Рабочая программа коррекционного курса "Развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы", 8 класс
рабочая программа по психологии (8 класс) на тему
Цель программы: создание условий для развития эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommun._navyki_i_emots-volevaya_sfera_2018-2019u.g._8_klass.docx | 353.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Общая характеристика | 3 |
1.2. | Цель, задачи | 3 |
1.3. | Направления работы в рамках реализации программы коррекционного курса «Развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы» | 4 |
1.4. | Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной умственной отсталостью | 4 |
2 | Планируемые результаты реализации программы коррекционного курса «Развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы» | 6 |
2.1. | Личностные результаты | 6 |
2.2. | Предметные результаты | 7 |
3 | Основное содержание коррекционного курса «Развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы» | 9 |
4 | Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы» | 11 |
5 | Материально-технические и учебно-методические условия реализации программы | 24 |
5.1. | Материально-технические условия реализации программы | 24 |
5.2. | Учебно-методические условия реализации программы | 24 |
6 | Кадровое обеспечение | 24 |
7 | Механизмы реализации программы психологического сопровождения | 24 |
7.1. | Режим занятий | 24 |
8 | Критерии оценки эффективности программы | 25 |
9 | Прогнозируемый результат | 25 |
Пояснительная записка
Данная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с: *Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
*СанПиН 2.4.1.3049-13", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (глава 11. Статья 79);
*приказом МО и Н РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
*примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создана для решения проблемы инклюзивного образования детей с ОВЗ. Программа позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит по индивидуальной адаптированной общеобразовательной программе в общеобразовательном классе.
Цель программы: создание условий для развития эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
1)проводить диагностику и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизацию пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);
2)проводить диагностику и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
3) создать условия для развития эмоционально – волевой сферы;
4) создать условия для развития коммуникативных навыков;
5)формировать продуктивные виды взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышать социальный статус ребенка в коллективе, формировать и развить навыки социального поведения);
Содержание программы коррекционного курса определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Направления работы в рамках реализации программы коррекционного курса
Данная программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
*диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:
―сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
―психолого-педагогический эксперимент,
―наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
―беседы с учащимися, учителями и родителями,
―изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
―оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
*коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию базовых учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
―занятия индивидуальные и групповые;
―игры, упражнения, этюды;
―психокоррекционные методики;
―беседы с учащимися;
―организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной умственной отсталостью
Умственная отсталость—это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Обучающийся, имеющий умеренную умственную отсталость (УУО) получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования. Для учащегося с УУО характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени.
Учащийся с УУО характеризуется выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического, затруднено формирование устной и письменной речи, что требует использования разнообразных средств невербальной коммуникации, а также логопедической коррекции.
Внимание у обучающегося с УУО отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. Отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений.
Наблюдаются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и др. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений.
Иногда проявляет деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими или, напротив навязчивое привлечение внимания окружающих.
Владеет элементарной речью: может выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. Иногда выражается на уровне развернутого высказывания, но высказывание носит формальный характер и не направлено на решение задач социальной коммуникации.
Может выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций препятствуют выполнению действия как целого.
Проявляет элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации, овладении основами счета, письма, чтения и др.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и другими, непродуктивными оказываются подходы, требующие формирования абстрактно-логического мышления и речемыслительных процессов. В этой связи возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов учащийся не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Затруднения в психическом развитии учащегося с УУО обусловлены особенностями высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В структуре психики ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При УУО страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития ребенка с умеренной умственной отсталостью, следует опираться на сохранные стороны его психики и учитывать зону ближайшего развития.
Планируемые результаты реализации программы коррекционного курса
Результаты реализации программы коррекционного курса «Развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы» оцениваются как итоговые на момент завершения реализации программы.
