Рабочая программа по логопедии 1 класс
рабочая программа по теме
Рабочая программа для обучающихся 1 класса, имеющих ФФНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 класс (ФФНР) | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Категория детей: обучающиеся 1 класса.
Срок обучения: 62 часа в учебном году.
Форма обучения: групповые и индивидуальные занятия. Продолжительность групповых занятий 40 минут, которые проводятся 2 раза в неделю. Индивидуальные занятия проводятся по необходимости в зависимости от структуры речевого дефекта от 1 до 3 раз в неделю, продолжительность индивидуальных занятий составляет 20 минут.
Пояснительная записка
Дети данной категории, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельности. Эта категория обучающихся входит в группу риска и составляет значительный процент неуспевающих по русскому языку.
Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:
- комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
- компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
- поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Цель программы: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся 1 класса.
Задачи программы:
- Развитие фонематического анализа и синтеза;
- Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,
предложения и текста; - Формирование и развитие грамматически правильной речи;
- Формирование и развитие выразительной, связной речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие фонематического восприятия;
- Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
- Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
- Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
зрительного, кинестетического. - Развитие познавательных процессов: слухового внимания,
зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,
логического мышления.
Календарно-тематический план для обучающихся 1 класса.
Настоящий календарно-тематический план разработан для обучающихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). План разработан в соответствии с Государственной Программой по русскому языку для начальных классов общеобразовательной школы, структурой речевого дефекта и отражает современные подходы к коррекции нарушений письменной речи.
Учебно-методическое обеспечение:
- Данилов И.В. «Система упражнений». – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Национальный книжный центр, Москва 2015.
- Ишимова О.А., Бондарчук О. А. Логопедическая работа в школе. – М.: Просвещение, 2012.
- Козырева Л.М. «Развитие речи и внимания», «Развитие речи и памяти». Академия развития, 2007.
- Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
- Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М,: Парадигма, 2011.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито – Центр, 1996 – 47 с.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.
- Эдигей В. «Новое чтение». Учебный центр ПЕРСПЕКТИВА.
Содержание
Коррекционная работа условно делится на несколько этапов:
Диагностический этап. Обследование устной речи обучающихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.
Коррекционный этап. Коррекционная работа параллельно ведется в трех основных направлениях:
I Этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне.
Основные задачи I этапа:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия;
- совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
- развитие слогоритмической структуры слова.
II этап. Коррекционная работа на лексическом уровне.
Основные задачи II этапа:
- уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;
- дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
- формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Основные задачи III этапа:
- уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи, путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций;
- развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Оценочный этап. На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы, проводится проверка навыков письма.
Тематическое планирование, 1 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
Диагностический этап | 4 | |
Подготовительный этап | 4 | |
Коррекционный этап | 62 | |
Слова, обозначающие предмет. | 1 | |
Слова, обозначающие действие предмета. | 1 | |
Слово и предложение. Анализ предложения. Составление предложений по графическим схемам: предмет-действие. | 1 | |
Составление предложений по графическим схемам: действие - предмет. | 1 | |
Слова, обозначающие признак предмета. | 1 | |
Составление предложений по графическим схемам: признак – предмет - действие. | 1 | |
Составление предложений по графическим схемам: действие - признак – предмет. | 1 | |
Синквейн. | 1 | |
Антонимы. | 1 | |
Синонимы. | 1 | |
Омонимы. | 1 | |
Звуки речи и буквы. | 1 | |
Звуковой (фонематический) анализ слов. Гласные звуки. | 1 | |
Звуковой (фонематический) анализ слов. Согласные звуки. | 1 | |
Звукобуквенный состав слова. Гласные и согласные буквы. Слог. Ударение. | 1 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Гласные буквы 1 ряда: а, о, у, ы, э. Звук и буква Аа. | 1 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Звук и буква Оо. | 1 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Звук и буква Уу. | 1 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Звук и буква ы. | 1 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Звук и буква Ээ. | 1 | |
Звуки согласные твердые - мягкие (1 способ смягчения: гласные 2 ряда). | 1 | |
Буква Яя. | 1 | |
Дифференциация букв А-Я. Написание гласных ЧА-ЩА. | 1 | |
Буква Ёё. | 1 | |
Дифференциация букв О-Ё. | 1 | |
Буква Юю. | 1 | |
Дифференциация букв У-Ю. Написание гласных ЧУ-ЩУ. | 1 | |
Буква Ы. | 1 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Звук и буква Ии. | 1 | |
Дифференциация букв Ы-И. Написание гласных ЖИ-ШИ. | 1 | |
Буква Ее. | 1 | |
Дифференциация букв Э-Е. | 1 | |
Звуки согласные твердые – мягкие (2 способ смягчения: буква ь). Буква ь (функция разделения). | 1 | |
Звуки согласные звонкие - глухие (парные). Дифференциация звуков Д-Т, Д’-Т’. | 2 | |
Дифференциация звуков З-С, З’-С’. | 2 | |
Дифференциация звуков Б-П, Б’-П’. | 2 | |
Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’ | 2 | |
Дифференциация звуков Ж-Ш. | 2 | |
Дифференциация звуков В-Ф, В’-Ф’. | 2 | |
Звуки согласные (непарные). Дифференциация звуков С-Ш. | 1 | |
Дифференциация звуков З-Ж. | 1 | |
Дифференциация звуков Р-Л, Р’-Л’. | 1 | |
Дифференциация звуков С-Ц. | 1 | |
Дифференциация звуков Ч-Т’. | 1 | |
Дифференциация звуков Ч-Щ. | 1 | |
Дифференциация звуков Ч-Ц. | 1 | |
Оценочный этап | 2 |
Учитель-логопед Родина Л.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов
Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...
Рабочая программа по логопедии. 3-4 классы КРО.
Программа предназначена для обучающихся 3-4 классов КРО....
Рабочая программа по логопедии. 5 класс КРО.
Программа предназначена для обучающихся 5 классов КРО....
Рабочие программы по логопедии для работы с обучающимися начальных классов 2014 – 2015 учебный год
Предлагаю две программы для занятий с детьми начальных классов: Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи III - IV уровня обучающихся 1 класса. Рабочая программа по коррекции недор...
Рабочие программы по логопедии для 1, 2 классов ФГОС
Программы разработаны с учетом рекомендаций ФГОС ОВЗ, с изменением количества часов на класс, внесения изменений в тематику занятий...
Рабочая программа по логопедии 2 класс
Рабочая программа для обучающихся 2 класса, имеющих нарушения письменной речи....
Рабочая программа по логопедии для 3 класса школы VIII вида
Рабочая программа по логопедии для обучающихся в3а классе разработана на основе базовой образовательной программы 1 - 4 классов (Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII ви...