Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы", 5 класс
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему
Цель программы: развитие познавательной сферы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
1)проводить диагностику познавательной сферы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2)реализовывать мероприятия по развитию познавательной сферы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3) проводить необходимую корректировку реализуемых мероприятий, с учетом их эффективности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_poznavatelnoy_sfery_2018-2019g._5_klass.docx | 360.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Общая характеристика | 3 |
1.2. | Цель, задачи | 3 |
1.3. | Направления работы в рамках реализации программы коррекционного курса «Развитие познавательной сферы» | 4 |
1.4. | Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью | 4 |
2 | Планируемые результаты реализации программы коррекционного курса «Развитие познавательной сферы» | 7 |
2.1. | Личностные результаты | 7 |
2.2. | Предметные результаты | 9 |
3 | Основное содержание коррекционного курса «Развитие познавательной сферы» | 10 |
4 | Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Развитие познавательной сферы» | 12 |
5 | Материально-технические и учебно-методические условия реализации программы | 44 |
5.1. | Материально-технические условия реализации программы | 44 |
5.2. | Учебно-методические условия реализации программы | 44 |
6 | Кадровое обеспечение | 45 |
7 | Механизмы реализации программы психологического сопровождения | 45 |
7.1. | Режим занятий | 45 |
8 | Критерии оценки эффективности программы | 45 |
9 | Прогнозируемый результат | 45 |
Пояснительная записка
Данная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с: *Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
*СанПиН 2.4.1.3049-13", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (глава 11. Статья 79);
*приказом МО и Н РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
*примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создана для решения проблемы инклюзивного образования детей. Программа позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей детей для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья детей с легкой степенью умственной отсталости происходит по адаптированной общеобразовательной программе в общеобразовательном классе.
Цель программы: развитие познавательной сферы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
1)проводить диагностику познавательной сферы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2)реализовывать мероприятия по развитию познавательной сферы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3) проводить необходимую корректировку реализуемых мероприятий, с учетом их эффективности;
Содержание программы коррекционного курса определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Направления работы в рамках реализации программы коррекционного курса
Данная программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
*диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:
―сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
―психолого-педагогический эксперимент,
―наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
―беседы с учащимися, учителями и родителями,
―изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
―оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
*коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию базовых учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
―занятия индивидуальные и групповые;
―игры, упражнения, этюды;
―психокоррекционные методики;
―беседы с учащимися;
―организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью
Умственная отсталость—это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ―ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т.д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и словесно-логического.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т.д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала. Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают возрастной нормы.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ― представлений об окружающей действительности.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на сохранные стороны его психики и учитывать зону ближайшего развития.
Планируемые результаты реализации программы коррекционного курса
«Развитие познавательной сферы»
Результаты реализации программы коррекционного курса «Развитие познавательной сферы» оцениваются как итоговые на момент завершения реализации программы.
Реализация программы коррекционного курса «Развитие познавательной сферы» предполагает достижение обучающимися двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам относятся:
Результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения | отсутствие положительной динамики | минимальная динамика | удовлетворительная динамика | значительная динамика | |
Личностные результаты: | -сформированность гуманистических и демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к семье, людям, своей стране, уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям | ||||
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении | |||||
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | |||||
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | |||||
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия | |||||
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | |||||
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | |||||
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | |||||
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | |||||
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | |||||
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | |||||
-формирование готовности к самостоятельной жизни |
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения.
К предметным результатам относятся:
Предметные результаты | Минимальный уровень усвоения | Достаточный уровень усвоения | |
Познавательные: | -поиск необходимой информации | ||
- умение фиксировать информацию (также с помощью ИКТ) | |||
- умение использовать знаково-символические средства (схемы, таблицы и т.д.) | |||
-умение строить устные сообщения | |||
- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | |||
-умение осуществлять синтез, как составление целого из частей | |||