Реализация программы коррекционного курса «Развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы» предполагает достижение обучающимися двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам относятся:
Результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения | отсутствие положительной динамики | минимальная динамика | удовлетворительная динамика | значительная динамика | |
Личностные результаты: | -сформированность гуманистических и демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к семье, людям, своей стране, уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям | ||||
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении | |||||
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | |||||
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | |||||
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия | |||||
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | |||||
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | |||||
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | |||||
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | |||||
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | |||||
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | |||||
-формирование готовности к самостоятельной жизни |
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения.
К предметным результатам относятся:
Предметные результаты | Минимальный уровень усвоения | Достаточный уровень усвоения | |
Познавательные: | -поиск необходимой информации | ||
- умение фиксировать информацию (также с помощью ИКТ) | |||
- умение использовать знаково-символические средства (схемы, таблицы и т.д.) | |||
-умение строить устные сообщения | |||
- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | |||
-умение осуществлять синтез, как составление целого из частей | |||
-умение проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям | |||
-умение устанавливать причинно-следственные связи | |||
-умение строить рассуждения, в форме простых суждений | |||
-умение обобщать в классы единичные объекты | |||
-умение осуществлять подведение под понятие | |||
-умение устанавливать аналогии | |||
-овладение рядом общих приемов решения задач, проблем | |||
Регулятивные: | -умение принимать и сохранять учебную задачу | ||
-умение учитывать выделенные педагогом ориентиры | |||
-умение планировать свои действия в соответствие с поставленной задачей | |||
-умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | |||
-умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль выполнения задания | |||
-умение оценивать правильность действий | |||
-умение адекватно воспринимать предложения и оценку сверстников и взрослых | |||
-умение различать способ и результат действия | |||
-умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок | |||
Коммуникативные: | -допускать возможность существования различных точек зрения | ||
-формулировать свое мнение и позицию | |||
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | |||
-умение задавать вопросы | |||
-умение контролировать действия партнера | |||
-умение использовать речь для регуляции своего действия | |||
-умение использовать монологическую и диалогическую виды речи |
Основное содержание коррекционного курса
«Развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы»
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Развитие эмоционально-волевой сферы: | 25 |
1.1 | Основные эмоциональные состояния (позитивные, негативные, нейтральные эмоциональные состояния), | 1 |
1.2 | Положительные эмоциональные состояния. | 3 |
1.3 | Отрицательные эмоциональные состояния. | 3 |
1.4 | Нейтральные эмоциональные состояния. | 3 |
1.5 | Чувство страха. | 1 |
1.6 | Чувство гнева. | 1 |
1.7 | Чувство злости. | 1 |
1.8 | Чувство обиды. | 1 |
1.9 | Чувство вины. | 1 |
1.10 | Чувство стыда. | 1 |
1.11 | Чувство грусти. | 1 |
1.12 | Чувство радости. | 1 |
1.13 | Формирование позитивного отношения подростка к своему «Я». | 1 |
1.14 | Формирование позитивного отношения к своей семье. | 1 |
1.15 | Формирование позитивного отношения к своему классу. | 1 |
1.16 | Отработка механизмов саморегуляции. | 1 |
1.17 | Актуализация позитивного эмоционального опыта. | 1 |
1.18 | Повышение самооценки. | 1 |
1.19 | Развитие эмпатии. | 1 |
2 | Развитие коммуникативной навыков: | 10 |
2.1 | Формирование навыков общения. | 2 |
2.2 | Развитие навыков бесконфликтного общения. | 2 |
2.3 | Обучение детей отреагированию эмоций в конфликте. | 2 |
2.4 | Развитие умения договариваться друг с другом. | 2 |
2.5 | Формирование адекватных форм поведения. | 2 |
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса
«Развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы»
Сроки | № п/п | Тема, количество часов | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся | |
Предметные | БУД | ||||
1 | Основные эмоциональные состояния (позитивные, негативные, нейтральные эмоциональные состояния), 1 час | -знакомство с различными эмоциональными состояниями; -закрепление знаний об эмоциях и способах их проявлений; -закрепление умений проявлять эмоции с помощью мимики; -закрепление навыка распознавания эмоций своих и других людей; - закрепление навыков адекватной самооценки. | Личностные: -сформированность гуманистических и демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к семье, людям, своей стране, уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям; -осознание личностного смысла учения; - проявление готовности к саморазвитию; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; -развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Познавательные: -умение осуществлять синтез, как составление целого из частей -сравнивать, обобщать и делать выводы; -умение проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям; - умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -умение осуществлять подведение под понятие. Регулятивные: -организовывать свое рабочее место; -овладевать способностью понимать учебные задачи занятия; - оценивать свои достижения на занятии; - умение принимать и сохранять учебную задачу; -умение учитывать выделенные педагогом ориентиры; -умение планировать свои действия в соответствие с поставленной задачей; -умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; -умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль выполнения задания; -умение оценивать правильность действий; -умение адекватно воспринимать предложения и оценку сверстников и взрослых; -умение различать способ и результат действия; -умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок. Коммуникативные: -допускать возможность существования различных точек зрения; -формулировать свое мнение и позицию; - использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; - проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -умение задавать вопросы; - уметь строить устный ответ; -умение использовать речь для регуляции своего действия; -умение использовать монологическую и диалогическую виды речи. | -распознают и называют различные эмоции по образцам-пиктограммам; - распознают и называют различные эмоции по изображениям незнакомых людей; -рисуют различные эмоциональные состояния; -составляют рассказы об эмоциях; - показывают с помощью мимики и жестов различные эмоциональные состояния, упражнение «Театр эмоций»; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач» (положить в корзину белый (если задания удалось выполнить хорошо) или оранжевый мячик (если задания были, в целом, выполнены неверно, неточно). | |
2 | Положительные эмоциональные состояния, 1 час | -знакомство с положительными эмоциональными состояниями; -закрепление знаний о положительных эмоциях и способах их проявлений; -закрепление умений проявлять эмоции с помощью мимики; -закрепление навыка распознавания эмоций своих и других людей; - закрепление навыков адекватной самооценки. | -распознают и называют положительные эмоции по образцам-пиктограммам; - распознают и называют положительные эмоции по изображениям незнакомых людей; -рисуют положительные эмоциональные состояния; -составляют рассказы о событиях, которые вызывают положительные эмоции; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
3 | Положительные эмоциональные состояния, 1 час | -знакомство с положительными эмоциональными состояниями; -закрепление знаний о положительных эмоциях и способах их проявлений; -закрепление умений проявлять эмоции с помощью мимики; -закрепление навыка распознавания эмоций своих и других людей; - закрепление навыков адекватной самооценки. | - вспоминают и называют дела, вызывающие положительные эмоции, упражнение «Наши добрые дела»; - беседа об эмоциональных состояниях персонажей мультфильма «Цветик-семицветик»; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
4 | Положительные эмоциональные состояния, 1 час | -знакомство с положительными эмоциональными состояниями; -закрепление знаний о положительных эмоциях и основаниях их проявлений; -закрепление умений проявлять эмоции с помощью мимики, жестов, интонаций; -закрепление навыка распознавания эмоций своих и других людей; - закрепление навыков адекватной самооценки. | -распознают и называют положительные эмоции на картинках с изображениями людей, сказочных персонажей; -рисуют ситуации в которых люди испытывают положительные эмоции; -составляют фантазийные рассказы о возможных ситуациях, когда актуальны положительные эмоции; -изображают различные положительные эмоции, упражнение «Театр эмоций»; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
