Рабочая программа по логопедии. 3-4 классы КРО.
рабочая программа на тему

Родина Лариса Станиславовна

Программа предназначена для обучающихся 3-4 классов КРО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_3-4_klass_krodocx.docx44.66 КБ

Предварительный просмотр:

Категория детей:  обучающиеся 3-4 классов КРО.

Срок обучения:  93 часа в учебном году.

Форма обучения: групповые и индивидуальные занятия. Продолжительность групповых занятий 40 минут, которые  проводятся 3 раза в неделю. Индивидуальные занятия проводятся по необходимости  в зависимости от структуры речевого дефекта от 1 до 3 раз в неделю, продолжительность индивидуальных занятий составляет 20 минут.

Пояснительная записка

Дети данной категории, имеющие нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

- комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);

- компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);

- поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель программы: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста.

Задачи программы:

  • Развитие фонематического анализа и синтеза;
  • Развитие  языкового  анализа и  синтеза  на уровне  слога,  слова,
    предложения и текста;
  • Формирование и развитие грамматически правильной речи;
  • Формирование и развитие выразительной, связной речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
  • Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
  • Развитие анализаторов, участвующих в акте письма:  слухового,
    зрительного, кинестетического.
  • Развитие     познавательных     процессов:     слухового     внимания,
    зрительного   внимания,   слуховой   памяти,   зрительной   памяти,
    логического мышления.

Календарно-тематический план для обучающихся 3-4 классов КРО.

Настоящий календарно-тематический план разработан для обучающихся 3-4 классов, имеющих нарушения устной и письменной речи, обусловленной НВОНР. План  разработан в соответствии с Государственной Программой по русскому языку для начальных классов общеобразовательной школы, структурой речевого дефекта и отражает современные подходы к коррекции нарушений письменной речи.

    Учебно-методическое обеспечение:

  1. Данилов И.В. «Система упражнений». – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
  4. Ишимова О.А., Бондарчук О. А. Логопедическая работа в школе. – М.: Просвещение, 2012.
  5. Козырева Л.М. «Развитие речи и внимания», «Развитие речи и памяти». Академия развития, 2007.
  6. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
  7. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М,: Парадигма, 2011.
  8. Ушакова О.Д. 95 упражнений на все правила русского языка. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.-64 с.
  9. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито – Центр, 1996 – 47 с.
  10. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.
  11. Эдигей В. «Новое чтение». Учебный центр ПЕРСПЕКТИВА.

Содержание

Коррекционная работа условно делится на несколько этапов:

Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.

Коррекционный этап (состоит из 3 этапов):

I Этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Тема занятия

Количество часов

1

Речь. Предложение. Слово. Звуки речи.

3

2

Работа над звуко - слоговым  составом слова

41

                                                                                           44часа

Основные задачи I этапа:

  1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова:
  2. Коррекция дефектов звукопроизношения;
  3. Развитие познавательной активности учащихся.

II этап. Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне.

Тема занятия

Количество часов

1

Состав слова

27

Основные задачи II этапа:

  1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи обучающихся за счет усвоения связи слов в предложении (согласование; предложное и беспредложное управление) и овладения моделями предложений различных синтаксических конструкций.

III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Тема занятия

Количество часов

1

Связь слов в предложении

2

2

Устная связная речь

20

 22 часа

Основные задачи III этапа:

  1. Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
  2. Установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

Оценочный этап. На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.

Тематическое планирование, 3 класс

Номер

п/п

Тема

Кол-во

часов

Диагностический этап

6

Коррекционный этап

1

Звуки речи и буквы. Органы речи.

1

2

Звуки речи и буквы. Образование звуков речи.

1

3

Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

1

4

Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов.

1

5

Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит.

2

6

Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Безударные гласные.

2

7

Предложение. Слово.

1

8

Антонимы.

1

9

Синонимы.

1

10

Омонимы.

1

11

Однозначные и многозначные слова.