-умение проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям | |||
-умение устанавливать причинно-следственные связи | |||
-умение строить рассуждения, в форме простых суждений | |||
-умение обобщать в классы единичные объекты | |||
-умение осуществлять подведение под понятие | |||
-умение устанавливать аналогии | |||
-овладение рядом общих приемов решения задач, проблем | |||
Регулятивные: | -умение принимать и сохранять учебную задачу | ||
-умение учитывать выделенные педагогом ориентиры | |||
-умение планировать свои действия в соответствие с поставленной задачей | |||
-умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | |||
-умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль выполнения задания | |||
-умение оценивать правильность действий | |||
-умение адекватно воспринимать предложения и оценку сверстников и взрослых | |||
-умение различать способ и результат действия | |||
-умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок | |||
Коммуникативные: | -допускать возможность существования различных точек зрения | ||
-формулировать свое мнение и позицию | |||
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | |||
-умение задавать вопросы | |||
-умение контролировать действия партнера | |||
-умение использовать речь для регуляции своего действия | |||
-умение использовать монологическую и диалогическую виды речи |
Основное содержание коррекционного курса
«Развитие познавательной сферы»
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Психолого-педагогическая диагностика (стартовая) особенностей развития ребенка: познавательной сферы: | 2 |
1.1. | -диагностика уровня умственного развития Э.Ф.Замбицавичене; -диагностика мнемических способностей «10 слов» Д.Б.Лурия; -диагностика уровня учебной мотивации «Что мне нравится в школе?» Н.Г. Лусканова . | 1 |
1.2. | -диагностика интеллектуальной лабильности С.Н.Костромина; -диагностика основных характеристик внимания «Корректурная проба». | 1 |
2 | Развитие познавательной сферы: | 67 |
2.1. | Развитие произвольного внимания (основных характеристик внимания: объема, концентрации, переключения, устойчивости, распределения). | 5 |
2.2. | Развитие основных мнемических способностей (кратковременной, долговременной, визуальной, фонематической, осязательной памяти). | 5 |
2.3. | Развитие восприятия. | 3 |
2.4. | Развитие воображения. | 3 |
2.5. | Развитие речи. | 5 |
2.6. | Развитие мыслительных операций (логика, анализ, синтез, абстрагирование, классификация, обобщение, аналогии, исключение). | 46 |
3 | Психолого-педагогическая диагностика (итоговая) особенностей развития ребенка: познавательной сферы. | 1 |
3.1. | -диагностика уровня умственного развития Э.Ф.Замбицавичене; -диагностика мнемических способностей «10 слов» Д.Б.Лурия; -диагностика уровня учебной мотивации «Что мне нравится в школе» Н.Г. Лусканова, -диагностика интеллектуальной лабильности С.Н.Костромина, -диагностика основных характеристик внимания «Корректурная проба». | 1 |
Итого: | 70 |
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса
«Развитие познавательной сферы»
Сроки | № п/п | Тема, количество часов | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся | |
Предметные | УУД | ||||
1 | Диагностика уровня умственного развития, мнемических способностей, уровня учебной мотивации, 1 час | -развитие умения выполнять инструкцию; -развитие умения анализировать свои знания, умения. | -выполняют методики Э.Ф.Замбицавичене, Д.Б.Лурия, Н.Г.Лускановой. | ||
2 | Диагностика основных характеристик внимания, интеллекта,1 час | -развитие умения выполнять инструкцию; -развитие умения анализировать свои знания, умения. | -выполняют методики С.Н.Костроминой, «Корректурную пробу». | ||
3 | Развитие основных характеристик произвольного внимания: объем, 1 час | -увеличение объема произвольного внимания; - повышение уровня объема внимания; -увеличение объема знаний. | Личностные: -осознание личностного смысла учения; - проявление готовности к саморазвитию; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; -развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Познавательные: -умение осуществлять синтез, как составление целого из частей -сравнивать, обобщать и делать выводы; -умение проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям; - умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -умение осуществлять подведение под понятие. Регулятивные: -организовывать свое рабочее место; -овладевать способностью понимать учебные задачи занятия; - оценивать свои достижения на занятии; - умение принимать и сохранять учебную задачу; -умение учитывать выделенные педагогом ориентиры; -умение планировать свои действия в соответствие с поставленной задачей; -умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; -умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль выполнения задания; -умение оценивать правильность действий; -умение адекватно воспринимать предложения и оценку сверстников и взрослых; -умение различать способ и результат действия; -умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок. Коммуникативные: -допускать возможность существования различных точек зрения; -формулировать свое мнение и позицию; - использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; - проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -умение задавать вопросы; - уметь строить устный ответ; -умение использовать речь для регуляции своего действия; -умение использовать монологическую и диалогическую виды речи. | - находят «нелепицы» в стимульном материале (упражнение «Нелепицы»); - ищут и дорисовывают части предметов (упражнение «Чего не хватает?»); - определяют правильное направление поиска предметов (упражнение «Горячо-холодно»); - изображают предметы по названным признакам (упражнение «Нарисованный диктант»); - определяют на слух правильность утверждений и хлопают в ладоши выполнение игрового (упражнение «Бывает – не бывает»); -рефлексия. | |
4 | Развитие основных характеристик произвольного внимания: концентрация, 1 час | -увеличение объема произвольного внимания; - повышение уровня концентрации внимания; -увеличение объема знаний. | - находят «нелепицы» в стимульном материале (упражнение «Нелепицы»); - ищут и дорисовывают части предметов (упражнение «Чего не хватает?»); - определяют правильное направление поиска предметов (упражнение «Горячо-холодно»); - изображают предметы по названным признакам (упражнение «Нарисованный диктант»); - определяют на слух правильность утверждений и хлопают в ладоши выполнение игрового (упражнение «Бывает – не бывает»); -рефлексия. | ||