5 | Отрицательные эмоциональные состояния, 1 час | -знакомство с отрицательными эмоциональными состояниями; -закрепление знаний об отрицательных эмоциях и способах их проявлений; -закрепление умений проявлять эмоции с помощью мимики; -закрепление навыка распознавания эмоций своих и других людей; - закрепление навыков адекватной самооценки. | -распознают и называют отрицательные эмоции по образцам-пиктограммам; - распознают и называют отрицательные эмоции по изображениям незнакомых людей; -рисуют отрицательные эмоциональные состояния; -составляют рассказы об отрицательных эмоциях; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
6 | Отрицательные эмоциональные состояния, 1 час | -знакомство с отрицательными эмоциональными состояниями; -закрепление знаний об отрицательных эмоциях и способах их проявлений; -закрепление умений проявлять эмоции с помощью мимики; -закрепление навыка распознавания эмоций своих и других людей; - закрепление навыков адекватной самооценки. | - вспоминают и называют дела, вызывающие отрицательные эмоции, упражнение «Наши плохие дела»; - беседа об эмоциональных состояниях персонажей сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
7 | Отрицательные эмоциональные состояния, 1 час | -знакомство с отрицательными эмоциональными состояниями; -закрепление знаний об отрицательных эмоциях и основаниях их проявлений; -закрепление умений проявлять эмоции с помощью мимики, жестов, интонаций; -закрепление навыка распознавания эмоций своих и других людей; - закрепление навыков адекватной самооценки. | -распознают и называют отрицательные эмоции на картинках с изображениями людей, сказочных персонажей; -рисуют ситуации в которых люди испытывают отрицательные эмоции; -составляют фантазийные рассказы о возможных ситуациях, когда актуальны отрицательные эмоции; -изображают различные отрицательные эмоции, упражнение «Театр эмоций»; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
8 | Нейтральные эмоциональные состояния, 1 час | -знакомство с отрицательными эмоциональными состояниями; -закрепление знаний об отрицательных эмоциях и основаниях их проявлений; -закрепление умений проявлять эмоции с помощью мимики, жестов, интонаций; -закрепление навыка распознавания эмоций своих и других людей; - закрепление навыков адекватной самооценки. | -распознают и называют нейтральные эмоции на картинках с изображениями людей, сказочных персонажей; -рисуют ситуации в которых люди испытывают нейтральные эмоции; -составляют фантазийные рассказы о возможных ситуациях, когда актуальны нейтральные эмоции; -изображают различные нейтральные эмоции, упражнение «Театр эмоций»; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
9 | Нейтральные эмоциональные состояния, 1 час | -знакомство с отрицательными эмоциональными состояниями; -закрепление знаний об отрицательных эмоциях и основаниях их проявлений; -закрепление умений проявлять эмоции с помощью мимики, жестов, интонаций; -закрепление навыка распознавания эмоций своих и других людей; - закрепление навыков адекватной самооценки. | - вспоминают и называют дела, вызывающие нейтральные эмоции, упражнение «Наши повседневные дела»; - беседа об эмоциональных состояниях персонажей сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
10 | Нейтральные эмоциональные состояния, 1 час | -знакомство с отрицательными эмоциональными состояниями; -закрепление знаний об отрицательных эмоциях и основаниях их проявлений; -закрепление умений проявлять эмоции с помощью мимики, жестов, интонаций; -закрепление навыка распознавания эмоций своих и других людей; - закрепление навыков адекватной самооценки. | -распознают и называют нейтральные эмоции на картинках с изображениями людей, сказочных персонажей; -рисуют ситуации в которых люди испытывают нейтральные эмоции; -составляют фантазийные рассказы о возможных ситуациях, когда актуальны нейтральные эмоции; -изображают различные нейтральные эмоции, упражнение «Театр эмоций»; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
11 | Чувство страха, 1 час | -знакомство с ситуациями, когда человек испытывает страх; -закрепление знаний о чувстве страха; -закрепление умений проявлять эмоции и чувства с помощью мимики, жестов, интонаций; -закрепление навыка распознавания эмоций и чувств своих и других людей; - закрепление навыков адекватной самооценки. | -рисуют ситуации в которых люди испытывают страх; -составляют фантазийные рассказы о возможных ситуациях, когда актуально чувство страха; -дорисовывают рисунок «страха» веселыми деталями, смешными рожицами, сделать самолетик, кораблик, аистенка, упражнение «страх, я тебя не боюсь»; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
