную форму;
- Изменять глаголы по временам;
- Кратко характеризовать любую из изученных частей речи (используя памятки): начальная форма, род, склонение, число, падеж имен существительных. Начальная форма, род, число имен прилагательных; начальная форма, время, число (в настоящем и будущем времени), род в прошедшем времени глаголов.
- Восстанавливать деформированные предложения;
- Составлять предложения из заданных слов;
- Различать предложение и слово, виды предложений по интонации;
- Проводить элементарный синтаксический разбор предложения: выделять грамматическую основу предложения; называть главные и второстепенные члены предложения, употреблять термины подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения;
- Устанавливать связь между словами в словосочетании, распознавать главное и зависимое слово;
- Находить в простом предложении однородные главные члены;
- Озаглавливать текст;
- Восстанавливать деформированный текст;
- Составлять текст по плану;
- Записывать текст по плану и опорным словам.
Ученик получит возможность формировать метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД
- Организовывать свое рабочее место.
- Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.
- Определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе образцов.
- Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
- Оценка своего задания по представленным параметрам.
Познавательные УУД
- Прогнозировать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;
- Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
- Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций.
- Читать вслух и про себя художественные и научно-популярные тексты, понимать прочитанное.
- Выполняя различные роли в группе, уметь договариваться и сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
- Критично относиться к своему мнению
- Принимать точку зрения другого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружка по английскому языку для обучающихся начальной школы
рабочая программа для дополнительного изучения английского языка расчитана на 2 часа в неделю...
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс 2014-2015
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс 2014-2015...
Перспективный план логопедической работы с обучающимися начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида
В планировании представлены темы и содержание логопедических занятий для начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида....
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса...
Рекомендации дляпедагога- организатора при работе с обучающимися начальных классов
Даются основные рекомендации при работе с обучающимися как с отдельным ребенком , так и с учебным коллективом...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для обучающихся 2 класса по ООП НОО для детей с ЗПР. Базовый уровень, начальное общее образование 68 часов
Рабочая программа по английскому языку для 2 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта начального общего обр...