5 | Развитие основных характеристик произвольного внимания: переключение, 1 час | -увеличение объема произвольного внимания; - повышение уровня переключения внимания; -увеличение объема знаний. | - находят «нелепицы» в стимульном материале (упражнение «Нелепицы»); - ищут и дорисовывают части предметов (упражнение «Чего не хватает?»); - определяют правильное направление поиска предметов (упражнение «Горячо-холодно»); - изображают предметы по названным признакам (упражнение «Нарисованный диктант»); - определяют на слух правильность утверждений и хлопают в ладоши выполнение игрового (упражнение «Бывает – не бывает»); -рефлексия. | ||
6 | Развитие основных характеристик произвольного внимания: устойчивость, 1 час | -увеличение объема произвольного внимания; - повышение уровня устойчивости внимания; -увеличение объема знаний. | - находят в стимульном материале определенные буквы (упражнение «Корректор»); - находят в стимульном материале «спрятанные слова (упражнение «Найди слова») ; - соотносят цифры и буквы, составляя слова (упражнение «Шифровальщик»); - определяют на слух правильность утверждений и хлопают в ладоши (упражнение «После дождя растут…»); -рефлексия. | ||
7 | Развитие основных характеристик произвольного внимания: распределение, 1 час | -увеличение объема произвольного внимания; - повышение уровня распределения внимания; -увеличение объема знаний. | - находят в стимульном материале определенные буквы (упражнение «Корректор»); - находят в стимульном материале «спрятанные слова (упражнение «Найди слова»); - соотносят цифры и буквы, составляя слова (упражнение «Шифровальщик»); - определяют на слух правильность утверждений и хлопают в ладоши (упражнение «После дождя растут…»); -рефлексия. | ||
8 | Развитие основных мнемических способностей: кратковременная память, 1 час | -расширение объема кратковременной памяти; -повышение скорости слухо-речевого запоминания; -увеличение объема знаний. | -запоминают и изображают по памяти предметы, изображенные на образце (упражнение «Запомни и нарисуй»); -повторяют за педагогом текст, не называя определенное слово, вместо него хлопают в ладоши (упражнение «Запретное слово»); -рисуют по памяти определенный предмет (упражнение «Запоминай-ка»); -рефлексия. | ||
9 | Развитие основных мнемических способностей: долговременная, память, 1 час | -расширение объема долговременной памяти; -повышение скорости слухо-речевого запоминания; -увеличение объема знаний. | -повторяют за педагогом текст, не называя определенное слово, вместо него хлопают в ладоши (упражнение «Запретное слово»); -вспоминают и чертят план своего дома (упражнение «Начерти план»); -рисуют по памяти определенный предмет (упражнение «Запоминай-ка»); -рефлексия. | ||
10 | Развитие основных мнемических способностей: зрительная память, 1 час | -расширение объема зрительной памяти; -повышение скорости слухо-речевого запоминания; -увеличение объема знаний. | -запоминают и изображают по памяти предметы, изображенные на образце (упражнение «Запомни и нарисуй»); -повторяют за педагогом текст, не называя определенное слово, вместо него хлопают в ладоши (упражнение «Запретное слово»); -рисуют по памяти определенный предмет (упражнение «Запоминай-ка»); -рефлексия. | ||
11 | Развитие основных мнемических способностей: фонематическая, память 1 час | -расширение объема фонематической памяти; -повышение скорости слухо-речевого запоминания; -увеличение объема знаний. | -запоминают и изображают по памяти порядок звуков (упражнение «Запомни и повтори звук»); -повторяют за педагогом текст, не называя определенное слово, вместо него хлопают в ладоши (упражнение «Запретное слово»); -рисуют предметы после звукового изображения; -рефлексия. | ||
12 | Развитие основных мнемических способностей: осязательная память, 1 час | -расширение объема осязательной памяти; -повышение скорости слухо-речевого запоминания; -увеличение объема знаний. | -запоминают и изображают по памяти предметы, на ощупь (упражнение «Узнай предмет»); -описывают основные характеристики предметов на ощупь; -рисуют предметы после ощупывания; -рефлексия. | ||
13 | Развитие зрительного восприятия , 1 час | -развитие зрительного восприятия; -совершенствование характеристик произвольного внимания; - увеличение объема знаний. | -распределяют предметы по цвету (упражнение «Классифицируй предметы по цвету»); -определяют слова на определенную букву (упражнение «Найди слова, начинающиеся на одну букву»); -определяют закономерность цифрового ряда и продолжают его(упражнение «Продолжи цифровой ряд»); -определяют одинаковые картинки из предложенного материала (упражнение «Одинаковые картинки»); -рефлексия. | ||
14 | Развитие слухового восприятия , 1 час | -развитие слухового восприятия; -совершенствование характеристик произвольного внимания; - увеличение объема знаний. | -распределяют предметы по производимым звукам (упражнение «Классифицируй предметы и явления по производимым звукам»); -определяют слова содержащую (шипящую) букву (упражнение «Найди слова с буквой «Ш»); -определяют ошибки в произносимых предложениях (упражнение «Найди ошибку»); -составляют и произносят слова из определенного количества букв (упражнение «Составь слово»); -рефлексия. | ||
15 | Развитие осязательного восприятия , 1 час | -развитие осязательного восприятия; -совершенствование характеристик произвольного внимания; - увеличение объема знаний. | -распределяют предметы на ощупь (упражнение «Классифицируй предметы и явления на ощупь»); -вспоминают и называют предметы по различным признакам: холодные, теплые, мягкие, твердые, скользкие, мягкие, колючие и т.д. (упражнение «Назови предмет»); -определяют ошибки в произносимых предложениях (упражнение «Найди ошибку»); -рефлексия. | ||
16 | Развитие воображения, 1 час | -развитие воображения; -совершенствование характеристик произвольного внимания; - увеличение объема знаний; -развитие мнемических способностей. | - изображают «Дом своей мечты» (упражнение «Дом моей мечты»); - составляют рассказ о событии, которое хочется повторить (упражнение «День в который хочется вернуться»); -вспоминают и называют предметы по различным признакам: вкусные, красивые, блестящие (упражнение «Назови предмет»); -рефлексия. | ||