12 | Чувство гнева , 1 час | -знакомство с ситуациями, когда человек испытывает гнев; -закрепление знаний о чувстве гнева; -закрепление умений проявлять эмоции и чувства с помощью мимики, жестов, интонаций; -закрепление навыка распознавания эмоций и чувств своих и других людей; - закрепление навыков адекватной самооценки. | -рисуют ситуации в которых люди испытывают гнев; -составляют фантазийные рассказы о возможных ситуациях, когда актуально чувство гнева; - беседа о проявлении гнева старухой из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
13 | Чувство злости, 1 час | -знакомство с ситуациями, когда человек испытывает злость; -закрепление знаний о чувстве злость; -закрепление умений проявлять эмоции и чувства с помощью мимики, жестов, интонаций; -закрепление навыка распознавания эмоций и чувств своих и других людей; - закрепление навыков адекватной самооценки. | -рисуют ситуации в которых люди испытывают злость; -составляют фантазийные рассказы о возможных ситуациях, когда актуально чувство злости; - беседа о проявлении чувства злости в рассказе Э.Шим «Не смей!»; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
14 | Чувство обиды, 1 час | -знакомство с ситуациями, когда человек испытывает обиду; -закрепление знаний о чувстве обиды; -закрепление умений проявлять эмоции и чувства с помощью мимики, жестов, интонаций; -закрепление навыка распознавания эмоций и чувств своих и других людей; - закрепление навыков адекватной самооценки. | -рисуют ситуации в которых люди испытывают обиду; -составляют фантазийные рассказы о возможных ситуациях, когда актуально чувство обиды; - беседа о проявлении чувства обиды в стихотворении «Кто кого обидел первый» В.Орлова; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
15 | Чувство вины, 1 час | -знакомство с ситуациями, когда человек испытывает вину; -закрепление знаний о чувстве вины; -закрепление умений проявлять эмоции и чувства с помощью мимики, жестов, интонаций; -закрепление навыка распознавания эмоций и чувств своих и других людей; - закрепление навыков адекватной самооценки. | -рисуют ситуации в которых люди испытывают вину; -составляют фантазийные рассказы о возможных ситуациях, когда актуально чувство вины; - беседа о проявлении чувства вины в рассказе А.Ульяновой «Кто разбил графин?»; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
16 | Чувство стыда, 1 час | -знакомство с ситуациями, когда человек испытывает стыда; -закрепление знаний о чувстве стыда; -закрепление умений проявлять эмоции и чувства с помощью мимики, жестов, интонаций; -закрепление навыка распознавания эмоций и чувств своих и других людей; - закрепление навыков адекватной самооценки. | -рисуют ситуации в которых люди испытывают стыд; -составляют фантазийные рассказы о возможных ситуациях, когда актуально чувство стыда; - беседа о проявлении чувства стыда в стихотворении «Мяч и Петя» В.Лившиц»; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
17 | Чувство грусти, 1 час | -знакомство с ситуациями, когда человек испытывает грусть; -закрепление знаний о чувстве грусти; -закрепление умений проявлять эмоции и чувства с помощью мимики, жестов, интонаций; -закрепление навыка распознавания эмоций и чувств своих и других людей; - закрепление навыков адекватной самооценки. | -рисуют ситуации в которых люди испытывают грусть; -составляют фантазийные рассказы о возможных ситуациях, когда актуально чувство грусти; - беседа о проявлении чувства грусти «Мы грустим – почему?»; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
18 | Чувство радости, 1 час | -знакомство с ситуациями, когда человек испытывает радость; -закрепление знаний о чувстве радости; -закрепление умений проявлять эмоции и чувства с помощью мимики, жестов, интонаций; -закрепление навыка распознавания эмоций и чувств своих и других людей; - закрепление навыков адекватной самооценки. | -рисуют ситуации в которых люди испытывают радость; -составляют фантазийные рассказы о возможных ситуациях, когда актуально чувство радости; - беседа о проявлении чувства радости «Радость, какой мы ее видим»; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
