Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"
рабочая программа на тему
Рабочая программа разработа для обучающихся с ТМНР с выраженными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sensornoe_razvitie_dlya_obuch_s_tmnr_s_vyrazhen_narush.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
коррекционного курса «Сенсорное развитие»
для обучающихся 1 класса
с тяжёлыми и множественными нарушения развития
на учебный год
Составитель:
Кудрявцева Анастасия Александровна,
учитель
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся 1 класса с тяжёлыми и множественными нарушения развития
Под сенсорным развитием понимается формирование в детях чувственного познания, т.е. умение видеть, слышать, осязать, представлять.
В ходе реализации программы в рамках этого блока решаются следующие задачи:
- Формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, других ощущениях.
- Формирование умения использовать полученные знания о сенсорных эталонах в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ; иметь представление о разновидностях каждого свойства, уметь использовать их для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях.
- Содействие развитию у учащихся аналитико–синтетической деятельности, умению сравнивать и обобщать.
- Развитие восприятия особых свойств предметов (тяжести, температуры, качества поверхности, вкуса и запаха, звуков, времени и направления).
- Научить воспринимать сложные явления окружающего мира (иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, природа, сложные движения и т.п.).
Последнее требует от ребёнка целой программы действий, направленных на их обследование, сопоставление с эталонами, принятыми в обществе, последующего за этим узнавания по сходству и различию, словесного описания, переживания чувств, сложной мыслительной и творческой деятельности.
Цель программы: - на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
- обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— развитие слухоголосовых координаций;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
— исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
— формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плану БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Минобразования Чувашии на изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 33 часа в год.
Личностные, предметные, БУД результаты освоения курса
В результате освоения предметного содержания курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» у обучающихся предполагается формирование
Личностные: обучение на занятиях по данному курсу организует и дисциплинирует школьников с интеллектуальным недоразвитием, способствует формированию мотивации к учению, позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Предполагаемые предметные результаты:
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— ориентироваться в пространстве.
Содержание программы
Развитие крупной и мелкой моторики, графо моторных навыков
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений с помощью педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов») Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты, броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Игровой массаж. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, собирание пирамидки ). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Тактильно – двигательное восприятие
Изучение на ощупь фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Знакомство с различными видами материалов Мех, шелк, шерсть) Игры с сыпучими предметами(крупа, фасоль, горох).
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение заданий обозначающих, словом положения различных частей своего тела ( сели, встали)
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 1-2 деталей, с помощью педагога). Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических свойств)
Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация частей тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху – внизу.) Движение в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад.). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ).
Календарно – тематический план коррекционного курса «Сенсорное развитие»
№ урока | Название раздела, тематика занятий | Основные виды учебной деятельности по достижению планируемых результатов | Планируемые результаты работы |
1 четверть | |||
Раздел 1. Развитие зрительного восприятия | |||
1-2 | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом: по горизонтали, по вертикали | Дидактическая игра «Самолетик», «Что дальше, что ближе?» | Развитие умения реагировать на звук переменой в поведении, слуховой модальности. Расширение рамок слухового восприятия. Развитие элементарных представлений |
3-4 | Знакомство с цветом | Дидактическая игра «Что какого цвета». Знакомство с предметами разного цвета | Развитие сенсорных эталонов |
Раздел 2. Развитие мелкой моторики | |||
5-6 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | Пальчиковая гимнастика «Как зовут этот пальчик», «Этот пальчик в лес пошел» и пр. | Развитие мелкой моторики |
7-8 | Разбираем, собираем малую пирамидку, строим башенку | Действия с пирамидкой, с кубиками, с вкладышами | Умение осуществлять адекватные действия с пирамидкой, кубиками, вкладышами |