17 | Развитие воображения, 1 час | -развитие воображения; -совершенствование характеристик произвольного внимания; - увеличение объема знаний; -развитие мнемических способностей. | - изображают «Школу своей мечты» (упражнение «Школа моей мечты»); - составляют рассказ о событии, которое хочется повторить (упражнение «День в который хочется вернуться»); -вспоминают и называют предметы, которые помогают людям в домашних делах; -рефлексия. | ||
18 | Развитие воображения, 1 час | -развитие воображения; -совершенствование характеристик произвольного внимания; - увеличение объема знаний; -развитие мнемических способностей. | - изображают «Семью своей мечты» (упражнение «Семья моей мечты»); - составляют рассказ о событии, которое хочется повторить (упражнение «День в который хочется вернуться»); -вспоминают и называют события, когда помогли близким людям; -рефлексия. | ||
19 | Развитие речи, 1 час | -развитие речи ; -совершенствование характеристик произвольного внимания; - увеличение объема знаний; -развитие мнемических способностей. | -называют предметы, добавляя к ним различные прилагательные (упражнение «Назови предмет»); -составляют рассказ по картинкам (упражнение «Составь рассказ»); -называют слова на заданную тему (упражнение «Дикие и домашние животные»); -рисуют на заданную тему: «Добрый клоун» (упражнение «Добрый художник»); -рефлексия. | ||
20 | Развитие речи, 1 час | -развитие речи ; -совершенствование характеристик произвольного внимания; - увеличение объема знаний; -развитие мнемических способностей. | -называют предметы, добавляя к ним глагол (упражнение «Назови действие предмета»); -составляют рассказ по картинкам (упражнение «Составь рассказ»); -называют слова на заданную тему (упражнение «Магазин»); -рисуют на заданную тему: «Красивая кукла» (упражнение «Добрый художник»); -рефлексия. | ||
21 | Развитие речи, 1 час | -развитие речи ; -совершенствование характеристик произвольного внимания; - увеличение объема знаний; -развитие мнемических способностей. | -называют предметы, добавляя к ним цвет (упражнение «Назови предмет в цвете»); -составляют рассказ по картинкам (упражнение «Составь рассказ»); -называют слова на заданную тему (упражнение «Школа»); -рисуют на заданную тему: «Геометрические фигуры» (упражнение «Добрый художник»); -рефлексия. | ||
22 | Развитие речи, 1 час | -развитие выразительной и связной речи; -развитие умения делить слова на слоги; -закрепление умения дифференцирования букв на гласные и согласные; -формирование умения согласовывать слова в предложении; -увеличение словарного запаса. | -составляют рассказ по картинке (упражнение «Составь рассказ»); -соединяют точки по цифрам, получая рисунок(упражнение «Забавный счет»); -дорисовывают предметы по эскизам(упражнение «Нарисуй картинку»); -изображают с помощью мимики и жестов различные ситуации: сбор яблок, ловля рыбы, чтение книги, укачивание ребенка, игра со щенком и т.д. ; -рефлексия. | ||
23 | Развитие речи, 1 час | -развитие выразительной и связной речи; -развитие умения делить слова на слоги; -закрепление умения дифференцирования букв на гласные и согласные; -формирование умения согласовывать слова в предложении; -увеличение словарного запаса. | -составляют юмористический рассказ по картинке (упражнение «Составь смешной рассказ»); -составляют сообщение о предметах, находящихся в шкафу(упражнение «Шкаф игрушек»); -составляют слова из представленных слогов(упражнение «Составь слово»); -находят слова с определенным звуком (упражнение «Герои сказок») ; -рефлексия. | ||
24 | Развитие мыслительных операций (установление последовательности событий), 1 час | -развитие умения устанавливать последовательность событий; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка работы с изображениями событий и явлений; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения последовательно изображать предметы. | -определяют последовательность событий и явлений по 3-4 картинкам; -определяют последовательность и составляет рассказ по картинкам; -определяют последовательность основных жизненных событий. Игра «Чего не хватает?»; -изображают последовательность событий по заданной теме (Дождь). | ||
25 | Развитие мыслительных операций (установление последовательности событий), 1 час | -развитие умения устанавливать последовательность событий; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка работы с изображениями событий и явлений; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения последовательно изображать предметы. | -определяют последовательность событий и явлений по 5-6 картинкам; -определяют последовательность и составляет рассказ по картинкам; - определяют последовательность основных жизненных событий. Игра «Что следующее?»; -изображают последовательность событий по заданной теме (Ночь). | ||
26 | Развитие мыслительных операций (установление последовательности событий), 1 час | -развитие умения устанавливать последовательность событий; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка работы с изображениями событий и явлений; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения последовательно изображать предметы. | -определяют последовательность событий и явлений по 6-7 картинкам; -определяют последовательность и составляет рассказ по картинкам; - определяют последовательность основных жизненных событий. Игра «Что следующее?»; -изображают последовательность событий по заданной теме (Лес). | ||
27 | Развитие мыслительных операций (установление последовательности событий), 1 час | -развитие умения устанавливать последовательность событий; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка работы с изображениями событий и явлений; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения последовательно изображать предметы. | -определяют последовательность событий и явлений по 7-8 картинкам; -определяют последовательность и составляет рассказ по картинкам; - определяют последовательность основных жизненных событий. Игра «Что следующее?»; -изображают последовательность событий по заданной теме (Утро). | ||
28 | Развитие мыслительных операций (установление последовательности событий), 1 час | -развитие умения устанавливать последовательность событий; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка работы с изображениями событий и явлений; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения последовательно изображать предметы. | -определяют последовательность событий и явлений по 8-9 картинкам; -определяют последовательность и составляет рассказ по картинкам; - определяют последовательность основных жизненных событий. Игра «Что следующее?»; -изображают последовательность событий по заданной теме (Вечер). | ||