19 | Формирование позитивного отношения подростка к своему «Я», 1 час | -актуализация своих положительных качеств и характеристик; -закрепление положительного отношения к себе, через создание ситуаций успеха; -закрепление положительного отношения к себе через творческое самовыражение. | -составляют рассказы о своих положительных качествах характера (упражнение «Вот я какой!») -рисуют ситуации в которых люди могут собой гордиться; -вспоминают и рассказывают об известных людях, сказочных персонажах, героях книг; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
20 | Формирование позитивного отношения к своей семье, 1 час | -актуализация положительных характеристик своей семьи; -закрепление положительного отношения к своей семье; -закрепление положительного отношения к семье через творческое самовыражение. | -составляют рассказы о положительных характеристиках своей семьи, близких людей (упражнение «Моя дружная семья») -рисуют ситуации в которых члены семьи совершили хорошие поступки и могут собой гордиться; -составляют план хороших взаимоотношений в семье; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
21 | Формирование позитивного отношения к своему классу, 1 час | -актуализация положительных характеристик своего класса; -закрепление положительного отношения к своему классу; -закрепление положительного отношения к своему классу через творческое самовыражение. | -составляют рассказы о положительных характеристиках своего класса, упражнение «Мой дружный класс»; -рисуют ситуации в которых одноклассники совершили хорошие поступки и могут собой гордиться; -составляют план хороших взаимоотношений в классе; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
22 | Отработка механизмов саморегуляции, 1 час | -знакомство с методами и способами саморегуляции; -закрепление и отработка методов саморегуляции в различных ситуациях. | -слушают и знакомятся с методами и способами саморегуляции; -проигрывают ситуации, когда нужно применение методов саморегуляции; -делают предположения о том, что могло бы произойти, если бы люди не контролировали свое поведение; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
23 | Актуализация позитивного эмоционального опыта, 1 час | -актуализация своих положительных эмоций и чувств; -закрепление положительного отношения к себе, своей семье, окружающим людям; -закрепление положительного отношения к окружающим через творческое самовыражение. | -составляют рассказы о положительных событиях в школе, дома, на улице (упражнение «Мой мир»); -рисуют ситуации в которых они испытывали положительные эмоции и чувства; -дописывают «неоконченные предложения» на тему «Положительный жизненный опыт»; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
24 | Повышение самооценки, 1 час | -формирование понятия о характере человека; -актуализация своих положительных качеств характера; -закрепление положительного отношения к себе, через обсуждение ситуаций из своей жизни; -закрепление положительного отношения к себе через творческое самовыражение. | -составляют схему описания человека и его качеств характера (упражнение «Я и мой характер»); -определяют и дописывают черты характера человека (упражнение «Слова-антонимы»); -составляют небольшие рассказы о том, почему нужно иметь хороший характер; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
25 | Развитие эмпатии, 1 час | -формирование понятия о сопереживании другим людям; -актуализация своих положительных эмоций и чувств; -закрепление положительного отношения к себе, своей семье, окружающим людям; -закрепление положительного отношения к окружающим через творческое самовыражение. | -составляют рассказы о том, каким бы стал мир без доброты и милосердия; -рисуют ситуации в которых они испытывали положительные эмоции и чувства; -дописывают «неоконченные предложения» на тему «Положительный жизненный опыт»; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
26 | Формирование навыков общения, 1 час | -формирование понятия - общение; -актуализация качеств характера людей для конструктивного общения друг с другом; -закрепление положительного опыта общения людей друг с другом; -принятие различности людей; -закрепление положительного отношения к окружающим через творческое самовыражение. | -слушают и участвуют в определении понятия-«общение»; -определяют из предоставленных качеств, необходимые для организации конструктивного общения (упражнение «Черты характера»); -рисуют образы людей, которые будут «хорошо» и «плохо» общаться; -рефлексия. | ||
27 | Формирование навыков общения, 1 час | -закрепление понятия - общение; -формирования понятия о разнообразии людей; -закрепление положительного опыта общения людей друг с другом; -принятие различности людей; -закрепление положительного отношения к окружающим через творческое самовыражение. | -определяют сходства и различия между двумя учащимися (игра «Похожие и разные»); -определяют и рассказывают какие люди им нравятся (упражнение «Закончи предложение»); -рисуют образ своего «идеального друга»; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