1

12

Звуки согласные твердые и мягкие (1 способ смягчения: гласные 2 ряда).

1

13

Дифференциация гласных [а-я].

2

14

Дифференциация гласных [о-ё].

2

15

Дифференциация гласных [у-ю].

2

16

Дифференциация гласных [ё-ю].

2

17

Дифференциация гласных [ы-и].

2

18

Звуки согласные твердые и мягкие (2 способ смягчения: буква ь).

1

19

Буква Ъ

1

20

Звуки согласные звонкие и глухие.

1

21

Дифференциация звуков [в-ф], [в'-ф'].

2

22

Дифференциация звуков [п-б], [п'-б'].

2

23

Дифференциация звуков [д-т], [д'-т'].

2

24

Дифференциация звуков [д-т], [д'-т'].

2

25

Дифференциация звуков [с-з], [с''].

2

26

Дифференциация звуков [к-г], [к''].

2

27

Дифференциация звуков [ш-ж].

1

28

Дифференциация звуков [с-ш].

1

29

Дифференциация звуков [з-ж].

1

30

Дифференциация звуков [с-ц].

1

31

Дифференциация звуков [ч-т'].

1

32

Дифференциация звуков [ч-щ].

1

33

Дифференциация звуков [ч-ц].

1

34

Предлоги.

4

35

Морфемный анализ и синтез слов. Окончание и основа.

1

36

Морфемный анализ и синтез слов. Корень слова. Однокоренные слова.

1

37

Морфемный анализ и синтез слов. Сложные слова.

1

38

Морфемный анализ и синтез слов. Суффикс.

3

39

Морфемный анализ и синтез слов. Приставка.

2

40

Дифференциация предлогов и приставок.

1

41

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

1

42

Двойные согласные. Непроизносимые согласные.

1

43

Имя существительное. Категория числа, рода.

1

44

Имя прилагательное. Категория числа, рода.

1

45

Глагол. Категория времени, числа.

1

46

Глагол. Правописание НЕ с глаголами.

1

47

Словосочетание. Согласование в числе.

1

48

Словосочетание. Согласование в роде.

1

49

Падежное управление.

4

50

Работа над текстом. План к каждой части рассказа.

2

51

Работа над текстом. Рассказ по серии картинок.

2

52

Работа над текстом. Рассказ по сюжетной картинке.

2

53

Работа над текстом. Рассказ-повествование.

2

54

Работа над текстом. Рассказ-описание.

2

55

Работа над текстом. Рассказ-рассуждение.

2

56

Работа над текстом. Выборочный пересказ.

2

57

Работа над текстом. Рассказ по началу, по концу.

2

58

Работа над текстом. Деление рассказа на законченные части.

2

59

Работа над текстом. Краткий пересказ.

2

Оценочный этап

2

Тематическое планирование, 4 класс

Номер

п/п

Тема

Кол-во

часов

Диагностический этап

6

Коррекционный этап

1

Звуки речи и буквы. Органы речи. Образование звуков речи.

1

2

Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

1

3

Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов.

1

4

Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит.

2

5

Слоговой анализ и синтез слов. Ударение.

1

6

Слоговой анализ и синтез слов. Безударные гласные.

2

7

Предложение. Слово.

1

8

Антонимы.

1

9

Синонимы.

1

10

Омонимы.

1

11

Однозначные и многозначные слова.

1

12

Звуки согласные твердые и мягкие (1 способ смягчения: гласные 2 ряда).

1

13

Дифференциация гласных [а-я].

2

14

Дифференциация гласных [о-ё].

2

15

Дифференциация гласных [у-ю].

2

16

Дифференциация гласных [ё-ю].

2

17

Дифференциация гласных [ы-и].

2

18

Звуки согласные твердые и мягкие (2 способ смягчения: буква ь).

1

19

Буква Ъ

1

20

Звуки согласные звонкие и глухие.

