Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» для учащихся с ОВЗ, 5 класс, II полугодие
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Рабочая программа на второе полугодие, 1 раз в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 17» г.Кемерово

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» 5 класс, II полугодие

2020 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию речи для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку.

Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности детей во всех аспектах. На занятиях по развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они научаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. Ведётся работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с ТНР способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.

Основные цели и задачи коррекционного курса «Развитие речи»

Целью работы по развитию речи является формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения и мышления у обучающихся с ТНР.

Основными задачами являются:

-формирование и развитие различных видов устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности,

-формирование, развитие и обогащение лексического строя речи,

-практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи,

-практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений,

-усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам,

- обеспечение условий для устранения речевых недостатков и совершенствования речи у детей среднего школьного возраста с различным уровнем речевого развития.

-формирование умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей,

-формирование положительной мотивации к обучению.

Развитие речи обеспечивает овладение умениями отвечать на вопросы о прочитанном, выполнять устно-речевые послетекстовые упражнения, составлять планы к рассказам, осуществлять систематическую словарную работу по текстам изучаемых произведений. Навыки связного высказывания формируются в процессе систематических упражнений в составлении предложений, текстов с привлечением грамматического материала. Отрабатываются умения передать условие задачи, четко сформулировать вопрос, составить логичный и лаконичный ответ, что создает условия для формирования связного учебного высказывания.

Общая характеристика программы

Научить школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи. Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно было бы обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний,  предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму.  Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению -  должно опережать письменную речь. Одним из способов такой организации является работа по развитию речи. Именно для обеспечения интенсивного речевого развития школьников с ограниченными возможностями здоровья создан коррекционный курс «Развитие связной речи». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у школьников среднего звена. В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности.

Структура программы состоит из пяти блоков: Вводный. Развитие связной устной речи. Развитие связной письменной речи. Расширение и обогащение словарного запаса учащихся. Деловое общение, культура общения. Разделы направлены на коррекцию и развитие учебно-познавательной деятельности школьников с ОВЗ с целью усвоения ими учебного материала и создание условий успешности.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.

Основные формы работы. Рабочая программа реализуется через проведение коррекционных занятий теоретического и практического характера. Используется индивидуальная работа.

Формы контроля. Работа курса предполагает безотметочную форму контроля. Оценка деятельности учащихся носит устный характер (одобрение, словесное поощрение).

Планируемые результаты

  • Развитие устной и письменной речи. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления).
  • Формирование языковых обобщений и правильного использования языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.
  • Формирование, развитие и обогащение лексического строя речи, уточнение значений слов, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
  • Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения продуктивными и непродуктивными способами словоизменения и словообразования, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложений.
  • Развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функции, формирование умения планировать собственное связанное высказывание, анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные и другие семантические отношения, самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания.
  • Овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная).

Критерии оценки эффективности коррекционной программы

Критериями оценивания являются:

-соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС.

-динамика результатов формирования личностных и метапредметных УУД.

Данные мониторинга сформированности личностных, метапредметных и предметных УУД отражены в индивидуальных картах учащихся, речевых картах детей.. В них фиксируются результаты мониторинга на начало и конец учебного года. На основании данных сформированности предметных УУД оформляются графики состояния предметных навыков за все годы обучения ребёнка.

Оценкой личностных результатов является оценка личностного прогресса ученика, которая реализуется в рамках накопительной системы оценивания. Накопительная система представлена в виде портфолио. Материалы портфолио характеризуют достижения обучающихся в рамках учебной, внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, результаты участия в конкурсах, смотрах, выставках, концертах и др. Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего и промежуточного оценивания устных ответов ребёнка. В технологической карте педагога отмечается, на каком уровне сформированы предметные УУД (оптимальный, допустимый и недопустимый уровень) у учащихся.

Содержание программы

Введение 1 ч. Для чего нужна речь. 1 ч.

Учащиеся узнают, что такое речь, на видеопримерах наблюдают за людьми, не имеющими возможности обладать речью, делают выводы о необходимости речи в нашей жизни, сравнивают правильную красивую речь с примерами неграмотной речи.

Развитие связной устной речи 3 ч. Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ. Учись пересказывать. Пересказ по плану. Краткий пересказ.

На занятиях раздела учащиеся учатся правильному пересказу, узнают, как определить главную мысль в частях рассказа, учатся кратко пересказывать текст.

Развитие связной письменной речи 6 ч. Текст: что такое текст? Какие бывают тексты. О чём говорит заглавие. Заглавие в разных текстах. Как строится текст. Составление плана и рассказа по серии картинок. Составление плана к тексту. Описание животного по плану. Запись текста по памяти и  плану.

На теоретических занятиях данного блока учащиеся знакомятся с понятием «текст», узнают виды текста, его структуру. На практических занятиях учащиеся работают с небольшими по объёму текстами, рассматривают смысл и значение заглавия рассказа, затем сами составляют план по серии картинок, позднее рассказ по серии картинок в устной форме. Также учатся давать описание животного по плану. Самостоятельно пробуют составить план к небольшому тексту, затем записывают его по памяти. Таким образом учащиеся готовятся к написанию изложения.

Расширение и обогащение словарного запаса учащихся. 24 ч. 

Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных. Родственные и однокоренные слова.  Словоизменение и словообразование. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа. Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения Безударная гласная в корне слова. Звонкие и глухие согласные в конце слова и в словах со стечением согласных. Непроизносимые согласные. Правило переноса. Словарные слова. Двойные согласные в корне слова. Гласные после шипящих. Мягкий знак после шипящих. Мягкий знак. Разделительные ъ,ь Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты. Части речи. Имя существительное. Глагол. Начальная форма. Имя прилагательное. Дифференциация приставок и предлогов. Работа над просадическим компонентом речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение.

При изучении тем данного блока знакомятся с понятием «слово», учатся из одного слова образовывать новые слова с разным значением, делить слова на тематические группы, не называя понятие «многозначные слова», работают со словами, имеющими несколько значений. Узнают понятия «звук» и «буква», виды согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Учатся писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных. Изучают состав слова, однокоренные слова, роль ударения в слове. Знакомятся с безударной гласной и другими орфографическими правилами. Работают над просадическим компонентом речи, определяют логическое ударение, виды интонации.

Место предмета

Рабочая программа по развитию речи предназначена для организации занятий в рамках коррекционного курса развития речи для учащихся 5 классов. Курс занятий рассчитан на второе полугодие с последовательным углублением знаний и развитием практических умений, навыков. На изучение курса отводится два часа в неделю, итого 34 часа за полугодие.

Календарно-тематическое планирование, 5 класс, II полугодие,

 34 часа, два раза в неделю.

Раздел, тема

Количество часов

Введение

1 ч

1

Для чего нужна речь.

1

Развитие связной устной речи  

3 ч

2

Диалог. Монолог.

1

3

Рассказ. Пересказ. Учись пересказывать.

1

4

Пересказ по плану. Краткий пересказ.

1

Развитие связной письменной речи

6 ч

5

Текст: что такое текст? Какие бывают тексты.

1

6

О чём говорит заглавие.

1

7

Как строится текст.

1

8

Составление плана и рассказа по серии картинок. План к тексту

1

9

Описание животного по плану.

1

10

Запись текста по памяти и  плану

1

Расширение и обогащение словарного запаса учащихся

24 ч

11

Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки.

1

12

Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных

1

13-15

Родственные и однокоренные слова.  Словоизменение и словообразование. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа

3

16

Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения

1

17-18

Безударная гласная в корне слова

2

19

Звонкие и глухие согласные в конце слова и в словах со стечением согласных.

1

20

Непроизносимые согласные

1

21

Правило переноса

1

22

Словарные слова

1

23

Двойные согласные в корне слова

1

24

Гласные после шипящих.

1

25

Мягкий знак после шипящих

1

26

Мягкий знак. Разделительные ъ,ь

1

27-28

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова.

2

29

Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты.

1

30

Части речи. Имя существительное

1

31

Глагол. Начальная форма

1

32

Имя прилагательное

1

33

Дифференциация приставок и предлогов

1

34

Работа над просадическим компонентом речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение

1

\

Материально-технические средства, необходимые для реализации рабочей программы «Развитие речи» обучающихся с ОВЗ

  1. Персональный компьютер, оснащенный современными компьютерными программами, или ноутбук с возможностью выхода в интернет.
  2. Принтер.
  3. Сканер.
  4. Принтер.
  5. Ксерокс
  6. Видеопроектор.
  7. Доска.
  8. Раздаточный материал, картинки для индивидуальной работы.

Методологической основой для разработки коррекционно-развивающей программы являются:

  • Положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.).
  • Положения общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия).
  • Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Р.И. Лалаева).
  • Научно-теоретические положения деятельностного подхода в обучении о необходимости формирования письма как метапредметного умения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
  1. Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006. – 255 с.: ил.
  1. Р.И. Лалаева  Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное  издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
  1. Л.Н. Ефименкова  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
  2. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / под ред. Т.А.Ладыженской. –М.: Педагогика, 1990.
  3. Речевые уроки /Т.А. Ладыженская, Р.И. Никольская и др. – М.: Просвещение, 1995.
  4. Ларионова Л.Г. Русский язык. Орфография в заданиях и вопросах. 5-7 классы/ Л.Г.Ларионова. –М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» для 5, 6, 7 классов коррекционной школы I вида

Материал может быть полезен учителям русского  языка и литературы, преподающим развитие речи в коррекционной школе I вида.Рабочая программа по предмету «Развитие речи» для 5, 6, 7 классов I вида ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе

Данная  рабочая  программа  является  коррекционной  для  обучения  обучающихся  с умственной  отсталостью,  составлена  с  учетом  осо...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы", 5 класс

Цель программы: развитие познавательной сферы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Задачи:1)проводить диагностику познавательной сферы обучающихся с  легкой...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие психомоторики и графомоторных навыков", 5 класс

      Целью данного курса является   максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с...

Рабочая программа коррекционного курса по логопедии для учащихся 1 «Д» класса на 2020 – 2021 учебный год

Программа логопедической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи  обучающимся ...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" ТНР 5.2

Программа коррекционного курса разработана в соответствии с ФГОС ОВЗ НОО...

Рабочая программа Коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)

Рабочая программаКоррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП  2 класса (вариант 7.2)...