Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательных способностей»
рабочая программа
Дефектологическая программа коррекционного курса «Развитие познавательных способностей» для учащихся 5 - 9 классов разработана на основе требований к предметным результатам освоения АООП обучающихся с умеренной умственной отсталостью МОУ «Икейская СОШ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_krz_.docx | 43.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Икейская средняя общеобразовательная школа»
Адаптированная
рабочая программа коррекционного курса
«Развитие познавательных способностей»
Разработала: Черепкова Татьяна Михайловна
учитель-дефектолог
Пояснительная записка
Дефектологическая программа коррекционного курса «Развитие познавательных способностей» для учащихся 5 - 9 классов разработана на основе требований к предметным результатам освоения АООП обучающихся с умеренной умственной отсталостью МОУ «Икейская СОШ».
- Общая характеристика курса
Целью применения данного коррекционного курса является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.
Задания, составляющие основу программы групповых коррекционных занятий, вводятся в качестве отдельных упражнений на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.
Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.
Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, мультимедийное оборудование.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.
Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы
Цели и задачи программы:
1.Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:
- климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
- развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;
- ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.
2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:
- опора на личный опыт ученика;
- обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
- индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
- использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
- организация взаимодействия со сверстниками.
3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущейдеятельности:
- стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
- использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.
- Описание места коррекционного курса
Коррекционный курс «Развитие познавательных способностей» | Число учебных часов в неделю | ||||
5 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | |
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Общее количество часов | 165 | 165 | 165 | 165 | 165 |
- Планируемые результаты
5 класс
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- строить простейшие обобщения;
- складывать узоры по образцу и памяти;
- стремиться к размышлению и поиску;
- переключаться с одного действия на другое.
6 класс
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- анализировать, сравнивать и обобщать при помощи педагога;
- классифицировать предметы, числа понятия по заданному основанию;
- находить логические ошибки;
- запоминать и хранить в памяти несложные инструкции;
переключиться с одного действия на другое.
7 класс
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- делать простейшие обобщения и умозаключения как с помощью педагога, так и самостоятельно;
- классифицировать предметы по их существенным признакам с помощью наводящих вопросов;
- находить логические ошибки и устранять их с помощью педагога;
- запоминать и хранить в памяти более сложные инструкции;
- составлять план своей деятельности.
8 - 9 классы
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- делать обобщения и умозаключения самостоятельно;
- классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно;
- устранять логические ошибки;
- хранить в памяти и использовать полученные инструкции.
- Содержание коррекционного курса
5 класс
Развитие аналитико-синтетической сферы
Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.
Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора,
Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).
Развитие внимания
Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана.
Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант” (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра “Муха” — 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров (“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”, игра “Внимательный художник”).
Развитие пространственного восприятия и воображения
Развитие восприятия “зашумленных” объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков.
Игры на перевоплощение: “Мозаика” (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, “Зашифрованный рисунок”, получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.
Развитие памяти
Развитие визуальной и аудиальной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.
Упражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный ком” для запоминания информации, представленной аудиально.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.
Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание “Подбери пару”, лабиринты, логические задачи).
6 класс
Развитие аналитико-синтетической сферы
Формирование наглядно-образного мышления: развитие предпосылок функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.
Упражнения на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации, на поиск закономерности, обобщение; решение логических задач, используя помощь педагога, требующих построения цепочки логических рассуждений; составление формулировок, задания с недостающими данными; по возможности логическое обоснование предполагаемого результата (самостоятельно или с помощью педагога, (“Подбери пару”, “Угадай слово”, “Дорисуй девятое”, “Продолжи закономерность”).
Развитие внимания
Развитие всех видов внимания и умения работать самостоятельно или с небольшой помощью педагога( использование наводящих вопросов) при выполнении заданий. Упражнения на планирование этапов деятельности.
Развитие воображения
Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода.
Развитие памяти
Развитие слуховой и зрительной памяти, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть понятий, стихов, проз.
Упражнения с использованием увеличения объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие личности в целом, развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.
7 класс
Развитие аналитико-синтетической сферы
Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.
Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях (“Подбери пару”, “Угадай слово”, “Дорисуй девятое”, “Продолжи закономерность”).
Развитие внимания
Развитие саморегуляции и умения работать самостоятельно при выполнении заданий математического характера и в работе над текстом. Упражнения аналогичные, применяемые на 3-м этапе; самостоятельное планирование этапов деятельности.
Развитие воображения
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.
Развитие памяти
Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.
Упражнения аналогичные, используемые на 2-м и 3-м этапах, с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.
8 - 9 классы
Развитие аналитико-синтетической сферы.
Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.
Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Исключи лишнее», «Продолжи числовой ряд», «Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»).
Развитие внимания
Развитие устойчивости, концентрации, повышения объема, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, самоконтроль.
Развитие саморегуляции и умения работать самостоятельно при выполнении заданий математического характера и в работе над текстом.
Самостоятельное планирование этапов деятельности.
Развитие воображения
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.
Развитие памяти
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.
Упражнения с увеличением объема, сложности и постепенное увеличение времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Формирование учебной мотивации;
Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
Развитие познавательных интересов, активности и самостоятельности, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.
- Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование разделов | Количество часов | ||||
5 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | ||
1 | Диагностическое обследование | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
2 | Совершенствование движений и сенсо-моторного развития | 40 | 40 | 40 | 35 | 30 |
3 | Коррекция отдельных сторон психической деятельности | 48 | 48 | 48 | 48 | 48 |
4 | Развитие основных мыслительных операций | 57 | 57 | 57 | 62 | 67 |
Итого | 165 | 165 | 165 | 165 | 165 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» групповые занятия 5-7 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы кандидата психологических наук Н.Л. Васильевой и предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с ум...
Программа коррекционного курса «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 5-9 класс)
Настоящая программа составлена на основе психологической программы развития познавательных процессов обучающихся 5-9 классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития»....
Программа коррекционного курса «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 5-9 класс)
Программа коррекционно – развивающих занятий с психологом для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью 5-9 классов составлена на основе программы С.В. Плотниковой &laqu...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы", 5 класс
Цель программы: развитие познавательной сферы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Задачи:1)проводить диагностику познавательной сферы обучающихся с легкой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ”
Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальн...
Программа коррекционного курса "Развитие познавательных процессов" (групповые занятия 5-7 класс)
Данная программа предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (легкая степень)....
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» 5-7 классов на 2017-2020 учебные годы
Данная программа предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (легкая степень). Программа по развитию познавательных процессов со...