1

21

Дифференциация звуков [в-ф], [в'-ф'].

2

22

Дифференциация звуков [п-б], [п'-б'].

2

23

Дифференциация звуков [д-т], [д'-т'].

2

24

Дифференциация звуков [д-т], [д'-т'].

2

25

Дифференциация звуков [с-з], [с''].

2

26

Дифференциация звуков [к-г], [к''].

2

27

Дифференциация звуков [ш-ж].

1

28

Дифференциация звуков [с-ш].

1

29

Дифференциация звуков [з-ж].

1

30

Дифференциация звуков [с-ц].

1

31

Дифференциация звуков [ч-т'].

1

32

Дифференциация звуков [ч-щ].

1

33

Дифференциация звуков [ч-ц].

1

34

Предлоги.

4

35

Морфемный анализ и синтез слов. Окончание и основа.

1

36

Морфемный анализ и синтез слов. Корень слова. Однокоренные слова.

1

37

Морфемный анализ и синтез слов. Сложные слова.

1

38

Морфемный анализ и синтез слов. Суффикс.

3

39

Морфемный анализ и синтез слов. Приставка.

2

40

Дифференциация предлогов и приставок.

1

41

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

1

42

Двойные согласные. Непроизносимые согласные.

1

43

Имя существительное. Категория числа, рода. Склонение.

1

44

Имя прилагательное. Категория числа, рода. Склонение в единственном числе.

1

45

Имя прилагательное. Категория числа, рода. Склонение во множественном числе.

1

46

Глагол. Неопределенная форма. Изменение глаголов по временам. 

1

47

Глагол. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

1

48

Словосочетание. Согласование в числе.

1

49

Словосочетание. Согласование в роде.

1

50

Падежное управление.

3

51

Работа над текстом. План к каждой части рассказа.

2

52

Работа над текстом. Рассказ по серии картинок.

2

53

Работа над текстом. Рассказ по сюжетной картинке.

2

54

Работа над текстом. Рассказ-повествование.

2

55

Работа над текстом. Рассказ-описание.

2

56

Работа над текстом. Рассказ-рассуждение.

2

57

Работа над текстом. Выборочный пересказ.

2

58

Работа над текстом. Рассказ по началу, по концу.

2

59

Работа над текстом. Деление рассказа на законченные части.

2

60

Работа над текстом. Краткий пересказ.

2

Оценочный этап

2

        Список литературы

  1. Аманатова М.М., Андреева Н.Г., Тосуниди О.М. Справочник школьного логопеда. –Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  2. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
  4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
  6. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
  7. Козырева Л.М. «Развитие речи и внимания», «Развитие речи и памяти». Академия развития, 2007.
  8. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.
  9. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
  10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
  11. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
  12. Мазанова Е.В.Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
  13. Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.
  14. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.
  15. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.
  16. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
  17. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М,: Парадигма, 2011.
  18. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.
  19. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.
  20. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов

  Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...

Рабочая программа по логопедии. 5 класс КРО.

Программа предназначена для обучающихся 5 классов КРО....

Рабочие программы по логопедии для работы с обучающимися начальных классов 2014 – 2015 учебный год

Предлагаю две программы для занятий с детьми начальных классов: Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи III - IV  уровня обучающихся 1 класса. Рабочая программа по коррекции недор...

Рабочие программы по логопедии для 1, 2 классов ФГОС

Программы разработаны с учетом рекомендаций ФГОС ОВЗ, с изменением количества часов на класс, внесения изменений в тематику занятий...

Рабочая программа по логопедии 1 класс

Рабочая программа для обучающихся 1 класса, имеющих ФФНР....

Рабочая программа по логопедии 2 класс

Рабочая программа для обучающихся 2 класса, имеющих нарушения письменной речи....

Рабочая программа по логопедии для 3 класса школы VIII вида

Рабочая программа по логопедии для обучающихся в3а классе разработана на основе базовой образовательной программы 1 - 4 классов (Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII ви...