29 | Развитие мыслительных операций (сериация), 1 час | -формирование и развитие операций абстрагирования, классификации, обобщения; -развитие аналитико-синтетической сферы мыслительной деятельности; -увеличение скорости мыслительных процессов; - увеличение объема знаний. | -составляют цепочки из слов на определенную букву (упражнение «Цепочка из слов»); -определяют слова, не относящиеся к остальным по смыслу (упражнение «Исключение лишнего»); -определяют и дорисовывают необходимые фрагменты целого предмета (упражнение «Одеяло для куклы»); -определяют и рисуют цепочку предметов определенного цвета (упражнение «Изобрази предмет»); -рефлексия. | ||
30 | Развитие мыслительных операций (сериация), 1 час | -развитие умения составлять серии предметов; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка работы с рядами предметов; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -определяют серии предметов на картинках; -определяют серии предметов и составляет пояснение об этих сериях; -находят в серии сюжетных картинок пропущенное звено; -изображают предметы из одной серии по заданной теме (времена года, школа, время суток). | ||
31 | Развитие мыслительных операций (сериация), 1 час | -развитие умения составлять серии предметов; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка работы с рядами предметов; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -определяют серии предметов на картинках; -определяют серии предметов и составляет пояснение об этих сериях; -находят в серии сюжетных картинок пропущенное звено; -изображают предметы из одной серии по заданной теме (деревья, школьные принадлежности, овощи). | ||
32 | Развитие мыслительных операций (сериация), 1 час | -развитие умения составлять серии предметов; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка работы с рядами предметов; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -определяют серии предметов на картинках; -определяют серии предметов и составляет пояснение об этих сериях; -находят в серии сюжетных картинок пропущенное звено; -изображает предметы из одной серии по заданной теме (транспортные средства). | ||
33 | Развитие мыслительных операций (сериация), 1 час | -развитие умения составлять серии предметов; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка работы с рядами предметов; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -определяют серии предметов на картинках; -определяют серии предметов и составляет пояснение об этих сериях; -находят в серии сюжетных картинок пропущенное звено; -изображает предметы из одной серии по заданной теме (водные транспортные средства). | ||
34 | Развитие мыслительных операций (анализ), 1 час | -формирование и развитие словесно-логического мышления; -развитие аналитико-синтетической сферы мыслительной деятельности; -увеличение скорости мыслительных процессов; - увеличение объема знаний. | -запоминают и изображают по памяти предметы, названные педагогом (упражнение «Послушай и нарисуй»); -решают аналитическую задачу (упражнение «Аналитическая задача»); -определяют на ощупь предметы (упражнение «Пощупай и скажи»); - находят закономерность в расположении фигур и предметов и продолжают ряд (упражнение «Продолжи ряд»); -рефлексия. | ||
35 | Развитие мыслительных операций (анализ), 1 час | -развитие умения анализировать события и явления; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка деления целого на части; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -анализируют представленные серии предметов; -составляют рассказ по картинке; -находят связанные по цвету, делают об этом выводы; -слушают и определяют главную мысль в мини-текстах на заданную тему. | ||
36 | Развитие мыслительных операций (анализ), 1 час | -развитие умения анализировать события и явления; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка деления целого на части; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -анализируют представленные серии предметов; -составляют рассказ по картинке; -находят связанные по форме фигуры, делают об этом выводы; -слушают и определяют главную мысль в мини-текстах на заданную тему. | ||
37 | Развитие мыслительных операций (анализ), 1 час | -развитие умения анализировать события и явления; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка деления целого на части; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -анализируют представленные серии предметов; -составляют рассказ по картинке; -находят связанные по величине фигуры, делают об этом выводы; -слушают и определяют главную мысль в мини-текстах на заданную тему. | ||
38 | Развитие мыслительных операций (синтез), 1 час | -формирование и развитие словесно-логического мышления; -развитие аналитико-синтетической сферы мыслительной деятельности; -увеличение скорости мыслительных процессов; - увеличение объема знаний. | -запоминают и изображают по памяти предметы, названные педагогом (упражнение «Послушай и нарисуй»); -рисуют картинку (упражнение «Домики»); -определяют закономерность в изображении предметов и рисуют в пустых клетках (упражнение «Закономерности»); -определяют соответствие между животными и их запасами на зиму (упражнение «Зимние запасы»); -рефлексия. | ||
39 | Развитие мыслительных операций (синтез), 1 час | -развитие умения синтезировать события и явления; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка составления целого из частей; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -составляют рассказ по картинке; -составляют целые картинки из частей (пазлы); -слушают и определяют по признакам предметы и явления. | ||
40 | Развитие мыслительных операций (синтез), 1 час | -развитие умения синтезировать события и явления; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка составления целого из частей; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -составляют рассказ по картинке; -составляют целые картинки из частей (пазлы); -слушают и определяют по признакам предметы и явления. | ||
41 | Развитие мыслительных операций (синтез), 1 час | -развитие умения синтезировать события и явления; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка составления целого из частей; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -составляют рассказ по картинке; -составляют целые картинки из частей (пазлы); -слушают и определяют по признакам предметы и явления. | ||