2 четверть | |||
1-2 | Обучение удерживанию круглых предметов | Обучение пользованию карандашом. Дидактическая игра «Возьми-дай», «Мячик» | Умение адекватно пользоваться карандашом с частичной или полной помощью |
4 | Игры с разными по величине игрушками | Обучение удерживать предмет, использовать игрушки адекватно | Умение использовать игрушки по назначению с частичной или полной помощью |
5-7 | Игровой массаж | Игровой массаж «Капустка», «Мостик», «Лошадка», «Ежик», «Перышко» | Развитие мелкой моторики |
3 четверть | |||
Раздел 3. Развитие слухового восприятия | |||
1-3 | Локализация неподвижного и подвижного источника звука | Дидактические игры «Найди звук», «Где звенит, пищит, лает», «Слева-справа», «Что гремит, шуршит, играет» | Развитие элементарных представлений, умения определять силу и локализацию звука, адекватно реагировать на звуки. Уметь определять локализацию неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха: справа слева Осуществлять прослеживание за перемещающимся источником звука. |
4-6 | Знакомство со звуками шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, ксилофон, барабан) | Знакомство с музыкальными инструментами. Дидактическая игра «Где колокольчик?», «Где барабан?», «Что звучит?», «Колокольчик зазвенел стало веселее». Самостоятельное воспроизведение музыкальных звуков | Развитие элементарных представлений о шумовых и музыкальных инструментах, способности воспроизводить звуки на них с частичной или полной помощью |
Восприятие особых свойств предметов | |||
7-8 | Развитие осязания (температурные ощущения). | Знакомство с холодными, теплыми, горячими предметами в бытовой обстановке учебного помещения. Дидактическая игра «Холодно. Тепло. Горячо», «Покажи и найди», игровой массаж | Развитие элементарных представлений, способности адекватно реагировать на тепловые ощущения, определять температуру предметов с частичной или полной помощью |
9-10 | Знакомимся со вкусами (сладкое, кислое, солёное). | Дидактическая игра «Что какого вкуса». Дегустация | Развитие способности адекватно реагировать на вкус пищи. Развитие сенсорных эталонов |
4 четверть | |||
Кинестетическое и кинетическое развитие | |||
1 | Тактильные игры | Тактильные игры (махровое полотенце, прохладное стекло; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки) | Развитие элементарных представлений, способности к адекватному действию с объектами с частичной или полной помощью |
2 | Тактильные игры | Шарики и кубики, прикосновения, объятия с другим человеком, игра «Чудесный мешочек», «Поймай киску» | Развитие элементарных представлений. Развитие сенсорных эталонов |
Восприятие пространства | |||
3 | Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения, понятия «вперед, назад» | Знакомство с учебным помещением. Дидактическая игра «Двигайся в заданном направлении», | Развитие способности адекватно реагировать на смену обстановки. Умение ориентироваться в помещении с частичной или полной помощью |
4 | Ориентировка на листе бумаги (верх, низ ) | Знакомство с понятиями, обозначающими положение объекта на листе бумаги. Дидактическая игра «Поставь точку» | Умение ориентироваться на плоскости листа бумаги с частичной или полной помощью |
5 | Развитие ориентировке в схеме своего тела | Знакомство с частями своего тела, дидактическая игра «Где у меня?», «Молоточки» | Развитие элементарных представлений о схеме своего тела, о названии частей тела человека. Развитие сенсорных эталонов |
6-7 | Развитие пространственных представлений | Дидактическая игра «Повернись», «Верх-низ», «Право-лево», игровой массаж «Дождик» | Развитие сенсорных эталонов. Развитие элементарных пространственных представлений. Развивать способности к неречевой имитации |
8 | Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) | Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу) | Развитие сенсорных эталонов. Развитие элементарных представлений. Умение выполнять задания по словесной инструкции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе
Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом осо...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы", 5 класс
Цель программы: развитие познавательной сферы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Задачи:1)проводить диагностику познавательной сферы обучающихся с легкой...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие психомоторики и графомоторных навыков", 5 класс
Целью данного курса является максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы", 8 класс
Цель программы: создание условий для развития эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» 5-7 классов на 2017-2020 учебные годы
Данная программа предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (легкая степень). Программа по развитию познавательных процессов со...
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» для учащихся с ОВЗ, 5 класс, II полугодие
Рабочая программа на второе полугодие, 1 раз в неделю...
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательных способностей»
Дефектологическая программа коррекционного курса «Развитие познавательных способностей» для учащихся 5 - 9 классов разработана на основе требований к предметным результатам освоения АООП о...