28 | Развитие навыков бесконфликтного общения, 1 час | -формирование понятия о бесконфликтном общении; -знакомство с качествами характера людей, которые провоцируют конфликты; -закрепление навыков бесконфликтного общения; -закрепление положительного отношения к окружающим через творческое самовыражение. | -слушают и участвуют в определении понятия-«бесконфликтное общение»; -определяют из предоставленных качеств те, которые приводят к конфликтам (упражнение «Черты характера»); -составляют мини-рассказы о том к чему приводят конфликты; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
29 | Развитие навыков бесконфликтного общения, 1 час | -закрепление понятия о бесконфликтном общении; -закрепление знаний о качествах характера и поведении, приводящих к конфликтам; -закрепление навыков бесконфликтного общения; -закрепление положительного отношения к окружающим через творческое самовыражение. | -проигрывают ситуации конфликтов и путей выхода из них; -определяют схожесть и различия сказочных персонажей (упражнение «Какой этот персонаж?»); -рисуют по договоренности два одинаковых предмета (упражнение «Рукавички»); -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
30 | Обучение отреагированию эмоций в конфликте, 1 час | -закрепление знаний о качествах характера и поведении, приводящих к конфликтам и предотвращающим их; -закрепление умений и навыков предотвращения и выхода из конфликтов; -закрепление навыков бесконфликтного общения; -закрепление положительного отношения к окружающим через творческое самовыражение. | -проигрывают и анализируют эмоции, которые вызывают конфликты; -определяют и говорят о том, как справиться с конфликтными ситуациями (попросить прощение, объясниться, поговорить); -рисуют по очереди общий рисунок «друга соей мечты»; (упражнение «Создай себе друга»); -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
31 | Обучение отреагированию эмоций в конфликте, 1 час | -закрепление знаний о качествах характера и поведении, приводящих к конфликтам и предотвращающим их; -закрепление умений и навыков предотвращения и выхода из конфликтов; -закрепление навыков бесконфликтного общения; -закрепление положительного отношения к окружающим через творческое самовыражение. | -проигрывают и анализируют эмоции, которые вызывают разрешенные конфликты; -определяют и говорят о том, как справиться с негативными эмоциями; -рисуют ; (упражнение «Создай себе друга»); -рефлексия. | ||
32 | Развитие умения договариваться друг с другом, 1 час | -знакомство с понятием – умение договариваться; -знакомство с эффективными способами ведения диалога; -закрепление умений и навыков договариваться друг с другом; -закрепление навыков конструктивного общения; -закрепление положительного отношения к окружающим через творческое самовыражение. | -слушают и участвуют в определении понятия – умение договариваться; -проигрывают ситуации ведения диалога в различных ситуациях; -составляют схему ситуаций, когда люди договариваются; -рисуют ситуации, когда люди могут договориться; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
33 | Развитие умения договариваться друг с другом, 1 час | -закрепление умений вести эффективный диалог; -закрепление умений и навыков договариваться друг с другом; -закрепление навыков конструктивного общения; -закрепление положительного отношения к окружающим через творческое самовыражение. | -проигрывают и анализируют ситуации, когда люди могут и не могут договориться; -проигрывают ситуации ведения диалога в различных ситуациях; -составляют схему ситуаций, когда люди не могут договориться; -рисуют то, что мешает людям договариваться; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
34 | Формирование адекватных форм поведения, 1 час | -знакомство с понятием – адекватное поведение; -знакомство с формами социально-одобряемого поведения; -закрепление умений и навыков социально-одобряемого поведения в различных ситуациях; -закрепление навыков конструктивного общения; -закрепление положительного отношения к окружающим через творческое самовыражение. | -слушают и участвуют в определении понятия – адекватное поведение; -проигрывают ситуации и отрабатывают различные модели социально-одобряемого поведения; -составляют предложения, описывающие ситуации адекватного и неадекватного поведения (упражнение «Неоконченные предложения»); -рисуют ситуации, когда люди ведут себя адекватно; -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». | ||