42 | Развитие мыслительных операций (синтез), 1 час | -развитие умения синтезировать события и явления; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка составления целого из частей; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -составляют рассказ по картинке; -составляют целые картинки из частей (пазлы); -слушают и определяют по признакам предметы и явления. | ||
43 | Развитие мыслительных операций (абстрагирование), 1 час | -формирование и развитие операций абстрагирования; -развитие аналитико-синтетической сферы мыслительной деятельности; -увеличение скорости мыслительных процессов; - увеличение объема знаний. | -определяют правильность нарисованных предметов и явлений на картинках (упражнение «Нелепицы»); -определяют слова, не относящиеся к остальным по смыслу (упражнение «Исключение лишнего»); -определяют и дорисовывают необходимые фрагменты целого предмета (упражнение «Одеяло для куклы»); -подбирают противоположные по смыслу слова к данным, обосновывая решение (упражнение «Противоположное слово»); -рефлексия. | ||
44 | Развитие мыслительных операций (абстрагирование), 1 час | -формирование и развитие операций абстрагирования; -развитие аналитико-синтетической сферы мыслительной деятельности; -увеличение скорости мыслительных процессов; - увеличение объема знаний. | -определяют правильность нарисованных предметов и явлений на картинках (упражнение «Нелепицы»); -определяют слова, не относящиеся к остальным по смыслу (упражнение «Исключение лишнего»); -определяют и дорисовывают необходимые фрагменты целого предмета (упражнение «Одеяло для куклы»); -подбирают противоположные по смыслу слова к данным, обосновывая решение (упражнение «Противоположное слово»); -рефлексия. | ||
45 | Развитие мыслительных операций (абстрагирование), 1 час | -формирование и развитие операций абстрагирования; -развитие аналитико-синтетической сферы мыслительной деятельности; -увеличение скорости мыслительных процессов; - увеличение объема знаний. | -определяют правильность нарисованных предметов и явлений на картинках (упражнение «Нелепицы»); -определяют слова, не относящиеся к остальным по смыслу (упражнение «Исключение лишнего»); -определяют и дорисовывают необходимые фрагменты целого предмета (упражнение «Одеяло для куклы»); -подбирают противоположные по смыслу слова к данным, обосновывая решение (упражнение «Противоположное слово»); -рефлексия. | ||
46 | Развитие мыслительных операций (абстрагирование), 1 час | -формирование и развитие операций абстрагирования; -развитие аналитико-синтетической сферы мыслительной деятельности; -увеличение скорости мыслительных процессов; - увеличение объема знаний. | -определяют правильность нарисованных предметов и явлений на картинках (упражнение «Нелепицы»); -определяют слова, не относящиеся к остальным по смыслу (упражнение «Исключение лишнего»); -определяют и дорисовывают необходимые фрагменты целого предмета (упражнение «Одеяло для куклы»); -подбирают противоположные по смыслу слова к данным, обосновывая решение (упражнение «Противоположное слово»); -рефлексия. | ||
47 | Развитие мыслительных операций (абстрагирование), 1 час | -формирование и развитие операций абстрагирования; -развитие аналитико-синтетической сферы мыслительной деятельности; -увеличение скорости мыслительных процессов; - увеличение объема знаний. | -определяют правильность нарисованных предметов и явлений на картинках (упражнение «Нелепицы»); -определяют слова, не относящиеся к остальным по смыслу (упражнение «Исключение лишнего»); -определяют и дорисовывают необходимые фрагменты целого предмета (упражнение «Одеяло для куклы»); -подбирают противоположные по смыслу слова к данным, обосновывая решение (упражнение «Противоположное слово»); -рефлексия. | ||
48 | Развитие мыслительных операций (классификация), 1 час | -формирование и развитие операций классификации; -развитие аналитико-синтетической сферы мыслительной деятельности; -увеличение скорости мыслительных процессов; - увеличение объема знаний. | -определяют классы предметов и распределяют по ним предложенные предметы (упражнение «Классификация предметов и явлений»); -определяют слова, не относящиеся к остальным по первой букве (упражнение «Исключение лишнего слова»); -определяют и располагают предметы по назначению (упражнение «Шкаф игрушек, школьных принадлежностей»); -рефлексия. | ||
49 | Развитие мыслительных операций (классификация), 1 час | -развитие умения классифицировать предметы; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка работы с рядами предметов; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -классифицируют предметы на картинках (овощи, фрукты, птицы, животные, мебель); -определяют классы предметов и составляет пояснение об этих класса; -классифицируют предметы. Игра «Что здесь лишнее?»; -изображают предметы из одного класса по заданной теме (Одежда, игрушки, пища). | ||
50 | Развитие мыслительных операций (классификация), 1 час | -развитие умения классифицировать предметы; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка работы с рядами предметов; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -классифицируют предметы на картинках (одежда, обувь, пища, мебель, школьные предметы); -определяют классы предметов и составляет пояснение об этих класса; -классифицируют предметы. Игра «Что здесь лишнее?»; -изображают предметы из одного класса по заданной теме (Животные, птицы, цветы). | ||
51 | Развитие мыслительных операций (классификация), 1 час | -развитие умения классифицировать предметы; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - отрабатывание навыка работы с рядами предметов; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -классифицируют предметы на картинках (одежда, обувь, пища, мебель, школьные предметы); -определяют классы предметов и составляет пояснение об этих класса; -классифицируют предметы. Игра «Что здесь лишнее?»; -изображают предметы из одного класса по заданной теме (Мебель, одежда, обувь). | ||
52 | Развитие мыслительных операций (обобщение), 1 час | -формирование и развитие операций обобщения; -развитие аналитико-синтетической сферы мыслительной деятельности; -увеличение скорости мыслительных процессов; - увеличение объема знаний. | -определяют общие характеристики предметов и явлений (упражнение «Общие признаки»); -определяют предметы одинаковые по форме (упражнение «Найди похожие предметы»); -определяют слова с определенным звуком (упражнение «Новогодняя елка»); -определяют ошибки в рисунках (упражнение «Ошибка художника»); -рефлексия. | ||
53 | Развитие мыслительных операций (обобщение), 1 час | -развитие умения видеть сходство в предметах и явлениях; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - развитие произвольного внимания; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -определяют сходство предметов по картинкам; -изображают пары схожих предметов; -слушают и определяют сходные признаки предметов и явлений. | ||
54 | Развитие мыслительных операций (обобщение), 1 час | -развитие умения видеть сходство в предметах и явлениях; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - развитие произвольного внимания; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -выполняют задание: «Найди сходства и назови в чем они»; -изображают пары схожих предметов; -слушают и определяют сходные признаки предметов и явлений. | ||
55 | Развитие мыслительных операций (обобщение), 1 час | -развитие умения видеть сходство в предметах и явлениях; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - развитие произвольного внимания; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -определяют сходства предметов по картинкам; -выполняют задание: «Найди сходства и назови в чем они»; -изображают пары схожих предметов; -слушают и определяют сходные признаки предметов и явлений. | ||
56 | Развитие мыслительных операций (аналогии), 1 час | -формирование и развитие операций аналогий; -развитие аналитико-синтетической сферы мыслительной деятельности; -увеличение скорости мыслительных процессов; - увеличение объема знаний. | -определяют аналогичные по назначению предметов и явлений (упражнение «Аналогичные признаки»); -определяют предметы одинаковые по цвету (упражнение «Найди похожие предметы»); -распределяют картинки предметов по двум признакам (упражнение «Аналогии»); -изображают аналогичные предметы и явления (упражнение «Подбери пару»); -рефлексия. | ||
57 | Развитие мыслительных операций (аналогии), 1 час | -развитие умения устанавливать аналогии в предметах и явлениях; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - развитие произвольного внимания; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -устанавливают аналогии по картинкам; -называют парные аналогии; -изображают предметы аналогичные по цвету. | ||
58 | Развитие мыслительных операций (аналогии), 1 час | -развитие умения устанавливать аналогии в предметах и явлениях; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - развитие произвольного внимания; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -устанавливают аналогии по картинкам; -называют парные аналогии; -изображают предметы аналогичные по форме. | ||
59 | Развитие мыслительных операций (аналогии), 1 час | -развитие умения устанавливать аналогии в предметах и явлениях; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - развитие произвольного внимания; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -устанавливают аналогии по картинкам; -называют парные аналогии; -изображают предметы аналогичные по назначению. | ||
60 | Развитие мыслительных операций (нахождение различий предметов), 1 час | -развитие умения видеть различия в предметах и явлениях; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - развитие произвольного внимания; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -определяюет различия предметов по картинкам; -выполняют задание: «Найди 5-7 отличий»; -изображают предметы различные по цвету; -слушают и определяют различия предметов и явлений. | ||
61 | Развитие мыслительных операций (нахождение различий предметов), 1 час | -развитие умения видеть различия в предметах и явлениях; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - развитие произвольного внимания; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -выполняют задание: «Найди 7-8 отличий»; -изображают предметы различные по форме; -слушают и определяют различия предметов и явлений. | ||
62 | Развитие мыслительных операций (нахождение различий предметов), 1 час | -развитие умения видеть различия в предметах и явлениях; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - развитие произвольного внимания; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -выполняют задание: «Найди 9-10 отличий»; -изображают предметы различные по назначению; -слушают и определяют различия предметов и явлений. | ||
63 | Развитие мыслительных операций (нахождение различий предметов), 1 час | -развитие умения видеть различия в предметах и явлениях; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - развитие произвольного внимания; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -выполняют задание: «Найди 10-11 отличий»; -изображают предметы различные по назначению; -слушают и определяют различия предметов и явлений. | ||
64 | Развитие мыслительных операций (логика), 1 час | -формирование и развитие словесно-логического мышления; -развитие аналитико-синтетической сферы мыслительной деятельности; -увеличение скорости мыслительных процессов; - увеличение объема знаний. | -устанавливают логическую связь в расположении фигур и продолжают ряд (упражнение «Продолжи ряд»); -дорисовывают элементы предметов (упражнение «Дорисуй предметы»); -составляют рассказ по серии картинок (упражнение «Составь рассказ по картинке»); -определяют логические связи и дописывают слова - пары (упражнение «Подбери пару»); -рефлексия. | ||
65 | Развитие мыслительных операций (логика), 1 час | -формирование и развитие словесно-логического мышления; -развитие аналитико-синтетической сферы мыслительной деятельности; -увеличение скорости мыслительных процессов; - увеличение объема знаний. | -устанавливают логическую связь в расположении букв и продолжают ряд (упражнение «Продолжи ряд»); -определяют различия по картинкам (упражнение «Найди отличия»); -составляют рассказ по серии картинок (упражнение «Составь рассказ по картинке»); -определяют логические связи и дописывают слова - пары (упражнение «Подбери пару»); -рефлексия. | ||
66 | Развитие мыслительных операций (логика), 1 час | -развитие умения устанавливать логические связи в предметах и явлениях; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - развитие произвольного внимания; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -устанавливают логические связи по картинкам между предметами; -продолжают обозначенные логические цепочки; -изображают предметы, связанные логически. | ||