35 | Формирование адекватных форм поведения, 1 час | -закрепление понятия – адекватное поведение; -закрепление форм социально-одобряемого поведения; -закрепление умений и навыков социально-одобряемого поведения в различных ситуациях; -закрепление навыков конструктивного общения; -закрепление положительного отношения к окружающим через творческое самовыражение. | -определяют по картинкам, где изображено адекватное и неадекватное поведение людей; -проигрывают ситуации и отрабатывают различные модели социально-одобряемого поведения; -составляют предложения, описывающие ситуации адекватного и неадекватного поведения (упражнение «Неоконченные предложения»); -рефлексия, упражнение «Корзина успехов и неудач». |
Материально-технические и учебно-методические условия реализации программы
Материально-технические условия: мебель для занятий (стол, стул), ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы.
Учебно-методические условия:
1.Белинская Е.В.Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников.- СПб.: Речь, 2008. – 125с.
2.Глазунов Д.А. Психология. 4 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/авт.-сост. Д.А.Глазунов. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 190с.
3.Ивашова А.И.Программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников. Школьный психолог № 22, 2010. стр.3-16
4.Истратова О.Н.Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет/О.Н.Истратова – изд.3-е – Ростов- на –Дону: Феникс, 2011 – 317с.
5.Калабух Т.В., Клейменова Е.В. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения/ авт.-сост. Калабух Т.В., Клейменова Е.В. – Волгоград: Учитель. 2013.– 100с.
6.Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.:Изд.ЭКСМО, 2003. – 192с.
7.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. – М.:ВЛАДОС, 2001. – 256с.
8.Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 240с.
9.Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320с.
10.Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИ, 2006. -72с.
11.Силина О.И. Тренинговая программа развития навыков конструктивного общения. Школьный психолог № 15, 2008.стр.16-47
Кадровое обеспечение:
- педагог-психолог.
Механизмы реализации программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации программы – оптимально-выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Режим занятий: Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 01 сентября 2018г. по 31 мая 2019 г., в течение 35 учебных недель. Периодичность занятий – 1 раз в неделю, длительностью 30 минут, во второй половине дня. Занятия не проводятся в каникулярное время.
Критерии оценки эффективности программы: - повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с программой коррекционно-развивающих занятий;
- повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);
- развитие личности учащегося;
- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;
Прогнозируемый результат:
- восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;
- коррекция несформированных психических функций;
- успешная адаптация к школьному обучению;
- развитие познавательной и учебной мотивации;
- развитие познавательных процессов;
- развитие самостоятельности и самоорганизации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
Авторская рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с элементами сказкотерапии 1-4 класс
Данная коррекционная программа рассчитана для детей с ограниченными возможностями младшего школьного возраста. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом ...
Рабочая программа коррекционного курса по логопедии для учащихся 1 «Д» класса на 2020 – 2021 учебный год
Программа логопедической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи обучающимся ...
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» предназначена для учащихся 6 класса (вариант 2).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» предназначена для учащихся 6 класса (вариант 2).Основная цель программыЦелью п...
Рабочая программа коррекционного курса "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся 9 класса с ГУО, вариант 2.
Актуальность коррекционного курса "Социально-бытовая ориентировка" заключается в практической подготовке детей с ГУО к самостоятельной жизни, формировании у них зна...
Рабочая программа Коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)
Рабочая программаКоррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)...
Коррекционно-развивающая программа "Развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы"
Программа направлена на формирование адекватного поведения, снижение конфликтности, развитие адаптивных возмождностей и волевых усилий у обучающихся сОВЗ....