67 | Развитие мыслительных операций (логика), 1 час | -развитие умения устанавливать логические связи в предметах и явлениях; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - развитие произвольного внимания; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -устанавливают логические связи по картинкам между явлениями; -продолжают обозначенные логические цепочки; -изображают предметы, связанные логически. | ||
68 | Развитие мыслительных операций (логика), 1 час | -развитие умения устанавливать логические связи в предметах и явлениях; -развитие умения выполнять двух и трехзвенные инструкции; - развитие произвольного внимания; - совершенствование точности движений; -увеличение объема знаний; -развитие умения делать рассуждения по теме. | -устанавливают логические связи по картинкам между событиями; -продолжают обозначенные логические цепочки; -изображают предметы, связанные логически. | ||
69 | Развитие мыслительных операций: итоговое занятие 1 час | -формирование и развитие операций абстрагирования, классификации, обобщения, логики, анализа, синтеза; -развитие аналитико-синтетической сферы мыслительной деятельности; -увеличение скорости мыслительных процессов; - увеличение объема знаний. | -определяют логические закономерности в изображенных предметах (упражнение «Закономерности»); -определяют слова, не относящиеся к остальным по смыслу (упражнение «Исключение лишнего»); -определяют и дорисовывают необходимые фрагменты целого предмета (упражнение «Одеяло для куклы»); -определяют логические связи и дописывают слова - пары (упражнение «Подбери пару»); -рефлексия. | ||
70 | Диагностика уровня умственного развития, мнемических способностей, основных характеристик внимания, интеллекта, 1 час | -развитие умения выполнять инструкцию; -развитие умения анализировать свои знания, умения, -развитие умения выполнять инструкцию; -развитие умения анализировать свои знания, умения. | -выполняют методики Э.Ф.Замбицавичене, Д.Б.Лурия, Н.Г.Лускановой, С.Н.Костроминой, «Корректурную пробу». |
Материально-технические и учебно-методические условия реализации программы
Материально-технические условия: мебель для занятий (стол, стул), ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы.
Учебно-методические условия:
1.Белинская Е.В.Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников.- СПб.: Речь, 2008. – 125с.
2.Брайт Л. Развиваем интеллект. – СПб: Питер Пресс, 1997. – 160с.
3.Глазунов Д.А. Психология. 4 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/авт.-сост. Д.А.Глазунов. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 190с.
4.Ивашова А.И.Программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников. Школьный психолог № 22, 2010. стр.3-16
5.Истратова О.Н.Психологическое тестирование детей /О.Н.Истратова – изд.3-е – Ростов- на –Дону: Феникс, 2011 – 317с.
6.Истратова О.Н.Психолог в средней школе: справочные материалы /О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто – изд.3-е – Ростов- на –Дону: Феникс, 2015 – 334с.
7.Калабух Т.В., Клейменова Е.В. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения/ авт.-сост. Калабух Т.В., Клейменова Е.В. – Волгоград: Учитель. 2013.– 100с.
8.Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.:Изд.ЭКСМО, 2003. – 192с.
9.Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
10.Локсина М.В. Загадки тридесятого царства. 1-6 классы игры – Волгоград: Учитель, 2012.- 138с.
11.Нетреба Г.И. Игры современных тинейджеров: ролевые и социально-моделирующие игры – Волгоград: Учитель, 2012.- 219с.
12.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. – М.:ВЛАДОС, 2001. – 256с.
13.Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 240с.
14.Психология. Упражнения, игры, тренинги. 5-11 классы/автор-сост. И.В.Гуреева.-Волгоград: ИТД «Корифей». – 112с.
15.Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, аквтиваторы/авт.-сост.М.А.Павлова – Волгоград: Учитель, 2011.- 87с.
16.Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320с.
Кадровое обеспечение:
- педагог-психолог.
Механизмы реализации программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации программы – оптимально-выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Режим занятий: Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 01 сентября 2018г. по 31 мая 2019 г., в течение 35 учебных недель. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 30 минут, во второй половине дня. Занятия не проводятся в каникулярное время.
Критерии оценки эффективности программы: - повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с программой коррекционно-развивающих занятий;
-повышение уровня развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, речи);
- повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);
- развитие личности учащегося;
- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;
Прогнозируемый результат:
- восстановление (компенсация) познавательных процессов;
- успешная адаптация к школьному обучению;
- повышение учебной мотивации;
- развитие самостоятельности и самоорганизации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа коррекционной школы для 9 класса биология
рабочая программа по биологии 8 вида для 9 класса, с развёрнутым календарно-тематическим планированием...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс
рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 2 специального (коррекциооного) класса VII вида...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 3 класс
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 3 специального (коррекцинного) класа VII вида...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 4 класс
рабочая программа коррекционно-развиающих занятий для обучающихся 4 специального (коррекционного) класса VII вида...
Рабочие программы коррекционных занятий для 7 классов
рабочие программы коррекционных занятий для 7 классов по русскому языку и литературе....
Рабочая программа по развитию познавательной сферы для 4 класса
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развив...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 4 класс, вариант обучения 7.2
Данная рабочая программа поможет организовать учителю-дефектологу коррекционно-развивающие занятия с учащимися 4 класса, вариант обучения 7.2...